Предыдущая часть (Еменский каньон-село Боженци)
Воскресенье 9 сентября — очередное изумительное утро в нашей поездке. Бодрящее и освежающее, что уже привычно. Необыкновенно тихое и романтичное, что большая редкость.
Предыдущая часть (Еменский каньон-село Боженци)
Воскресенье 9 сентября — очередное изумительное утро в нашей поездке. Бодрящее и освежающее, что уже привычно. Необыкновенно тихое и романтичное, что большая редкость.
Вчера мы позволили себе немного расслабиться. Через пару дней история может повториться. Поэтому сегодня нужно собрать все силы в кулак и выдать на-гора сверхплановый результат. В переводе на доступный язык это значит реализовать программу дня по максимуму. Сделать это будет не так и просто, потому как перемещаться придётся по одним из самых диких районов Болгарии.
В теории начать я планировал с Габрово. Сам город краем глаза видели, но вот с известным музеем юмора не сложилось — опоздали. В этот раз всё наоборот — приедем очень рано и потеряем кучу драгоценного времени. Поэтому произведём замену Габрово на Сокольский монастырь (Соколски манастир «Успение Богородично»). О его существовании я знал (атлас Болгарии в этих вопросах — лучшее подспорье), но в утверждённую программу поездки не включил. Тем не менее, прислушавшись к рекомендациям Нины, планы решил подкорректировать. Благо, что это практически по пути. Взобравшись по натужному серпантину удовлетворительного качества на горное плато, мы уже 8:50 достигли нашей первой сегодняшней цели.
Сокольская обитель — это, если можно так выразиться, классический монастырь — полностью огороженный периметр с одним единственным входом.
Часть келий сдаётся туристам в наём. Нам в них удалось заглянуть, поэтому могу авторитетно утверждать, что условия проживания там достойные.
Зная я об этом заранее, вполне возможно, что ночлегу в Боженцах предпочёл бы ночлег в Сокольском монастыре.
Кстати, автором этого чешме, то бишь фонтана, является знаменитый мастер-самоучка Колю Фичето, работами которого я имел удовольствие восхищаться неоднократно (церковь в Килифаревском монастыре, крытый мост в Ловече, Беленский мост).
Территория обители, как мне показалось, представляет собой две террасы. На верхней расположен собственно монастырь.
В силу не очень солидного возраста смотрится этот храм великолепно. Особенно эффектные виды на него открываются с высоты верхней террасы. Складывается ощущение, что он завис над пропастью.
Церковь однонефная с огромным расписным куполом. Фон фресок голубой, поэтому создаётся иллюзия, что расписана не церковь, а само небо.
Допускаю, что их преимущественно оранжевый цвет должен ассоциироваться с солнцем.
А вот внутри храма, конечно, тоска. Идёт заунывная служба.
Это мероприятие, конечно, не про нас, так что скоренько ретируемся. Как, собственно, и из самого Сокольского монастыря. Визит в него — прекрасный пролог этого воскресного дня.
Следует признать, что последующие пять часов мы потратили абсолютно бездарно. Увы, но по-другому и быть не могло. Всё это время ехали в южном направлении. Шипка, Казанлык, Калофер, Пловдив, Бачково — все эти знаменитые не только на всю Болгарию места мы проехали транзитом. Плавали — знаем.
Единственной целью этого автопробега было посещение природной достопримечательности Чудесные мосты (Чудните мостове). Откровенно говоря, если бы я заранее знал, какое паломничество будет в воскресный день в этом направлении и насколько трудной будет туда дорога (имею ввиду её качество, пугающую узость и трафик), я бы десять раз подумал о том, стоят ли Чудесные мосты тех физических и психологических нагрузок, которые мне пришлось испытать. Последней каплей стала парковка на узкой дороге, где с одной стороны обрыв, а с другой все проползающие мимо машины так и норовят снести тебе зеркало.
Чудесные мосты — проявление скальных пород, расположенное в карстовой долине реки Эркуприя в Западных Родопах на высоте 1450 м над уровнем моря у подножия пика Голям Персенк.
Мосты образовались в результате эрозионной активности глубоководной реки, которая превратила трещины в мраморе в глубоководную пещеру, сужающийся к верху свод которой со временем разрушился.
Маленький мост представляет собой подземную пещеру, в которой исчезают воды Эркюприи, возвращаясь на поверхность через 3 километра.
Средний мост непроходимый. Его длина составляет 60 м, общая высотой — 50 м, а высота арки — 30 м.
Мост состоит из трех арок.
Стоит отметить, что вся территория здесь обустроена. Имеются пункты продажи сувениров, хорошо развит общепит. Везде проложены или высечены в скалах лестницы и дорожки. Тем не менее, пройдя под аркой, мы решили пробиваться к машине напрямую, сквозь реликтовый сосновый лес.
Последние метры дались непросто, потому как пришлось карабкаться по почти отвесному склону.
Чудесные мосты место не тупиковое. Поэтому я очень надеялся, что нам удастся вернуться на магистраль по другой более короткой дороге. Увы. Аборигены все как один давали понять, что альтернативный маршрут является непроходимым для обычных авто. Пришлось мне искать разворот, что оказалось крайне душещипательным мероприятием. Далее последовал спуск по уже знакомой дороге. Только вот легче она от этого не стала. Ух, выбрались.
Далее мы направились в сторону Пампорово. Миновав этот живописно расположенный известнейший зимний курорт, свернули на запад и взяли курс на село Широка-Лыка (Широка лъка). Именно оно являлось нашей очередной целью. Вскорости были на месте. Пристроили машину на главной улице и отправились на прогулку.
Широка-Лыка является архитектурным и фольклорным заповедником. Деревня была названа от древнеболгарского слова «лъка», означающего изгиб или искривление, что соответствует её конфигурации, которую определяет долина реки Широколошка.
Широка-Лыка славится своими подлинными домами в родопском архитектурном стиле, которые, словно нависая над долиной реки, образуют своеобразный амфитеатр.
Его отличительные особенности — двухэтажная конструкция, эркеры и внутренняя деревянная лестница. В общем-то, ничего сверхъестественного. Но османская «генетика» здесь, конечно, налицо.
В нём сейчас никто не живёт. Тем не менее, поднявшись вверх по деревенской улице,
мы случайно подглядели, где его смотритель прячет ключи. Так что при желании можно было бы и на интерьеры взглянуть.
Он как будто призывает к тому, чтобы мы перебрались по нему на противоположный берег реки. Разумеется, что мы так и поступили.
Это позволило нам взобраться в село куда повыше.
Возможно, в том, что его создавали известные в Болгарии мастера своего дела братья Зографы. Они же, к слову, и стены расписывали.
От себя могу лишь засвидетельствовать идеальную пропорциональность иконостаса и, разумеется, его красоту.
В церкви мне очень понравилось, как решён вопрос с отводом продуктов сгорания свеч, что позволяет уберечь стены и потолок храма от копоти.
По сути, в Широка-Лыке мы всё время крутились на маленьком пятачке. Все дорожки, подворотни, проходы и щёлки уже исследовали, а я всё места себе не находил. Успокоился лишь тогда, когда мы снова в горку поднялись и нашли место, откуда можно было охватить взором если и не всю деревню, то самую живописную её часть.