О существовании Витербо я узнала совсем недавно, когда совместными усилиями нашей славной команды был проложен маршрут от аэропорта Рима по направлению к Тоскане. И этот небольшой, но очень старый городок с богатой историей стал для меня настоящим открытием, а что может быть лучше интересных открытий по пути!
К сожалению, задержка в автопрокатной конторе сократила нам время на осмотр Витербо, поэтому главными историческими достопримечательностями средневекового папского города и видом со смотровой площадки пришлось пожертвовать. Впрочем, меня все же больше привлекал сюда старинный средневековый квартал, отлично сохранившийся до наших дней и носящий название «Квартал Пилигримов», как место, где можно максимально полно погрузиться в атмосферу прошлого. Поскольку и наши апартаменты Casetta San Leo были удобно расположены относительно старого города (отзыв здесь), это дало нам возможность побродить по старинным улицам и после наступления темноты, и утром перед отъездом, когда город еще не наводнен туристами всех мастей.
А полюбоваться здесь точно есть на что. Как верно подмечают многие побывавшие здесь путешественники, этот квартал действительно очень хорошо сохранился для своего возраста. Здесь очень легко себе представить, как протекала жизнь средневекового города среди этих мрачных домов, построенных в 12-13-м веках из серого туфового камня — пеперино.
Когда-то на своем пути к святым местам в этой части города находили приют паломники, поэтому улица, на которой был расположен тот дом, и носит название Via S. Pellegrino, здесь же есть и церковь Chiesa di San Pellegrino и площадь Piazza Pellego, своей суровой красотой покорившая тысячи сердец путешественников.
Меня приводит в восхищение стремление местных жителей добавить красок и жизни древним мрачным камням, максимально озеленяя и украшая цветами пространство.
Один из наших хостов на маршруте очень определенно выразился об этом, говоря, что они (итальянцы) ничего не делают просто, чтобы сделать, они непременно должны сделать это красиво, и чтобы сделанное было максимально эстетично. И это действительно так! Где, как не в Италии, люди умеют ценить прекрасное, и видеть красоту во всем, и привносить ее во все сферы жизни!
Готовясь к поездке, я прочитала о примечательной и совершенно очаровательной особенности архитектурного облика города — небольших лоджиях с ведущими к ним лестницами, имеющих название «профферли». Сейчас эти каменные лестницы уютно заставлены цветочными горшками, а в прошлом они выполняли вполне практические функции, в первую очередь защитные. Такая лестница предполагала единственный доступ к жилым помещением на втором этаже, она специально устраивалась с правой стороны дома и не снабжалась перилами, чтобы в случае вторжения нападавший не мог полноценно использовать меч — мешала бы стена, а защищавшиеся могли бы легко столкнуть его со ступеней. Функциональным же применением такого рода конструкций была возможность обустраивать под выступающей лоджией на втором этаже лавки, где товар легко было укрыть от дождя.
Еще одной интересной особенностью «папского» города является большое количество фонтанов. В старые времена Витербо был известен, как город 100 башен и 100 фонтанов, но до наших времен сохранились, конечно, не все. В каждом районе был свой собственный фонтан, они как бы обозначали границы районов. Это сейчас эти образцы средневековой архитектуры и инженерного мастерства скорее украшения городских площадей, а в былые времена они решали бытовые нужды города. В городском правительстве существовал специальный отдел, который следил за чистотой воды в фонтанах и притоком к ним воды. Районы финансировали содержание своих фонтанов, а за ненадлежащее их обслуживание нарушителей штрафовали.
Самым большим фонтаном, встречающим путешественника при входе в город через Porta Romana, является внушительный фонтан Fontana Grande, с ведущей к нему лестницей в форме греческого креста, и пятью изливами в виде львиных голов. Головы эти появились уже позже после его перестройки в 15-м веке, а вот основание в готическом стиле датируется 1212-м годом, хотя первые свидетельства существования фонтана задокументированы аж в 1192-и году. Вода в этот источник, как и в 13-м веке, поступает из монументального римского акведука, построенного в окрестностях города еще в 1-м веке нашей эры! За качеством воды строго следили, фонтан Гранде приходилось чистить каждые 2 недели, поскольку он использовался чаще других. За использование источника взимался налог, а нарушители, посмевшие загрязнить источник, постирать в нем одежду, например, наказывались штрафами.
Еще один прекрасный и любимый всеми фонтан расположен на Piazza dell’Erbe и называется Fontana di Santo Stefano. Когда-то на этой площади располагался рынок овощей и фруктов, впоследствии эта площадь стала излюбленным местом прогулок. Фонтан здесь существовал еще в 15-м веке, позже он пришел в такое плохое состояние, что его пришлось капитально реконструировать. И в результате проведенных работ он, помимо технологических усовершенствований, приобрел и новый скульптурный облик в виде фигур каменных львов, ведь лев — это геральдический символ Витербо.
Изображения львов здесь встречаются повсюду, в скульптурных и лепных украшениях, на фасадах домов и в изображениях гербов. Ведь считается, что город создали этруски еще в задолго до прихода римлян! А по одной из легенд, основателем города считался мифический герой Геракл, его символом и является лев на гербе города.
Еще один красивый источник с львами расположен во дворике Palazzo dei Priori. Строго говоря, здесь 3 фонтана, 2 из них маленькие и расположены в нишах балюстрады по бокам от главного источника, который привлекает к себе все внимание. Он тоже, как и фонтан Гранде, приподнят на несколько ступенек от уровня земли, его украшают две овальные чаши, которые поддерживаются лепными дельфинами. В завершение композиции фонтан украшен двумя бронзовыми львами и пальмой, ведь она тоже является частью геральдики Витербо, и была включена в его герб после того, как в раннем Средневековье разрастающийся город поглотил соседнее поселение Ференто, и его жители, переселяясь в Витербо, принесли изображение своего герба с собой.
Продолжая свой путь к главной площади города, мы осмотрели еще 2 фонтана. Один из них называется Fontana di Piazza Gesù, и назван так по названию соседней церкви, однажды ставшей местом кровавой расправы, случившейся в конце 13-го века, когда убийство человека королевской крови было совершено прямо во время мессы.
Один из старейших фонтанов Витербо Fontana San Tommaso расположен на площади Piazza della Morte, потому и известен, как «Источник смерти». Появившись на этой площади в середине 12-го века, изначально получил свое название по имени соседней церкви San Tommaso. В 16-м веке в обители обосновалось братство, посвятившее себя молитве и оказывавшее помощь в захоронении умерших.
Мы успели увидеть лишь немногое из фонтанного богатства Витербо, своей организованностью и любовью к воде этот город мне немного напомнил Рим, а где-то на просторах интернета я прочитала замечательную цитату из книги путешественника Павла Муратова: «нигде нет такого обилия готических фонтанов, и, следовательно, в своем чувстве воды Витербо опередил Рим на несколько столетий».
На следующий день мы собирались посетить восхитительную виллу Ланте, что располагается в нескольких километрах от города, и продолжить знакомство в фонтанным искусством этих мест.
А славный город Витербо преподнес нам чудесный сюрприз! В этот день город отмечал один из старейших религиозных праздников — праздник Святого Спасителя, и мы стали свидетелями крестного хода и костюмированного шествия по центральной улице города.
В процессии принимали участие около 60-ти представителей городских гильдий, несущих свои знамена и древние орудия труда, а на повозке, запряженной волами, торжественно была провезена икона, которая чудесным образом была найдена в 1283 году.
И все же главной исторической достопримечательностью этого места является площадь Сан-Лоренцо с одноименным собором и Папским дворцом Palazzo dei Papi di Viterbo. Ведь именно этот город на некоторое время стал и убежищем, и резиденцией пап.
И именно здесь в 1281 году произошел беспрецедентный эпизод в истории папства, благодаря которому появилась традиция проведения конклава — закрытого собрания кардиналов, в результате которого провозглашается новый глава церкви. После смерти папы Климента IV собрание служителей католической церкви очень долго не могло определиться с именем нового понтифика. Эти выборы затянулись аж на три года! За это время кое-кто из избирающих даже покинул этот мир. Но договориться между собой отцы церкви никак не могли. И тогда их попросту заперли на ключ, предложили в качестве еды хлеб и воду, а в качестве дополнительной стимуляции мыслительного процесса понизили температуру внутри помещения, разобрав крышу дворца-:) Надо ли говорить, что процесс пошел быстрее, и в конце концов новый папа — Григорий X был избран. А правила проведения выборной процедуры ужесточили. Кардиналы должны быть изолированы от внешнего мира, но находиться в одном помещении на всех, не имея права на отдельные комнаты. Спустя три дня размышлений рацион питания священников ограничивали одним блюдом в сутки, если же процесс затягивался на более, чем пять дней, и вовсе переводили на хлеб и воду. Кроме того в период избрания нового понтифика кардиналы не получали доход, так что — да, надо думать, что такой комплекс мер оказался очень действенным. С тех пор это так и происходит, конклав закрывают на ключ на время переизбрания главы церкви, строго говоря, «конклав» («cum clave») в переводе с латыни и означает «под ключом». В наши дни это происходит в Сикстинской капелле в Риме.
В Папский дворец мы не попали в этот раз, осмотр того самого зала, где были заперты на ключ кардиналы, остался на другой раз. На площади Сан-Лоренцо сразу притягивает взгляд прекрасная готическая каменная лоджия, что примыкает к дворцу и ныне представляет собой уцелевшие 7 ажурных арок с каменной резьбой. Крыша лоджии «delle Benedizioni» обрушилась еще в 14-м веке, и восстанавливать ее не стали. Теперь это изящный каменный балкон, украшенный фонтаном.
Зайти внутрь не получилось, ворота были заперты, и полюбоваться лоджией изнутри не удалось, вероятно, доступ туда возможен только из дворца в часы его посещения.
Эта лоджия, как и несколько других старых уголков Витербо стали декорациями для недавно вышедшего на экраны сериала «Медичи. Повелители Флоренции». И, как и мы в нашем путешествии, зритель попадает в Витербо вместе с героями повествования почти сразу, в первой же серии. Внутри этой лоджии Козимо и Лоренцо Медичи встречаются для обсуждения возможностей подкупа кардиналов при выборе папы. На ступенях лоджии они предпринимают довольно наглую такую попытку-:)
По улицам квартала Пилигримов едет новоизбранный методом многократных подкупов и шантажа папа, и если уж быть совсем точными, этот эпизод был снят на улице Via S. Pellegrino. Так же, как и сцена встречи молодого Козимо с возлюбленной.
Могу себе только представить, скольких мастеров кино эти старые кварталы и серые каменные стены вдохновили на работу посреди живой истории. Безусловно, и авторы сериала о семье Медичи были также впечатлены, и я их понимаю! В сети выложен ряд документальных роликов «Medici. BTS (Behind the scene), где авторы, съемочная группа и актеры делятся своими впечатлениями о процессе создания фильма. На другой день мы покидали Витербо, чтобы осмотреть виллу Ланте, и каково же было мое волнение, когда и там я нашла следы экранизированной истории о Медичи. Продвигаясь дальше по нашему маршруту, мы находили эти следы и в долине Валь д’Орча, и дальше в Вольтерре, как будто мы специально планировали поездку по местам съемок. Однако это было не так, просто мы инстинктивно выбирали самые аутентичные городки Тосканы и самые живописные ее уголки, так что нет ничего удивительного, что в этих местах постоянно что-то снимают, особенно, когда это касается истории такой интересной фамилии, как Медичи.
А когда меркнет дневной свет, и сумрак укрывает древние улицы, а туристов становится в разы меньше, ощущение причастности к вершившейся здесь когда-то истории становится еще сильнее.
______
P. S.
Решила добавить маленькую подрубрику-:) Еда! И поскольку на напряженном и длинном маршруте мы часто опирались на коллективный опыт и рекомендации других туристов, думаю, и нам не лишним будет поделиться своими впечатлениями, если они оказались отменными.
В Витербо мы зашли в расхваливаемую на всех языках закусочную — пьядинерию Buongusto Piadineria artigianale e Stuzzicheria, что располагается прямо на Piazza del Plebiscito. Само по себе слово «пьядина» вызывало любопытство. На деле же оказалось, что это разновидность местного фаст-фуда в виде лепешки с разными начинками. Начинка может быть по меню, но можно собрать и свою собственную пьядину, добавив или исключив что-нибудь из широкого спектра начинок. И оказывается, что у такой лепешки с начинкой довольно старые корни. Когда-то это была еда бедных крестьян, и изготавливалась из простых продуктов, которые могли надолго утолить чувство голода. Со временем пьядина попала и на стол богатого сословия, думаю, только выбор и качество начинки у них был иной, да и сама лепешка для зажиточных горожан изготавливалась на оливковом масле, а в небогатых семьях крестьяне использовали свиной жир. А вкусно!-:)