Венеция сидела в моём подсознании где-то очень глубоко, укрытая тёплыми грёзами до непонятно какого времени. Поэтому, когда Максим сказал, что путешествие наше начинается в этом прекрасном городе, всё моё естество взорвалось фонтаном эмоций, глаза заблестели, ресницы захлопали, сердце быстро поскакало вперёд, мечта выскочила из глубин мыслей и заполнила всю меня. Целый день! В Венеции! О, Мама Миа!
Когда эмоции поутихли, набросала в maps.me точки маст си, сверили их с теми, которые задал Максим в своём приложении, поняли, что многовато для одного дня и решили, что будем рады тому, что успеем увидеть. С перелётом из Таллина проблем никаких не возникло, турбулентность была лёгкой, еда вкусной, пересадка быстрой, людей в самолётах было не так много. Пролетая над вечерней Италией и разглядывая в иллюминатор её огни, удивились, насколько густо она заселена — практически вся территория охвачена мерцающей сетью, которая настолько притягивает взгляд, что невозможно оторваться от иллюминатора и ты сидишь, прильнув к стеклу, как завороженный ребёнок, разглядывая очертания и силуэты далеко под собой.
Вот, самолёт круто развернулся и начал заходить на посадку, перед нами раскинулась красавица Венеция в своём вечернем наряде, показывая себя во всей красе.
В аэропорту мы довольно быстро сориентировались, нашли нужную остановку, купили необходимые билеты на автобус и вапоретто. Людей в это, довольно позднее время, ехало много, как туристов, так и местных жителей.
Сойдя с автобуса, мы шли узкими улочками, с интересом наблюдая за нешумной вечерней жизнью этого города. После того, как заселились, пошли немного побродить по ночному городу, подышать той атмосферой, что бывает только ночью. Где-то играла скрипка, из ресторана, расположенного на первом этаже нашего отеля доносились запахи пиццы и жареной рыбы, разговоры и смех. Лодки, пришвартованные к берегу канала, с негромким стуком бились о каменную мостовую. Полная луна отражалась в воде, придавая всему вокруг ореол загадочности и нереальности. Этим магическим моментом я сразу поделилась с друзьями в инстаграме — ну социальный я человек, открытый и общительный, не могу держать восхищение в себе.
Вернувшись в отель, поужинали пиццей и отошли в царство Морфея, а спать в таких интерьерах, скажу я вам, одно наслажденье.
Проснулись утром от гомона, идущего с улицы. Открыв глаза и посмотрев на фигурную лепнину вокруг лампы, я поняла, что мы в Венеции! О, это не сон! Шум с улицы настраивал на романтический лад (да-да так бывает), казалось, что это венецианские купцы открывают свои лавки и нахваливают товары, зазывая покупателей. Открыв деревянные ставни, я поняла, что мои фантазии оказались почти правдой — магазины и многочисленные кафе уже были полны, людской поток, состоявший почти на 80% из туристов, струился нескончаемой рекой к центру города. Очень многие катили чемоданы, которые весело скакали по булыжникам улицы, стук их колёс вполне можно было принять за стук телег, груженных товаром, только что прибывшем из Константинополя…
Почему-то, именно в этом городе нам встретилось очень много туристов с чемоданами — видимо, многие приезжают в Венецию на день?
Мы позавтракали пиццей (приличный кусок стоил 2,5 €), пристроили свои вещи до вечера в отеле, выпили итальянского кофе, залакировав его джелато. Джелато, кстати, на меня впечатления не произвело, самое обычное мороженое, в детстве было вкуснее.
Следующий наш отель в Сирмионе предлагал нам заселение до 19:00 и мы думали, что на осмотр города у нас не так много времени, но Максим написал в отель с просьбой перенесения заселения на вечер и нам пошли навстречу, тем самым увеличивая время пребывания в Венеции на пару часов! Итак, у нас целый день на этот самый романтичный город на Земле!
Приглашаю вас с нами на прогулку.
Тем, кто впервые в Венеции, конечно, нужно многое увидеть, чтобы составить своё первое впечатление об этом городе. Максим здесь уже бывал, потому вёл меня уверенно и непринуждённо.
Самыми значимыми и пользующимися наибольшей популярностью из достопримечательностей, которые мы хотели посмотреть, это — собор, площадь и колокольня Сан-Марко, дворец Дожей, многочисленные мосты и каналы, острова. Да, стандартно. Но для первого раза самое то. Для осуществления этих планов, достаточно купить билет на вапоретто.
Начнём?
О, как зовут этого мажорного красавчика в белом? Луиджи?
От моста Шпилей мы немного прошлись по району Канареджо, сфотографировали меня на одной из его узких улочек, полюбовались масками в многочисленных витринах, купили фруктов на уличном рынке, раскинувшемся на Rio Tera S. Leonardо.
Людей здесь было очень много — это один из основных маршрутов к площади Сан-Марко. Но стоит свернуть с основной артерии города, и ты уже на безлюдной, тихой улочке.
Выйдя к паромному причалу у дворца Ca-Doro, сели на вапоретто. Делаю заметку на полях — хочу когда-нибудь пройтись по залам этого ажурного дворца, постоять на его балконах, глядя на скользящие по Гранд каналу лодки, походить по его галереям. Но это потом, а сейчас наш корабль летит птицей, перевозя несметное количество народа.
Слева по ходу движения — знаменитая инсталляция «Поддержка» работы Лоренцо Куинна.
В руках удерживается так много власти — власть любить, ненавидеть, творить, разрушать — руки символизируют инструменты, удерживающие хрупкое здание от разрушения. По замыслу автора, инсталляция должна была передавать чувства отчаяния и надежды. «У меня трое детей, и я думаю, какой мир перейдёт к ним от нас. Меня это очень беспокоит. « — так говорил Куинн.
Уровень воды в венецианских каналах прибывает со скоростью до четырех миллиметров в год, частично по причине глобального повышения уровня моря, частично из-за того, что Венеция продолжает «тонуть». Такие данные представил Американский геофизический союз. Согласно результатам предыдущих исследований, Венеция к 2000 году практически перестала погружаться, однако новые данные, полученные учеными из институтов США, показали, что город продолжает «тонуть» и немного смещается к востоку. Но нынешнюю скорость погружения можно рассматривать скорее как стабилизацию ситуации, поскольку 20–30 лет назад город опускался с гораздо большей скоростью. Гидротехнические сооружения, защищающие Венецию работают!
Осенью 2018 года эту инсталляцию убрали.
Но в Венеции есть много других достопримечательностей, например, мост Риальто. Боже, сколько вокруг него, на нём, под ним туристов!
Около моста есть остановка вапоретто, где почти все выходят, направляясь, конечно, к мосту. Но мы едем дальше, впереди столько всего интересного. Прогулка на вапоретто по Большому каналу оставляет после себя необычное ощущение. Ведь на каждом углу — палаццо, каждый дом — памятник архитектуры, и всюду лодки самых разных калибров.
А над всей этой картиной разносится переливчатая песня гандольера. Не нужно знать итальянский, чтобы понять, о чём она. О любви.
Красивая музыка, искусство, окружающее со всех сторон, хорошая компания и тёплое майское солнышко. С лица не сходит улыбка, глаза смотрят и не верят во всю эту красоту.
Проплыв мимо белоснежной базилики Санта-Мария-Делла-Салюте, решаем сойти с вапоретто и пройтись по набережной, потом находим причал для отправления на Сан-Джорджо-Маджоре.
Островок этот многочисленные туристы обходят стороной и здесь можно провести время тихо, неспешно, это так отличается от суетной и крикливой Венеции.
Остров был освоен ещё во времена Римской империи. Он весь был покрыт садами и виноградниками. Здесь росло немало кипарисов, отчего его называли «Кипарисовым». В X веке на острове основали бенедиктинский монастырь. Монастырь за века несколько раз разрушался, но его восстанавливали. С 1808 года судьба монастыря и церкви круто изменилась: Наполеон закрыл монастырь и переделал его помещения в казармы, изменив их до неузнаваемости. В 1951 году граф Витторио Чини, политик и предприниматель, выкупил, отреставрировал монастырь и расположил в нём коллекции своего фонда. В фондах Чини (направо от базилики) представлено собрание венецианской живописи и скульптуры, старинных манускриптов, оружия, фарфора и предметов интерьера.
Чуть далее фонда, в старинном клуатре бывшего монастыря — лабиринт Борхеса (из филигранно подстриженных кустарников). Лабиринт представляет собой буквы, из которых складывается фамилия писателя. Он часто бывал в этом месте.
Мы хотели подняться на кампанилу, но она оказалась закрытой, а вот в собор мы зашли, ведь это одна из архитектурных жемчужин Венеции, творение Андреа Палладио, построенное в 1566—1610 гг.
Трёхнефная церковь, большая и светлая, с уникальным алтарём Джироламо Кампаньи хранит живописные шедевры Тинторетто.
Ну, а дальше, снова — вапоретто. Следующая остановка — остров Джудекки, плывем в сторону Санта-Марии-Делла-Салюте.
На набережной взгляд цепляется за мемориальную доску, висящую на длинной кирпичной стене. Надо же!
Мы не искали специально это место (я даже не говорила Максиму, что хочу увидеть эту памятную доску), а судьба привела нас к нему. Я не фаталистка, мне просто приятны такие подарки судьбы.
Это недалеко от Академии изящных искусств, на кирпичной стене здания, которое когда-то было больничным корпусом. Говорят, на этой набережной Бродский останавливался в свой первый приезд в Италию. Набережную считают прототипом той, из знаменитого эссе (хотя реально её не существует) «Набережная Неисцелимых», в котором двадцать лет назад поэт признавался в любви к прекрасной Венеции.
Думая о вечном, ловлю знаменитый вид на Сан-Марко с передним планом из точёных лодочек
Заходим в собор. Он большой и красивый, но количество людей зашкаливает.
Переправляемся на сторону Сан-Марко.
Какое здесь столпотворение! Напоминает мне Невский проспект в белые ночи. Но несмотря на многолюдность, здесь есть своё, непередаваемое очарование, его можно уловить, посмотрев видео (смотрите со звуком).
Очередь в собор Сан-Марко поражает своими размерами, у неё не видно ни начала, ни конца! Однозначно, если вы захотите посетить это место, нужно приходить с утра, иначе можно потратить на очередь полдня. На колокольню людей было намного меньше, простояв около 40 минут, мы поднялись над Венецией.
Окончательно очарованные, спускаемся на площадь Сан-Марко, плывём на вапоретто к отелю.
На площади Святого Марка,
Средь голубиной мишуры,
В скрипачных слезах огнепалких,
Соборы золотом цвели.
Дух Гете, Пруста, Твена, Манна
Глотком вина сплетал строку
Меж столиками «Флориана»,
Под колокольную тоску.
Венецианские порталы,
Нептуна сеть, да Марса перст,
Фруктово-рыбные развалы,
Дворцов соседствующих спесь.
Палаты дожей — зал тщеславья,
Встречают сонм открытых ртов,
Из камня высечен печалью
Венец колонн, мостов и львов.
Шарманка оперного хора
Вздувает «Ла Финичи» нимб,
Здесь все исполнено простора
Морских кровей, морских глубин.
Адриатические косы
Раздел мой взгляд в плавучий сквер,
Где по канальным веткам носит
Лихую песню гондольер.
Это стихотворение Джона Ричардса. Фрагменты на воде.
Немного грустно было уезжать. Мысли о пролетевшем дне переполняли естество.
Когда думаешь о Венеции, внезапно понимаешь, насколько здесь всё переплетено — новые события, старые истории, но для Венеции всё едино. Она поглащает, очаровывает, не отпускает и зовёт. Veni etiam — возвращайся опять. Говорят, по этой латинской фразе и была названа Венеция. Так что мы ещё вернёмся!