Готическая церковь Святой Анастасии — самая большая церковь Вероны, всю свою долгую историю принадлежащая ордену доминиканцев. На её месте у моста Понте Пьетра, когда-то стояла небольшая часовня, возведенная в честь Святой Анастасии императором Теодорихом Великим.
1
Строительство нынешней базилики начали в 1290 году по проекту доминиканских монахов Фра Бенвенуто да Болонья и Фра Никола да Имола. Долгострой растянулся почти на два столетия, и только в 1471 году состоялось освящение нового храма.
Сооружён он был в честь святого Петра Веронского, доминиканца, убитого в 1252 году, однако местные жители с завидной упрямостью называли базилику именем предыдущей церкви, и под именем Святой Анастасии она сейчас известна и внутри, и за пределами Италии.
3
Главный фасад церкви с окном-розеткой так и остался незавершенным, верхняя часть без облицовки.
4
К высокой апсиде базилики пристроена колокольня, которую венчает островерхий шпиль.
4
Центральный вход, состоящий из двух дверей, ведёт внутрь базилики. В большом люнете фрески уже давно выцвели, но пока ещё можно разобрать изображение святой Троицы, дополненное фигурами святого Иосифа и Богоматери наверху, ведущего жителей Вероны епископа со штандартом города, а также святого Петра Мученика в компании монахов с черно-белым знаменем доминиканцев внизу.
4
Ниже расположено шесть рельефов с евангельскими сценами: Благовещение, Рождество, Поклонение волхвов, Путь на Голгофу, Распятие и Воскресение. На фоне барельефов установлены три статуи: в центре — Богоматерь с Младенцем, по сторонам — святые Екатерина и Анастасия.
Внутри неф базилики Святой Анастасии и два боковых придела разделены колоннадой из 12 мраморных колонн.
6
Которые упираются в свод, украшенный растительным орнаментом.
6
У входа невозможно не заметить водосвятные чаши XVI века, которые поддерживают гротескные статуи так называемых «горбунов святой Анастасии».
8
На полу церкви в 1462 году художник Пьетро да Порлецца выложил чудесную мозаику из белого, розового и серо-голубого местного мрамора.
7
На колоннах следы старых фресок.
3
1
Главный алтарь довольно скромен
3
Главное — по бокам. В левом боковом приделе установлен монумент Кортезии Серего, сделанный в 1432 году. Вообще-то это саркофаг, но тело в него так и не было никогда положено, поэтому больше подходит название «монумент». В центре видно облаченную в латы фигуру знатной синьоры Кортезии на коне с жезлом в руке, накрытую драпировкой, которую поддерживают другие фигуры, а остальная часть стены расписана фресками с религиозными сюжетами.
6
Направо от алтаря почти полностью сохранились фрески Туроне 1360 года на тему Страшного Суда.
1
Главная историческая ценность базилики в её прекрасных часовнях и алтарях. Начнём по-порядку.
Раскрашенные мраморные статуи Петра-мученика, святых Себастьяна и Роха, а также Девы Марии создают Алтарь семейства Больдери. Святой Пётр в руке держит модель города Верона
1
Часовня Викентия Феррери с мраморными рельефами Пьетро да Порлецца, фресками в верхней части капеллы и алтарным образом работы Пьетро Ротарио середины XVIII века посвящена одному из главных доминиканских святых.
5
Данезе Каттанео, один из наиболее известных учеников Сансовино, в 1565 году создал алтарь семейства Фрегозо.
Барочный алтарь Девы Марии включает мраморные скульптуры работы Орацио Маринали конца XVII века.
4
В алтаре святой Розы Лимской выделяется образ Марии Магдалины работы Либерале да Верона конца XV века
2
Так называемая Часовня Распятия относится к самой старой части базилики, стоит на месте прежней раннехристианской церквушки, посвящённой святой Анастасии. Украшена барельефами 1425 года.
3
Очень красива часовня Фомы Аквинского, построенная в 1488–1502 годы. Главное её украшение — алтарный образ «Дева Мария на троне со святыми Фомой Аквинским и Августином» работы Джироламо дай Либри.
4
Часовня Кавалли с гробницей Федерико Кавалли тоже старая, украшена фреской Альтикьеро да Дзевио «Семейство Кавалли перед Девой Марией» 1390 года, фресками Мартино да Верона начала XV века «Дева Мария с младенцем», «святой Христофор», «Чудо святого Эгидия», все были заказаны непосредственно семьей Кавалли.
3
На мой взгляд, наиболее запоминается в базилике часовня Пеллегрини.
5
5
Внутри капеллы находятся 24 терракотовых панно созданные в 1435 году Микеле да Фиренце, изображающие Христа и святых.
3
Два погребальных монумента XIV века были выполнены лучшими веронскими мастерами.
5
На внешней стене арки, ведущей в капеллу находится шедевр итальянского художника XV века Пизанелло, фреска «Святой Георгий, освобождающий принцессу», сделанная в духе рыцарской романтики.
4
Часовня дель Розарио была посвящена памяти победе при Лепанто над турками в 1571 году. Лоренцо Венециано создал алтарный образ «Мадонна дель Розарио со святыми Петром, Домиником и донаторами»
1
Алтарь Минискальки в часовне Святого Духа украшен алтарным образом «Пятидесятница» Николо Джольфино, сделанного в XVI веке и фреской Франческо Мороне «Сошествие Святого Духа» над ним.
1
2
Часовня святого Раймонда в честь одного из доминиканских святых содержит алтарный образ XVI века «Мадонна со святыми» работы Брузасорочи.
4
Часовня Фаелла, посвящённая святому Эразму украшена фреской XVI «Спаситель со святыми Эразмом и Григорием» Николо Джольфино.
2
Одно из обязательных мест для посещения в Вероне. Церковь очень красива, гордится множеством сохранившихся фресок, украшений, деталей. Необходимое время для её посещения определяется только величиной «свободной» минутки, рассматривать интерьер можно долго.
Адрес базилики: Piazza Sant’anastasia 4, Верона
Открыта (март—октябрь) Понедельник-суббота 09.00–18.00, воскресенье и праздничные дни 13.00–18.00 (ноябрь—февраль), понедельник-суббота 10.00–17.00, воскресенье и праздничные дни 13.00–17.00.