Казалось бы всего лишь чуть более полутора суток мы в пути. Позади остался Покров, вызвавший немало размышлений, пришла пора прощаться с незабываемым Суздалем, оставившем массу впечатлений,
Казалось бы всего лишь чуть более полутора суток мы в пути. Позади остался Покров, вызвавший немало размышлений, пришла пора прощаться с незабываемым Суздалем, оставившем массу впечатлений,
впереди еще не самая простая дорога до Казани, а от увиденного уже голова кругом…
Что сказать? Может и на самом деле в Суздале, как пишет наш туристер Lyudmila_Klyopova, «… так много церквей и монастырей, потому что это место силы?…" Не знаю. Вполне возможно. Достаточно часто старинные церкви или мечети, даже синанагоги, где угодно в мире строились на местах существовавших ранее храмов иных верований или языческих святынь. Каким-то образом предки выделяли подобные места. С некоторым удивлением заметил уже позже, пересматривая фотографии, что мы ни разу не запечатлели себя любимых в Суздале, не сделали ни одного селфи на фоне церквей и монастырей. Пожалуй, впервые за много лет и много мест. Если честно, не знаю как объяснить такой феномен. Как-то там даже и не подумали о такой возможности и оглядываясь по сторонам разве что периодически охали-ахали: «Смотри, смотри — ничего себе!». Уже потом, как раз пока ехали и обсуждали красоты этого выдающегося городка, да свои впечатления, благо времени было немало. После Нижнего, вплоть до Чувашии, особых изменений с трассой не приключилось, похоже, никто и не думал что-то доброе с ней сделать даже в связи с ЧМ-18. Я здесь уже оскомину, наверное, набил своими грустными описаниями этого самого участка. Хватит, пожалуй об этом…
А! Есть один дорожный комментарий. Просто наболело. Крайне раздражает, что в привычке, ну очень многих водителей, при наличии двух полос в одном направлении, рулить обязательно по левой и не уступать ее, даже если правая свободная и уверенно удерживая скорость по трассе в 90 кмч (порой и ниже). В результате нагоняющим с тыла приходится развивать другую привычку — ловко обходить таких ездил с той самой правой полосы. Уже даже у нас всё больше народ льнет вправо при наличии там свободного места, а в Европе правила просто обязывают освобождать левую полосу…
Вот теперь всё! Не ради «пожаловаться» упомянул об этом, надо закрыть тему — бесполезно…
Зато, не отнять — виды вокруг загляденье!:)))
Не поверите, уже дома, даже совсем точнее сейчас, когда чуть ли не высунувши язык от старательности, составляю этот рассказ, сделал удивительное открытие: вся эта поездка прошлась по самым, что ни на есть духовным местам, прям какое-то паломничество получилось. Целенаправленно себе такой цели не ставили, просто в рамках временного окна прикинули, что можно увидеть интересного недалеко от трассы. Так и сложился пазл маршрута. Это при том, что я, действительно, весьма скептически отношусь к церкви, как к организации, особенно, когда фактически она выступает одним из институтов государства.
«… И ни церковь, и ни кабак, ничего не свято…»(с.) — далее по тексту, сами знаете.
Тем не менее, может и по наивности, верю и надеюсь, что времена межрелигиозных распрей уходят, Средневековье позади и на первый план выходят разве что культурные различия. Мечтатель, понимаешь:). Поэтому вот такой маршрут, обозначил себе в глубине души, скажем так, как культурологическо-познавательный с некоторым экскурсом в историю когда-то нашей общей великой страны и обязательным элементом пилигримства.
Совершенно закономерно, следующим пунктом в очередном казанском вояже стал для нас Свияжск.
Остров-град Свияжск, таков ныне его гордый титул, да и к тому же Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (слава богу, пока не видел аббревиатуры в стиле «ГИАиХМЗ»), если кому-то интересно, вот ссылка на официальный сайт. Тут немало информации. Несомненно отдельно отмечу, что Успенский монастырь в Свияжске включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. И однозначно очень рад, что в Татарстане действует Фонд «Возрождение» по сохранению и развитию Булгар и Свияжска, результаты его работы вызывают уважение.
Кроме того, природа вокруг — красота неописуемая! По дороге увидели птицу в высокой траве, сразу же остановились глянуть повнимательнее:)))
Почему-то кажется мне, что это журавль. Или может цапля?
Свияжск, один из очень немногих городов, дата возникновения которого изначально известна достаточно точно — 24 мая 1551 года. Казань — столица, как нас учили, грозного, сурового и непримиримого врага Москвы всего-то в 20 км. И вот под боком, можно сказать почти в пригороде, за 4 недели возникает пусть и деревянная, но крепость, накапливаются неприятельские войска… И? И ничего! Казанский хан Едигер, сын астраханского хана, не сделал ничего для устранения этой явной угрозы. Может не хотел. Может и не опасался. Может надеялся, что пронесет. Кролик и удав? Кто кому нёс угрозу и кто был жертвой? Легко убедиться сравнив количество походов (набегов) друг против друга в конце XV — первой половине XVI века.
Через полтора года в октябре 1552-го, Казань была захвачена и разграблена, хан пленен, государство поволжских татар перестало существовать…
А пленённый Едигер (Ядыгар-Мухаммед), вскоре был крещен под именем Симеона Касаевича, женился на Марии Кутузовой и осел в пожалованном ему Иваном Грозным Звенигороде став служилым московским человеком. Се ля ви!
P. S. Никак не пойму, чем так Ивану IV Грозному нравилось имя Симеон? Кстати, другого хана, уже ногайского, чингизида к тому же, урожденного под именем Саин-Булат и в последствии перешедшего на московскую службу, он крестил тоже в Симеона, но уже Бекбулатовича и даже в 1575 году в его пользу «отрекся» от престола, более года именуя его «Государем Великим князем всея Руси». Чудеса, да и только!
Впрочем, не буду отвлекаться.
Наверное, лет 20 прошло с нашей предыдущей поездки туда или чуть меньше. Изменения, причем очень позитивные, налицо, ничего не скажешь.
Прежде всего, появилась дамба и соответственно возможность проезда к Свияжску по сухопутью. Перед въездом весьма неплохая парковка, в том числе и парочка площадок для вертолетов:))) Ну, мало ли…
Мы заявились сюда достаточно рано, легко убедиться по фото, парковка еще практически пустая. Сейчас жалею, что не воспользовались услугами гидов-экскурсоводов. Возможностей сыскать их пруд-пруди, к тому же достаточно много объявок с номерами телефонов уже в самом городе. Полагаю, в таком месте, услышать профессиональный рассказ об окружающей реальности было бы правильным и логичным. Но, увы… Осваивали эту самую реальность самостоятельно, по собственному разумению и с разношерстными текстами из самых разных источников.
Подъем по лестнице на высокий берег острова, вон они уже стены и храмы Богородице-Успенского монастыря, но первое, что вы можете увидеть, вот это
Очень скромный, небольшой, но пронзительный на мой взгляд монумент, скорее похожий на надгробие…
«Жертвам политических репрессий»
И всё… Ни слова больше.
Самостоятельно, без особых усилий, было бы желание, можно уточнить по какой причине появился здесь такой памятный знак. Остров, еще с 20-х годов стал скорбным местом содержания заключенных, относясь к ведомству НКВД, затем МВД. Хорошее расположение — высокие стены монастырей, кельи, обособленность, трудности для побега, попробуй доплыви до спасительного противоположного берега Волги! В последние годы тема политических репрессий в советский период всё больше и больше уходит на второй план, хватает мнений, что их и не было вовсе, еще хуже, что они были нужны и даже полезны… По моему, люди, считающие так, имеют ограниченный словарный и понятийный запас, в нем отсутствует слово и понятие «совесть».
Достоверно установлено, что только в период с 1937 по 1948 здесь в последний путь ушло более 5 тысяч человек. Думаете не так уж и много? Да, есть места, где одновременно упокоилось куда больше душ, покинувших этот мир. Например, Освенцим или Майданек. Тростенец в Минске или Дахау. Та же Катынь. Если будете на кладбище поминая близких или по иным каким-то делам — прикиньте площадь такого количества погребений…
Я не знаю, существуют ли их могилы, какую смерть они приняли? От пеллагры ли, как сообщали о смерти В. М. Голицына, потомка известного рода, дизентерии или от свинцовой дозы в затылок.
С 50-х годов и до 1994 года, чтобы было понятно, в Успенском монастыре располагалась психиатрическая больница…
Ладно, не буду о грустном, давайте пройдем дальше, чтобы освоить, понять и увидеть этот исключительно интересный и даже живописный городок,
полный замечательных строений: комплексов монастырей, церквей, храмов, весьма справедливо и по делу вызывающими уважение, если не сказать восторг, в том числе благодаря тому, что они приведены в очень хорошее состояние за последние годы. Есть что показать, как говорится, любому, даже самому взыскательному туристу или паломнику.
И это реально очень интересно! Мы с удовольствием прошлись, внимая заранее заготовленным текстам с содержательной информацией об этих значимых постройках с удивительной историей. Заглянули в сувенирные магазинчики и даже мастерские, правда, так и не спустились вниз, к речному вокзалу.
Да еще не зашли в Музей истории Свияжска,
похоже, это тоже ошибка. Правда, наш сайт позволит любому восполнить эти пробелы. По направлению «Свияжск» здесь у нас 33 материала, причем больше 20 созданы за последние 2 года и не сомневаюсь, их количество будет расти и расти. Спасибо всем авторам!
Прогулка наша, по небольшому всё-таки острову, была неспешной и неторопливой. Глянули на волжские просторы.
И вдруг прямо среди домов увидели орла (может коршун или ястреб, но точно не ворона, в хищных птицах я слаб, хотя они очень привлекают меня).
Понятное дело, автоматом в голове возникли слова из песни в исполнении А.Маршала, особенно про наличие счастливого края, где жизнь не жизнь, а рай:)))
Заглянули в милое кафе, выпили по чашечке кофе с мороженным, взяли с собой холодненькую бутылочку местного кваса, кстати, очень вкусного. Но настал момент, когда монастыри и церкви закончились и мы оглянулись вокруг: ого, здесь еще и на постоянной основе даже люди живут! Пусть и немного. По данным источников где-то 270 человек, но думаю большинство жилых домов можно смело отнести к дачам, хотя, пожалуй, еще более правильно сказать — загородным резиденциям или усадьбам.
Уж больно по-богатому. В основном. Кроме может этого дома:
Нет, опять же справедливости ради, отмечу — это совсем не типичная картинка. Скорее наоборот. Люди здесь с такой любовью оформляют свои участки, глазам приятно и душе!
А уж голубятня — честное слово, бальзам на душу из детства!
Ходил вокруг, улыбался неизвестно чему…
Понравились здания центральной части города.
Женщина, местная жительница, торговавшая сувенирами в небольшой лавке, в разговоре сказала, что местные власти требуют в этих домах зашить вторые кирпичные этажи в панели под дерево, поскольку примерно таким был традиционный вид построек в начале ХХ века. А что, смотрится симпатично. Про то, кто несет расходы на такую переделку мы как-то скромно вопросов не задавали.
Там же в центре, оценили акустику круглой площадки Рождественской площади. Проверьте сами, когда будете там!
Чуть дальше вышли вот сюда, на высокий берег…
В этом самом здании расположен Музей Гражданской войны.
И понеслись мысли… Простите, бывает со мной такое. Вдруг, глядя на этот оригинальный, с колоннами дом мещанина Медведева, представил как к берегу острова причаливает пароход с группой красных революционных матросов, веселых, хмельных, дымящих махрой, в бескозырках и пулеметных лентах через плечи. Хозяев новой жизни. Вот с ними товарищ Троцкий — наркомвоенмор, глава Реввоенсовета, на этом высоком берегу. Строгий, но справедливый. Герой. Пламенный революционер. Как раз объявляет приказ о расстреле каждого десятого красноармейца за сдачу Казани…
Я часто задумываюсь о феномене революций 1917 года и последующей Гражданской войны, коренной ломке уклада жизни на большей части просторов Российской империи в последующие годы. Получается было что-то, какая-то идея, захватившая миллионы, порой совсем малообразованных людей и ставшая невероятной движущей силой, поднявшей огромные массы. Она привела к разгрому всех противников в гражданской войне, выдвижению совершенно новой элиты, невозможному в другой ситуации «социальному лифту» из самых низов общества на вершины власти и известности в стране. Дала устойчивый, десятилетиями, экономический подъем, индустриализацию, в конце концов и Победу 1945 года,
затем без остановки — послевоенное восстановление, создание «ядерного щита», выход в космос…? А дальше как? Или строго по Н.Некрасову, народ «создал песню, подобную стону и духовно навеки почил…»?
Внук на вопрос: «Ты где?», уверенно и очень логично отвечает: «Я — там!». Здраво для человека 2,5 лет от роду, ничего не скажешь. Вот и мне иногда приходится задумываться как ответить на вопрос: «Где ты?», с точки зрения, ну вот, например, истории Свияжска, Суздаля, Покрова, Сергиева Посада? Пока еще не только в связи с историей Казани сам себе отвечаю — «Тут» или «Здесь». Это для меня история моей страны, которой, увы — не увы, неважно, но больше нет. Дети, еще наверное, могут в чем-то и как-то ответить, что в основном и они ещё «здесь», пусть и не во всем. А внук, похоже, спокойно скажет «там». Как для поляков, внесших немалый вклад в развитие Российской империи в XIX веке, вплоть до Средней Азии или Сахалина (помните рассказы pervuhinsergey1961?) давно уже Россия «там». За горизонтом…
Не менее закономерно, что наряду с чудо-островом добрались мы наконец-то и до следующей интересной достопримечательности в пригороде Казани, в поселке Старое Аракчино, на берегу Волги
Конечно же это Храм всех религий,
он же Вселенский храм, он же Международный центр духовного единения, творение рук необычного человека — скульптора, художника, целителя Ильдара Ханова.
Он покинул наш мир в 2013 году, но его дело продолжают брат Ильгиз и сестра Флюра.
Первое, что встречает вас перед входом, это вот эта табличка изречений Матери Терезы
Как по мне, она тысячу раз права. В последнее время осваиваю сочинение Марка Мэнсона на тему «тонкого искусства пофигизма». И этот человек родился всего-то в 1984 году? Чуть старше моего сына, а кажется ему черт знает сколько лет, судя по глубине соображений. Настолько мысли и идеи совпадают с тем, что переодически будоражат, даже терзают меня самого. Особенно в плане необходимости сомнений и практически прямой связи вот с этими самыми словами…
Можно и нужно не замечать простенький кирпич строений. Помните, Ильдар Ханов возводил сооружение самостоятельно, за счет собстенных средств, к тому же ограниченным, да к тому же он начал еще в 1992 году, сами понимаете.
Не ограничивайте себя внешним осмотром
Идите внутрь и обрящите, как говорится. Чего тут только нет!
Вот сугубо жизненная примета:)))
Ну, а что? Надо жить в чистоте и помнить о повседневности
Друзья, походите по залам, будет интересно и очень необычно, поверьте, такое мало где можно увидеть.
Особенно атеистам:))) А уж настойчивым и глубоко верующим представителям любой религии, думаю, вдвойне. Главное поддержать душой идеи экуменизма, но не как ересь в христианстве, а может значительно шире («ширше — это не правильно! Правильно — ширее!»), как понимание, что бог един для всех: христиан, мусульман, иудеев, буддистов и даже анимистов или огнепоклонников, саентологов или уфологов, в том числе и неверующих, ясное дело. Между прочим и коммунистов.
На это прямо намекают создатели Храма всех религий, обратите внимание на стиль и на содержание этих образцов изобразительного искусства. Соцреализм в полный рост!
Правда, остался, можно без сомнения сказать, воодушевлен от духа и идей этого храма-музея. Допускаю их наивными, нерациональными, бессмысленными или еще какими-то бестолковыми, но сколько в них позитива! И светлой мечты и надежды!
Посмотрите сами, не ленитесь полистать слайд-шоу, фото, пусть и не самые лучшие и качественные, говорят сами за себя.
Ну, не зря человечество давно пришло к идеи о наличии некой высшей силы, причем, обратите внимание, обязательно доброй, миролюбивой, честной и порядочной, высокоморальной. Те самые десять заповодей в том или ином виде присутствуют во всех учениях, плавно перейдя даже в «Кодекс строителя коммунизма».
Знаете, я практически убежден, что такой объект мог появиться только в Казани. Не стоит этому удивляться. Вся история, менталитет поволжских татар, умение уживаться тысячелетиями с разноплеменными народами, в том числе и иного вероисповедания, да еще и сохранить до наших дней свою внятную национальную самоидентичность убеждают меня в этом достаточно четко.
Спасибо, человеку со щедрой и светлой душой, Ильдару Ханову и всем продолжателям его дела. Успехов вам!
Знаете, может кому-то это и удивительно, но за прошедшее с последнего посещения времени, Казань осталась на своем месте и даже еще больше похорошела.
Как-то раньше заметил, что отцы города или может республики, очень грамотно сделали ставку на прием в городе множества самых различных мероприятий, причем не только спортивного характера и результат закономерно не смог не появиться.
Опять же, не мог никак пройти в центре равнодушно мимо такого:
А с фасада всё так строго и удивительно красиво! Мини-вариант «Потемкинской деревни», что ли? Будем считать, что просто чуть-чуть не успели навести полный марафет перед большим футболом.
Футбол в Казани у нас был не на стадионе, а в кафе и на большом экране, с большими кружками пива, большими и маленькими компаниями, рядом, большим накалом эмоций, ведь большинство болело не за большую Германию, а за маленькую Ю.Корею, которая и победила, к моему большому удовольствию, ха-ха!
Потом был променад по Баумана, где не смотря на вечер, было очень много людей, понятное дело, ЧМ-18 был главным героем праздника
Эта прогулка еще больше добавила настроения, тут уж и говорить не о чем.
Пусть было у нас мало времени в славном, любимом мной городе, было много разных важных дел, но зато мы нашли возможность и заглянули таки в «Туган Авылым» «Родную деревню»
отметить небольшое торжество, а главное, успели встретится с друзьями и родственниками,
на счастье их у нас немало…
Кратко совсем получилось о Казани, но в оправдание замечу, что немало уже сказал здесь на сайте об этом молодеющем с каждым новым моим приездом прекрасном городе.
И о разных дорогах туда, впрочем и обратно тоже:
Думаю, на данном этапе вполне достаточно, особенно ещё и потому, что в последнее время вижу на сайте множество материалов наших коллег о Казани!
А на завтра с утра, заботливый Мастер Йода из нутра застоявшегося коника о четерых колесах, уверенно проложил нам путь обратно.
«…Хорошо, что на свете, это счастье путь домой…«(с.)
Приезжайте в Казань, друзья, да не забудьте про окрестности. И будет вам… Будет всё, что пожелаете!
Ну, а мы завернули в Сергиев Посад.