Наступил седьмой день нашего автомобильного путешествия. Накануне вечером мы прибыли из Нерюнгри в город Тында. Утром после завтрака отправились знакомиться с этим небольшим населённым пунктом Амурской области.
Наступил седьмой день нашего автомобильного путешествия. Накануне вечером мы прибыли из Нерюнгри в город Тында. Утром после завтрака отправились знакомиться с этим небольшим населённым пунктом Амурской области.
По одной из версий, название города восходит к эвенкийскому «тэнда», корень которого «тэн» переводится как «ровный перевал», а производное «тэндэ» означает — место, где пасут оленей.
В 1850-х годах горный инженер Павел Аносов открыл первые месторождения золота в реках, протекающих близ нынешнего города Тынды.
По архивным данным, в 1907–1908 годах на месте Тынды был образован переселенческий участок Тындинский. Участок был спроектирован в целях освоения Дальнего Востока и был рассчитан на 108 переселенцев мужского пола. Под застройку было отдано 6058 десятин. Однако участок тогда так и не был заселён.
В 1917 году посёлок Тындинский стал перевалочным пунктом золотодобытчиков, в этом же году было первое упоминание о нём.
Город Тында был основан как один из опорных пунктов строительства БАМ. Сегодня здесь проходит Амуро-Якутская автодорога, располагаются участок Дальневосточной железной дороги и аэропорт. Поэтому Тында — крупный транспортный узел. Об этом говорит изображение в гербе ключа. Бородка ключа сделана в виде крылатого колеса — традиционной железнодорожной эмблемы.
Фигура оленя показывает, что город находится в районе исторических и ныне существующих эвенкийских оленеводческих поселений. Ель — символ вечности и долголетия в гербе символизирует окружающую город природу — девственную непроходимую тайгу, экологический источник жизни.
А это скульптурное пано мы нашли в ДК Русь. Слева — Байкал, справа — Амур. Получается что Тында это девушка.
По переписи 1924 года, в посёлке проживало 180 человек. Поселение обрело «вторую жизнь» в 1937 году, когда для освоения Дальнего Востока потребовалась железнодорожная магистраль, которая строилась силами заключённых БАМлага.
Уже 1 ноября этого же года по ветке БАМ — Тында отправился первый паровоз. Вскоре поселение приобретает статус посёлка и становится одним из крупнейших населённых пунктов на севере Амурской области: согласно переписи населения, проведённой в 1939 году, там проживало около четырёх тысяч человек.
17 февраля 1941 года населённый пункт Тында был преобразован в рабочий посёлок Тындинский.
Впервые за многие годы о посёлке вспомнили уже в середине 1960-х годов, когда БАМ вновь стал нужен. Уже после того, как магистраль стала подходить к посёлку, он был переименован и получил статус города. С 15 ноября 1975 года посёлок стал городом Тындой.
Строители БАМа из различных республик СССР обосновывались в новом городе, который стали называть столицей БАМа. Наблюдался большой приток населения. К концу 1990-х годов, по неофициальным данным, население города должно было достигнуть ста тысяч человек.
Тынду строили люди очень многих национальностей из разных городов СССР, в том числе москвичи, поэтому главная улица города называется Красная Пресня. Слово «Арбат» вы видели на верхнем фото.
В 1985 году был заложен фундамент будущей обувной фабрики, которая так и осталась фундаментом, а также запущен новый мясо-молочный комбинат. В 1986 году поставка продовольствия и сырья городу была значительно урезана.
По БАМу в десятки раз снизилась перевозка грузов. Но несмотря на это, город развивался, по переписи 1989 в Тынде проживало 62,3 тысячи человек.
Численность населения достигла своего пика в январе 1991 года, по данным переписи, в городе проживало 65 тысяч человек. Но уже к концу 1990-х годов в городе насчитывалось около 47 тысячи человек.
Начался резкий отток населения. Город перешёл в разряд бесперспективных, количество рабочих мест сокращалось, строительство жилых домов было прекращено. Правительство признало магистраль убыточной.
Сегодня в городе проживает около 34 тысяч человек. С двумя из них нам удалось пообщаться. Это молодой парень, работающий барменом в нашем отеле и его друг, который вызвался нам помочь и провести экскурсию по своему городу. Ребята в центре кадра.
Парни учатся в институте. Очень грамотные и рассудительные. Рассказали, что в отличие от 90-х и начала двухтысячных годов, молодёжь сейчас не пьёт, многие занимаются спортом и стараются получить хорошее образование, чтобы уехать жить и работать в города миллионники. Прежде всего в Новосибирск.
У одного из ребят мы увидели вот такую необычную татуировку на руке. На ней изображены знаменитые высотки Тынды.
Несмотря на то, что тут не самая лучшая жизнь на свете, парни с добротой говорят о своё городе, где трудились их отцы, дедушки и бабушки. Эта татуировка будет напоминать им о городе детства и юности.
Ни один буклет, зарисовка, фильм о БАМе не обходятся без этих зданий, символизирующих столичный лоск города железнодорожников. Самые высокие дома города были построены москвичами в начале 80-х годов. Точно такие же шестнадцатиэтажки расположены в Москве на улице Красная Пресня.
А это администрация города на которой висит герб Тынды и часы с датой нашего там пребывания — 3 августа.
Почта России. Минимализм. Отправь письмо в бесконечность:)
Собор Святой троицы.
Очень скромный, но важный памятник города.
Почти мой ровесник. У этого камня жизнь менее интересная, чем у меня, но зато будет намного дольше.
По городу гуляли все вместе, но позже у меня было немного свободного времени и я побежал искать на карте Тынды несколько локаций. Как любитель подобных объектов, сначала я заинтересовался названием «Маяк». Я тогда ещё подумал откуда в центре города маяк? Карта не обманула, но разочаровала.
Ещё мне нравится современная городская скульптура. Вижу на карте есть такая, называется «Доктор Айболит». Подбегаю к нужной точке и снова облом. Персонаж конечно примечательный, тем более связан с моей любимой Африкой, но художественное исполнение и материал не в моём вкусе.
Важной достопримечательностью Тынды является ж/д вокзал. Был открыт 26 мая 1986 года.
Железнодорожный вокзал во многом уникальный: здание имеет сложную ломаную форму, изображающую силуэт птицы. Оно является самым высоким на Дальнем Востоке — 48 метров. По площади вокзал считается самым большим в Приамурье — 4000 м².
В 1984 году проект вокзального здания был удостоен третьего места на международном архитектурном конкурсе в Софии.
Закончить знакомство с Тындой я хочу вот этой масштабной скульптурой. Она расположена на улице, названной именем руководителя Главбамстроя К. В. Мохортова.
Перед собой мы видим памятник силе, мужеству и непреклонности строителей мостов и тоннелей БАМа. Памятник сооружен в 1984 году, и горожане увидели его впервые утром 7 ноября.
Самыми сложными объектами при строительства БАМа были как раз тоннели и мосты. При создании магистрали было построено 2230 больших и малых мостов, в том числе 142 моста длиной более 100 метров. А Северо-Муйский тоннель построили вопреки всем опасениям иностранных специалистов.
Возвращаемся в отель и собираем вещи. Денис напоследок запускает дрона. Жаль пока не вышел фильм про данный город на его канале «POINT THE MAP». Многие уже ждут:)
Покидаем Тынду и едем дальше. До первой остановки 160 километров. Начался дождь. Населённые пункты в пути встречаются крайне редко.
А вот и долгожданная остановка (цифра 2 на карте). Федеральная автомобильная дорога А360 «Лена». Протяжённость автомагистрали — 1157 км. Мы проехали её от Якутска за 3 дня.
Затем нам нужно было проехать ещё 160 километров до третьей точки с редким географическим названием — Ерофей Павлович.
Въезжаем в посёлок городского типа в Сковородинском районе Амурской области.
Жилой дом на пересечении улица Чапаева и Байдина. В очередной раз понимаешь насколько Россия сложна и многогранна.
Первое упоминание этого места (как станции строящейся Амурской железной дороги) относится к 1909 году. Официально статус посёлка получил в 1934 году. Назван в честь русского землепроходца Ерофея Хабарова.
Население — 4438 человек. Поскольку дождь не прекращается, смотрим на Ерофея Павловича из машины.
Единственное, где мы решили пробежаться это снова железнодорожный вокзал.
Железнодорожная скамеечка. Снял её для своей фото коллекции «лавки со всего света».
Задерживаться мы здесь не стали. Через 38 километров подъехали к границе Амурской области и Забайкальского края.
Далее от границы нам предстоял марш бросок в 438 километров до отеля в посёлке городского типа Чернышевск. Этот путь мы успешно смогли преодолеть за 5 часов. Наш очередной отель.
Ночь, утро, завтрак и далее новый день о котором я вам расскажу в следующей части. Спасибо за внимание!
Предыдущие дни
Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.1 — перелёт в Якутск
Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.2 — Никольский, Намцы и шаман
Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.3 — Ленские столбы
Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.4 — дорога в Тюнгюлю
Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.5 — природные красоты Якутии
Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.6 — Алдан и Нерюнгри