Осеннее путешествие в Санкт-Петербург.
Санкт-Петербург. Петербургская осень или путешествие, которого могло не быть…
Гатчина. «Ее и внутренность и внешность есть прекрасна…»
Царское Село (Пушкин). «Село высочайшего статуса»
Кронштадт – Ораниенбаум. «Апельсиновое дерево Светлейшего князя…»
Санкт-Петербург. Осенние акварели…
Павловск — милая девочка, украшенная цветами и рюшами, эдакая юная принцесса, счастливая и влюбленная. Несмотря на свое название, Павловск для меня прежде всего Мария Федоровна, императрица и супруга Павла Первого. А вот Гатчина, про которую я уже рассказывала, это и есть сам Павел — решительный, немножко странный, полный неразгаданных тайн. Павловск похож на Гатчину, как бывают похожи муж и жена, живущие в счастливом браке и, в тоже время, они различаются, как люди, выросшие в разных семьях и даже разных странах. Эта «близнецовость», «похожесть — не похожесть» не давала мне покоя ровно до того дня, когда я своими глазами увидела и Павловск, и Гатчину…
Павловск был подарен Екатериной Второй своему сыну за рождение первого внука, будущего императора Александра Первого. Павел и Мария, молодые, влюбленные, наконец-то обретшие счастье, подарку обрадовались. Первоначально в Павловском селе (городом он стал после того, как Павел стал императором) было построено два небольших деревянных дома, Паульлюст (на его месте сейчас расположен дворец) и Мариенталь (теперь здесь крепость БИП). Строительство нового дворца возглавил Камерон, которого неожиданно для всех откомандировала сама Екатерина (столь щедрого подарка сыну от нее не ждал никто, правда, на этом ее щедрость и закончилась). И пока история Павловского дворца начиналась в чертежах и проектах, чета наследников отправилась в свое большое путешествие по Европе, где «граф и графиня Северные» наслаждались видами, принимали почести, отдавали визиты и, между делом, покупали приглянувшиеся предметы меблировки и декораций, которыми собирались украсить свой будущий дом. Мария Федоровна мечтала, чтобы дом был похож на итальянское палаццо, Павел с супругой соглашался (все на свой вкус он сделает в Гатчине, но это будет нескоро), Камерон, с которым у Марии Федоровны завязалась активная переписка и столь же активная перепалка, все видел по-своему (в то время он увлекался стилем палладио и хотел построить венецианскую виллу), но к пожеланиям наследников престола все же прислушивался. Как бы не спорили Камерон и Мария Федоровна, в результате у них получился настоящий шедевр, переживший века…
Павловский дворец совершенно особенный, отличающийся и от пышной вычурности Петергофа и от золотой роскоши Царского Села. Домашний, уютный, элегантный, словно написанный сдержанными мазками очень талантливого художника, Павловск повторил в своих интерьерах вкус самой Марии Федоровны, настоящей хозяйки дома.
Строительство дворца велось под ее неусыпным контролем. Понятно, что императрица не прыгала по лесам и не бросалась штукатурить стены, если ей что-то не нравилось. Но чертежи и схемы, счета и предварительные сметы, подбор расцветок и планировка залов, беседы с ландшафтными дизайнерами и мебельщиками — всем этим занималась Мария Федоровна лично, споря с Камероном и настаивая на своем. Эти бесконечные споры в конце концов привели к тому, что Камерон был отстранен, а на его место взят Кваренги, который понимал супругу Павла с полуслова.
Средств на строительства дворца всегда было мало. Скуповатая Екатерина урезала выдаваемые финансы, ей и самой их вечно не хватало на любимое Царское Село. Павел, ставший императором, Павловск деньгами тоже не осыпал, его любимая Гатчина требовала вложений, да и кроме Гатчины построено во время его правления было немало.
Мария Федоровна истерик не устраивала (она их вообще не умела устраивать) и крутилась, как могла, пытаясь создать дом своей мечты из тех средств, что имелись. И ведь получилось! Уникальная она была женщина, совершенно незаслуженно замалчиваемая историей, которая частенько бывает несправедлива. Будущая императрица, юная и неопытная, смогла стать одной из лучших (если не самой лучшей) женщиной своей эпохи, но удостоилась лишь обидного прозвища, которым наделила ее властная свекровь: «Мадам второй сорт» (не иначе, как зависть двигала хоть и великой, но в сущности самой обычной женщиной). Если покопаться в этом вопросе, то мадам второй сорт уж никак не Мария Федоровна, сумевшая прожить достойнейшую жизнь и оставить после себя архитектурный шедевр мирового уровня, лучше которого не сыскать во всей Европе.
Мария Федоровна любила Павловск всю свою жизнь, прожив здесь 51 год и лишь изредка выезжая из дворца. Из них 27 — без Павла, но среди дорогих сердцу воспоминаний, сохранив любовь к своему мужу до последнего вздоха. Павловск стал ее гимном любви к императору, так и не понятому современниками и мужу, подарившему ей десятерых детей, двое из которых стали императорами. В своем завещании Мария Федоровна отдавала Павловск «старшему наследнику мужского пола, минуя императора», не простив старшему сыну участие в убийстве Павла. Дети свою мать боготворили и за Павловском ухаживали, передавая его дальше по наследству, пока все не прервалось в 1917 году.
То, каким человеком был Павел, легко понять, побывав в Гатчине. То, какой была Мария Федоровна, понимаешь, побывав в Павловске. Гатчину она, кстати, очень не любила, говоря: «тяжело бороться с соперницей, особенно если она Гатчина».
Несправедливо мало сохранила история о Марии Федоровне. Не любила она публичности, всегда держалась в тени сначала державного мужа, потом сыновей-императоров. Искать правдивые воспоминания об императрице — занятие непростое, но если посетить построенный ею дворец, то все становится понятным без слов. Этот дворец и есть она сама, жена и мать императоров Всероссийских…
В Павловск мы приехали ранним утром, выйдя из электрички на вокзале, где некогда устраивали музыкальные вечера и давал концерты Иоганн Штраус. Правда, то старое здание вокзала было разрушено во время войны, но какое-то необъяснимое очарование места все-таки осталось, словно именно здесь начинает приоткрываться дверь в другую эпоху…
Дорога к дворцу идет через дремучий лес, где высоченные деревья упираются в небо, скачут непуганые белки и хозяйничают, как у себя дома, птицы. В столь ранний час касса, где можно купить билеты для входа в парк, была еще закрыта и мы поступили так, как поступали местные жители — прошли бесплатно. Слишком совестливых успокаивает официальное объявление, разрешающее бесплатный вход в парк с 6.00 до 10.00 и с 18.00 до 22.00. Те, кто любит долго спать, платят 100 рублей. Рядом со входом есть план парка, весьма подробный, в отличие от гугловских карт, откровенно путающихся на огромной территории павловского парка.
Заблудиться здесь невозможно, на каждой развилке стоят указатели. Если я не ошибаюсь, эта часть парка называется «Большая звезда» и тут почти нет никаких значимых сооружений, только царство природы во всей своей красе.
Осень внесла свои коррективы, оставив из всей птичьей братии только синиц, ворон и дятлов, но они вполне успешно нарушали тишину раннего утра своей суматохой. Самой осени в лесу было почти не видно — хвоя упрямо зеленела, а кляксы желтой листвы прятались в густом подлеске, почти незаметные. Дорога, проложенная через эти сказочные дебри, вывела нас сначала на залитую росой полянку, а потом, попетляв еще немножко, привела к Колоннаде Аполлона, аккурат напротив дворца.
И тут не обошлось без то ли легенды, то ли правдивой истории, обросшей домыслами и слухами за прошедшие века…
Создавал колоннаду Камерон, согласно желанию Марии Федоровны. Разногласия возникли с местом — императрица хотела видеть ее на возвышении, напротив дворца, Камерон категорически возражал, спорил, объяснял и убеждал, что это будет неправильно. Мария Федоровна, исчерпав свои аргументы, решила вопрос просто, наняв для воплощения идеи Кваренги, легко согласившегося перенести колоннаду на высокий холм и украсив все это каскадом камней, спускавшихся на берег реки. Радовалась императрица недолго — разразившаяся гроза одним ударом молнии обрушила колоннаду и разворотила каскад, но получившийся результат неожиданно привел Марию Федоровну в восторг, и она запретила менять что-либо в получившейся руине, модной в те времена.
От колоннады открывается дивный вид на дворец (до которого рукой подать) и реку, и если бы мост Кентавров был не закрыт на реконструкцию, нам бы не пришлось делать большой крюк по берегу Славянки, чтобы выйти к дворцу. Но неожиданно удлинившийся путь подарил нам упоительно-красивые виды реки, украшенной каскадами, мостиками, желтеющими деревьями и тишиной, какая бывает только осенью. Туристов тоже не было, что удивляло, радовало и вселяло надежду, что так будет и дальше (увы, неоправдавшуюся).
Долина реки Славянки, самое красивое, что есть в павловском парке, привела нас к Большой Каменной лестнице, украшенной львами, откуда идет торжественный подход к дворцу, и в прежние времена именно здесь начинался прием высоких гостей. Лестница невысокая, всего 64 ступеньки, но спроектирована она так, что кажется раза в два выше. Во время войны она значительно пострадала, но обстоятельного восстановления так и не дождалась — реставраторы всего лишь перевернули каменные ступени, спрятав в землю то, что было испорчено снарядами и сохранив максимальную подлинность. Получается, что эти ступени помнят и твердую поступь Павла, и легкий шаг его супруги.
У одного из львов, как утверждают знатоки Павловска, есть на бедре след от пули, достаточно заметный. К сожалению, я не знала, какого из них надо было пристально изучить, потому и не смогла найти раненого льва. Может вам повезет!
С высоты лестницы открывается настолько красивый вид, что замираешь надолго, махнув рукой на билеты, за которыми надо еще выстоять очередь и на время, которого будет так не хватать ближе к вечеру. Река Славянка покорила меня совершенно и я влюбилась в ее неспешное течение и красивые берега…
Пока мы гуляли, открылись кассы дворца и на плацу, где всех гостей дворца встречает сам Павел Первый, правда в виде памятника, стали собираться группы туристов. Надо было поторапливаться, чтобы успеть хотя бы купить билеты без очереди. Я читала, что посмотреть дворец можно только с экскурсией, но мы без проблем купили входные билеты и смотрели в своем темпе, не торопясь за гидом. Все залы дворца имеют информационные таблички, где помимо названия есть фотографии, сделанные после освобождения Павловска и картины дореволюционных интерьеров. Там же информация о скульптурах, картинах, авторах и прочем. Поэтому даже без гида можно узнать много интересного, ну, а если разговорить служительниц залов, то узнаешь то, что вообще нигде не прочтешь (что я и делала, втершись в доверие к строгим дамам).
Я не буду подробно описывать залы, по которым мы шли — смотреть намного интереснее, чем читать, да и интернет напичкан этой информацией. Но переходя из зала в зал, невольно начинаешь отвлекаться от общих интерьеров и рассматриваешь делали, которым Мария Федоровна придавала огромное значение. Все здесь хранит следы ее рук, все создано с большим вкусом и умением создать неповторимую красоту, несмотря на стесненность в средствах.
Парадные залы, где проходит основная экскурсия, изначально были задуманы неким подобием музея. Императорская семья жила в других комнатах, а сюда приглашались высокие гости, которых надо было удивить и поразить роскошью, изысканностью и продуманностью деталей. Золото здесь не слепит глаза, стены не кричат расцветками, каждый предмет на своем месте и про то, что после войны во дворце царила страшная разруха, забываешь очень быстро. Правда, смотреть, что оставили после себя немцы, тяжело и грустно. Реставраторы совершили невозможное, вернув дворцу былую изящность.
Если будете в Павловском дворце, обратите внимание на колонны и мраморные панели, очень красивых и даже необычных расцветок. Мрамор всегда стоил огромных денег, взять которые Марии Федоровне было просто неоткуда, и императрица нашла выход, приказав делать колонны из мраморной крошки, окрашивая ее в самые неожиданные оттенки. Колонны в Греческом зале, панели в Итальянском — все это обманки, сделанные из крошки. Восстанавливая дворец после войны, реставраторы пошли по стопам императрицы, повторив все ее мраморные обманки до мельчайших подробностей.
Не утомляя вас последовательным описанием комнат и залов, я расскажу лишь о тех, что мне понравились больше всего, и где я провела много времени, любуясь вкусом и декораторскими талантами Марии Федоровны…
Невероятно красив Итальянский зал, пронизанный светом, очень сдержанно украшенный позолотой, потолок которого хочется рассматривать неспешно и подробно. Пока мы ходили по этому залу, мимо нас пробежало несколько экскурсий — интересно, что они успели увидеть в таком хорошем темпе?
На этот зал я потом посмотрела с высоты верхнего яруса, когда мы поднялись на последний этаж, чтобы познакомится с выставкой «женских штучек». Сверху все смотрится совершенно фантастически, словно ты паришь над залом, любуясь с неожиданного ракурса изяществом декора.
Зал Войны — как воплощение Павла и мужского начала, открывает мужскую половину парадных комнат и симпатии моего мужа отданы именно этой части дворца. Зал Мира — сама Мария Федоровна, за ним следует женская половина, совершенно меня очаровавшая.
Всюду висят портреты императрицы (самый известный — в Парадной библиотеке Павла), и кажется, что она посматривает на гостей своего любимого дома, интересуясь — ну как, нравится? Императрица была женщиной весьма миловидной, да что там миловидной, настоящая красавица с тонкими и нежными чертами лица, с добрыми и ласковыми глазами, хорошей фигурой и тонкой талией, которую не испортили частые беременности и роды. Очень она мне симпатична, а сколько времени я провела, роясь в библиотеках и пытаясь разыскать хоть какие-нибудь воспоминания о супруге Павла!
Мария Федоровна очень любила цветы, на досуге лично ухаживала за клумбами в Собственном садике, но срезанные букеты ее огорчали своей недолговечностью. И тогда она придумала те самые плошки, в которые мы и сейчас высаживаем цветы, чтобы украсить свои подоконники. Плошками этими украшена была вся половина императрицы — были они вделаны в спинки кресел, расставлялись на столиках и по углам залов и дворец благоухал цветами в любое время года. Поливая цветы на подоконнике, вспомните Марию Федоровну…
Библиотека Павловского дворца (еще одна, самая большая) — чудо, которое удалось совершить реставраторам. Спасена была самая малость книг, да и то из тех, что остались после продажи коллекции в 30-х годах. То, что эвакуировать не успели, немцы вывезли в Германию и только часть из утраченного удалось вернуть во дворец. Интерьеры погибли в огне и восстанавливать все пришлось по картинам, фотографиям и небольшим уцелевшим фрагментам. Служительницы зала мне сказали, что все книги, расставленные по шкафам, подлинные, а интерьер библиотеки восстановлен с максимальной точностью, даже декор потолков. И здесь я опять задержалась надолго, любуясь тенями подсвечников на стенах и рассматривая бесконечные корешки старинных книг, многие из которых хранят заметки императрицы, сделанные на полях…
В Библиотеке Императрицы (третьей по счету, небольшой и уютной) есть то самое кресло, с плошками для цветов, вмонтированными в спинку. Подлинность этого кресла мне неизвестна, а спросить было не у кого, но сама задумка понравилась — словно сидишь в саду, в окружении цветов.
Из библиотеки, пройдя через будуар, попадаешь в самую красивую и самую нежную комнату дворца — Парадную спальню Марии Федоровны.
В те дни, что мы были в Питере, случилось в павловском дворце происшествие, о котором я узнала из новостей какого-то питерского телевизионного канала. Один товарищ, гуляя по Павловску и попивая горячительное (наверное, чтобы не ослепнуть от красоты дворца), догулялся до того, что уснул, сам не помня где. Проснувшись ранним утром, он увидел себя на роскошной постели, под парадным балдахином, среди расписанных узорами стен. Восстановив ход событий по памяти, товарищ этот неожиданно для себя понял, что ночь он провел в парадной опочивальне императрицы, в Павловском дворце. Обстоятельство это его озадачило, но не огорчило и прихватив на память о незабываемой ночи то ли вазу, то ли статую, ценой в пять миллионов наших родимых рублей, из дворца вышел беспрепятственно. Поймали его на Дворцовой площади, первым делом изъяв похищенную историческую ценность, о чем и раструбили все каналы.
История эта меня немало подивила, породив массу вопросов о сигнализации, охранниках и прочих мерах предосторожностях. На туристов здесь цыкают весьма строго, если случайно пересечешь невидимый луч, охраняющий историю от слишком любопытных. Как этот мужик умудрился улечься на кровать, для меня осталось загадкой…
А между тем спальня эта невероятной красоты и редкого изящества. Акварельная роспись панелей в этой комнате меня привела в полный восторг и я наслаждалась их видом, пока на меня не начала косо посматривать служительница (еще бы она не косилась, за это время мимо нас прогарцевало штук пять экскурсий, причем одна была весьма нетороплива).
Рисунок панелей — цветочно-фруктовый узор, в который вплетены шляпка, лейка, лопата и мотыга, инструменты Марии Федоровны, без которых она не выходила в свой садик. Спальней, как таковой, императрица никогда не пользовалась, согласно этикету того времени, здесь устраивались приемы для самых близких людей и, надо думать, те, кто был осчастливлен столь высокой честью, восхищались декором спальни совершенно искренне. Цветочный узор повторяется на потолке, на тканях балдахина, на обивке кресел — словно попадаешь в летний цветущий сад, наполненный благоуханием и порхающими бабочками. Немалое усилие мне пришлось совершить над собой, чтобы добровольно уйти из самой красивой комнаты дворца. Перефотографировала я в парадной спальне все, особенно так полюбившиеся мне акварели панелей. Живи Мария Федоровна в наше время, была бы она самым востребованным декоратором помещений, талант ее очень современен, а вкусы не устарели совершенно, пленяя нежнейшими оттенками цветов и идеальным воплощением замысла…
Только ради этой спальни стоит побывать во дворце, ни одна фотография не передаст изящества этой комнаты!
А потом мы дошли до Тронного зала, декорированного для парадного обеда, где не было никого из туристов, и я потеряла счет времени, любуясь творениями Императорского фарфорового завода, на изящных боках которых отражался свет свечей, сиявших в высоких подсвечниках. Картину совершенства разрушала фотография зала, сделанная сразу после освобождения Павловска. С большим трудом я опознала на ней то, что уцелело и стало отправными точками в реставрации. Какими же надо быть нелюдями, чтобы разрушать такую красоту — никогда мне этого не понять…
Кавалерский зал, куда все попадают из Тронного, интересен не только тем, что здесь Павел принимал рыцарей Мальтийского ордена, но и выставкой античных скульптур, многих из которых не успели эвакуировать и прятали, закапывая в подвалах и разных уголках сада. Мне показали в окошко, где немцы умудрились найти часть скульптур и где они ничего не наши, хоть и очень старательно искали. Скульптуры эти опознать легко — белыми они никогда больше не будут.
Заканчивается осмотр Парадных залов в Дворцовой церкви, где молился сам император, самой малостью напоминающей церковь…
Вся наша прогулка по Парадным залам заняла часа полтора-два, хотя мне казалось, что бродили мы чуть ли не вечность, перенесенные каким-то волшебным способом в иной век, где все еще живы — и Павел, и Мария Федоровна, и все остальные. Залы дворца до такой степени «живые и домашние», что кажется, вот-вот из-за поворота покажется сама императрица и строго поинтересуется, что здесь делают непрошенные гости. Понятно, что уходить так быстро нам не хотелось, времени до электрички было еще полно, на улице накрапывал дождик и мы решили продолжить знакомство с дворцовыми комнатами и с тем, что в них представлено.
И для начала полезли наверх, на третий этаж, где работала выставка «Мир женщины и ее увлечений» (билеты надо покупать отдельно), расположенная как раз над Итальянским залом.
Тысяча женских мелочей, без которых не могла обойтись ни одна красотка века 18–19, расположены здесь, под стеклянными витринами. Все настоящее, подлиннее не бывает, а потому со следами утрат, нанесенных временем и прожорливой молью, которой совершенно безразлично, что есть — историческую реликвию или старый носок.
Лорнеты, запонки, маникюрные наборы, бальные сумочки, корнеты для записи кавалеров для танцев, игральные карты, рубашки, корсеты, шляпные булавки, деньги, веера, перчатки, зонтики, футляры для духов — чего там только нет!
А еще уголки комнат, оформленные в стиле будуара светской дамы, платья того времени и прочее, без чего женщине невозможно быть настоящей женщиной. Выставка небольшая, но очень информативная. А развешанные по стенам картинки из модных журналов, с прическами и нарядами, наглядно показывают, как хороши и нежны были раньше дамы и как испортили наши фигуры практичные и удобные джинсы…
Полный восторг я испытала от увиденного, погружение в приятные дамские мелочи, совершенно изгнанные нашим стремительным веком, доставило мне огромное удовольствие.
На третьем этаже дворца есть и еще одна экспозиция — «Жилой интерьер 19 века» (за отдельную плату), где в 17 комнатах анфилады собрано убранство дворянской усадьбы, столичного аристократического особняка и богатой городской квартиры. Подробно расписывать каждую комнату я не буду, но мы провели очень нескучные полтора часа, рассматривая мебель, детали интерьеров и уклад жизни 19 века. Для любителей истории сложно придумать что-то интереснее, но и просто сравнить, как жили раньше и как мы живем сейчас, будет поучительно и полезно.
Подробный осмотр дворца мы решили закончить на первом этаже, в «Жилых комнатах императрицы Марии Федоровны» (тоже за отдельную плату). Императорского пафоса здесь меньше, а самой Марии Федоровны намного больше, комнаты уютнее, вид из огромных окон очаровательный и незримое присутствие хозяйки ощущается во всем. Здесь понимаешь, что достигнув высочайшего статуса, выше которого и не бывает, можно оставаться прежней — доброй, отзывчивой, душевной и необыкновенной женщиной, лишенной императорского пафоса. «Невеста из захудалого рода» смогла стать неординарной женщиной, которой династия Романовых может гордиться по праву, а история могла бы сохранить чуть больше воспоминаний об императрице, подарившей всем нам красивейший Павловский дворец, настоящий памятник великой любви…
Во дворце мы провели почти пол дня, непозволительно много, с одной стороны, но просто взять и уйти, не посмотрев все, что хотелось, мы не смогли. К этому времени подтянулись туристические группы и школьные экскурсии, столпотворение в раздевалке и на лестницах достигло своего апофеоза и пришлось спасаться бегством от всей этой сутолоки и шума, в надежде найти уединение и тишину на дорожках обширного парка. Очередь в кассы, завивавшаяся в кольца и тянувшаяся через весь плац, в который раз меня убедила, что «кто рано встает…" и мы смогли сберечь пару часов стояния в очередях, приехав в Павловск раньше всех.
Тройная липовая аллея, парадная дорога к дворцу, потеряла все свое очарование под напором групп, бредущих во все стороны сразу и в последний раз оглянувшись на Павла, которому еще долго оправдываться за свое царство, споря с историей, умеющей ловко подтасовывать факты, мы свернули в сторону павильонов, выходя на большой круг, позволяющий увидеть максимально много. Обойти за один день весь Павловский парк, не пропустив ни одного павильона, памятника, укромного уголка, мостика, лужайки, аллейки — задача невыполнимая. Тут и недели не хватит, даже если продвигаться в очень хорошем темпе. Поэтому мы решили не упираться, пытаясь охватить необъятное, а гулять, получая удовольствие, что у нас очень неплохо получилось, как мне кажется.
Парк — это тоже Мария Федоровна, ее планировка, ее фантазии, ее заботы, данные ею названия. «Красота природы русского севера» — основная идея павловского парка и, мне кажется, ее удалось блестяще воплотить. Тропинки здесь не просто петляют, они приводят к павильонам и прячущимся в густом лесу статуям, ведут к мостам, перекинутым через Славянку, заводят в лесные дебри, неожиданно заканчиваются полянами или памятниками.
К павильону Вольер, где после смерти Павла Мария Федоровна разбила цветник, мы свернули, чтобы полюбоваться Венериным прудом, украшенным статуей самой Венеры (понятно, что это копия, но смотрится все равно красиво).
Вроде и осень уже, и погода не самая веселая, но пруд этот настолько романтичный и так художественно заросший, что захотелось посадить на берегу парочку художников и попросить их запечатлеть картину совершенной пасторали с Венерой в центре, стыдливо прикрывающейся увядающей травой. Как я не прыгала вокруг пруда, а все же фотоаппарат не кисти, он просто фиксирует, не умея творить…
Павильон Росси с памятником Марии Федоровне — тропинка сама нас привела в этот уголок парка. Во время войны немцы хоронили здесь погибших солдат, не стесняясь укоризненного взгляда императрицы. Появился памятник аккурат перед началом Первой мировой и путь от идеи создания до его открытия составил почти сто лет — не спешили потомки Марии Федоровны. В который раз я убедилась, какой красивой женщиной была супруга Павла…
До посещения Павловска я думала, что знаю о Марии Федоровне немало, но погуляв по дворцу, а потом и по парку, открыла для себя много неизвестного и от всего увиденного и пропущенного через себя, стала мне императрица ближе и понятнее, человечнее, что ли, обрела осязаемые черты. Словно чуть приподнялся занавес, скрывавший вечную тайну…
Неподалеку от памятника Марии Федоровны, есть Памятник Родителям, построенный при жизни императрицы. Изначально он был посвящен ее сестре Фридерике, умершей в родах, а потом и родителям, герцогу и герцогине Вюртембергским. Памятник напоминает часовню, осенью смотрится очень печально и даже немножко запущено, но скорее всего, в этом виноват листопад и недавно закончившийся дождь, навеявший меланхолию…
Дальше была Старая Сильвия и «Двенадцать дорожек», где мне так и не удалось пройти по всем двенадцати тропинкам до самого их конца.
Статуя Аполлона в центре небольшой круглой полянки и от нее расходящиеся лучом аллеи, украшенные каждая своей статуей, общим числом двенадцать, причем статуи подлинные, пережившие войну. Всех их закопали в Павловском парке, понимая, что увозить в эвакуацию такой громоздкий груз уже некогда, а после войны выкопали и вернули на законные места. Даже зная, что тропинка тебя приведет к этим статуям, все равно остается элемент неожиданности, когда среди расступившейся листвы появляются античные тела богов и богинь, грустящие под тихим осенним дождиком. Капли, словно нескончаемые слезы, стекают по божественным лицам, мечтающим о южном солнце и вечном лете. Да, именно лета мне не хватало в этом парке! Павловск должен быть летним и цветущим!
Дальше нам пришлось немножко изменить маршрут из-за реставрации Руинного каскада. Пришлось скользить по крутому склону, спотыкаясь о торчащие из земли корни деревьев и искать другую дорогу к Амфитеатру. Я и сейчас жалею, что не увидела каскад, прочно укрытый от посторонних глаз, видно и в Павловск придется возвращаться.
Амфитеатр, увы, выглядит так, как выглядит место, срочно нуждающееся в реставрации. Запустение, разруха и равнодушие, если ничего не изменится в ближайшее время, лишат парк некогда очень красивого места, называвшегося в прежние времена «Первым свиданием». Что это за свидание и кто с кем здесь впервые встретился, я так и не смогла выяснить, а туристических групп с экскурсоводами мы так и не дождались в этом уединенном месте.
Во времена Павла здесь был каменный амфитеатр, загороженный невысокой балюстрадой со стороны обрыва и статуей богини Флоры на постаменте. Богини давно нет, да и от амфитеатра мало что осталось. На противоположном берегу была построена сцена, от которой не осталось даже намека. Сколько я не старалась, но представить, как все это выглядело, так и не смогла. Наверное, это было грандиозно. И очень жаль, что денег на хотя бы частичную реставрацию так и не нашлось.
С высоты этого берега открывается упоительный вид на реку Славянку, тропинку, протоптанную на другом берегу, пустующие скамейки и самое настоящее буйство природы, старательно прячущее последним своим разноцветьем застаревшие раны, нанесенные войной.
С этого же места хорошо видна Пиль-башня, выглядевший издалека словно миниатюрный замок. От мысли дойти до Пиль-башни нам пришлось отказаться, был велик риск опоздать на электричку, а пройти нам предстояло еще немало и желательно не несясь галопом.
От амфитеатра, рискуя переломать ноги в кротовых норках, мы спустились к Славянке и дальше шли вдоль ее берегов, красивых и завораживающе-осенних, заставивших забыть о необходимости поглядывать на часы. По правому берегу мы дошли до Висконтиева (назван по имени каменных дел мастера Карло Висконти) моста, соединяющего Сиреневую и Криковскую аллеи парка. Мост этот не просто переправа с берега на берег, а самое настоящее украшение Славянки. Смотрится он настолько старым, насколько и красивым, и в то, что восстановили его в 70-х годах, просто не верится. Во времена Марии Федоровны мост приводил к охотничьему домику Крик, сгоревшему во время войны, когда был взорван и мост.
Висконтиев мост хорош с любого берега, с любого ракурса, под любым небом и он словно сам об этом знает, неустанно любуясь своим отражением в неспешных водах реки Славянки. Не знаю, как вам, но для меня именно этот мост стал неким символом павловского парка, самым красивым уголком природы, где рукотворное и нерукотворное слились в единое и неделимое, прекрасное и неповторимое.
Природа, видимо польщенная расточаемыми мною восторгами, решила сменить гнев на милость и решительным порывом ветра разогнала клубившиеся с утра тучи, выпустив на волю солнце. Весь оставшийся день мы наслаждались солнечной погодой, совершенно преобразившей берега Славянки и придавшей всему непередаваемое очарование золотой осени, тихой и уютной. Так неспешно я не гуляла еще нигде (Гатчина будет позже и она побьет рекорд неспешного Павловска), стараясь запомнить и этот день, и эту реку, и этот огромный парк…
Стоило выглянуть солнцу, как парк заполнили художники, спешащие поймать теплый осенний свет и запечатлеть красивые пейзажи на своих полотнах. Подглядывать было неловко, но очарование северной природы удалось передать каждому из них. По берегам реки художников сидело больше, чем рыбаков, и каждый из них видел особенный парк, незаметный другим.
Гуляли мы совсем не торопясь, сворачивая в сторону от реки и возвращаясь к ней снова, фотографируя изгибы ее течения и склонившиеся над водой деревья, укутанные в осеннее золото, любовались краснеющими кленами, ловили в кадр шустрых синичек и угощали орехами белок, смотрели как облака бегут наперегонки с тучами и наслаждались тишиной и полным безлюдьем. И если сам лес не произвел на меня большого впечатления, долина реки осталась незабываемой, а Славянка и вовсе полюбилась, напомнив мне немало пушкинских строк, словно все они были написаны именно об этом месте.
Читала я, что планируется провести реставрацию переправы через реку, которая сейчас только угадывается, но не знаю, станет ли от этого Славянка красивее, разве что туристов прибавится, да исчезнет уединенность…
Дорога сама нас вывела к Каменной лестнице, по которой мы утром понимались к дворцу. Под голубым небом все смотрелось иначе и даже старые львы довольно щурились, греясь на робком осеннем солнце.
Чугунный мостик кокетливо позировал всем желающим на фоне золотых берез, художники спешили запечатлеть павловские пасторали, пока солнце не передумало и не сбежало за редкие тучи и даже храм Дружбы, выглядевший очень неприветливо хмурым утром, вдруг подобрел всеми своими колоннами и засиял солнечным светом.
Этот храм Павел и Мария построили в честь Екатерины Великой, в благодарность за подаренный им Павловск. Раньше храм украшала статуя Минервы, лицом походившая на Екатерину, но где она сейчас, я к сожалению не знаю. И чтобы там не было записано на страницах истории про вечную вражду Екатерины и Павла, родственные чувства нет-нет, да и давали о себе знать. И тогда заказывались зодчим храмы, подписывались дарственные на земельные угодья, воспитывались в любви и обожании внуки. Не все так однозначно было в жизни императоров, как это трактует официальная история Государства Российского. И знаете, мне нравится находить такие вот примеры обыкновенных человеческих чувств у тех, кто правил Россией!
После фотосессии на фоне Дружбы мы уделили повышенное внимание павловским уточкам, уже устраивающимся на ночлег у Горбатого мостика. Никакого уважения к творению самого Камерона утки не проявляли, но место украшали невероятно. Опять мы загулялись до утиного отбоя и гуляли бы дальше, если бы не расписание электричек…
Дальше пришлось ускоряться, чтобы прибежать на вокзал вовремя, да еще и успеть купить что-нибудь съедобное, среди павловских красот мы совершенно забыли о еде и вроде не особо сильно проголодались к вечеру. Посидеть хотелось, потому как в этот день мы в общей сложности поднялись на 30 этажей и накрутили 18 километров (не рекорд, но с учетом этажей смотрится солидно).
Расстояние от реки до вокзала мы прошли в рекордном темпе, притормаживая изредка для фотографирования то одного, то другого и каждый раз обещая друг другу, что это последний кадр Павловска. К финишу мы прибежали раньше электрички и даже успели отдышаться, когда она на всех парах подскочила к перрону.
Павловск остался греться в лучах закатного солнца, попрощавшись с нами элегантным реверансом. Душа Марии Федоровны неслышно парила над дворцом, парком, рекой и прудами, не желая расставаться с любимым домом, ставшим памятником необыкновенной женщине и ее державному мужу.
Мой вам совет — приезжайте в Павловск летом, когда кругом цветут любимые императрицей розы и все вокруг становится похожим на благоухающий сад. Ведь не зря Мария Федоровна так любила цветы и украшали ими свою жизнь и свой дом…
Полезные советы:
- В Павловск удобнее всего добираться электричкой с Витебского вокзала. Отсюда через Павловск идут ВСЕ электрички!
- Туда: 8.50, 9.18, 9.38, 9.59 и так далее, время в пути около 40 минут.
- Обратно: …16.07, 16.22, 16.48, 17.13, 17,42, 18.13, 18.24, 18.57, 19.23, 19.39.
- Станция Павловск будет следующей после Царского Села.
- Есть вариант на маршрутках и автобусах, но его мы не рассматривали.
- Павловский парк открыт с 6.00 до 22.00. Платный вход с 10.00 до 18.00 зимой, летом — с 9.00 до 17.00 (100 рублей, 50 рублей льготникам).
- Павловский дворец открыт с 10.00 до 18.00, кассы закрываются на час раньше.
- Выходные дни — пятница и первый понедельник месяца.
- Обязательно сохраняйте билеты в «Парадные залы дворца», пока не решите, что окончательно уходите из дворца! Билеты на выставки продаются ТОЛЬКО при наличии билетов в парадные залы!
- «Парадные залы второго этажа и жилые комнаты первого этажа» — 500 рублей, льготникам 200 рублей. Есть семейный билет, цену уточняйте на сайте.
- «Жилые комнаты императрицы Марии Федоровны» (1 этаж) — 150 рублей, льготникам 100 рублей (при наличие билета в парадные залы).
- Выставка «Русский жилой интерьер 19–20 века — 150 рублей, льготникам 100 рублей (при наличии билетов в парадные залы).
- Розовый павильон и Собственный сад закрыты в зимний период.
- Храм Дружбы и Пиль-башня закрыты в зимний период.
- Прихватите орешек для многочисленных белочек и корм для уток. Вам развлечение, им угощение.
- Во дворце есть буфет, очереди огромные, цены тоже. Проще взять с собой какой-нибудь перекус и бутылочку воды или купить что-нибудь на станции.
- Летом можно взять на прокат велосипед.
- Официальный сайт музея-заповедника «Павловск» pavlovskmuseum.ru
- Перед путешествием обязательно уточняйте режим работы, выходные дни и цену билетов, все может измениться.
Продолжение следует…
Теги:
Самостоятельные путешествия