Наступил четвёртый день нашего автомобильного путешествия. До этого мы посмотрели Якутск, съездили в гости к шаману и посетили знаменитые Ленские столбы. Сегодня нам предстояло переправится из Якутска на противоположный берег великой северной реки.
Наступил четвёртый день нашего автомобильного путешествия. До этого мы посмотрели Якутск, съездили в гости к шаману и посетили знаменитые Ленские столбы. Сегодня нам предстояло переправится из Якутска на противоположный берег великой северной реки.
Пока тут нет моста, попасть на другую сторону Лены можно только с помощью парома, который ходит из Якутска в Нижний Бестях каждый день с утра до позднего вечера на протяжении почти пяти месяцев.
Расстояние в 20 километров гружённый паром проходит примерно за 80 минут.
Это время можно поспать в машине либо наслаждаться видами. Правда они в этом районе не столь живописны.
А это «зайцы», которые бесплатным проездом могут и не пользоваться, они ведь спокойно могут перелететь с одного берега на другой.
Чайки здесь только из-за пассажиров. Кормление птиц — единственное развлечение на пароме.
Местные знают про это и берут с собой хлеб.
Вскоре мы благополучно добрались на тот берег. В поселке городского типа Нижний Бестях у нас был забронирован отель. На карте это место обозначено как Маандай (скорее всего это старое название населённого пункта).
День только начинался, нам нужно было его чем-то занять. Знаковых достопримечательностей поблизости нет, поэтому мы просто решили проехаться на машине по известной трассе «Колыма». Но не 2032 (протяженность от Якутска до Магадана), а хотя бы километров 50–60.
В итоге мы добрались до крупного села Тюнгюлю. Вот самая крайняя точка за его пределами, где мы сделали памятные снимки и развернулись, чтобы вернутся назад в Нижний Бестях.
А теперь, что удалось посмотреть до этого финального момента. Фотографировали из окна машины и во время остановок пейзажи и их разные фрагменты.
Около дороги на холме увидели этот памятник. Только сейчас нашёл информацию по нему и этим людям. Гранитная плита установлена на месте гибели борца за власть Советов. Это про Попова Н.М. (слева). Второе имя Платон Алексеевич Слепцов (Ойунский) — якутский советский писатель, учёный-филолог и общественный деятель, основоположник якутской советской литературы. По дате смерти понятна причина.
Мы не проехали мимо и не пропустили ни одной географической стелы или вывески. Ими обозначаются наслеги, аласы и улусы. Наслег это низшая административная единица Якутии, соответствующая сельсовету или сельскому поселению. Алас — типичное для равнинной Якутии геологическое образование и форма рельефа. Улус — сельскохозяйственные муниципальные районы.
Вот въезжаем на территорию самого крупного по площади аласа в Мегино-Кангаласском улусе Якутии.
Хотун Тюнгюлю образован, как и все аласы, геокриологическим путём, в результате протаивания и просадки многолетнемёрзлых пород на открытых участках местности. Внутри аласа находится ныне раздробленное на много частей озеро Тюнгюлю.
По преданиям, первые якутские поселенцы появились вокруг озера Тюнгюлю в 1630–1640-е годы, когда эти места облюбовал и переселился в них из долины Туймаада белый шаман Быйанг-Тенгюлгэ.
Население 11 тысяч человек. Населённые пункты — Тюнгюлю, Тарат, Тумул. Также данный алас — крупный сельскохозяйственный регион в улусе.
Два из вышеупомянутых села мы посетили. Сначала мы заехали в Тумул. Здесь проживает около тысячи человек. Большинство — якуты.
Мы немного окунулись в сельский колорит. Людей мы практически не видели, наверное все были на работе либо сидели по домам на карантине.
Зато можно близко пообщаться со свободно гуляющими лошадками.
Время терять не стали и отправились в более крупный населённый пункт в названии которого целых три буквы «ю»- Тюнгюлю. От Тумула до него всего лишь несколько километров.
Тут проживает более двух тысяч тюнгюлюнцев. Пообщаться удалось лишь с одним из них. На кадре не он, а Денис, который записывал разговор с местным жителем на видео. Может когда-нибудь доведётся посмотреть фильм про эту поездку на его Ютуб канале.
Поселение основано в 1930 году и сегодня на первый взгляд оно выглядит как обычная русская деревня.
Но, некая аутентичность всё-таки присутствует. Например, смотрите какой необычный, деревянный спорткомплекс. Открыт в 1988 году.
Рядом парк или что-то типа зоны отдыха. Здесь проводятся важные мероприятия. Может вам повезёт и вы приедете сюда во время красочного национального или локального праздника на который съезжаются колоритные коллективы из разных улусов.
Вот нашёл в интернете фото с праздничного события — проведение в Тюнгюлю «голубого топлива».
Не пропустите в Тюнгюлю одну достопримечательность. В 2015 году здесь увековечили память участников АЛСИБа.
Трасса «Аляска — Сибирь» (АЛСИБ) — воздушная трасса между США и СССР, организованная в 1942 г. и действующая по 1945 г., по которой перегонялись американские боевые самолёты, поставляемые США в СССР по договору ленд-лиза.
Один из засекреченных запасных аэродромов находился в селе Тюнгюлю. Он был предназначен на случай затяжной непогоды в Якутске, где были размещены основные аэродромы, ремонтная база и радиоцентр.
Вот так выглядит обелиск спустя 5 лет после его открытия. Видно, что заменена табличка. Интересно, какая надпись была раньше.
Это место находится на холме, поэтому является так же отличной смотровой площадкой, причём на 360 градусов. Весь Тюнгюлю как на ладони.
На окраине примечательного села я сделал больше всего фото.
Мы тут заметили влажные луга на которых паслись коровы и лошади.
Лошади на фоне природы мне очень нравятся.
У меня бы получилось несколько хороших снимков, но Денис запустил дрон прямо над животными и они убежали с полей через дорогу, где уже такой красоты не было. Зато ещё участник автопробега (большой любитель фауны) оказался у стада на пути и смог сделать видео. Наверное, ему не хватило нескольких ночей в Южном Судане, где мы совсем недавно жили прямо около коров и общались с ними каждый день.
На этом наше сегодняшнее путешествие закончилось. Мы вернулись в Нижний Бестях, чтобы поужинать и отдохнуть перед завтрашним днём. Намечался длинный переезд и интересные природные остановки. Продолжение следует…