Осеннее путешествие в Санкт-Петербург.
Санкт-Петербург. Петербургская осень или путешествие, которого могло не быть…
Гатчина. «Ее и внутренность и внешность есть прекрасна…»
Царское Село (Пушкин). «Село высочайшего статуса»
Павловск. «Дитя любви»…
Кронштадт – Ораниенбаум. «Апельсиновое дерево Светлейшего князя…»
Осень — самое питерское время года. Дождь рисует свои мокрые акварели, лужи сквозь продрогшую рябь отражают неверные огни засыпающего города, ветер тщетно силится разогнать свинцовые тучи, загоняя по домам запоздавших прохожих и призраки былого, кажется, вот-вот появятся в тишине дворцовых залов, пронесутся в парадных экипажах по Невскому, чтобы исчезнуть по утру, успев уйти в минувшее до начала нового дня…
В это осеннее путешествие почти все наше время было поделено между пригородами Петербурга, городу оставались лишь вечера да пара очень дождливых дней, в которые нам удалось увидеть новое и навестить любимое. Особых маршрутов мы не сочиняли, решив действовать по обстоятельствам — гулять и смотреть, смотреть, смотреть.
Возвращаться в полюбившийся город, чтобы неспешно побродить по знакомым улицам, заворачивая туда, где бывала не раз, чтобы находить что-то просмотренное и упущенное в суете «первооткрывательства» — особое удовольствие, не так уж и часто у нас получается возвращаться туда, где мы уже побывали. Но верные своему правилу всегда узнавать что-то новое, мы все-таки подготовили для себя список мест, которые давно хотелось увидеть. В этот раз нас ждал Эрмитаж (его сколько не смотри, все равно найдешь то, что еще не видел), дворец Меншикова, гранд-макет «Вся Россия» и макет «Петровская акватория», на который нам не хватило времени в прошлый раз и не хватило в этот, но надежды я не теряю и строю новые планы на Питер…
Невский проспект, Дворцовая площадь, Дворцовая набережная, Миллионная улица — все вроде хожено-перехожено, сфотографировано со всех ракурсов, рассмотрено подробно и в деталях, но удовольствие от встречи с прекрасным от этого меньше не становится, да и смотрится все совершенно иначе в разное время года. И каждый раз удивляешься гению Петра, придумавшего и подарившего нам всю эту красоту, и замираешь засмотревшись, и пытаешься представить, как можно было разглядеть в унылых болотах блистательную столицу. Не знаю, как вы, а я готова бродить по этому маршруту каждый день, представляя, что было бы, проживи Петр дольше, не случись стать Великой Екатерине, не родись Николай Второй, не грянь революция. Все было бы иначе, но история не любит это «если бы»…
Петербургского Ангела в Измайловском саду я навещаю регулярно. Сложно придумать памятник душевнее и трогательнее, да и язык не поворачивается назвать памятником эту одинокую фигурку под зонтиком. Душа Питера хранится в этом Ангеле и едва прилетев, я спешу к нему в гости. Ветер в этот вечер норовил сдуть Ангела со скамейки, вырывал его зонтик, сыпал с деревьев едва пожелтевшей листвой и Ангел грустил, кутаясь в свое одиночество. Очень он питерский, совпадающий с городом как никто другой…
Исаакий я тоже не могла обойти стороной. И пока все восхищаются его красотой, рассуждая на тему «что из чего построено» и подсчитывают килограммы лазурита, малахита и золота, я вспоминаю его историю, слишком непростую и слишком долгую, с меняющимися императорами (от Петра Первого до Александра Второго), архитекторами (от Маттарнови до Монферрана) и перестройками (четыре!) собора. Стоит только подумать, что такое огромное сооружение было построено практически на болотах, как начинаешь совсем по другому относится к подвигу (иначе и не скажешь) всех тех, кто умирал на этой стройке, создавая невозможное. Исаакий должен был появиться в Питере вопреки всему, как вопреки всему появился сам город. Для меня этот собор — памятник Монферрану, который создавал его почти сорок лет и умер через месяц после окончания строительства, оставив нам совершенную красоту дела всей своей жизни…
Спас на Крови — еще одно место притяжения. Его мозаиками я не устану любоваться никогда, и мне удивительно, почему собор, построенный на скорбном месте убийства императора, получился таким светлым и жизнеутверждающим. Я не очень люблю Александра Второго, но не до такой степени, чтобы не прочувствовать печаль момента. Для меня Спас на Крови больше музей мозаики и камнерезного искусства, чем место памяти и скорби. Вы только всмотритесь, как детально проработана резьба на колоннах и панелях! И это в девятнадцатом веке, когда все делалось с помощью рук и смекалки.
Мой вам совет — приходите в солнечный день, когда мозаики играют под яркими лучами, когда вспыхивают искры на колоннах из лабрадорита (в центре, черного цвета) и когда весь собор словно светится откуда-то изнутри, излучая тепло. Зрелище невероятной красоты!
Ну и не проскочите мимо стендов, показывающих и рассказывающих, как шла реставрация всей этой красоты. Посмотрев, что было, невольно начинаешь иными глазами вглядываться в то, что стало. Ну, а если есть неограниченный запас времени (а прочувствовать всю красоту на бегу не получится), то можно и вокруг собора обойти, чтобы увидеть распятие на месте ранения императора, гербы русских городов (западная сторона), таблички с деяниями Александра Второго и многое другое, не заметное на бегу. В общем, я сюда буду возвращаться еще не раз, открывая для себя что-то новое.
Дождь, загнавший нас в Спас на Крови, позволил провести внутри немало часов, к моему огромному удовольствию, и я никуда не торопясь обошла и посмотрела все то, что пришлось пропустить в прошлый раз. Собор — удовольствие не на один раз, чем больше его узнаешь, тем сильнее проникаешься какой-то совершенно особенной магией этого места…
Поскольку почти каждый день мы совершали загородные вылазки, утро у нас иногда начиналось с Витебского вокзала, самого первого в России, увидеть который я давно хотела, но все никак не представлялся случай.
Романтичный, очень красивый и сохранивший изящность позапрошлого века, он создан не для современных поездов и вечно спешащих пассажиров, а для совсем другого времени, ну или хотя бы съемок исторических фильмов и романтических встреч. Здесь хорошо смотрелись бы старинные поезда в клубах дыма, бросающиеся под колеса Анны Каренины, убегающие от профессора Мориарти Холмс и Ватсон и изящные дамы с кавалерами века эдак девятнадцатого или начала двадцатого. У меня есть маленькая, но навязчивая мечта попасть на Витебский вокзал в тот час, когда золотое закатное солнце льется косыми лучами сквозь огромные окна и купол, а под парами стоит готовый к отравлению паровоз со старинными вагонами. Мечта сложно выполнимая, особенно для тех, кто живет не в Питере, но мой оптимизм уверяет, что нет ничего невозможного!
В этот раз погода солнцем не баловала, да и времени гулять по вокзалу с фотоаппаратом тоже особо не было. Охранники вокзала почему-то не жалуют тех, кто норовит фотографировать парадный вестибюль и разглядывать изящные детали металлических конструкций, сразу подбегая с вопросами. Не получилось у меня спуститься по витой лесенке, не нашла я старинных клейм (я знаю, что они есть) и не сфотографировала изразцы. Но ради Витебского вокзала я готова вернуться, вдруг повезет с солнцем, тогда меня никакой охранник не остановит…
Один из самых непогожих дней мы выделили для Эрмитажа, предварительно купив билеты на сайте, чтобы избежать очередей. Такими умными, кроме нас, оказались несколько десятков китайцев, организовавших достаточно длинную очередь из желающих попасть во дворец без очереди. Правда, это все равно не шло ни в какие сравнения с той толпой, что выстроилась в обычные кассы, так что смысл покупать билеты через интернет есть.
В этот раз мы решили неспешно посмотреть личные покои Романовых — мемориальные комнаты императоров и ту часть, где жила семья последнего императора. Описывать подробно зал за залом я не вижу смысла, все равно посмотреть самим намного интереснее, да и информативнее, но впечатлениями поделюсь.
Исторически так повелось, что личные комнаты императоров, где они жили и умирали, становились некими мемориалами. Комната, где умирал Николай Первый и где закончился жизненный путь Александра Второго очень близки к оригиналам, и даже несмотря на след, оставленный революционными событиями, особо напрягать воображение не требуется, чтобы наложить на «было» то, что «стало».
Надо сказать, что штурм Зимнего, растиражированный в картинах и фильмах, не принес дворцу такого уж большого урона (в отличие от непростых 20-х годов, когда активно продавались за рубеж исторические ценности), и вся эта революционная вакханалия продолжалась всего пару дней, пока не начала работу комиссия по описи ценностей под руководством Луначарского. С 9 ноября (по новому стилю) во дворце воцарилась тишина и относительный порядок, так что времени для разгрома у революционеров особо и не было. Но совсем иначе все обстоит с комнатами, где жил последний Романов…
Я разглядывала фотографии этих комнат, снятые после штурма Зимнего, и поражалась бушевавшей ненависти к последнему императору и его семье. Комнаты крушили так, словно в каждом предмете виделся революционерам сам Николай Второй и его супруга. Все их комнаты были разграблены и разгромлены, уцелела только библиотека Его Величества и сегодня это единственная комната, сохранившаяся практически в первозданном виде, остальные требуют приложить немало фантазии, чтобы представить, как все было до революции. Фотографии «до» и «после» очень впечатляют и помогают хоть как-то составить впечатление о том, как жила семья Николая Второго, но мне пришлось постараться, чтобы фотографии царских комнат хоть как-то сопоставить с тем, что я вижу воочию.
В этих комнатах все слишком перестроено, переделано и словно собрано в кучу — кое-какая мебель, подходящая эпохе, с вкраплениями уцелевших подлинников. Я бы поняла это, если бы сейчас была середина прошлого века — кто ж тогда ценил память последнего из рода душителей народа. Но сейчас, когда император с семьей канонизирован, когда годовщина их расстрела отмечается достаточно широко в прессе и каждый раз вспоминаются детали этого события, неужели нельзя как-то восстановить интерьеры комнат, убрав, к примеру, из кабинета императора детскую колыбель или восстановив хотя бы цвет стен в будуаре последней императрицы?
Я не поклонница «полковника Романова», да простят меня те, кто считает его святым. Пусть историки разбираются в его деяниях и в его личности, расставляя плюсы и минусы, для себя я давно все решила, перечитав немало дневников и воспоминаний. Но восстановить комнаты, где почти девять лет жила семья последнего императора, не так уж и сложно, хоть и весьма затратно. Я знаю, что есть подробная опись Собственных комнат и хранившихся в них вещей и предметов, сохранились фотографии и картины, сделанные до полного разграбления этой части дворца, да и фотографии погрома есть практически в каждой комнате. Восстановить все, как было, значит отдать последний долг истории, столь опрометчиво уничтоженной.
После нашей экскурсии по личным покоям, у меня осталось странное чувство. Кажется, что простили мы все прегрешения Александру Второму (очень и очень неоднозначному императору) или Николаю Первому (тоже, как ни крути, тирану трудового народа), но до сих пор лелеем обиду на последнего императора, не простив ему много чего, и прежде всего самой революции, предотвратить которую ему не хватило ни прозорливости, ни силы воли, ни императорской власти. Осталось впечатление, что ходила я по комнатам, едва прибранным после жуткого разгрома и отодвинь какую-нибудь ширму, полетит на тебя пух из вспоротых штыками перин, посыпятся порванные письма и изуродованные фотографии улыбающихся детей, всегда грустного императора и его жены, так и не захотевшей понять свою новую родину.
Мне бы очень хотелось, чтобы Собственные комнаты восстановили, вернув всем нам то, что было потеряно навсегда…
Сложные впечатления я вынесла из личных покоев императоров. То ли надо было меньше читать, то ли меньше смотреть архивных фотографий, то ли не стоило надеяться на чудо — я и не знаю, что сильнее виновато в ощущении неловкости перед историей.
Но я не жалею о потраченном времени! Увидела я немало, наконец-то «перенеся» многое из прочитанного в реальные интерьеры. Прикосновение к истории получилось — именно за этим я и шла в Зимний дворец.
Поскольку погода в этот день категорически не желала становиться хотя бы сухой, о солнечной я даже не мечтала, мы решили отправиться в другой музей…
После Ораниенбаума мне захотелось побывать во дворце Меншикова, единственном, где сохранились интерьеры, где уцелели, несмотря на многочисленные переделки, исторические стены, где все помнит Светлейшего князя и его семью. Меншиков для меня большая загадка и чем подробнее я его узнаю, тем непонятнее он становится. Не плохой, но и не хороший, «первый вор второй столицы», но единственный, на кого во всем мог положиться Петр, интриган, мошенник и плут, но сумевший сохранить честь и достоинство до последнего вздоха. Понять, каким был второй человек в государстве, можно только через призму последних трех лет его жизни в далеком Березове, где и закончилась жизнь Светлейшего князя Российской империи, Священной Римской империи, герцога Ижорского, первого члена Верховного Тайного Совета Российской империи, президента Военной коллегии, первого генерал-губернатора Санкт-Петербурга, первого российского сенатора, полного адмирала, генерал-фельдмаршала, генералиссимуса морских и сухопутных войск. И мы отправились в гости к Меншикову, на Васильевский остров…
Некогда «великолепнейший дворец во всем Петербурге» нынче выглядит достаточно скромно, смотрит парадными окнами на Неву и Исаакий, которого не было и в помине во времена Меншикова, и гостей встречает музейной тишиной и запахом истории, замешанном на ароматах старого дерева, воска и пыли. Туристов в этот день не было никого, тишину нарушали только поскрипывающие паркеты да вздохи служительниц зала, скучавших в навалившейся со всех сторон тишине. Не пробегали группы, влекомые вперед энергичными экскурсоводами, не раздавалась разноязыкая речь и ничто не мешало отмотать триста с лишним лет, чтобы вернутся во времена стремительного взлета карьеры «друга верного Алексашки»…
Нам настоятельно советовали купить экскурсию, чтобы не бродить по залам в неведении, но я категорически отказалась, решив, что мы и сами знаем немало. Не хотелось мне выслушивать чужое мнение о Меншикове, а разобраться в комнатах дворца можно и самостоятельно, в каждой есть достаточно подробное описание, которого хватает даже при нулевом уровне знаний.
Петр Первый подарил Меншикову весь Васильевский остров — «за заслуги перед Отечеством». И первый каменный дворец Петербурга был построен именно здесь, для Светлейшего князя. Приглашенные архитекторы, не стесненные в средствах и фантазии, старались превзойти друг друга и самих себя. То, что создал их объединенный талант, заставило изумляться, восхищаться, да и завидовать (что скрывать-то) всех, кто был приглашен в отстроенный дворец. Подобной роскоши и размаха до этого не видывал никто! Самый богатый человек государства отгрохал дворец под стать своим мечтам и замыслам, не жалея денег на голландские изразцы, панели орехового дерева, наборные паркеты, роспись потолков, роскошные ковры и мебель.
Аудиенции иностранных послов, придворные ассамблеи, даже свадьбы царевича Алексея (с принцессой Шарлоттой Софией) и будущей императрицы Анны Иоанновны (с герцогом Курляндским) проходили в меншиковском дворце. Семья князя жила здесь же, в личных покоях, не менее роскошных, но более интимных и очень уютных.
Казалось, Светлейший достиг всего, о чем можно было только мечтать, но аппетит приходит во время еды и крах, дитя дворцовых интриг, случился в жизни князя, когда в государстве Российском не было человека богаче и могущественнее. Меншиков потерял все и был отправлен в ссылку Петром Вторым. По дороге в Сибирь он похоронил свою жену, не вынесшую выпавших на ее долю испытаний, да и сам Светлейший навсегда остался в далеком Березове, где был упокоен неподалеку от церкви, построенной своими руками. Дочери его не дожили всего несколько дней до императорского прощения и разрешения вернуться в столицу…
Могила Меншикова долгое время была неизвестна и нашли ее через сто лет после смерти князя. Вскрыв могилу, достали гроб и увидели, что тело Светлейшего князя сохранила от тлена вечная мерзлота. Этому факту немало подивились и, на всякий случай, доложили в Петербург. Комиссия из Петербурга, прибывшая в Березов, снова потревожила покой князя, убедилась, что тело (после первого вскрытия гроба) начало разлагаться, забрала крест Светлейшего, как историческую реликвию, и велела запомнить место упокоения Меншикова, больше не тревожа его покой.
То, с каким смирением и достоинством князь пережил опалу и изгнание, заставило меня совершенно иначе посмотреть на него. Легко быть достойным в величии (хотя и это получается не у всех), но сохранить гордость, когда рушится все, чем ты жил и отбирается все, что ты нажил, не так-то просто. А Меншиков это сделал. И безропотно принял ссылку, своими руками построив себе простенький дом и церковь рядом, куда он регулярно ходил последние годы своей жизни. О чем он думал все эти три года, такие непростые для него и его дочерей? Жалел, что все заканчивается не так, как мечталось? Пытался понять, что и когда пошло не так в его планах? Просил прощения у дочерей? Надеялся, что ссылка не вечна и все еще может изменится? Вспоминал былое? Про это мы не узнаем никогда.
«Рука моя, вороватая, но верная» — говорил про Меншикова Петр. И пока одни упирают на слово «вороватая», мне бы хотелось, чтобы Светлейшего помнили по второму слову — «верная». Среди всех его недостатков, у князя нельзя отбирать его достоинства: верность, честь, благородство и преданность. Вот через призму этих качеств и надо смотреть на его жизнь…
Унылая погода за окнами дворца и неверный свет очень экономных ламп помогали переноситься на триста с лишним лет назад и смотреть на комнаты дворца другими глазами. Не такие уж и большие были апартаменты, в которых поселился самый богатый человек своей эпохи. Роскошь отделки сейчас поражает лишь знатоков истории да любителей старины. Во дворце Меншикова к истории отнеслись с большим уважением, восстановив утраченное и сохранив все то, что имеет хоть малейшее отношение к эпохе Петра Первого. Гуляя по залам, я думала, как справедлива все-таки жизнь, отомстившая врагам Светлейшего, Долгоруким, большим мастерам плести интриги. Ни славы, ни богатства, ни почестей, сопоставимых с теми, что получал Меншиков, они так и не добились, умерев (вот она, высшая справедливость!) тоже в изгнании (их казнили в Новгороде), правда, намного позже, во времена правления Анны Иоанновны и Бирона. Дочь Долгоруких, Екатерина, которую так хотели видеть супругой Петра Второго и императрицей, была тогда же заключена в самый бедный монастырь Сибири, откуда ее спасла Елизавета, пришедшая к власти через долгих десять лет. Лишения и ссылка не сделали характер неудавшейся императрицы лучше, умирала она в великой гордыне, так и не смирившись со своей судьбой, отнявшей у нее все, в отличие от дочери Меншикова, Марии, тоже не ставшей супругой Петра Второго, но сумевшей сохранить свое достоинство, и принять свою судьбу…
Больше мы ничего не успели в этот день, получившийся грустным, под стать погоде и заставивший многое вспомнить и о многом подумать. А Меншиков и сейчас мне не дает покоя, заставляя выискивать новое и пока непрочитанное и про его взлет, и про его падение. И чем больше я читаю о Светлейшем, тем сильнее понимаю, что правды мы не узнаем уже никогда — кто-то очень старательно убирал все, что касалось Меншикова, стараясь стереть даже память о нем. Велик был Александр Данилович, потому и врагов наживал, но потому и в истории остался навечно…
Последний день в Питере мы тоже решили провести в городе, к тому же это было воскресенье, а значит, в загородных дворцах туристов должно было быть немало. Правда, я до последнего надеялась посмотреть на осенний Петергоф, но зарядивший с утра дождик, набравший силу ближе к полудню, охладил мой пыл. Утро мы начали с марш-броска по Дворцовому мосту, направляясь к Петропавловской крепости.
Крепость мы подробно посмотрели в прошлый раз, но заказанный сувенир, который можно было купить только в Петропавловской крепости, заставил нас изменить свои планы.
Стараясь всегда выискивать то, что еще не видели даже там, где успели побывать, в этот раз мы зашли в Ботный домик (в прошлый раз был закрыт) и посмотрели на место упокоения последнего императора и его семьи в Петропавловском соборе, отчего я категорически отказалась прошлым летом (не иначе навеяло прогулкой по Собственным покоям в Зимнем дворце).
Разыскав потом всех зайцев на территории крепости и позавидовав школьникам, экскурсию которым проводил сам Петр Первый (эх, в моем детстве бы такое!), мы отправились в сторону Мини-города, уменьшенной копии Питера (у метро Горьковская).
Не берусь судить об исторической и культурной ценности Мини-города, но для туристов сия аттракция весьма познавательна и интересна. Я бы еще добавила к каждому зданию информационные таблички и строгие предупреждения «Не ломать!» и «Не залезать!», но тут не мне решать.
Прежде чем начать знакомство с самыми популярными у туристов зданиями Петербурга, не мешало бы познакомится с теми, кто всю эту красоту создавал. Нет, не ту, что в миниатюре, а ту, что в подлиннике: Растрелли, Росси, Трезини, Монферран, Тома де Томон, Воронихин, Захаров, Баженов, все они сидят вокруг стола, заваленного проектами своих шедевров. Один стул свободен — кто будет следующим великим зодчим? Место пока вакантно и его охотно занимают туристы, чтобы сделать фотографию в такой именитой компании.
Есть здесь и небесный покровитель Петербурга — апостол Петр, с неизменными ключами от рая, в честь кого Петр Первый и назвал любимый свой город. Так сказать, можно посмотреть в лицо тому, кто рано или поздно завернет нас от ворот вожделенного рая. Или пропустит, если заслужить…
Единственный минус у Мини-города — скрученные чьими-то шаловливыми руками фрагменты зданий и детишки, норовящие влезть на крышу Адмиралтейства или Казанского собора. Родители этим шалостям не препятствовали, что меня несколько удивляло.
Туристы переходили от достопримечательности к достопримечательности, отмечая, что уже успели увидеть, а до чего они еще не дошли. Задумка Мини-города очень даже неплохая, хотя есть над чем поработать, чтобы смотрелось все под стать величию города. Осень отлакировала все дождем, украсила опавшей листвой и создала свою особую и неповторимую атмосферу, помогающую перенестись в сказку и почувствовать себя Гулливером, заглядывающим в чердачные окна и снимающим осыпающиеся листья с крыш дворцов и куполов соборов. В общем, рекомендую, мне понравилось…
Дальше нам предстояло немножко прокатиться в метро и погулять под набирающим силу дождем, чтобы добраться до «Гранд-Макета Россия», посмотреть который мы планировали в рекордном темпе, особо не задерживаясь — что мы, мультиков не видели, думалось нам по дороге к Макету. Как же мы ошибались…
Такого восторга и такого желания рассмотреть все, до последней детали, мы никак не ожидали. Я не буду вдаваться в технические подробности, числа и квадратные метры — это здесь не самое главное и все это можно найти в интернете. Важно здесь другое. Макет — это собирательный образ нашей страны, сложенный в причудливую мозаику мгновений нашей с вами обыденной жизни. Именно так его и надо смотреть, внимательно вглядываясь в схваченные стоп-кадры чьей-то жизни, веселой, грустной, иногда забавной. Здесь нет деталей, и в то же время, весь макет — это сплошные детали, из которых и собирается жизнь людей, живущих в большой стране.
Все узнаваемо, хотя из городов есть только Питер и Москва, да еще пожалуй, Сочи. Многое узнаваемо, но без конкретики — всем понятно, что город невест — это Иваново, что уникальный деревянный храм — это Кижи, а горнолыжные трассы — это Красная Поляна. Остальная страна — просто сценки из жизни, которые можно оживить по желанию, нажав кнопки. И вот уже валит дым на пожаре, куры клюют зерна, лесорубы валят лес, горит костер у туристов, охотники палят из ружей по медведю, мигает огромный экран на байкерской вечеринке. А еще спешат поезда, снуют по дорогам машины, ползут трактора в поле, день сменяет грозовая ночь, зажигаются уличные фонари и окна в домах. Надоело гулять в центре России — можно отправится на север, где снежная зима, тундра, нефтяные вышки, останки мамонта в вечной мерзлоте, оленеводы среди юрт и оленей, заготовка леса, ржавеющий корабль на байкальском берегу и наш президент верхом на медведе (его еще отыскать надо!).
Есть на Макете наши субботники, где один с лопатой, а остальные с лозунгами, в ресторане гуляет шумная и веселая свадьба, идет по улице Бессмертный полк, нескончаемый, как нескончаема должна быть наша память о той войне, кого-то встречают на вокзалах, а кого-то провожают в аэропортах, и жизнь, поделенная на 15-минутные сутки, кипит здесь, ничем не отличаясь от настоящей.
Сначала смотришь, стараясь охватить Макет целиком, поджидая паровоз в клубах дыма или машины, пробегающие по дорогам. Потом начинаешь всматриваться в мельчайшие детали, из которых складываются сценки из жизни, придуманные с огромным чувством юмора. А в какой-то момент осознаешь кропотливость проделанной работы и проникаешься совершенно особенным чувством и к тому, кто все это придумал, и к тем, кто все это воплотил (их фотографии есть на огромном стенде на входе).
Создатели свой Макет любят и очень не любят тех, кто все это ломает с завидной регулярностью. А ломают много, пока мы все обошли, неполадки устраняли несколько раз в разных местах. Надписи «Руками не трогать!» никого не останавливают, дети так и норовят ухватить что-нибудь на память, покрываемые своими родителями и тот факт, что за Макетом наблюдают специальные люди у мониторов, никого особо не останавливает, равно как и шуточный митинг создателей Гранд-Макета, требующих остановить варварство или хотя бы дать возможность доделать начатое.
Макет продолжает строиться, обрастать деталями и усовершенствоваться. Почитав про технические особенности Макета, я поняла, что ничего круче пока не создано, особенно то, что касается движения поездов и автомобилей (я не физик, я лирик, но даже мне было понятно).
Гуляли мы вокруг Макета, сделав пару кругов по родной стране, больше трех часов, и гуляли бы дальше, если бы нас не выдавила толпа, собравшаяся здесь по случаю выходного дня. Уверена, много смешных сценок мы пропустили, просто устав вглядываться в детали. А сколько нового еще появится через какое-то время — можно будет снова зайти и провести время с огромным удовольствием.
Уходили мы в полном восторге от Макета, пожалев лишь о том, что маловато времени провели в этом увлекательном месте. Это не музей и не выставка. Это наша жизнь, наша страна и наш народ, созданные талантами тех, кто любит Россию…
Будете в Питере, обязательно запланируйте посещение Гранд-Макета — восторг гарантирован!
Вот и все, что мы успели увидеть в Питере этой осенью. Опять нам не хватило пары дней и не все из задуманного мы смогли увидеть в этот раз, но это меня ничуть не огорчило. Книгу под названием «Петербург» я пока не планирую заканчивать читать и смотреть. Зарабатываются новые бонусы для перелета, отель обещал очередную скидку «за постоянство в выборе», список того, что хочется посмотреть, растет и ширится, а наши туристические планы строятся с оговоркой «постараться выкроить время на Питер».
Несколько дней осеннего Петербурга стали настоящим подарком для меня (да и не только для меня), открыв нам совершенно иной город — тающий в бесконечном дожде, растворяющийся в холодных лужах, подмигивающий продрогшими светофорами, заманивающий теплом приоткрытых дверей и обещающий новые встречи. Питер бесконечен — это я точно знаю. И обязательно вернусь…
Полезные советы:
- Питерский Ангел живет в Измайловском саду, Набережная реки Фонтанки, 114.
- Исаакиевский собор открыт с 10.30 до 18.00, кассы закрываются в 17.30, выходной — среда (во время осенних и весенних каникул — без выходных). Билеты для взрослых стоят 350 рублей, детям и льготникам — 100 рублей, дети до 7 лет — бесплатно. Фотографировать можно.
- Храм Спаса на Крови — канал Грибоедова, 2Б. Открыт с 10.30 до 18.00, выходной — среда. Билеты для взрослых стоят 350 рублей, дети и льготники — 100 рублей, дети до 7 лет — бесплатно. Фотографировать можно.
- Витебский вокзал — Загородный проспект, 52 (метро Пушкинская или Звенигородская). Фотографировать можно, но охранники могут прицепиться.
- Эрмитаж. Очень советую покупать билеты по интернету. Это дороже, но это экономит время на бесконечное стояние в очереди. Эрмитаж работает вторник, четверг, суббота, воскресенье с 10.00 до 18.00, кассы до 17.00. Среда, пятница с 10.30 до 20.00. Понедельник — выходной. Билеты для взрослых — 400 рублей, для льготников — бесплатно. Фотографировать можно, но без штатива и вспышки. Каждый третий четверг месяца — бесплатное посещение для всех, но очереди огромные. Сайт Эрмитажа — hermitagemuseum.org
- Дворец Меншикова — Университетская набережная, 15. Музей работает ежедневно с 10.30 до 18.00, в среду и пятницу до 21.00. Выходной — понедельник. Билеты стоят 300 рублей для взрослых, льготникам бесплатно. Каждый третий четверг месяца — бесплатное посещение для всех. Фотографировать можно, но без штатива и без вспышки.
- Петропавловская крепость — вход на территорию ежедневно, с 9.30 до 20.00, без выходных. Петропавловский собор: среда — выходной день, вторник с 10.00 до 17.00, воскресенье с 11.00 до 18.00, остальные дни с 9.30 д 18.00. Вход в крепость бесплатный, Петропавловский собор — 550 рублей для взрослых, 150 для льготников. Лучше приходить во второй половине дня, когда заканчиваются экскурсии круизных туристов.
- «Мини-город» — Александровский парк, рядом станция метро Горьковская. Открыт с 9.00 до 22.00, зимой закрыто, вход бесплатный.
- «Гранд-Макет Россия» — улица Цветочная, 16 (станция метро Московские ворота и потом пешком). Открыт с 10.00 до 20.00, касса до 19.45. Билеты стоят 480 рублей для взрослых, 280 — для детей и льготников. Фотографировать можно, никаких препятствий не чинят. Кроме того, пока вы гуляете вокруг Макета, вас тоже фотографируют, результаты вы увидите на выходе и если фотография понравится, ее можно купить (оформляют, как магнит). Редкий случай — мы купили, причем обе. Сайт — grandmaket.ru
На этом заканчиваются мои рассказы о Петербурге, но путешествия продолжаются, а значит, продолжение непременно будет…