Прим. Рассказ иллюстрирован фотографиями, сделанными во время 3-х посещений Вероны, в 2006, 2010 и 2017, имеющими отличия по качеству и по погодным условиям во время сьёмки.
Решил я озаглавить так свой рассказ в ответ на статью «Площадь Бра — сердце Вероны» которую прочитал совсем недавно. Автор явно не в теме. На площадь Бра приходит каждый, безусловно, попавший в Верону турист, посмотреть на Арену, здесь несколько среднего качества ресторанов и небольшой парчик, но назвать это место сердцем…
Сердце — главный орган любого организма, остановка сердца означает смерть. Конечно, город не перестанет в отличие от живого организма существовать, если разрушить его «сердце», но это будет уже совсем другой город. Во всех смыслах, сердце Вероны, а оно двухкамерное, находится здесь, на Пьяцца делле Эрбе + Пьяцца деи Синьори. Как и сердце человека, сердце Вероны от рождения города занимает своё постоянное место, ведь Пьяцца делле Эрбе расположена на месте античного форума. В отличие от Пьяцца Синьори, которая появилась позже, она даже по форме копирует античную площадь.
Как к сердцу подходят артерии, так и от Пьяцца делле Эрбе во все стороны разбегаются улицы, по которым вливаются на площадь и выливаются людские потоки.
Пришли от Арены — ушли к Дому Джульетты, вернулись — ушли к Святой Анастасии, вернулись от Дуомо — ушли к Кастельвеккьо. Поэтому туристы, как правило, на площади появляются несколько раз. Со времени Древнего Рима до сегодняшнего дня здесь центр политической, экономической, а в последние 100 лет и туристической жизни города.
Пьяцца делле Эрбе в переводе с итальянского означает «площадь трав», в Средневековье здесь располагался рынок, где торговали овощами, фруктами и травами, от всего этого остались фрукты. Ананасы, кокосы, персики, манго, бананы, киви, вишня, клубника и виноград неизменно продаются здесь, расфасованные по стаканчикам. «Фруктовый микс» мы впервые попробовали именно здесь в далёком 2006, сейчас такие стаканчики продаются в каждом втором гипермаркете.
Остальные торговые палатки не стоят внимания, в них продаётся всякая мишура, типа банальных сувениров, китайских платков, шляп, зонтиков и прочей ерунды для туристов.
Где-то на римском форуме стояла статуя, датированная 380 годом, неизвестно сейчас, кого изображавшая. В 1368 году по указанию Кансиньорио делла Скала в центре площади возвели фонтан, для которого и решили использовать эту римскую статую. Сказали — отныне будешь Дева Мария. Так и возник фонтан Веронской Мадонны. Почему-то в наш последний приезд фонтан был сухой.
Хотя в наш приезд в 2010 водичка счастливо струилась в нём.
За фонтаном виден Дом Маццанти. Длинное 4-х этажное здание было полностью покрыто фресками XVI века, которые сейчас в основном сохранились только на уровне верхнего этажа. Да и они не выглядят цельными, краски выгорели на солнце. Но с уверенность можно сказать, что на них нечто фантастико-мифологическое, видны змеи-чудовища и античные герои.
С севера Пьяцца делле Эрбе ограничивает роскошное средневековое Палаццо Маффеи. Было построено в XV веке непосредственно на фундаменте римского форума. Но называется в честь кардинала Маркантонио Маффеи, который в 1629 году распорядился расширить и перестроить дворец, в результате в 1668 году получился элегантный шедевр архитектуры барокко, состоящий из трех этажей и балюстрады, красиво увенчанной мраморными статуями древних римских богов и героев, среди которых Геракл, Венера, Меркурий, Зевс, Аполлон и Минерва. Интересно, что все статуи были изготовлены в XVII веке, кроме Геракла, эта статуя украшала один из античных храмов, располагавшихся на месте сегодняшней Пьяцца делле Эрбе в эпоху Древнего Рима.
Перед дворцом красуется лев Сан-Марко, символ Венецианской Республики, под властью которой Верона была 400 лет. Водружён он, правда, опять таки на античную колонну, оставшуюся от римского форума.
Своим средневековым видом сильно контрастирует с палаццо Маффеи башня дель Гарделло или Часовая башня, построенная в 1370 году по указанию Кансиньорио делла Скала. Аттик с гибеллинскими зубцами на ней был возведён только в 1626 году.
Если завернуть за Часовую башню, то практически сразу встретится небольшая церковь Сан-Джованни в Форо, построенная в XII веке. Её можно легко не заметить и пройти мимо. Только небольшая фреска и несколько статуй говорит о её местонахождении.
Внутри средневековый интерьер главного нефа, красивая мозаичная дорожка ведёт к Святому престолу.
Напротив которого на другом конце нефа сделана часовня черной мадонны.
Сохранились древние фрески,
позднее церковь украсили более новой живописью.
Любопытно, что именно в этой церкви находится один из маятников Фуко, при помощи которого французский физик Жан Бернард Лен Фуко в марте 1851 года в Париже продемонтрировал, что земля вращается вокруг своей оси.
На северо-западной стороне площади находится группа старинных домов, именуемых Борголетто.
Особо эти домики в 3–4 этажа ничем не знамениты, выкрашенные в умеренно-яркие цвета с деревянными ставнями на окошках, кованными решетками балконов, украшенные цветами, они придают площади особое очарование, свойственное настоящей средневековой Италии.
Хорошо виден северный край площади сверху, с башня Ламберти, куда мы позже поднялись.
А это уже западный край Пьяцца делле Эрбе. Выделяется приземистое строение из красного кирпича с небольшой галерей на первом этаже и уже традиционными зубцами наверху.
Это готический Домус Меркаторум, или Дом купцов. Был построен в 1210 году и предназначался для гильдий торговцев и ремесленников. В 1301 году Альберто делла Скала распорядился пристроить к дому арки на первом этаже, увидеть которые можно и сегодня.
Сегодня здесь находится Народный Банк Вероны, поэтому каждый может войти внутрь и осмотреть здание, хотя внутри, в помещениях банка, осталось мало средневекового.
Как уже говорилось, фотографии сверху были сделаны на башне Ламберти. Башню построили в 1172 году для веронской семьи Ламберти. Башня первоначально была гораздо ниже, она «росла» на протяжении нескольких веков, пока не достигла 83 метров. Это видно и по материалам, самая старая часть построена из смеси кирпича и туфа, средневековая только из кирпича, а восьмиугольная колокольня из мрамора.
Второе название сооружения — «Башня с колоколами», из-за установленных на ней в 1464 году колоколов с именами Регно и Марангона. Колокол Марангона оживал при пожаре, а услышав звон Ренго, спешили на заседание члены городского совета Вероны.
Башня была пристроена к дворцу Правосудия, в котором заседал городской суд. Попасть во дворец, как и в здание ратуши, можно с Площади Синьории, которая соединяется с Пьяцца делле Эрбе переулком с двумя кирпичными арками, на одной из которых, Арко делла Коста, подвешена китовая кость.
Древняя легенда гласит, что кость упадет, если под ней пройдет кристально честный человек, который никогда не лгал. Ну что ж, не упала до сих пор. … Скорее всего, висеть ей вечно…
Ратуша, или Палаццо дель Комуне и Дворец правосудия, или Палаццо делла Раджоне представляют из себя большой комплекс зданий, построенный в 1138 году.
Строили здания из характерного для Вероны светлого туфа и красного кирпича. В эпоху господства Венеции в здании размещался суд и нотариальная коллегия, а также тюремные помещения. В 1447 году во внутреннем дворе появилась широкая двухпролётная готическая лестница, которую назвали Лестницей Разума.
В саму ратушу не пускают, туристам разрешается только рассматривать её фасад, выходящий на Пьяцца деи Синьори.
Вот мы и стоим посредине Пьяцца деи Синьори, которая сформировалась в период правления властителей Вероны — рода Скалигеров. Она вдвое меньше Пьяцца делле Эрбе, но не менее знаменита благодаря тому, что на ней располагаются здания, в которых в разные периоды размещались власти и органы самоуправления города. Некоторые ошибочно называют её площадью Данте из-за памятника итальянскому поэту. Да, Данте получил укрытие в Вероне после изгнания из Флоренции, но памятник ему из каррарского мрамора скульптор Уго Дзаннони возвёл на Площади Синьории только в 1865 году, а до этого времени на месте памятника стоял фонтан.
За памятником Данте стоит Лоджия Совета, название говорит само за себя, в здании на протяжении столетий заседал городской Совет. Строительство было начато в 1470 году, окончено в 1493 году, но только снаружи, внутри работы по оформлению продолжались ещё долгие годы. Наверху здания установили скульптуры знаменитых уроженцев Вероны — Катулла, Плиния Старшего, Витрувия, Корнелия Непота. В XIX веке городской Совет переехал в новое здание, в Лоджии расположилась библиотека с пинакотекой, но в 1947 году здание снова забрали чиновники, на сей раз для Совета провинции Верона.
Западная сторона площади принадлежит мощному Домусу Нова или Палаццо дей Джудичи, Дворцу судей. Уже понятно, что в нём размещались городские судьи, одно время, пока не был построен дворец Подеста, в этом доме располагался и офис подеста — председателя городской администрации.
Домус Нова связан с Дворцом правосудия аркой, на которой виднеется статуя Энрико Нориса, кардинала, историка церкви и богослова XVII века. Я, правда, так и не понял его связи с Вероной, он обучался у иезуитов в Римини, жил в Пезаро, Перудже, Флоренции, Падуе, а закончил карьеру хранителем библиотеки Ватикана при папе Иннокентии XII. Да ладно, раз разместили, значит было за что.
С другой стороны Домуса Нова тоже находится арка, которой здание связано с Каса ди Пьета, меняльной конторой, построенной францисканцами. И на этой арке установлена статуя, но на сей раз хотя бы понятна причина. Маркиз Шипионе Маффеи, поэт, археолог и искусствовед XVIII века, родился, жил и умер в Вероне.
В свою очередь Каса ди Пьета имеет общую арку с уже упоминавшейся Лоджией Совета, под которой находится северный выход с площади. Наверху тоже статуя — Джироламо Фракасторо. Этот господин гораздо известнее двух предыдущих. Он был известным врачом, философом, астрономом, географом эпохи Возрождения. Крайне разностронен, успевал и дружить с Николаем Коперником, и быть архиепископом Папы Павла III. Является основателем современной патологии, он первый выдвинул 2 гипотезы — о том, что инфекции вызваны бактериями, и что заражение происходит посредством дыхания или других форм контакта. Будучи астрономом, он первый обнаружил, что кометные хвосты всегда расположены от Солнца и описал инструмент для астрономии, телескоп спустя десятки лет собрал Галилео Галилей.
А вот и вторая «арочная"легенда, первая, как вы помните, связана с китовой костью, подвешенной под Арко делла Коста. Джироламо Фракасторо держит в руке что-то подобное глобусу, жители города называют шар бала-де-Фракасторо. И этот «лёгкий шарик» должен упасть на голову человека в случае, если этот человек обладает абсолютной порядочностью. Но на сей раз человек должен принадлежать к определённому сословию — городских чиновников, судей или адвокатов. С помощью этой арки издавна жители Вероны издеваются над людьми власти, приглашая иногда то одного, то другого пройти под воротами. Но мало кто принимает их предложение, и почему, спрашивается? Может как раз всё наоборот, кристально порядочные чиновники боятся, что получат камнем в лоб, и поэтому выходят с площади в другом направлении?)) да уж.
На востоке площади — Дворец Подеста, построенный в конце XIII века по указанию Альберто делла Скала. В 1311 году дворец стал резиденцией самого могущественного из Скалигеров — Кангранде I, сюда он и пригласил Данте, который прожил во дворце целых 13 лет. Дворец расписывал внутри сам знаменитый Джотто, но не сохранилось ни одной его фрески. После присоединения к Венеции здание было дополнено порталом Санмикеле, по форме напоминающем древнеримские триумфальные арки, с барельефом Льва Святого Марка наверху.
Осталось на Пьяцца деи Синьори упомянуть последнее здание — Дворец Кансиньорио. Первоначально представлял из себя крепость, с четырьмя угловыми башнями и окружавшей внутренний двор крепостной стеной, который построил для себя один из Скалигеров, Кансиньорио делла Скала в 1363 году. В период правления Венеции дворец выбрали для проживания капитано — представителя Венеции в городе. Начиная с XVI века дворец неоднократно перестраивался, превратившись в итоге в обычный особняк. Позже к его арендаторам добавились трибунал и тюрьма.
Между последними двумя зданиями находится проход, через который попадём к известной достопримечательности Вероны — Аркам Скалигеров, готическим надгробиям представителей рода, управлявшего Вероной в XIII–XIV веках.
Арки Мастино II и Кансиньорио — настоящие произведения искусства.
Рядом с этим монументами расположены скромные захоронения остальных представителей рода Скалигеров: Мастино I, Альбоино, Бартоломео, Альберто I и Кангранде II.
Арки Скалигеров вплотную примыкают к церкви Санта Мария Антика, которая была построена в 1185 году и в период правления Скалигеров выполняла функции дворцовой капеллы.
Непосредственно в фасад церкви вставлена арка Кангранде I делла Скала, правда сейчас все видят копию этой гробницы, оригинал находится в музее Кастельвеккьо.
Арки Скалигеров смотрят на второй фасад Дворца Подеста.
Гостеприимно веронское сердце. Мы не только трижды прошли здесь, но и провели остаток вечера.
Пьяцца делле Эрбе так настойчиво приглашала присесть в одном из ресторанчиков, что сопротивляться не было сил. Вот и сели. В предчувствии вкусной еды и запотевшего литрового графинчика белого…