Турист Елена Баранова (Eleanor_Rigby)
Елена Баранова
была 25 августа 21:06

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров

Бомарцо, Лацио — Италия Май 2019
3 9

Нагулявшись вволю среди фонтанов виллы Ланте, мы из мира одних старых замшелых камней переместились в мир других каменных фантазий. Наш путь лежал в сторону Чивиты ди Баньореджо, и мы решили, сделав небольшой крюк, заехать еще в одно занятное место — старый маньеристский парк «Священный лес» (по-итальянски Sacro Bosco), но сейчас больше известном как «Сад чудовищ» (Parco dei Mostri), что у подножия городка Бомарцо. Это название закрепилось за парком благодаря народным поверьям об обитающих здесь злых духах.

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров

Небеса смилостивились над нами, и начавшийся еще в Баньяйя проливной дождь, закончился как раз к моменту, как наша машина остановилась на парковке под Бомарцо рядом с садом. Парковка бесплатная, большая. Вход на территорию парка в мае 2019-го стоил 11 евро. При входе есть небольшое кафе и книжная лавка.

Парк, появившийся в этих местах во второй половине 16 века, известен коллекцией каменных скульптур мифологического, а порой и вовсе фантастического характера. Ведь произведения времен увлечения стилем маньеризм были призваны «ошеломлять» зрителя, и, думаю, да, с этой задачей создатели парка справились-:) А создателями парка был представитель знатного рода Вичино Орсини и приглашенный им для выполнения работ известный архитектор Пирро Лигорио, что построил виллу Д’Эсте в Тиволи, дворец Казино в садах Ватикана, и вместе с Джакомо Виньола заканчивал работу над собором Святого Петра после смерти Микеланджело.

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров

Считается, что Орсини посвятил парк своей погибшей от несчастного случая жене Джулии Фарнезе, и в ее честь построил небольшой, но очень гармоничный ренессансный храм, который, возможно, спроектировал все тот же Виньола, работу которого мы уже оценили по достоинству на вилле Ланте, и который работал с Пирро Лигорио в Риме. На одной из колонн павильона высечено: «Лишь для того, чтобы дать выход чувствам». Сейчас здесь похоронены Джанкарло и Тина Севери Беттини, люди, благодаря которым мы имеем возможность сегодня гулять по этому замечательному парку, ведь именно они возродили его к жизни в 20-м веке, поскольку несмотря на внимание к нему известных персон, Сальвадора Дали, например, и вереницу именитых владельцев (Орсини, Боргезе, Ланте) много лет это место находилось в запустении и гибло.

Мы ступили на территорию парка, и, миновав сфинксов, заглянули сначала к фигуре мифологического персонажа Протея, вернее к его гигантской голове, увенчанной земным шаром и замком Орсини над ней (очень скромно, не так ли?-:) Протей, сын Посейдона — морское божество, он мог менять свое обличье и предсказывать будущее.

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров

Изначально парк был задуман как сад диковин, такая непроходимая лесная чаща, в глубине которой затаились страшные монстры-:) Есть версия, что идею о монстрах Лигорио почерпнул из загадочного романа «Любовное борение во сне Полифила» («Гипнэротомахия Полифила»), в котором главный его персонаж Полифил в своем сне бродит по Герцинскому лесу в поисках любимой и сражается с монстрами.

А наше воображение поразили каменные великаны, застывшие в смертельной схватке друг с другом. По одной из версий, это сцена битвы Геркулеса с огнедышащим великаном Какусом. По древнегреческим сказаниям, Как (или Какус), будучи сыном бога огня Гефеста, был способен изрыгать пламя, и был настоящим чудовищем — великаном и людоедом. По легенде, когда Геркулес (Геракл), совершавший по приказу микенского царя один из своих знаменитых подвигов, перегоняя по территории Италии украденных у Гериона коров, Какус похитил у него несколько голов стада и спрятал их в своем логове. Но Геркулес нашел пропажу, привлеченный мычанием одной из похищенных коров, и, отодвинув, словно камушек, огромную скалу, загораживавшую вход в пещеру, сразился с огнедышащим чудовищем и убил великана.

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров

Есть и другая интересная версия. Скульптурная композиция может напоминать и сюжет известной поэмы 16-го века «Неистовый Роланд» о приключениях и деяниях безответно влюбленного рыцаря Роланда (Орландо) к царевне Анджелике. В одной из историй обезумевший рыцарь голыми руками разрывает встретившегося ему в лесу дровосека. Вообще, предполагается, что отсылок к этому старинному произведению в парке гораздо больше. И сама идея использования главной темы старой поэмы — неразделенная любовь и потеря — может быть ключом к разгадке тайн философского сада Вичино Орсини.

Авторство скульптур, предполагается, за Симоне Мосчино, он создал эти фигуры, высекая из скал в грубоватой ремесленнической манере, отчего они выглядят такими древними, словно находились здесь, в этом лесу, тысячелетиями. Вот, например, большая каменная черепаха с крылатой женской фигурой на спине — символом Фортуны и Славы. В интернете попадались интерпретации этой композиции, связанные со старой латинской поговоркой: Торопись медленно». Вспомнился фонтан с черепахами на площади Маттеи в Риме, символическое значение которого тоже связывали с этой пословицей.

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров

Рядом с каменной черепахой обнаруживается огромная широко раскрытая пасть кита, и если мысленно продолжить траекторию движения черепахи, то окажется, что она неминуемо попадает на съедение морской твари. Может, в этом и заключается символизм этой сцены — говоря по-русски, «не спеши, а то успеешь»?-:) Ну, не зря же автор расположил их вместе вот так вот?

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров

Одним из удивительных сооружений парка является накренившийся, словно вот-вот упадет, двухэтажный дом. Правда, по мнению некоторых историков, никакой загадки здесь нет, и изначально стоявший ровно дом наклонился в результате оползня. Так это или нет, не знаю, по другим версиям, он и был таким задуман, чтобы «снести башню» любопытному посетителю, заглянувшему внутрь, что в целом укладывается в общую концепцию восприятия парка-:) И что самое интересное, зайдя внутрь, действительно ощущаешь, как пол буквально уходит из-под ног, начинает кружиться голова, и хочется поскорей выбраться. Мой вестибулярный аппарат не справился с предложенной задачей, а может, я просто слишком впечатлительна. Если это и правда задумка создателей парка, и дом был задуман, как своеобразный аттракцион, то идея, конечно, прикольная, не знаю только, как относились средневековые гости парка к такой шутке-:)

1
Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров

Неподалеку от падающего дома мы попадаем в пространство целой россыпи впечатляющих скульптур. Вот, например, фигура морского божества Нептуна с выпрыгивающим из морских вод дельфином рядом с ним.

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров
Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров
Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров

Удивительно то, что скульптуры были высечены из скал прямо тут на месте. Где-то прочла, что формы камней словно сами подсказывали мастеру, какой персонаж выйдет из-под его резца. Вот здесь, например, спящая нимфа.

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров
Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров

Совсем другой характер у этого мифологического персонажа женского рода — Фурии по одной версии, или Гарпии по другой. Всем ведь знакомо значение нарицательного существительного «фурия»-:) В упрощенном значении — разъяренная до предела женщина, требующая возмездия. Так и есть: богини мщения фурии по легенде появились на свет в тот момент, когда капли крови раненого собственным сыном Кроносом бога Урана упали на землю, обращаясь в жаждущих отмщения существ. А крылья им были даны, чтобы быстрее настигать свою жертву. И горе было тому, кто решился на страшное преступление, не было пощады грешнику, когда богини возмездия настигали его. От них невозможно было избавиться, и они не оставляли грешника до тех пор, пока он не сходил с ума или не заканчивал жизнь самоубийством.

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров

Если же мы перед собой все же видим Гарпию, то намного легче от этого не становится. Эти отвратительные существа тоже насылались на людей в наказание за проступки, что, в общем, объединяет их отчасти с родом фурий. Они были символом ненасытности, жадности и подлости. Изображались, как крылатые существа с когтистыми лапами, но с женским лицом и грудью. Есть интересная легенда о том, что когда-то они были женщинами — дочерьми морского божества, но за склочность и злобность характера были обращены в отвратительных существ, а лицо и грудь в облике им была сохранена в память о человеческом прошлом. Объединяет обоих существ, следуя мифам, не только предназначение — наказание, но и сопутствующий эффект: где бы ни появлялись эти отвратительные создания, там распространялось страшное зловоние, и спасенья от него не было. Однако, внимательно почитав в некоторых источниках описания существ, я все же немного не поняла, откуда тогда у этого каменного изваяния такой мощный, похожий на драконий, хвост?

Напротив одной страшной полуженщины-полуптицы восседает другая, на этот раз без крыльев, но с двумя чешуйчатыми хвостами вместо ног, и двумя каменными львами перед ней.

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров

Одни считают, что это Ехидна — полуженщина-полузмея или дракайна (дракон женского рода). А отдыхающие у ее ног, пардон, хвостов, вероятно, это порожденные ею дети. В этом свете, один из них похож на Немейского льва, того самого, что убил Геракл, совершая свой первый подвиг, и что изображен в соответствующем сюжете самого прекрасного фонтана Петергофа. Со второй фигурой ясности нет-:) Мне немного напоминает разновидность Сфинкса, возможно, ту, что с головой сокола (вероятно, клюв отвалился, мне кажется, это отчетливо видно). Или это Эфон, тот, что клевал печень Прометея? Версия о принадлежности женской фигуры к роду русалок встречалась мне намного реже.

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров

Церера, древнеримская богиня плодородия и урожая и покровительница материнства, в древнегреческой мифологии нареченная Деметрой, тоже являющейся покровительницей земледелия.

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров

Оба мифа необычайно схожи, в обеих легендах дочь богини (в древнеримском наименовании Прозерпина), была похищена воспылавшим любовью богом подземного царства Плутоном (в древнегреческой версии Аид похитил Персефону). Безутешная мать отправилась на долгие поиски дочери. А пока она скиталась по земле, повсюду перестали всходить урожаи, наступил голод. Тогда отец всех богов Юпитер (греч. Зевс) распорядился отпускать Прозерпину к матери. Подземный бог не посмел ослушаться и отпустил девушку, но дал ей зерна священного граната, чтобы она время от времени возвращалась к нему в подземное царство. А богиня плодородия вернула жизнь угасающей природе и научила людей земледелию.

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров

Не очень понятна только картина, которая предстает, если обойти эту скульптуру кругом. За спиной Цереры, по версии одного англоязычного сайта, женские фигуры с крыльями бабочки и рыбьими хвостами — нереиды, морские божества.

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров

Почитав про них, узнала, что это вполне себе мирные существа, ведут спокойную жизнь на дне моря, танцуют и поют. Непонятно тогда, в таком свете, что они делают с еще одним персонажем сцены, держа его вверх ногами, словно душу из него хотят вытрясти. На тритона не похож — ноги на месте. И что вообще делают морские персонажи в такой загадочной композиции за спиной у богини плодородия? Не смогла найти ответ на этот вопрос.

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров
Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров

А вот другая скульптура, которая тоже не имеет однозначного толкования. И если общий ее облик не вызывает сомнений — мы видим здесь боевого слона с башенкой на спине (такие слоны использовались во время Пунический войн в 3–2 веках до н. э.), то каковы его намерения относительно римлянина, обвитого слоновьим хоботом — тут мнения расходятся.

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров

Одни считают, что слон поддерживает воина. Другие, что убивает, и эта версия превалирует. Возможно, даже, что здесь мы видим изображение любимого слона великого карфагенского полководца Ганнибала, по древним источникам, он был самым храбрым и выносливым слоном из всех, кто был на вооружении вторгшихся на италийскую землю войск.

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров

Еще один страж зачарованного леса — дракон, сражающийся с собакой, львом и волком. Здесь тоже существуют разные толкования — одно из которых борьба добра со злом, добродетели с пороком.

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров

Есть и другая версия — дракон, как символ вечности и мудрости, а нападающие животные — олицетворения прошлого, настоящего и будущего.

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров

Такие убедительные стражи лесной чащи, вероятно, размещены здесь не случайно. Возможно, все они, по задумке автора, охраняют вход в главное сокровище парка — каменный грот, замаскированный под страшную маску орка с распахнутым ртом.

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров

Устрашающий образ символизирует собой вход в Преисподнюю, и по идее должен нагонять оторопь на прохожего. Вероятно, в 16-м веке так и было. Внутри грота устроен простой каменный стол, наводящий на мысль, что здесь могли проходить средневековые ужины в экстравагантном антураже, и можно себе только представить, какой ужас испытывали поздно вечером проходящие мимо набожные крестьяне, увидев мерцающий свет от факелов в пустых глазницах монстра и услышав звуки поедания пищи-:)

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров

Кстати, над входом в грот на губах маски сохранилась часть начертанных когда-то слов OGNI PENSIERO VOLA, что в переводе означает примерно следующее — любая мысль летуча, что по версии англоязычной Википедии намекает на акустические свойства пещеры: любой звук внутри пещеры хорошо слышен снаружи. Есть и другая интересная трактовка: что это всего лишь часть сохранившихся букв от надписи LASCIATE OGNI PENSIERO VOI CH’ENTRATE (оставь всякие мысли, входящий), что напоминает об известной фразе Данте из «Божественной комедии» — «Lasciate ogni speranza, voi ch’entrate (Оставь надежду, всяк сюда входящий)».

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров

________________

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Витербо

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Вилла Ланте

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Чивита Баньореджо

Возвращение в Тоскану. Сована

Возвращение в Тоскану. Сорано

Возвращение в Тоскану. Питильяно

Возвращение в Тоскану. Термы Сатурнии (Cascate del Mulino)

Возвращение в Тоскану. Аббатство Сант-Антимо и Монтальчино

Возвращение в Тоскану. Сан Квирико д’Орча и ретро-автомобили

Возвращение в Тоскану. Живописные окрестности долины Валь д’Орча

Возвращение в Тоскану. Пьенца

Возвращение в Тоскану. Баньо Виньони и Баньи Сан Филиппо

Возвращение в Тоскану. Монтепульчано

Возвращение в Тоскану. Кортона

Возвращение в Тоскану. Аббатство Монте Оливето Маджоре

Возвращение в Тоскану. Аббатство Сан Гальгано

Возвращение в Тоскану. Кьянти. Замок Бролио — Радда ин Кьянти — Греве ин Кьянти — Монтефьоралле

Возвращение в Тоскану. Сан Джиминьяно

Возвращение в Тоскану. Вольтерра

Возвращение в Тоскану. Из Тосканы в Лигурию. Чинкве Терре

Возвращение в Тоскану. Из Тосканы в Лигурию. Портофино

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии