Начало (Беларусь-Украина)
Молдова — Приднестровье
Румыния
Болгария
Турция
Греция
Предыдущая часть (Возвращение в Болгарию)
В Банско прибыли около восьми вечера. Естественно, что уже в потёмках. Пристроившись на подвернувшемся паркинге, я тотчас же полез на «букинг». Приемлемый вариант как по цене, так и по месторасположению отыскался быстро. Добрались мы до объекта без проблем. Искомый дом оказался в весьма уютном закоулке города. Забавно, что именно около него наблюдалось хоть какое-то оживление. Среди тусующихся оказалась и наша потенциальная хозяйка. Свалились мы на неё как снег на голову, поскольку бронировать ночлег заранее я не стал. Далее начались характерные для болгар «танцы с бубном». Впрочем, поначалу ничто не предвещало каких-либо вывертов. Бабка тотчас же созвонилась со своей дочкой в Софии. Та предложила нам на выбор два варианта. Первый — тот самый из «букинга» — в отдельно стоящей пристройке. Второй — на «чардаке» хозяйского дома. Принципиальных различий между ними не было. Первый был даже побольше. Но второй казался более уютным. Поэтому мы на нём и остановились. Мгновенно заселяться не стали — решили для начала сгонять в ближайший магаз за продуктами, пока он не закрылся. Это, видимо, и стало роковой ошибкой.
Около продуктовой лавки околачивались «бухарики» весьма интеллигентного вида. На их тактичные просьбы поделиться левами я ответил решительным отказом. Общение с ними нас нисколько не напрягло, а даже несколько расслабило. Поэтому заявление бабкиной дочери, с которой та немедленно созвонилась, о том, что мы должны заселиться в первый из предложенных вариантов, оказалось для нас в какой-то мере шоком. Основание — якобы кто-то, кто оказался чуть проворнее нас, должен прибыть с минуты на минуту. Для меня было очевидно, что это наглая ложь. Но понять, что послужило поводом для столь несолидного поведения, я так и не смог. Среди возможных причин — уриноневрология, физиологические особенности женского организма либо обида на то, что я, как обычно, пытался торговаться, правда, без особого успеха. Будь дело днём, я бы, конечно, чисто из принципа, отправился на поиски другого варианта. Но в этот раз пришлось уступить. Обидно, что и «отомстить» отрицательным отзывом на «букинге» не было возможности. «Порадовало» лишь то, что экономная бабка забыла выключить свет в так никем и не востребованном помещении, поэтому он горел там вплоть до нашего отъезда.
Банско — известнейший болгарский горнолыжный курорт. Расположен город на высоте за 900 метров над уровнем моря, тем не менее первичные признаки околевания, которые дали о себе знать к утру среды 19 сентября, стали для нас неприятной неожиданностью. Побудка была назначена на четыре часа. Это не ошибка — на 4 часа утра! Разумеется, что не ради занятия очереди на подъёмник мы осуществили этот акт насилия над собственными организмами. Нам предстояла длительная поездка по единственной в Болгарии узкоколейной железной дороге «Теснолинейка Септември — Добринище».
Очевидно, что Банско — это не конечная станция на линии. Поэтому, ночуя именно здесь, мы имели ещё несколько минут в запасе, прежде чем поезд отправится через Рилу и Родопы в свой почти что пятичасовой вояж.
Стоит заметить, что это никак не туристический аттракцион. Поезда ходят на линии регулярно — четыре раза в сутки. И это позволяет жителям забытых богом на пару с аллахом горных деревень выбираться хоть в какую-то цивилизацию. Примечательно, что каждый состав имеет своё название. «Туда» мы ехали на поезде «Рила», а возвращались уже на «Родопи». Вроде как и символично получилось.
Впрочем, для нас такой вояж — это по-любому аттракцион. Будучи уже немного избалованными подобными развлечениями в Германии, мы (я) совершенно утратили нюх, поэтому поездка получилась не без стрессов.
Прибыв на вокзал заблаговременно, благо, что накануне вечером произвели разведку маршрута и засекли время (всего-то около пяти минут ходу), столкнулись с немаленькой очередью в билетную кассу. Отоваривание пассажиров происходило в рукописном режиме, поэтому время бежало, а очередь почти что не таяла. Поезд уже должен был отойти, а билетёр всё продолжал возиться с билетами. Я уже весь был на нервах, ибо мы оказались последними из желающих воспользоваться услугами БЖД. К счастью, в приоритете всё-таки были деньги потенциальных пассажиров, а не следование расписанию, поэтому всё обошлось.
Вагоны оказались заполнены по минимуму. Сиденья — достаточно комфортны. А вот показатели чистоты и опрятности были не на высоком уровне. Но настоящим шоком для нас стало то, что не работало (или даже отсутствовало) отопление. И это при наружной температуре чуть выше нуля. С таким нетерпением мы ждали восхода солнца едва ли когда-либо ещё в жизни. У меня напрочь отмерзали оголённые руки. У Маши — ноги, ибо она была без носков и в мокасинах. Некий взаимообмен теоретически был возможен, но стоило ли рисковать одним из членов нашего малочисленного экипажа?
Понятно, что светать начало далеко не сразу, поэтому фиксировать события не было никакой возможности. Желания, впрочем, тоже. Когда туман, который не к месту препятствовал скорейшему прогреву воздуха, начал потихоньку рассеиваться, я отваживался выскакивать наружу на остановках, но моему согреванию это никак не помогло. Даже наоборот. Впрочем, это не помешало мне отметить, что вся ж.д. инфраструктура находится в приличном состоянии, а здания станций выполнены по одному и тому же проекту, к слову, весьма симпатичному.
Из экзотики, которая промелькнула в окнах — ночующие под открытым небом цыгане призывного возраста. Лошадь поблизости замечена не была.
Поначалу я планировал доехать до станции Долене, где тут же пересесть на встречный «влак» и без промедления отправиться обратно.
Но логика выживания заставила меня срочно вносить коррективы. Сойти с поезда «Рила» мы решили в Велинграде, который, к счастью, оказался не только довольно крупным городом, но и вполне занимательным. В нашем распоряжении было около полутора часов.
Впрочем, для начала нам нужно было где-то пристроиться, чтобы отогреться. С этой целью мы чуть ли не трусцой помчались в центр. С трудом разыскали какое-то открытое кафе. Заказали там по кружке чая с лимоном и очень долго его смаковали. Отогревшись, решили выбираться на улицу. Но для того, чтобы закрепить «успех», передвигались по солнечной стороне. Благо, что туман окончательно рассеялся.
Планов у нас никаких, разумеется, не было — только лишь доковылять до вокзала. Поэтому появилась редкая возможность осмотреться и узнать, чем дышит болгарская глубинка. В этом смысле весьма показателен ассортимент газетного киоска. Обилие свежей печатной прессы свидетельствовало о том, что народ не безразличен к тому, что происходит в стране и в мире.
Букинистическая Ванга — о том, что зашквар в головах отдельной части населения неиссякаем. Разнообразие разговорников красноречиво сигнализировало: вся Болгария хочет куда-нибудь слинять. И вряд ли только лишь с целью туризма.
Между тем, Велинград оказался очень симпатичным городком. С уютной пешеходной зоной, отороченной яркими модернистскими особняками.
И совсем необязательными фонтанами.
Машу привлёк смелый ландшафтный дизайн, в то время, как от моего внимания не ускользнула распродажа в обувном магазине, где всё было по пять или по десять. Здесь, наконец-то, я таки заставил Машу купить себе приличные тапки для душа (по пять), чтобы освободить аналогичные многострадальные свои, на которые за последние шесть лет выпала колоссальная двойная нагрузка.
Время позволяло нам как следует ознакомиться со станцией Велинград.
Местные бухарики культурно отдыхали, усиленно создавая задел для хорошего настроения на весь день.
Колоритные крестьянки с явными мусульманскими признаками подводили итоги своего шопинга.
Прочие пассажиры с ленцой принимали солнечные ванны.
В интерьерах вокзала были замечены живописные полотна, иллюстрирующие славную историю «теснолинейки».
Ранее линию обслуживали паровозы. Теперь же они возят лишь организованных туристов. Основная же нагрузка возложена на тепловозы 75-й серии немецкой фирмы Henschel-Werke, которые были специально разработаны для этой железной дороги. 10 локомотивов начали свой трудовой путь в 1965 — 66 годах.
Забавно, что в 1973 году была запланирована поставка дополнительного количества узкоколейных тепловозов для линии Септември — Добриниште. Но из-за двойной цены, запрошенной Henschel-Werke, и распоряжения ограничить торговые контакты с капиталистическими странами по политическим причинам, болгарам пришлось переориентироваться на предложения социалистического рынка. А именно — на завод «23 августа» в Бухаресте, который производил локомотивы по лицензии Maybach-Mercedes. Вскорости был подписан контракт на поставку 15 тепловозов 76-й серии. Но после испытаний на линии локомотив отправили на доработку. По сравнению с серией 75, с точки зрения производительности, ремонта и отказов отдельных узлов, качество изготовления у них оказалось значительно ниже. В результате уже на рубеже двух тысячелетий они были выведены из эксплуатации. А те 3 из них, которые хоть как-то дышали, были проданы в Аргентину для рабского труда в каменноугольных рудниках.
Новая попытка сотрудничества с румынами была предпринята в 1988 году. Усовершенствованная модель 77-й серии получилась более удачной. Возможно, это просто видимость, поскольку, в связи с резким спадом ж.д. перевозок в начале 90-х годов, половина парка локомотивов попросту простаивала. В результате чего пять экземпляров отправились всё в ту же Аргентину. Остальные пока ещё пыхтят, но нам на глаза попадались только лишь долгожители 75-й серии.
А вот вагоны — все местного производства, из Дряново. Датируются 70-ми годами прошлого века. Находятся в удовлетворительном состоянии. Впрочем, очевидно, что обшивка сидений гораздо более свежая. Кстати, в обратный путь мы отправились в более уютной атмосфере — с коврами и колоритными пассажирами.
Одним из них оказался злобного вида цыганёнок, который сошёл там, где под открытым небом ночевали его собратья. Забавно, что к моменту его приезда, они уже обзавелись лошадью.
Обратный путь позволял мне проводить время на «облучке». Поэтому я целиком сосредоточился на пейзажах и инженерных сооружениях. Туннелей на «теснолинейке» аж 35 штук. Общая их длина составляет 2858 метров. Самый длинный туннель находится в районе самой высокой точки дороги и простирается на 314 метров.
Мостов поменьше — порядка двух с половиной десятков. Они довольно короткие. Максимум — 22 метра. Так что запечатлеть их с поезда практически невозможно.
То же касается и четырёх спиральных виадуков. Поймать их в объектив можно либо случайно, либо в результате серьёзной предварительной подготовки.
Придорожные пейзажи в меру разнообразны, но не сногсшибательны.
Зачастую они сравнимы с Саксонскими.
Деревеньки, правда, с явными мусульманскими признаками.
Наблюдается обилие деревообрабатывающих предприятий.
Автомобильные дороги в речных долинах вплотную прижимаются к узкоколейке.
И даже приветствующие поезд фотографы-любители напоминают немцев. А, может, это они и есть?
Но хватает и отличий. Пасеки на горных склонах.
Опять же колоритное население.
Горная гряда, возвышающаяся над Банско, породила ассоциации с… норвежским Мольде.
Более пристальный взгляд позволил заметить, что станционные сооружения не такие уж и однообразные.
Проектов явно не один и не два.
К слову, и состояние некоторых из них далеко не идеально. Те, которые не используются, обезображены граффитистами-вандалами.
Приятно, что внимательное наблюдение за симпатичными одинокими туристками позволило мне не пропустить одну из главных фишек этой дороги.
На вокзале Аврамово была закреплена табличка, которая свидетельствовала о том, что это самая высокогорная станция на Балканах — 1267 м.
В 13.15 вернулись в Банско.
Уделили немного внимания местному вокзалу.
Сориентировались на местности.
И поспешили забрать машину из-под окон нашего ночлега. К слову, свет в помещениях наверху бабкиного дома так и продолжал гореть.
До границы нам предстояло ехать порядка двух часов, поэтому промежуточную остановку я предусматривал. Но в процессе переезда решил от неё отказаться. Слишком сложный день вырисовывался с учётом сверхраннего подъёма. Так что с Болгарией мы на этот раз закончили, тем более что местность была малопримечательной. Озабочен я был лишь одной проблемой — избавиться от болгарских левов на АЗС. Увы, но последняя заправка, на которую я рассчитывал с подсказки навигатора, оказалась закрытой навсегда. Некоторый запас бензина у нас ещё оставался, но покоя мне не давало наличие изрядной суммы никому не нужной валюты.
Далее - Македония
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия