Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 12 мая 11:39

Сьюард — США Июль 2018

Мои рассказы об Аляске:

Аляска. Когда сбываются мечты…

Аляска. Туманные фьорды Кетчикана

Аляска. Джуно – столичная штучка

Аляска. Скагуэй – дорога на Клондайк

Аляска. Ледник Хаббард — Все оттенки голубого и белого

Аляска. Анкоридж. Северный город…

Аляска. Национальный парк Денали. В гостях у гризли…

Аляска. «Celebrity Millennium» на фоне фьордов и ледников

Канада. Ванкувер. «Город неоновых огней»

Круиз по Аляске был самым коротким из всех наших круизов. Мы решили, что недели нам вполне хватит, чтобы увидеть многое из того, чем богата береговая Аляска, а остальное время (и деньги) можно потратить на континентальную часть и ее национальные парки. Дома это решение казалось очень разумным, но в то раннее утро, когда мы покидали корабль, я поняла, что буду страшно скучать по утренним визитам китов, по фьордам за бортом корабля, по густой и очень зеленой тайге, по снежным вершинам гор, по небольшим островам, где так любят вить гнезда орлы, по морскому воздуху, пропитанному солью и хвоей. Много чего мне вдруг стало не хватать, и о многом я теперь вспоминаю со светлой печалью…

Впереди нас ждала совсем другая Аляска, совсем другие животные и километры теперь уже сухопутных дорог.

Попрощавшись с так понравившимся нам «Селебрити», мы поспешили на берег, чтобы успеть закинуть потяжелевшие от купленных подарков чемоданы в отель и не опоздать на очередную экскурсию, оказавшуюся самой лучшей и самой интересной за весь круиз.

Аляска. Сьюард – ледники, киты и птицы Кенай Фьордс

Решая, чем занять целый день в Сьюарде (а теперь мы были не привязаны к расписанию корабля), мы не сомневались, что фьорды будут для нас самой интересной экскурсией и довольно-таки быстро нашли то, что показалось заманчивым — мини-круиз на небольшом кораблике по национальному парку Кенай Фьордс, с подходом к леднику. Тут тоже не обошлось без оговорок, что китов и прочую живность нам никто не гарантирует, но это мы уже проходили.

Сложнее всего было выбрать время экскурсии — раннее утро или ближе к полудню. Опасений было много — мог задержаться корабль по всяким-разным причинам, могла подвести погода, устроив густой утренний туман или даже ливень, что на Аляске не редкость, мы могли не успеть забросить чемоданы в отель, ну и так далее. После долгих и непримиримых споров, мы решили не брать самую раннюю экскурсию, а утренние часы провести с пользой, погуляв по Сьюарду, дабы осмотреться, куда мы попали и заодно выяснить откуда стартует наш ранний автобус, на котором мы собирались добраться до Анкориджа.

Сьюард встретил ласково — солнцем, теплом и почти полным отсутствием ветра. Тревогу вызывали страшные тучи, неспешно наползавшие на город со стороны гор, но предугадывать погоду на Аляске дело бесполезное, у нее тут свои правила.

Аляска. Сьюард – ледники, киты и птицы Кенай Фьордс

Сьюард — городок небольшой, даже по местным меркам, и слава его осталась в далеком прошлом, когда он был морскими воротами Аляски. Именно к этим берегам пристал русский исследователь Аляски А. Баранов (в конце 18 века) и именно здесь под его руководством был построен многомачтовый корабль «Фрегат», первый на Западном побережье Америки. Сам Баранов не забыт, его имя увековечено в названии одного из островов, а современный город назван в честь Государственного Секретаря США У. Сьюарда, инициатора покупки Аляски у царской России. Получается, что мы этого товарища как бы должны сильно недолюбливать…

У Сьюарда есть и еще одна особенность — город связывает с остальной Аляской прекрасная дорога, по которой можно добраться до Анкориджа, а потом и парка Денали, и на нашем пути это был первый город, из которого можно выбраться не только по воде или по воздуху.

А еще в Сьюарде жил автор флага Аляски, утвержденного в начале 20 века — синее поле, как символ неба и незабудок и восемь звезд — Полярная звезда и ковш Большой Медведицы. Самый красивый флаг из всех, что я видела!

Аляска. Сьюард – ледники, киты и птицы Кенай Фьордс

Пользуясь теплой погодой, мы отправились любоваться мариной, где скучал наш корабль в ожидании новых путешественников, и тихонечко покачивались яхточки рыбаков — рыбная ловля здесь не просто хобби, и каждый рыбак вылавливает огромное количество рыбы за один выход в море. Аттракцию с рыбалкой можно купить, и если вам повезет выловить рекордную по весу рыбину, фотографию счастливчика вывесят под рубрикой «Улов дня» здесь же, в порту.

Ловить мы никого не собирались, а вот посмотреть, чем богаты воды вокруг Сьюарда, было интересно. Надо признать, что соревноваться с рыбаками было бы проблематично — километровых свежевыловленных рыбин умело потрошили здесь же, на длинных металлических прилавках, чайки сходили с ума от столь роскошного пира и нахально прыгали под нож, юная рыбачка так лихо разделывала рыбину на филе, что стало понятно — такая работа для нее не впервой.

Аляска. Сьюард – ледники, киты и птицы Кенай Фьордс

Вечером мы ужинали явно этой рыбой в одном из ресторанчиков Сьюарда — очень вкусная на Аляске рыба, и не важно, как она называется…

Аляска. Сьюард – ледники, киты и птицы Кенай Фьордс

Есть в биографии Сьюарда и печальная дата — Великое Аляскинское Землетрясение 1964 года (второе по мощности всех землетрясений на земле) разрушило город до основания, а то, что устояло, было смыто гигантским цунами. Событие это помнят по сей день и ровно в полдень в городе звучит сирена учебной тревоги. Услышать этот рев нам не довелось, в полдень мы отправлялись к фьордам, но о сирене предупреждают всех туристов, чтобы напрасно не пугались. Сами жители на нее давно не реагируют и мне интересно, поможет ли она, случись страшное…

Пока мы любовались солнечным городом, туча наползала и наползала, набираясь где-то дождя, а может быть и ливня. Настроения это не улучшало, морская экскурсия грозилась стать очередным испытанием и возникал закономерный вопрос — увидим ли мы обещанную живность в дождь. Разговор с рыбаками с одной стороны огорчил — дождь в Сьюарде дело привычное, особенно во второй половине дня, но с другой стороны утешил — китам осадки не мешают, если будут киты, будут и птицы, а выдры дождь и вовсе обожают.

Аляска. Сьюард – ледники, киты и птицы Кенай Фьордс

Отловив неспешный аляскинский интернет (чудо чудное на самом деле, я на такое даже не надеялась!) и обновив погоду, я морально подготовилась к обильным осадкам (потерплю, раз китам и выдрам это не мешает) и даже умудрилась позвонить на родину, пока родина не уснула крепким сном — одиннадцать часов разницы очень напрягали.

Контора, обещавшая нам экскурсию, находилась здесь же, на берегу (сдается мне, это ее интернет мы тырили в личных целях). Попытки выяснить куда идти и где строиться, чтобы попасть на кораблик, так ни к чему и не привели и, разыскав в нашей брони название корабля, мы отправились занимать очередь на посадку, чтобы сидеть поближе к открытой палубе, но иметь возможность быстро смотаться в тепло, разразись стихии, согласно прогнозу…

Аляска. Сьюард – ледники, киты и птицы Кенай Фьордс

Сразу скажу — это была лучшая экскурсия! Мы увидели все и всех — китов, косаток, орлов, тупиков, выдр, тюленей, тучи птичьей мелочи, в которой я не особо разбираюсь, дошли до ледника, невзирая на погоду, насладились видами фьордов во всей их красе, и все это время нас сопровождали обитатели морских глубин.

Аляска. Сьюард – ледники, киты и птицы Кенай Фьордс

Все шесть часов (а по факту намного больше) экскурсии, которую не испортил разразившийся-таки дождь, заливший мой многострадальный фотоаппарат, на жутком ветре, чуть ли не сбивавшем с ног, с потоками воды от дождя и волн, стекавшими ручьями по ветровке, с дикими прыжками кораблика с волны на волну, главным было невероятное изобилие животных и птиц, которое я даже предполагать не могла! Я не успевала прыгать с борта на борт, нестись на нос кораблика, перебегать на корму — везде было что посмотреть и кого сфотографировать. Тех, кто за все время так ни разу не вышел из теплого салона (а таких было немало), я не поняла — зачем тратить деньги на то, что совсем не интересно? Заливаться в баре можно и на берегу, без лишних затрат. Впрочем, думаю они нас тоже не понимали, и наше маниакальное желание торчать кучу часов на холоде их удивляло не меньше…

Аляска. Сьюард – ледники, киты и птицы Кенай Фьордс

Не знаю, то ли правда вокруг Сьюарда так много всякой живности, то ли капитан нам досталась везучая, то ли просто фарт попер, но такого изобилия я никак не ожидала и честно мерзла все шесть часов экскурсии, чтобы не пропустить что-нибудь интересное.

То, что нам досталась исключительно женская команда на кораблике, сначала напрягло — очень уж юными выглядели девушки, а капитан и вовсе, тянула на школьницу старших классов. Но с командой и, особенно капитаном, нам очень повезло — сомневаюсь, что кто-нибудь еще так азартно гонялся за китами, караулил косаток и терпеливо ждал, что решат тупики — вылезти на скалу или улететь. Все, что мы увидели, целиком и полностью заслуга нашего юного капитана…

Едва мы отошли от пирса, беря курс на бухту Воскресения, как показались выдры, покачивающиеся на небольших пока еще волнах. Выдр было много — значит, дождя нам все-таки не избежать. Ажиотированная зрелищем толпа рванула на борт, спеша запечатлеть выдр, категорически не желавших поворачиваться к кораблику нужным ракурсом. Выдры наслаждались предвкушением дождя, грелись в не сказать, чтобы теплой воде и выглядели весьма довольными жизнью. Потом мы встречали их очень много, на разных расстояниях и только увидев выдр вблизи, я поняла, что они, во-первых, очень крупные, а во-вторых, весьма зубастые. Выдры понравились не только мне, есть в них что-то очень симпатичное…

Аляска. Сьюард – ледники, киты и птицы Кенай Фьордс

Распрощавшись с выдрами, я понеслась на другой борт, где медленно проплывал ледник. Жутко мешали тучи, еще больше мешал туман, но ледникам все к лицу и хотелось бы, чтобы мы все-таки спасли эту красоту от гибели. Ученые подсчитали, что если потепление климата будет продолжаться и дальше, в скором времени от ледников ничего не останется. Надо что-то делать!

Аляска. Сьюард – ледники, киты и птицы Кенай Фьордс

А потом показались косатки. Правда, плыли они достаточно далеко, на фоне живописных скал, заросших тайгой, и замечены были только благодаря их плавникам, но наша капитан не растерялась и сменив курс, подошла поближе. А косатки сбежали, вынырнув там, где мы были буквально пару секунд назад. Гонялись мы друг за другом минут тридцать — неуловимые косатки убегали, а мы все никак не могли угадать, где они появятся в следующий раз. Поиздевавшись вволю над капитаном, да и над всеми нами, косатки окончательно ушли на глубину и где они после этого вынырнули, так и осталось большим секретом для всех нас. Что-то я успела сфотографировать, но результат меня категорически не устроил — хотелось большего или хотя бы того, что видели глаза.

Аляска. Сьюард – ледники, киты и птицы Кенай Фьордс

Сразу хочу сказать про правильность написания слова «косатка». Я как-то не задумывалась, как правильно, с буквой «о» или «а». Не сильно доверяя любящему приврать интернету, выяснила этот вопрос у специалиста. Все-таки правильно «косатка», хотя в интернете есть оба варианта написания. Биолог с мировым именем уверил меня, что касатка — это птица семейства ласточковых, а косатка — то, что я видела в заливе.

Косатки потом еще несколько раз показывались на горизонте, но подойти к ним поближе так и не удалось — то ли погода виновата, то ли настроение у них было недружелюбное, поди разберись…

Поскакав немножко по высоким волнам и полюбовавшись красивыми скалами, идеально дополнившими суровый пейзаж (кто бы поверил, что час назад все вокруг заливало яркое солнце!), мы чуть было не спугнули парящих над водой птиц.

Аляска. Сьюард – ледники, киты и птицы Кенай Фьордс

Птицы были явно заняты чем-то важным и на нас не отреагировали, а появившиеся фонтаны значили только одно — здесь кормятся киты.

Вот здесь фотографировать китов было намного проще! Птицы, в отличие от нас, видели, куда направляются киты под водой и служили неплохим ориентиром, летя за ними многоголосой стаей. Киты гнали планктон к поверхности воды, птицы дружно кидались склевывать дармовой корм, и тут появлялась долгожданная голова морского гиганта. Народ кричал что-то громкое и радостное, спеша сделать эпохальный кадр, кит плюхался назад, в воду, и исчезал в глубинах, махнув на прощание хвостом. Если птицы не разлетались — значит, представление продолжится. Ну, а если стайка полетела дальше, значит киты уходят и надо догонять всю эту шумную компанию.

Аляска. Сьюард – ледники, киты и птицы Кенай Фьордс

Сколько времени мы скакали по волнам, ловя убегающих китов, я сказать не могу, не до часов мне было. Но замерзла я ужасно, да и не я одна. Зато китов насмотрелась-нафотографировалась в волю! Увидеть их так близко, да еще со всеми подробностями в виде открытых пастей, огромных плавников, переворачивающихся вверх брюхом, шумно плюхающихся в воду и эффектно взмахивающих хвостом, я никак не ожидала.

Аляска. Сьюард – ледники, киты и птицы Кенай Фьордс

Из-за высоких волн и качки не все фотографии получились, но даже то, что осталось, меня вполне устроило — китами Аляска мне угодила!
Птичек я тоже не обошла вниманием, как-никак, именно они помогли охоте за китами, да и смотрелись их стаи очень живописно на фоне суровых скал.

Аляска. Сьюард – ледники, киты и птицы Кенай Фьордс

Эти же птички навели нас на тупиков. Капитан пообещала подойти поближе к скале, на которой обычно сидят тупики, но начавшийся дождь согнал их в воду и малюсенькие пятнышки то подскакивающие на гребне волны, то исчезающие с глаз, я разглядела не сразу. Длинная цепочка тупиков шустро удирала от нашего корабля, а уж когда они взлетели, шансов их снять почти не осталось — оказывается, у тупиков очень стремительный полет. В общем, теперь я сплю и вижу путешествие в Исландию, к тупикам…

Потом снова были выдры, на этот раз наслаждавшиеся начавшимся-таки дождем, еще раз встретились киты, резвящиеся всей большой китовой семьей, снова выдры и множество птиц. Каждый раз капитан тормозила кораблик и подсказывала, куда бежать, чтобы лучше видеть — на какой-то из бортов или на нос, который не пожадничала открыть для всех. Какое там уйти погреться, когда надо бегать по всему кораблику. Ветер к этому времени совершенно обнаглел, решив заморозить все живое, до чего он дотягивался, туман перемешался с нудным дождем, мокрая палуба уходила из-под ног, повторяя выкрутасы взбеленившихся волн — даже подумать о горячем чае было некогда, не то, что пойти его купить и выпить.

Аляска. Сьюард – ледники, киты и птицы Кенай Фьордс

Мимо еще одного ледника мы прошли на солидном расстоянии, капитан решила не подходить к нему из-за бушующей непогоды. Хотя другие кораблики сворачивали в пролив, ведущий к леднику, нам предложили рискнуть и пойти дальше, в надежде на нормальную, ну или хотя бы не такую жуткую погоду, пообещав по дороге подойти к парочке водопадов. Понятно, что никто и не думал возражать и спорить — капитану виднее.

Аляска. Сьюард – ледники, киты и птицы Кенай Фьордс

Водопады мы увидели, да еще с плывущими рядом выдрами (то, что их очень много в этих местах, я читала, но что их ТАК много, я не догадывалась!), но надежда на хорошую погоду не оправдалась — ледник утопал в тумане, да еще и поливался ливнем. Многие решили не выходить из тепла салона на промозглый холод, но мы побежали на нос кораблика, чтобы разглядеть хоть что-то.

Чем ближе мы подбирались к леднику, тем больше становилось льдинок и льдин, плывущих по воде, тем осторожнее капитан вела корабль, малюсенькими шажками подбираясь к огромной голубой стене векового льда. Одно дело, подходить к леднику на огромном круизном лайнере и совсем другое, когда ты стоишь на носу небольшого кораблика, а вокруг громко шуршат льдины, трущиеся о бока и норовящие если не перевернуть, то хотя бы свернуть с курса небольшое суденышко.

Аляска. Сьюард – ледники, киты и птицы Кенай Фьордс

Сверху лило так, что фотографировать пришлось на ощупь, понадеявшись на авось — фотоаппараты нынче пошли умные, сам разберется на чем фокусироваться. Я не успевала протирать объектив от заливавшей его воды! Какой там рукав, когда вода хлестала со всех сторон сразу, подгоняемая ветром. По моим очкам текли бурные потоки, но без них было еще хуже — дождь начал заливать глаза. Совершенно ослепнув от хлеставшего вокруг ливня, я просто жала кнопку фотоаппарата, ориентируясь на едва различимую громаду ледника и чуть было не опоздала подержать в руках самый настоящий, хоть и очень маленький айсберг, выловленный для нас специально. Ну как не потрогать ледник, не погладить вековые льды! Такого может больше и не случится в жизни…

Стихии стихиями, но у ледника мы простояли достаточно долго, чтобы успеть основательно промокнуть и чтобы сфотографировать это чудо природы со всех сторон. Понятно, что в солнечную погоду все было бы намного красивее, но зато я на собственной шкуре испытала все выкрутасы аляскинского климата.

Аляска. Сьюард – ледники, киты и птицы Кенай Фьордс

После такого основательного душа, под который попал мой фотоаппарат (ну не везет моей Соньке, вечно ей достается больше всех!), уходить в тепло я не рискнула — что делать, если запотеет объектив? А то, что он запотеет, я даже не сомневалась.

Ну и чтобы мне не было так уж грустно торчать на ветру промокшей до нитки, возле кораблика вынырнул кит. Так близко встретить кита — это подарок, да еще какой! Испугаться я не успела, а заорать, призывая мужа на подмогу, успела. Как сама не вывалилась — и сейчас не понятно, но видели бы вы, какие киты громадные, как громко они кричат и как оглушительно фыркают, выпуская фонтаны! Этого кита никто не ожидал, даже наша капитан. И завопила она, когда он выпрыгнул, громче всех нас, перебудоражив даже тех, кто мирно дремал, убаюканный теплом салона и качкой. Это был грандиозный кит!!!

Аляска. Сьюард – ледники, киты и птицы Кенай Фьордс

В погоне за ним мы сильно ушли в сторону, сделав немалый крюк. Кит попался не капризный, прятаться от нас даже не собирался, но и особых кульбитов выделывать тоже не желал. Видно, решил, что попугал всех и хватит с нас. К этому времени стало понятно, что заявленные шесть часов сильно растянутся, и в город мы вернемся очень поздно. Лично меня это не огорчило, наш автобус отправлялся ранним утром и мы были свободны всю ночь.

Аляска. Сьюард – ледники, киты и птицы Кенай Фьордс

Тут опять появились птицы, облепившие мокрые скалы, снова закачались на волнах выдры — я им даже позавидовала, такой дождь, а они кайф ловят! А капитан пообещала, что сейчас будут котики (или тюлени, или морские львы — как повезет) и направила корабль к скалам.

Не скажу, что скалы были полны котиков, видела я лежбища и понаселеннее, но учитывая погодный фактор, считаю, что нам повезло увидеть хоть что-то. Тупики, обычно соседствующие с ластоногими, сбежали от дождя неизвестно куда, что понятно, очень меня огорчило. Сколько мы не раскачивались на волнах, стараясь стоять тихонечко, котики так и не собрались большим коллективом. Но и те, что лежали на скалах, не сбежали, и то хорошо…

Аляска. Сьюард – ледники, киты и птицы Кенай Фьордс

Статистика утверждает, что здесь, на территории национального парка Кенай Фьордс, обитает восемьдесят процентов всех морских птиц Северной Америки (около 40 миллионов особей), а на островах Алеутской гряды живут тюлени, морские львы, моржи и котики. Про китов, косаток и выдр я уже говорила, повторяться не буду. В общем-то я со статистикой не спорю, в это изобилие я поверила сразу же, и могу только представить, как много здесь морских животных в солнечную погоду и как просто их разглядеть в штиль…

Налюбовавшись ластоногими, лениво развалившимися на скалах, я поняла, что дальше стоять на открытой всем ветрам и всем дождям палубе у меня не осталось никаких сил. Глубоко замороженный организм просился туда, где сухо и тепло, да и фотоаппарат надо было спасать, мне им еще снимать и снимать…

В салоне было уютно, народ работал челюстями, жуя бутерброды и отогревался горячим кофе, не сильно заморачиваясь на то, что проплывало мимо кораблика.

Объектив моей Соньки сразу запотел, и я нервничала всю дорогу, ломая голову, насколько все серьезно. Когда впереди показался Сьюард, отогрелись и я, и фотоаппарат и выходить на холод никому совершенно не хотелось, но снова показались выдры и я понеслась…

Аляска. Сьюард – ледники, киты и птицы Кенай Фьордс

Затянувшаяся, но такая интересная экскурсия, подошла к концу, а вместе с нею закончилась и морская часть путешествия по Аляске.

Аляска. Сьюард – ледники, киты и птицы Кенай Фьордс

Впереди нас ждали горы, реки, дикий-дикий мир, медведи, которых я очень хотела сфотографировать, но пока мне этого не удавалось, и километры, пришедшие на смену морским милям.

Аляска. Сьюард – ледники, киты и птицы Кенай Фьордс

Не все, увиденное в круизе, стало рассказами. Я пропустила высадку на острове Чичагова, когда мы целый день колесили по еле заметным тропинкам, выискивая медведей, которых здесь видимо-не видимо (нам досталось «не видимо»). Хитрые мишки встречаться с нами не желали и убегали, едва заслышав гул машины. То, что видели глаза, упорно не хотели видеть наши фотоаппараты, отказывающиеся снимать бурые шкуры, улепетывающие в густых кустах. В утешение я любовалась совершенно сказочными пейзажами практически необитаемого острова, где появляются люди исключительно в сезон круизов по Аляске. В остальное время здесь царит дикая жизнь…

Я не показала и сотой доли так поразивших меня фьордов, заросших непроходимой тайгой. Каждый день мы забирались все глубже на север, где снега не тают даже летом, и картины невероятной красоты неспешно проплывали за бортом корабля, заставляя нас по очереди дежурить на открытом всем ветрам балконе каюты, чтобы не пропустить ничего из завораживающих пейзажей…

Аляска. Сьюард – ледники, киты и птицы Кенай Фьордс

Даже киты, и те далеко не все попали на страницы моих отчетов — я с большим трудом отбирала положенные 50 фотографий, решая, что принести в жертву. Где уж тут пробиться китам, когда вокруг столько всего, что хочется непременно показать. Но киты стали самым большим подарком от Аляски — я так долго мечтала их увидеть…

А еще были дельфины, правда, в количестве намного меньшем, чем киты, но зато их косяки играли с кораблем в догонялки и лихо обгоняли нас, уносясь куда-то за горизонт. Не нашлось места для дельфинов в моих рассказах…

Были белые ночи…

Было много закатов-рассветов…

И вся эта удивительная земля, имя которой Аляска, очень плохо помещается в строгие рамки рассказа, когда надо следить, чтобы не было слишком много букв и еще строже следить, чтобы не прихватить больше положенных фотографий…

Аляска. Сьюард – ледники, киты и птицы Кенай Фьордс

Радует то, что это еще не прощание, что впереди много чего интересного и если морское путешествие подарило встречу с китами, то сухопутное порадовало встречей с настоящим гризли, и не только с ним…

И немного полезностей в конце.

• Экскурсия «Kenai Fjords Tours» обошлась нам в 319 долларов на двоих
  • Заявленное время, с 11.30 до 17.30, по факту оказалось сильно преуменьшенным. Хотя, возможно, это просто наш капитан решила показать все, чем богат Кенай Фьорд и махнула рукой на время
  • Во время экскурсии можно купить горячий чай или кофе, легкий перекус. В билет входил ланч-бокс, с бутербродом, шоколадкой, батончиком-мюсли и яблоком. Может было еще что-то, я так и не выкроила время на пожевать
  • Во время экскурсии очень холодно. Утепляйтесь!
  • Качка была конкретная, наверное, лучше принять таблетку. Но холод, а главное, обилие морских животных, действуют лучше любых лекарств — проверено лично
  • Повторюсь в который раз, хороший объектив нужен, не всегда можно было подойти близко, а фотографировать там есть что
  • Хорошо бы иметь рукав на фотоаппарат. Не скажу, что он сильно помог, но без него было бы хуже. Фотоаппараты после купания у ледника выжили — это главное