Маршрутов по Вероне, как и по любому большому и популярному туристическому городу, может быть невообразимо много, хотя проходить они будут через одни и те же точки. В случае, если посетитель этого города хочет посмотреть как можно больше и составить своё комплексное представление, подробность маршрута зависит только от времени, которое такой посетитель готов потратить на Верону. Многие, возможно, уйдут от комплекса, и составят свой специальный маршрут, типа «Верона античная и Средневековая», «Верона Шекспира», «Верона Скалигеров», «Верона религиозная»… короче, как говориться, на вкус и на цвет…
Поэтому, представляя «Самый лучший маршрут по Вероне», чтобы не быть заподозренным в нескромности, я добавил слово «Мой…». То есть, мой маршрут, я считаю, почти идеален, для тех
— у кого только полтора дня для знакомства с городом
— кто хочет обойти как можно больше достопримечательностей и посмотреть их не только снаружи, но и внутри
— кто хочет пару часиков потратить на шоппинг и провести вечер во вкусном ресторане
— кто хочет не только «пролететь» по городу, но иметь время на вдумчивое наблюдение и фотографирование.
Пара примечаний.
Маршрут летний (отчасти весенний и осенний), когда световой день длиннее и время работы достопримечательностей дольше. Нам приходилось выбирать, посетить ли Гробницу Джульетты, или Замок Святого Петра вместе с остатками римского театра (не путать с Ареной) на другой стороне реки. Мы выбрали первое.
День недели. На мой взгляд, лучше посещать Верону в будний день. Не в понедельник — некоторые достопримечательности закрыты, не в воскресенье — некоторые церкви открываются только после обеда. В Вероне и так каждый день полно туристов, но в так называемый «викенд» от пятницы до воскресенья, к ним, и в летнее время, присоединяются итальянцы. Мы были среду-четверг, самое лучшее время.
Верона-Пасс. Реальная экономия, но только в случае посещения всех пройденных нами достопримечательностей. Если рассчитываете зайти только в Кастельвеккьо с Ареной, или в пару соборов, приобретение данного абонемента не имеет смысла. 18 евро на 24 часа достаточно, приобретать 48-часовую Верона-Пасс — лишняя трата денег.
Проживание можно выбрать как в центре, так и в новых районах, где у отелей имеются приличные паркинги, но в этом случае необходимо, чтобы автобус останавливался напротив. Для эффективного использования той же «Веронской карточки». Например, мы прибыли на автомобиле в 16 часов. Паркинг-рецепшн-апартамент-чашечка кофе-компостер в автобусе 17 часов. Время пошло (транспорт входит в абонемент). На следущий день мы зашли в Гробницу Джульетты, последний наш обьект для посещения, в 16:50, оставалось 10 минут действия Вероны-Пасс. Главное, естественно, войти, ходить внутри можно сколько угодно. Единственно, за что мы заплатили сверху — дорога вечерним автобусом от Арены до отеля, но это только пара евро.
Многие обьекты я описал в отдельных рассказах и отзывах, на них будут ссылки.
Первый день. Предвечерний.
В 17 часов мы в автобусе, через 15 минут выходим на остановке напротив Кастельвеккьо, который открыт до 19:30, идеально. Этот вечер мы проведём в небольшом квадрате от этого замка до Арены.
Без спешки осмотрев музей Кастельвеккьо, выходим на площадь перед ним, изучаем замок снаружи, а также его окрестности. На другой стороне площади памятник графу Камилло Бенсо ди Кавуру, премьер-министру Сардинского королевства, сыгравшему исключительную роль в объединении Италии, первому премьер-министру Италии. Для нас новинка, в первые два приезда памятник не видели, он был перенесён сюда в 2012 году, до этого стоял перед вокзалом.
Здесь начинается улица Кавур, которая выходит на Пьяцца делле Эрбе.
К замку Скалигеров прилепилась Арка Гави, которая была построена в середине I века нашей эры на большой дороге Виа Постумиа, ограничивающей городское пространство античной Вероны. Великолепное античное сооружение высотой 12,7 метров с треугольным фронтоном украшено коринфскими колоннами, а в нишах когда-то стояли статуи. В средневековые времена арка в качестве городских ворот оказалась встроена в крепостную стену, возведенную династией Скалигеров. В 1805 году французы разобрали арку, видишь-ли мешала проезду военных обозов, на счастье, местные жители собрали все камни и аккуратно сложили их на крепостной площади. Собрали арку в прежнем виде только в 30-х годах XX века недалеко от ее первоначального месторасположения. Я всё же не стал бы называть Арку Гави новостроем, собрана из прежних камней и по подробным рисункам. Во времена ренессанса арка была одним из наиболее изучаемых произведений римской архитектуры, которым восторгались, которому пытались подражать, всвязи с чем многократно измеряли, рисовали, делали копии.
По Римской улице идём в сторону площади Бра. Справа здание филармонического театра, или главного оперного театра Вероны. В нем спектакли идут только в зимний период, летом представления даются в античной Арене. Комплекс зданий был построен в начале XVIII века, в 1745 году часть помещений была отдана музею-лапидарию Маффеи, где хранится собрание античных каменных плит, урн, статуй, надписей, ваз, обнаруженных в Вероне в ходе археологических раскопок.
Выходим на площадь Бра. С юга она ограничена зданием XVII века, которое было первоначально построено в качестве казармы. Здание решили строить вплотную к стене цитадели Висконти со складом боеприпасов. Денег всё равно не хватило, и достроили здание только в середине XIX века. Но к этому времени настолько был изменен проект здания, что оно стало похоже на настоящий неоклассический дворец, сегодня так и называется — дворец Гран-Гвардиа.
Дворец был соединён с мраморными воротами XV века, увенчанные кирпичными зубцами, ведущими на площадь Бра. За воротами средневековая пятиугольная башня Торре Пентагона, которая была когда-то частью городской стены XIV века
В юго-восточной части площади, где когда-то располагались церковь святой Агнессы и приют, в середине XIX века возвели масштабное здание дворца Гран-Гвардиа-Нуова, которое ещё называют дворцом Барбьери по имени проектировавшего дворец архитектора. Было построено для военного командования, но еще до конца XIX века в него переехала городская мэрия.
Многие приходят на площадь Бра ради Арены, или амфитеатра Вероны, построенного в I веке нашей эры между правлениями императоров Августа и Клавдия. Сооружение с размерами внешней стены 123 и 152 метра во времена своего расцвета вмещало до 30 тысяч зрителей. Ходили посмотреть бои гладиаторов, охоту на зверей и другие привычные для римской эпохи массовые зрелища. Два раза — в 312 году императором Марком Максенцием, и в X веке против венгров, амфитеатр был использован в качестве укрепления. В 1278 году здесь публично сожгли около двухсот еретиков-патариан. Арена страдала от землетрясений и мародёрства жителей, нуждающихся в строительном материале. С XVI века на арене амфитеатра стали проводить рыцарские турниры и кровавые представления с участием животных.
Ещё в XIII веке вышли первые законы, направленные на сохранение и восстановление античной арены. В XVII веке были предприняты первые масштабные работы по восстановлению Арены, а в XIX веке здесь прошли первые постановки опер, которые положили начало известному во всем мире оперному фестивалю.
Амфитеатр Вероны, несомненно, один из величайших памятников античной эпохи, но впечатление от сегодняшней Арены у меня двойственное. Мнение личное, не все конечно с ним согласны, но меня раздражает подобное коммерческое использование. Раздражает холм из декораций, сваленных около правого крыла Арены, обилие киосков, касс и уличных продавцов у фасада. Внутри амфитеатр настолько обезображен подиумом, сооружениями для работы с декорациями, кабелями, осветительной и звуковой аппаратурой, что даже делать снимки не было никакого желания, а ретушировать не имело смысла. Из-за наноса современного почти и не видно прежнего, античного…
Единственное, что мне понравилось внутри амфитеатра, это возможность с верхнего яруса сделать фото западной части площади Бра, называемой «Листон» от слова венецианского диалекта, означающего — прогулка. Эта сторона площади застроена возведёнными в разное время дворцами веронских богачей и купцов.
Первый ярус Листона состоит из сплошных ресторанов. Рестораны разных цен и разного качества. Для ВИП-публики с ВИП-ценами практически пустые, многочисленные официанты, одетые в черно-белое, сбились в кучу и травят от безделья анекдоты. Через переулок — более народное заведение, которое заполняется постепенно туристами до отказа.
Приземлились в подобном и мы, потому что уже смеркалось, и голод давал знать. Напротив ресторанов — небольшой местный парк с конным монументом королю Виктору Эммануилу II, установленному после смерти правителя.
Кухня в ресторане была средненькая, площадь Бра и её парк с наступлением сумерек стал заполняться разной непонятной публикой, к которой не всегда получается быть толлерантным. Поэтому без особого сожаления мы сели в вечерний автобус до отеля, остановка здесь-же, на площади. Вечер, проведённый на Пьяцца делле Эрбе на следущий день, был более приятным, у этих двух мест совсем разная атмосфера.
День второй. Полный.
Позавтракав, на автобус, выходим на полпути, напротив базилики Сан-Дзено Маджоре. После осмотра которой на том же автобусе едем до вчерашней остановки — Кастельвеккьо. Маршрут второго дня представлен на карте.
Идём по улице Кавур в направлении площади Пьяцца делле Эрбе.
Встречается дворец Каносса, до сих пор считающийся одним из самых главных архитектурных шедевров города. Дворец был построен для состоятельной купеческой семьи Каносса в 1527 году по проекту известного архитектора Микеле Санмикели. Останавливались в нём многие известные личности, включая русского императора Александра I, Наполеона Бонапарта и Франциска I Австрийского.
Микеле Санмикели проектировал и следущий дворец на улице Кавур — Палаццо Бевилаква. На протяжении многих лет в нем хранилась коллекция произведений искусства мастеров с мировым именем, собранная графом Марко Бевилаква, которая со смертью последнего герцога Бевилаква рассеялась по всему миру и осела в частных коллекциях и в музеях, в том числе в Лувре. Сейчас в здании размещается Государственный Технологический Институт.
Недалеко вход в Церковь Сан Лоренцо, о которой написан отдельный отзыв. Напротив которой стоит ещё одна церковь — святых апостолов, которая была построена в XII веке на месте более ранней церквушки VIII века.
Интерьер храма почти не сохранил ничего из первоначального убранства, но здесь находится несколько интересных произведений искусства.
Ворота Борсари, построенные в I веке нашей эры, стояли на дороге Виа Постумиа и были частью крепостной стены города эпохи Римской империи. Римляне называли их воротами Юпитера из-за их близости к античному храму Юпитера. В средние века ворота сначала назвали в честь святого Зенона, а позднее пришло нынешнее название — Борсари, в честь службы по сбору налогов.
Идём дальше по улице Кавур, которая выходит на Пьяцца делле Эрбе.
Следущая часть прогулки по самому центру Старой Вероны, включая Площадь трав, площадь Синьории, гробницы Скалигеров, церковь Санта Мария Антика, описаны подробно в отдельном рассказе »Сердце Вероны».
Сразу напротив саркофагов Скалигеров стоит так называемый «Дом Ромео», один из крупнейших и наиболее сохранившихся домов готической эпохи. То, что в доме проживал Ромео так же правдоподобно, как факт прописки Джульетты в «Доме Джульетты»
В Средние Века дом принадлежал семейству Ногарола, которые в XV веке продали дом, и он был разделён между несколькими владельцами. Литературное общество Вероны переехало в особняк в 30-е годы XX века, но оставалось там недолго. Сейчас дом находится в частных руках, неоднократно мэрия предлагала дом выкупить, хотела сделать в нём музей, но владельцы упорно не хотят слышать о таком варианте, вероятно не хотят участвовать в создании ещё одного шекспировского фейка. Внутрь заглянуть невозможно, но упорные романтики оставляют на камне ворот надписи, которых, впрочем, здесь в тысячи раз меньше, чем около «Каса Джульетты»
От «Дома Ромео» идём в сторону Святой Анастасии, можно пройти разными путями по путанным улочкам Старого города, не имеет значения по каким, все они одинаково живописны.
Вот мы и у церкви Святой Анастасии, о которой был отзыв. Из интересных обьектов на площади перед церковью находится готическая церковь Сан-Пьетро-Мартире,
рядом с которой был установлен в 1320 году висячий саркофаг Гульельмо ди Кастельбарко, который считается предшественником арок Скалигеров у церкви Санта Мария Антика
Вышли на берег реки, где я сфотографировал остатки римского города и замок святого Петра на другой стороне,
вернулись вглубь средневековых кварталов, к Кафедральному собору Вероны, посвященному Деве Марии — см. отдельный отзыв.
От Кафедрального собора идём на Понте Пьетра. Это единственный веронский мост, который был построен еще в эпоху Римской империи, примерно в 89 году нашей эры, и сохранился до наших дней почти в первозданном виде.
По нему пролегала Постумиева дорога из Генуи к альпийским перевалам.
На левом берегу Адидже находится раннехристианская базилика святого Стефана, одна из старейших церквей Вероны. Была построена в V веке, через 500 лет к ней пристроили ещё два нефа, а в XII веке появился романский фасад.
С тех пор церковь стоит без изменений, она даже не пострадала при землетрясении 1117 года.
Вокруг базилики святого Стефана интересная старая застройка, здесь селились ремесленники и купцы.
Идём по набережной на запад, где упираемся в церковь святого Георгия, построенную в XVI веке, колокольня, правда, более старая, только она осталась от разрушенного романского монастыря XII века. Купол был сконструирован Микеле Санмикели в 1540 году
Интерьер церкви достаточно стандартный, главное внутри — это шедевры ренессансной живописи известных мастеров, включая Тинторетто и Паоло Веронезе
От церкви святого Георгия открывается отличный вид на другой берег с панорамой старой застройки, над которой возвышается Кафедральный собор.
Возвращаемся на правый берег реки по мосту Гарибальди, и по одноименной улице идём снова на Пьяцца делле Эрбе.
Здесь мы прошлись по музею во Дворце Правосудия и поднялись на башню Ламберти, откуда открывается великолепная панорама на всю старую Верону.
От площади по Виа Капелло идём на юг.
Хотел было пройти мимо фейкового «Дома Джульетты»,
к тому же к груди красавицы мы прикоснулись ещё 8 лет назад,
но дочь остановила, сказала фотка нужна позарез. Общается в сети, друзья из Канады, Штатов, Южной Кореи, и так далее. Не поверили ей, что она в Вероне, мол без балкона никак. Не стали ломать стереотипы заграничных товарищей, раз так надо, и мама сказала, пойду за компанию, к тому же Верону Пасс надо использовать, зря покупали, что ли. Я уж внизу подождал, запечатлел на всемирно известном, так сказать, балкончике.
Идём дальше по Виа Капелло, в переулке остаётся колокольня Святого Себастиана. Да, именно только колокольня, потому что самой церкви не существует. Она была полностью разрушена, и на её месте построили городской архив.
Львиные ворота, стоявшие на древнеримской дороге в Болонью, были построены во 2 веке до нашей эры. В настоящее время от ворот осталась только левая часть двойного фасада, смотревшего по направлению к форуму.
Наконец мы вышли к большой церкви святого Ферма, одной из красивейших церквей Вероны. Основана она была в VIII веке, через 300 лет перестроена монахами-бенедиктинцами, которые соорудили верхний и нижний храмы, колокольня же была закончена только в XIII веке. В последний раз в XIV веке были добавлены декоративные элементы.
Галереи арок, длинные готические окна и романский портал украшают фасад церкви.
Помещение церкви, которое состоит из единственного нефа, к сожалению, невозможно было полностью посмотреть, в церкви идёт большой ремонт. Можно было посмотреть кое-какие капеллы, но та, где покоятся потомки выдающегося итальянского поэта Данте Алигьери, была тоже закрыта. Зато была открыта для посещения самая старая часть церкви — крипта VIII века.
Ну, а дальше была получасовая прогулка на юг от церкви святого Ферма к »гробнице Джульетты», отзыв о которой можно прочитать здесь.
После посещения «гробницы» последовало возвращение обратно в средневековый центр Вероны, только по направлению к Арене, от которой мы прошли на улицу Маззини, полную магазинов,
где девушки на пару часиков шли пошопить, а я ходил по округе и фотографировал детали старых веронских улочек.
День подходил к концу, логичным его завершением был вечер на Пьяцца делле Эрбе в одном из традиционных ресторанов, которых здесь несколько.
Описывая этот маршрут, я, как и в других рассказах о Вероне, использовал фото трёх поездок. Возможно, кому-то покажется маршрут запутанным, согласен, пройти можно и более прямолинейно. Если не учитывать тот факт, что время работы достопримечательностей разное — где без обеда, где с обедом, где позже открывается, где раньше закрывается. Маршрут и был составлен так, чтобы зайти и внутрь во всех точках.
Знаю, что остались кое-какие достопримечательности на левом берегу реки, пара парков… Но второго полного дня на Верону уже не было.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия