Кафедральный собор Вероны, посвященный Деве Марии, очень примечательная и известная церковь. Как своей великолепной архитектурой романского периода, так и ролью в истории Вероны. Собор с 17-вековой историей и сейчас является резиденцией епископа.
Кафедральный собор Вероны, посвященный Деве Марии, очень примечательная и известная церковь. Как своей великолепной архитектурой романского периода, так и ролью в истории Вероны. Собор с 17-вековой историей и сейчас является резиденцией епископа.
Первая небольшая базилика у излучины Адидже была построена в IV веке и освящена Святым Зеноном, тем самым епископом Вероны, в честь которого позднее была возведена роскошная базилика Сан-Дзено, о ней я уже рассказывал. Не прошло, в буквальном смысле, и ста лет, как церковь была значительно расширена.
В VII веке собор сильно пострадал от землетрясения, и в следующем столетии был заменен новым зданием. От того, античного времени сохранились куски мозаики в склепе.
Очередное землетрясение в 1117 году серьезно повредило и это здание, в результате ремонта, который продолжался 20 лет, собор и приобрёл свой нынешний вид. Конечно, базилику дополняли позже новыми элементами, но существенных переделок уже не было.
Сегодняшняя базилика в целом совпадает по объему с раннехристианской базиликой, в стенах и сейчас можно увидеть большие фрагменты кладки IV века.
Хорошо сохранился романский входной портал с портиком на витых колоннах, опирающихся на крылатых грифонов, созданный мастером Николаусом в 1139 году. Этот мастер создал также входной портал базилики Сан Дзено Мадджоре в Вероне, а также Кафедрального собора Феррары. На стенах и своде портика сохранились кое-какие фрески XIII века, в XIV веке добавили большие готические окна. В конце XVI века на фасад добавили тимпан с кардинальским гербом, а в XVII веке — часы.
Сохранился и люнет, который изображает Деву Марию с младенцем, дополнен изображением евангельских сцен: «Благовещение пастухам», «Поклонение волхвов». Ниже — три медальона с аллегорическими бюстами добродетелей: веры, любви и надежды.
В XII веке появился боковой портик собора, который состоит из двух ярусов колонн и полукруглой арки с треугольным тимпаном.
Строительство колокольни началось ещё в романскую эпоху, с перерывами продолжалось вплоть до начала XX века, но так и не было закончено. Недостроенность колокольни бросается в глаза каждому туристу, посещающему собор.
Я не любитель современных скульптур, которые в 99 процентах уродуют вид исторических паматников. Но вот этот ангел, установленный перед базиликой недавно и приглашающий туда войти, отторжения не вызвал. Тот счастливый 1 процент, уж очень он симпатичный, вызывает улыбку.
Интерьер собора приобрёл окончательный вид во время модификаций XV века, внутри очень просторно, светло и роскошно. Собор трёхнефный в готическом стиле, который подчёркивают колонны из красного веронского мрамора, поддерживающие готические стрельчатые арки сводов. В конце центрального нефа виден интересный, необычный по форме, алтарь, построенный архитектором Микеле Санмикели в 16 веке.
Необычен алтарь преградой хора в виде полукруглого парапета и ионических колонн, на котором установлено распятье и несколько статуй.
Апсида была в XVI веке расписана фресками веронским живописцем Франческо Торбидо по рисункам Джулио Романо.
Четвертая слева капелла посвящена популярному в Вероне культу «народной Богоматери», который родился в XIII веке. Золотом светится статуя Богоматери с Младенцем.
Орган украшен росписями конца XVI века, изображающими четырех веронских епископов и сцену успения Богоматери.
В большой капелле справа от алтаря находится готический «Саркофаг святой Агаты» 1353 года, скульпторы изобразили четырёх ангелов, которые пробуждают святую.
В соборе встречаются пусть немногочисленные, но зато хорошо сохранившиеся фрагменты романских фресок, которые представляют огромную ценность
Отделанные резьбой и лепниной капеллы собора содержат многочисленные произведения искусства эпохи ренессанса и барокко.
Отдельно надо упомянуть капеллу с полотном «Вознесение Девы Марии» Тициана
При Кафедральном соборе есть баптистерий Сан-Джованни ин Фонте, построенный в 1123 году. Самое ценное в нем — восьмигранная купель конца XII века, вырезанная из цельного куска веронского мрамора. Каждая грань украшена рельефом на евангельские сюжеты: от Благовещения до Крещения. Авторство приписывают Брилото, который создал окно-розу «Колесо фортуны» в базилике Сан Дзено
Адрес Piazza Vescovado
Открыто с 10:00 до 17:30, в воскресенье 13:00 — 17:30