Начало (Беларусь-Украина)
Молдова — Приднестровье
Румыния
Болгария
Турция
Греция
Болгария
Предыдущая часть (Македония: водопад Колешино, Стоби, Прилеп, Неготино)
Везде вплоть до Зовича был асфальт, но ширина дороги редко превышала габариты нашего авто. Так что всю дорогу приходилось быть настороже. Безусловно, это очень сильно выматывает, потому как местные гонщики явно не готовы к встречам с негабаритным встречным транспортом. Поэтому разъезд с ним — тот ещё квест, тем более, когда дорога представляет собой сплошной серпантин.
В Зович прибыли лишь в три часа пополудни. Из живых душ встретили разве что стадо овец, которые поглядывали на нас с удивлением.
Ну, и трио приветливых дворняжек, которые сходу взяли нас в оборот, будто бы знали, с какой целью мы прибыли в село.
Мне ничего более не оставалось, как рискнуть и последовать за ними.
По сути, эта ставочка сыграла. Собакены подвели нас лишь в заключительной фазе непродолжительного трипа. К реке Градешка таки вывели, но чуть дальше, чем требовалось, ибо нашей целью был знаменитый Кинематографический мост.
Те источники, с которыми мне удалось вскользь ознакомиться перед поездкой, утверждали, что Каменный мост в Зовиче был специально построен для съёмок небезуспешного вестерна «Прах». (Кстати, надо бы глянуть.)
На деле же оказалось, что история здешнего моста куда как более драматична. Построили его ещё турки. Причём, как это ни удивительно, — из дерева. В таком виде мост просуществовал аж до 1952 года. Именно в этом году один местный крестьянин, который вряд ли что-либо слышал о физике, решил с помощью двух волов переправить на другой берег Градешки некий негабаритный груз. Ну, и, аккурат по серёдке, провалился вместе с волами и грузом. Благо, что сам отделался лишь травмами позвоночника. А вот бедолаги-волы тотчас же издохли.
После этого происшествия местные жители и решили построить столь живописный мост, который привлекает внимание не только туристов, но и кинематографистов.
Впрочем, на первых ролях здесь не столько сам мост, сколько местность, в которую он так здорово вписался.
Есть здесь и водяная мельница, кстати. Но о ней история умалчивает: новодел или аусентик?
Впрочем, неважно. Картины она не портит. Даже наоборот.
Летом здесь, на потеху заезжей публике, местные пацаны устраивают душещипательные шоу по нырянию. Нам повезло. Мост мы изучали в полном одиночестве, так что мне удалось всё облазить досконально.
В деревню возвращались в сопровождении всё тех же пёселей. Правда, в их услугах мы более не нуждались.
Места здесь сногсшибательными не назовёшь.
Особенно, если уже удалось кое-что в жизни повидать. Но на ночь я бы в Зовиче остался. Ради тишины и звёздного неба, которое здесь гарантированно чумовое. Тем более что и услуги соответствующие предоставляются — в наличии этноусадьба с непритязательным жильём и рестораном.
В процессе планирования поездки именно так я и намеревался поступить, но впоследствии переиграл, поскольку не был уверен, что дорога в Зович окажется предсказуемой.
Покрутившись в условном центре, мы более ничем не соблазнились. Можно было бы обследовать пару местных церквей, но время уже поджимало. Посему пришлось отказаться и от посещения других деревень. На обратном пути лишь притормозили на обочине у села Рапеш. Но мне показалось, что от аутентичных построек здесь остались лишь руины.
В связи с нехваткой времени пришлось отказаться и от штурма перевала Липова Ливада, с которого, с некоторой долей вероятности, можно было увидеть сразу два озера — Охридское и Преспанское. Нужно же, в конце концов, и на следующий визит что-то оставлять. В связи с этим я отказался и от идеи ночлега в кемпинге на берегу Охридского озера, который намечал в Любаниште. Решил-таки ехать прямиком до Охрида, дабы заселяться там. Тем более что в городе и хороший ужин гарантирован.
Брони у нас не было, но намётки были. Хозяин апартаментов несколько удивился, когда я свалился на него прям с улицы, но в ночлеге не отказал. Лишь предупредил, что не сможет поселить нас более чем на одни сутки. А нам и не нужно. Скромная комната с отдельной кухней и видом на сад нас полностью удовлетворила, тем более что машина тоже ночевала на территории дома.
По поводу ужина хозяин особо ценных рекомендаций не дал. Лишь сказал, что на пешеходной улице Святого Климента Охридского точек общепита в избытке. Спустя полчасика в одной из них мы и приземлились. Место бойкое, быстро заполнилось по плешку. Среди клиентов были как местные, так и интуристы. Наелись до отвала. От меня даже котейкам-попрошайкам кое-что перепало. Сумма к оплате оказалась даже ниже, чем в Неготино. Правда, там и атмосфера была душевнее, и алкоголь покруче.
Вряд ли в столь благословенных местах как Охрид можно заметить существенную разницу между выходными и будними днями. Здесь всё зависит от туристов, которые начинают проявлять активность ближе к полудню. Поэтому суета, которую мы начали наблюдать ранним пятничным утром 21 сентября, поначалу нас озадачила. Даже наш хозяин, который явно не отличался спокойным норовом, показался мне запредельно взволнованным и озабоченным. Впрочем, нас это вроде бы не касалось, так что, прежде чем позавтракать, мы решили совершить утренний моцион. Тем более что утро выдалось божественным. В отличие от прошлого визита, в этот раз мы жили всего в 2–3 минутах ходьбы от Старого города. Для этого нужно было взметнуться вверх по ступенькам вдоль крепостной стены.
А затем нырнуть сквозь Верхние городские ворота. И цель достигнута.
Охрид не настолько велик, чтобы предложить широкий выбор маршрутов для его освоения.
Поэтому нам ничего не оставалось, как придерживаться условного второго. То бишь оторваться от стены и пройти сквозь амфитеатр застройки, которая ступенями улиц спускается к бухте.
В качестве ориентира удобнее всего было использовать колокольню храма св. Богородицы.
Это позволяло понимать, на каком свете мы находимся и как далеко продвинулись прочь от Верхних ворот.
По достижении римского амфитеатра-пятитысячника стало понятно, что в плане получения впечатлений, данный маршрут выглядит тупиковым и бессмысленным.
Во-первых, я хотел видеть озеро. Во-вторых- никак не хотел миновать Плаошник.
Поэтому пришлось искать переулок, который вновь вознесёт нас над бухтой.
Как только цель была достигнута, моё душевное равновесие пришло в норму. Но скорость резко снизилась. Ибо каждый шаг вынужденно сопровождался двумя дополнительными действиями — попеременными взглядами на город и на залив.
Так мы и доковыляли до Плаошника, который меня очень сильно разочаровал. Потому как со времени нашего предыдущего визита всю территорию окружили забором, а вход сделали платным. Но, что самое печальное, никаких новых раскопок либо реконструкций произведено не было. А я-то на это очень надеялся.
Следующей моей целью было осуществление кое-каких процедур.
Дело в том, что по итогам прошлого визита в Охрид я обнаружил явный дефицит ракурсов на фотографиях церкви Иоанна Богослова. Той, что присутствует на купюре номиналом 500 денар издания 1993 года.
И этот дефицит нужно было в обязательном порядке восполнить.
Я даже уже созрел к тому, чтобы, несмотря на платность, наведать сам храм. Но в столь ранний час он оказался закрыт.
Далее наше внимание привлекла многолюдная суета у неприметной часовни Рождества Пресвятой Богородицы, которая у кромки воды прижалась к скале на мысе Канео.
Как позднее мы узнали, где-то здесь и наш хозяин отметился. А причиной всего этого утреннего ажиотажа в Охриде в целом и у капеллы в частности был праздник Рождества Богородицы, который ортодоксы отмечают аккурат 21 сентября.
Можно было бы потусить среди них, может, и из вкусняшек что перепало. Но быть на этом празднике инородным телом как-то явно не в масть.
Между тем, далеко не все македонцы оказались религиозными. Ладно бы молодёжь, для которой порезвиться на лодках и прочих судах всегда за счастье, тем более что летний сезон уже на исходе.
Так и рыбаки, среди которых представители исключительно старшего поколения, предпочли материальное духовному.
Второй раз мы в Охриде и второй раз здесь шикарная погода. Не рай ли это?
Настроение на максимуме, спешить не хочется, но нужно.
После прогулки вдоль озера направляемся к конечной и главной цели всего этого мероприятия.
Шестью годами ранее меня сразила церковь св. Софии, и я долго был в печали от того, что не повезло попасть внутрь.
По ажиотажу, царящему вокруг неё, стало понятно, что в этот раз мне повезёт.
Вход был платным, поэтому внутрь пошёл я один. Получил представление о внутреннем устройстве, ибо, в отличие от «сестры» в Изнике, охридская св. София давно уже избавилась от мусульманских «аксессуаров» и вернула себе первоначальный христианский статус.
Разумеется, сделал и подпольное фото знаменитых фресок XI века, после чего быстренько ретировался.
Пора возвращаться. Маяка-колокольни здесь совсем не видно, так что двигаться приходится по наитию.
Вскорости на глаза попадаются уже знакомые «вешки», значит и наше временное пристанище совсем близко.
Только вот уехали мы далеко не сразу. Хозяин, вернувшись с праздника, маленько успокоился. Тут-то Маша и взяла его в оборот. С полчаса бродили они на пару по его саду-огороду, в результате чего Маша вернулась с добычей. К семенам молдавской картохи присоединились три сорта македонских томатов. Их судьба оказалась намного счастливее. Эксперимент по выращиванию северо-македонских помидор был признан годным и продлён на неопределённый срок.
Тронулись в путь в 10 часов, но далеко не уехали. На пути оказался местный рынок, где мы серьёзно затарились яблоками, виноградом и инжиром. Разумеется, что эти закупы почти никак не сказались на наших довольно скромных запасах местных денег. Поэтому на АЗС пришлось заправляться дважды: сначала избавляться от налички, а уж потом доливать бензин до полного бака по карте.
Далее - монастырь св. Наума
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия