Начало (Беларусь-Украина)
Молдова-Приднестровье
Румыния
Болгария (начало)
Предыдущая часть (Чудесные мосты — Широка-Лыка)
В планах на день у меня была ещё одна важная опция, но добравшись до Ардино, где нужно было свернуть на стрёмный отворот в нужном нам направлении, я уже сомневался, стоит ли нам вновь подвергать себя непредсказуемым испытаниям. Дело в том, что двухчасовый переезд от Широка-Лыки до Ардино тоже выдался тернистым и нервным. Незадолго до города Смолян трасса оказалась перекрыта из-за угрозы обвала. Причём решение о её закрытии было перманентным, а не сиюминутным. Это предполагало наличие объезда, но соответствующих указателей нигде не было. Не спасал положение не только навигатор, но и лучший помощник автопутешественника дорожный атлас. К счастью, заметив наше замешательство, один из проезжавших мимо аборигенов предложил следовать за ним. Ехали мы за ним как слепые котята, совершенно не понимая, на каком свете находимся. Серпантин был идеального качества, но такой узкий, что, разъезжаясь со встречными, которых было подозрительно много, я каждый раз вынужден был тормозить в пол и нервно елозить по рыхлой обочине. Более того, радиус закругления на витках серпантина был настолько мал, что я едва вписывался в повороты. К нашей вящей радости, закончился этот сюр достаточно быстро. Правда, потребовалась санитарная остановка. Подходящее место подвернулось быстро. К тому же, оно оказалось и неожиданно живописным.
Вернёмся в Ардино, откуда до нашей цели около 10 километров. Прежде чем решиться на какое-либо действие, я поинтересовался у аборигенов качеством проанонсированного пути. Они меня заверили, что там уложен свеженький асфальт. Значит, едем. Поначалу так и было.
Но за два километра до цели асфальт закончился и началось новое испытание как для меня, так и для машины — ямы, колдобины, торчащие камни, запредельный градиент. В итоге справились, но мысли об обратной дороге я старательно гнал прочь. Ради чего это всё? Вполне резонный вопрос. Целью этого ралли был переброшенный в непролазной глуши через реку Арда Чёртов мост (Дяволски мост). Это уже не природный объект, а самый что ни на есть рукотворный.
Именно для того, чтобы сохранить аутентичность места, асфальт непосредственно к нему решили не класть.
Проход на объект, как ни удивительно, оказался платным. Но нас это не коснулось, потому как на месте мы оказались слишком поздно — в семь вечера. В Болгарии такое встречается повсеместно.
Мост расположен на 420 метрах над уровнем моря в ущелье, окруженном с обеих сторон крутыми склонами, достигающими высоты 800 метров. Его длина 56 метров, ширина 3,5 метра. Высота центральной арки составляет 12 метров, а каменных перил — 1,2.
Мост был построен в начале 16-го века по приказу султана Селима I как часть дороги, соединяющей Верхнефракийскую низменность с Эгейским морем. На сегодняшний день это кажется весьма удивительным фактом, так как никакими дорогами на подходах к мосту здесь даже не пахнет.
На месте сегодняшнего моста когда-то был римский мост — часть важной древней Эгнатиевой дороги, соединявшей Эгейское море и Фракию через перевал Маказа. По приказу султана Селима I мост был восстановлен для продолжения коммерческих связей между двумя географическими районами. Он был известен как Шайтан Кёпрю.
Веками мост был окутан легендами и головоломками. О его строительстве почти ничего не известно, но, согласно преданиям, его создатель — мастер Димитар из соседней деревни Неделино. Он принял вызов поднять мост через бурную реку, хотя все до него терпели неудачу.
Мешал строительству дьявол. Тем не менее он пообещал поделиться секретом, который позволит сооружению стоять вечно, с тем мастером, который сможет закончить строительство в течение 40 дней. Но если он потерпит неудачу, дьявол заберет его душу. Димитар отлично справился, зафиксировал время, но вскоре умер, тем самым унеся в могилу тайные знания, которыми с ним в итоге поделился дьявол.
Говорят, что с Дьявольского моста можно увидеть лицо сатаны, если посмотреть на воды реки Арды между 11 и 12 часами дня, когда мост и его отражение образуют круг. К сожалению, нам такая возможность не представилась. А ещё, по некоторым данным, на одном из камней моста видны следы дьявола. Но и их мы не увидели. Видимо, потому, что нас спугнул начавшийся дождь.
Хоть и на пределе сил, но программу дня мы реализовали полностью. Оставалось лишь добраться до места ночлега, который был запланирован в Кырджали (Кърджали). А это больше сотни километров и полтора часа времени. Так что на месте мы оказались довольно поздно — в девять вечера. Указанные на «букинге» координаты привели нас на точку в центре города, где никаких жилых объектов не было и в помине. Недолго думая, я обратился за помощью к таксисту, который в свою очередь созвонился с хозяевами. После этого ситуация прояснилась. С помощью подсказок извозчика и вбитого в навигатор адреса мы без труда разыскали объект. Но сначала в очередной раз заправились, ибо все эти поездки по горам и речным долинам в плане расхода бензина настолько непредсказуемы, что рассчитать заранее лимит на топливо не представляется возможным.
Апартаменты, как и их хозяева, нам очень понравились. Спальный район с малоэтажной застройкой, низкая цена, добродушный хозяин, всецело поглощённый финалом волейбольного ЧМ и его приятная жена, приложившая максимум усилий к тому, чтобы гостям было комфортно (Маша обратила внимание на высококачественное дорогое постельное бельё) — это плюс. Минус — апартаменты рассчитаны на два «комплекта» гостей, поэтому санблок, кухню и гостиную приходится делить с соседями. Впрочем, с ними мы практически не соприкасались — поздно приехали, рано уехали. Поужинали своими силами и отправились спать.
В понедельник 10 сентября, а это уже 11 день поездки, нам предстояло расстаться с Болгарией. Но сначала нужно было покрутиться в окрестностях Кырджали, где довольно много интересных достопримечательностей. Ещё один Чёртов мост в логистику укладываться не пожелал, поэтому отправились мы на север, где нас ждало знакомство с Перпериконом. Хотя объект находится и в стороне от столбовых дорог, путь к нему проложен идеальный, а рядом находится огромный благоустроенный паркинг. Несмотря на очень ранний приезд, а случилось это за полчаса до официального открытия — 8:30, нас тут же обилетили. Можно было и отогнать машину на дорогу, но как-то неудобно это было делать на виду у роты «сувенирщиков» из-за каких-то копеек. Народ, к слову, подобрался там достаточно доброжелательный. Разумеется, не без надежды на взаимность, нас ознакомили со схемой объекта, потому как государство об этом не позаботилось.
В сам Перперикон мы чуть было не прошмыгнули бесплатно. Сторож засёк нас лишь в последний момент. Увы, болгарских денег у нас почти не осталось, поэтому, дабы не заморачиваться с обменом у «сувенирщиков», я еле-еле уговорил его пропустить нас за символическую мзду, которую предложил потратить на мороженое для внука. Перперикон — это археологический комплекс на базе древнего фракийского города, оккупировавший полуторакилометровый скалистый холм.
На мой вкус, развалины фракийских городов — это одна из фишек Болгарии.
Все они расположены на вершинах холмов, откуда всегда открываются завораживающие виды.
Сами развалины — это в большинстве случаев лишь остатки фундаментов различных сооружений.
Будь то храмы, дворцы небожителей, жилые или хозяйственные постройки рядовых граждан.
Прогулки между ними всегда дают богатую пищу для фантазий о том, как в незапамятные времена здесь был устроен человеческий быт.
Как функционировал городской механизм.
Разумеется, что в Перпериконе есть свои особенности. Главная — это то, как город вписался в окружающий скальный ландшафт.
Природа здесь создала для человека уникальную базу для обустройства и защиты от врагов. Оставалось лишь этим умело распорядиться и потихоньку развивать её дальше. В этом плане так и напрашивается аналогия с ещё более знаменитым Белоградчиком.
Результаты этой деятельности налицо. Причём характерно, что человек не только наращивал природный потенциал за счёт строительства оборонительных укреплений, останки которых весьма красноречивы.
Но он вгрызался и в глубь, создав в каменной толще огромный уникальный бассейн, запасы воды в котором позволяли безбедно существовать на протяжении длительного времени.
Вообще-то, фракийцы были не первыми людьми, кто здесь обосновался. Появление на месте Перперикона мегалитического святилища датируют аж шестым тысячелетием до нашей эры.
После фракийцев здесь жили кто ни попадя — римляне, готы, византийцы, болгары. Ну, а конец всему этому безобразию положили турки.
Разумеется, что столь бурная и богатая на события жизнь Перперикона дала болгарам возможность связать с этим местом чуть ли не весь учебник истории.
Приплели сюда они и Орфея, и Александра Великого, и Юлия Цезаря, и самого Спартака. Осуждать их я не буду, потому как воспользоваться этой ситуаций захотел бы любой продвинутый деятель.
Забавно, что с той стороны холма, где расположена ближайшая к комплексу деревня Горна-Крепост, Перперикон настолько хорошо закамуфлирован, что вообще не просматривается.
Неподалёку от Перперикона есть интересная природная достопримечательность, которая называется Каменные грибы (Каменни гъби). Нам это как раз по пути, но главное — не пропустить. А зевнуть их можно легко. Ехал я медленно, смотрел во все глаза, но все равно вовремя притормозить не смог, да особо и негде там это сделать, если прозевал пятачок у входа. Пристроившись в итоге где-то на обочине, побежал назад. Оказалось, что объект огорожен и допуск на него платный. Впрочем, рассмотреть всё можно и с дороги.
А ограничение на допуск вполне возможно объяснить защитой от дурака.
Характерно, что эти туфовые образования высотой порядка двух с половиной метров напоминают грибы не только формой, но и цветом: ножка у них розовая, а шляпка — зеленоватая.
Стоит отметить, что восточные Родопы и сами по себе очень красивые горы. Но особенно можно выделить их ослепительно белые формации, которые не однажды попадались нам по пути. Места, кстати, здесь очень плодородные. Нам, наконец-то, удалось произвести затарку свежими фруктами и овощами, которые в изобилии и растут, и продаются у дороги. Взяли виноград трёх сортов, помидоры, перец — всего и не упомню. Не менее, чем на 20 евро, то есть астрономический объём. Маша была обеспечена питанием на неделю вперёд. Главное — не сгноить.
Далее - Турция
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия