Много всего интересного есть в нашем Ида-Вируском уезде, и среди всего этого видное место занимает музей сланцедобычи, открытый несколько лет назад на месте бывшей сланцевой шахты «Кохтла», что в поселке Кохтла-Нымме неподалеку от Кохтла-Ярве. Шахта эта действовала еще совсем недавно и была закрыта в 1990-х годах, когда из-за уменьшившегося потребления сланца эксплуатировать ее стало невыгодно. Поначалу ее хотели просто затопить, но затем было решено сделать на ее базе музей.
Найти этот музей не так сложно (но и не так просто:)) Приезжаете на центральный перекресток Кохтла-Ярве и смотрите указатели. Один из них будет показывать направление на «Kaevanduspark-muuseum», вот туда и надо ехать.
Как проехать к музею
Проезжаете по улице Ярвекюла до конца, там будет поворот налево, потом еще несколько километров на юг, потом будет поворот на Kohtla-Nõmme. И потом по этому Кохтла-Нымме до упора, пока не встретится вот это здание —
Заходите внутрь, там и будет вход. Внутрь пускают только в составе групп, но для неорганизованных туристов каждый час формируются свои группы. Летом, я так думаю, народу хватает, а в несезон лучше предварительно позвонить и узнать, когда будут экскурсии на русском языке. Хотя не исключено, что на экскурсию на эстонском языке придет большинство русских, и тогда гид будет проводить ее по-русски, как это и произошло в данном конкретном случае:)
Перед спуском под землю туристов заставляют должным образом экипироваться — надеть куртку, каску с шахтерской лампочкой, а также привязать на пояс аккумуляторную батарею для лампочки.
Наш гид
Когда все готово, гид сопровождает группу к лестнице, по которой все спускаются вниз, в шахту. Сланцевые шахты неглубокие, всего метров десять, так что спуск много времени не займет.
Берегись разлетающихся камней и тяговой цепи!
Блогеры достают фотоаппараты:)
Поскольку добыча в шахтах далеко не всегда идет в месте спуска под землю, до нужного места шахтеры едут на специальном поезде. Поезд на электрической тяге, и сверху идет контактный провод, за который гид браться не советовал.
Вагончики в поезде оказались маленькие, с ужасно тесными кабинками, так что осталось не совсем понятным, как туда пролезают здоровые мужики высокого роста. Я вот еле втиснулся.
Опоздавшие на работу шахтеры догоняют своих товарищей вот на таких велосипедах:)
Продемонстрировав средства передвижения, гид начинает рассказывать о добыче сланца.
Сланец в Эстонии, тогда еще бывшей в составе Российской Империи, нашли в начале 20-го века, в годы Первой Мировой войны, но организовать его добычу смогли лишь в 20-х годах, уже при независимой Эстонии.
Да, если кто не знает. Сланец в Эстонии используется для выработки электроэнергии на построенных в 50-60-х годах Прибалтийской и Эстонской ГРЭС. Кроме того, из сланца научились производить мазут, а также другие нефтепродукты. Так что сырье почти такое же ценное, как и уголь. Хотя конечно уголь куда как более эффективен.
Под землей сланец залегает слоями, вперемешку с известняковыми породами, что можно видеть на стенах шахты (серый цвет — это известняк, сланец — он бурый). Раньше сланец добывали вручную, кирками и лопатами. Пустую породу складывали внизу, а добытый сланец вывозили на лошадях наверх.
Потом на помощь пришла взрывчатка. С помощью вот такой распорки ручным буром в толще породы сверлили отверстие и внутрь закладывали динамит.
Потом уже, когда в шахты провели электричество, отверстия стали сверлить механическими бурами с многометровыми сверлами. Вон там справа можно видеть, какой длины сверло
Сейчас для подрыва используется взрывчатка под названием «нобелит», которая по шведской технологии производится на недавно построенном заводе рядом с Силламяэ. В пробуренное отверстие закладывают вот такой вот цилиндр и… БДЫЖЬ!!!
С помощью вот этой трубы от места взрыва отсасывают газы и пыль
Потом к месту взрыва подъезжает вот такой комбайн и начинает загружать поднятые взрывом куски сланца
Сланец грузят вот в такие вагонетки и по рельсам везут к вагоноопрокидывателю
А это еще один способ механизации добычи. Под землю затаскивают вот такой комбайн и он двумя фрезами начинает выгрызать породу по фронту шириной 160 метров. Свод, чтобы не обрушался, подпирают гидродомкратами.
Вот такой фрезой комбайн выгрызает сланец
Добытую породу грузят в вагонетки и везут на вагоноопрокидыватель. Там вагонетки переворачивают и сгружают их содержимое на транспортер, который по наклонной ленте поднимает сланец вместе с породой на поверхность, где находится обогатительная фабрика. Это раньше пустую породу вручную отделяли от сланца и оставляли внизу. При механизированной добыче проще отправлят наверх все подряд, и разделять уже там.
Вагонеткоопрокидыватель
Картина, оставленная на стене студентами Академии Культуры
Экскурсия под землей идет примерно час. В летний сезон туристические группы могут идти одна за другой, прямо как где-нибудь в пещерах Австрии или Словении.
Женщина с бидонами принесла шахтерский обед, которым кормят некоторых экскурсантов — есть здесь и такая услуга
Перед выходом из шахты надо помыть сапоги
По окончании организованной экскурсии можно погулять по территории, где тоже есть кое-что интересное. Например, вот этот БелАЗ. Как известно, сланец в Эстонии добывают не только в подземных шахтах, но и в открытых карьерах, а для этого совершенно необходимы карьерные самосвалы.
БелАЗ конечно уже старый, но я вот тут спросил шахтеров на работе, и они сказали, что самосвалы по-прежнему в основном в Белоруссии покупают.
Но еще больше для открытой добычи чего бы то ни было необходимы экскаваторы. Правда ни одного экскаватора здесь нет, а есть лишь один ковш, но зато какой! О нем отдельный рассказ.
Это вид из ковша от гигантского экскаватора ЭВГ 35/65 М, прозванного эстонскими горняками «Esku». Таких чудовищ на Новокраматорском машиностроительном заводе на Украине построили всего три. Первым стал ЭВГ 35/65, который в 1959 году отправили работать в Иркутскую область на Черемховский угольный разрез.
Однако внедрение новой техники шло медленно и трудно. Конструкторы НКМЗ постоянно дорабатывали эту модель, и в итоге в 1970-х годах был построен второй модернизированный экземпляр ЭВГ 35/65 М № 2, который был направлен в Эстонию для работа на карьерах «Эстонсланца». Кроме этих двух был построен еще всего один такой экскаватор, который тоже работал в Черемховском бассейне, ЭВГ 35/65 М № 3.
Уже после экскурсии, просматривая старый фотоальбом «Советская Эстония», изданный в 1980-х годах, я обнаружил там вот такую фотографию. Называлась она «На разрезе Октябрьский».
Осмелюсь предположить, что это и есть тот самый экскаватор ЭВГ 35/65 М. Обратите внимание на размер ковша относительно корпуса самого экскаватора.
В 2002 году экскаватор «Esku» было решено разобрать и продать на металлолом. Громоздкая техника часто ломалась и в современных условиях эксплуатация ее была невыгодной. Некоторое время в прессе шла кампания с призывом сохранить гигантский экскаватор для музея, но концерн Eesti Põlevkivi все же предпочел утилизировать его, выручив на этом несколько миллионов крон. Единственное, что оставили для музея, это вот этот ковш. Можете оценить его размер вот по этой фотографии, найденной в сети —
Так что вот такой музей у нас есть. Очень рекомендую. Но перед тем, как ехать, сначала изучите его веб-сайт, может там еще что-то интересное появилось.