Встреча в Монтенегро!
Окрестности Петроваца. Бар.
Прощай Петровац, привет Будва!
Наконец-то «Каньоны»!
Прощай Будва, привет Котор.
Что я там писала в прошлом отзыве: Утро вечера мудренее? Ну да, это раннее сентябрьское утро такого наворотило, что в течение всего дня мы все это еле-еле разгребли! Тут другая пословица как раз в тему: Как хорошо, что все хорошо заканчивается!
Но обо всем по порядку.
Скадарскоее озеро!
Вот покажите мне или назовите человека, кто хоть раз увидев фото этого совершенно уникального водоема, растекшегося между гор и холмов, имея возможность увидеть его, вдруг взял и добровольно отказался? Нет таковых в природе!
Находясь еще дома и постоянно пребывая в подготовительном, будоражащем и очень нервном процессе, как же я крутила и вертела это свое желание, тасуя и складывая его и пазлами и кубиком Рубика! Был только один ответ на поставленный вопрос- аренда авто и точка! Боже ж ты мой, слова-то какие: аренда авто! Ладно я заказывала трансфер девочкам из/в аэропорт, ну, а здесь же все совсем иначе, да и посудите сами: где я и где авто! Но в этот раз ведь и сам формат путешествия несколько иной, чем прежде и даже водитель у меня свой имелся- дочурка и она соблаговолила таки один разок свозить нас всех куда мамА скажет-покажет! Но в силу своей загруженности, отстраненности от детальной суеты и нежелания вникать во всякие там мелочи это самое авто на сайте пришлось самой мамА и заказывать! Во как!
Но желание быть во всеоружии превыше всего, поэтому машинка была забронирована мною на целый день 20 сентября-с раннего утра и до позднего вечера, чтоб успеть везде заехать и все увидеть. Замечательнейший круговой маршрут был проработан с особым усердием и самым тщательнейшим образом, изучены все прилегающие места, которые я непременно хотела увидеть и, конечно же, показать девочкам! Второй завтрак мы должны были вкушать в историческом ресторанчике на мосту в поселке Риека Црноевича,
а потом оттуда уже ехать в Вирпазар, город на берегу озера.
Не буду куражиться, но именно этот день должен был стать фишкой всего путешествия. Конечно фишек в этой поездке было достаточно, но это будет самая важная фишка- мечтала я и уже мысленно ехала по старой серпантинной дороге мимо заброшенной деревушки Поселяни (Poseljani),
где можно увидеть шикарный водопад, к которому мы с Кирюсей обязательно сходим! И вот мы уже вместе с малышкой воображаем и фантазируем, как будем осторожно спускаться по лесенке вниз, в старую деревушку на дне ущелья, и как будем искать этот первый в ее жизни водопад ….Но довольно уже фантазий, все так и было, т. е. было, но не так, а скорее даже совсем наоборот!
Машину мы должны были забирать в 7–30 на автовокзале, поэтому, встав в 6–30, я вышла на балкон и вспоминая вечернее плотное покрывало, нависшее над Будвой, с опаской глянула в сторону гор, куда нам предстояло ехать: и обомлела, остолбенела, потеряла дар речи-черные зловещие тучи толстым мрачным покрывалом укрыли все вершины перевала!
«Что делать? Куда ехать в такую погоду? Это же горы, да мало ли что, а я ведь не одна!»-заметались мысли, путаясь, петляя, не находя выхода и упираясь в тупик!
Разбудила дочь, пытаясь найти поддержку, но, увидев ее, потягивающуюся и не желающую просыпаться, а рядом крошечный сопящий комочек, приняла тяжелое для себя решение- позвонила в агентство и отказалась от заказанного авто и раненым зверем вновь заметалась по квартире!
Терзала инет на предмет погоды и вариантов самостоятельной поездки к озеру, кои не находились, выходила на балкон и с надеждой смотрела на перевал, шепча при этом всякие заклинание и просьбы, готовила завтрак-все на автостопе и никак не могла решить ребус- что же делать-то сегодня? А погода ведь, как вы и догадываетесь- стала налаживаться, дерзкие тучи, нахально хихикая, уползли за перевал!
Идти на пляж я категорически и принципиально не собиралась, но пророненная, словно невзначай Юльчонком фраза: «А мы вчера видели пару арендных контор недалеко от пляжа!» вселила в меня надежду и часов после девяти мы наконец-то выплыли из дома и побрели по улице в поисках этих самых контор.
Зашли в первую, машины были, но как-то дорого, во второй не стали уже перебирать- арендовали машинку и часов после десяти порулили по намеченному на карте маршруту. Только выехали за пределы Будвы и направили авто на горную дорогу в сторону Цетине, как сразу же уперлись в стоящие вереницей автомобили. Что такое, не иначе день сурка и повторяется вчерашний сценарий? Я вышла из машины и прошла немного вперед разузнать ситуацию. Оказалось, что где-то впереди идет строительство тоннеля и дорога перекрыта именно в сторону перевала!
А время-то уже тикает и не в нашу пользу, рассиживаться нам не досуг и тогда я принимаю второе за сегодняшний день решение, идущие наперекор плану- разворачиваемся и едем по плану Б- через Петровац. Эх, прощай второй завтрак в аутентичном ресторанчике на мосту, но не пищей единой…
Сразу за Петровацем дорога петляя, словно запутывая следы, резко поползла вверх и если измерять наше настроение в дорогах, то адреналин стал заметно прибывать и оно также стало улучшаться. Наконец-то мы вырвались из городской черты и береговая линия Будванской Ривьеры осталась где-то позади! Мы несколько раз останавливались на смотровых, быстренько выбегали из машины и наслаждались панорамами моря и курортных городков.
Потом дорога, зажатая между каменных глыб сделала очередной поворот,
еще подъем, затем опять поворот-подъем, пока вдали, скрытая мостом не показалась едва заметная блестящая полоска Скадарского озера, крупнейшего пресноводного озера на Балканах!
Юля остановила машину: мы не могли вот так сразу ехать вниз, мы боялись, что удивительная красота озера и его берегов сразу обрушится на нас. Сначала мы бегали туда-сюда в поисках лучшей точки осмотра, потом остановились как вкопанные, застыли, боясь разговаривать, понемногу привыкая к тому, что нам еще предстоит увидеть, а что так и останется за кадром: многочисленные заливы, реки, маленькие поселки, старинные городки, крепости, монастыри и несколько десятков островов.
Крошечный город Вирпазар, промелькнувший за окном справа,
больше напоминал сельскую станцию- пара десятков домиков, карабкающихся на гору.
Не успели подумать, ничего сообразить, как машина вырулила на мост- стоп, но нам не сюда!
Небо в той стороне над озером выглядело зловеще и тучи двигались в ту сторону, куда нам предстояло сейчас ехать!
Разворачиваемся и уже медленно, думая и вникая, заезжаем на мостик в Вирпазаре, затем на парковку
и в это самое время, замечаем огромные капли с грохотом расплющивающиеся о лобовое стекло. О — нет, только не это, едва успеваем подумать, перебегая улицу и заскакивая в первый попавшийся ресторанчик «Пеликан». Ну откуда взялась эта вреднющая туча, а вдруг она кликнет своих подружек, окружат нас и все!
Официант в ресторанчике, думаю, запомнил нас надолго! Мы когда нервничаем, это семейное- ну очень хотим кушать, причем с процессом определения желаний происходят сложности. Я заказала рыбный суп-чорбу и пока его готовили, расслабилась: глядя на дождь,
на Кирюсю, пытающуюся познакомится с кошкой, наслаждалась горячим кофе и хрустящими пончиками с медом.
Дочь, пересмотрев все меню, никак не могла ничего выбрать, а тут уже нам принесли горячий бурек (пирог с начинкой из сыра и шпината), еще горячих пончиков, мой суп, что-то еще.
Напоследок попросили официанта завернуть в фольгу горячий фри для нашей юной туристки. А тут и дождь перестал, выглянуло солнышко, сразу же просушив асфальт и мы отправились на прогулку к реке Црмница, разделяющую город пополам и впадающую в озеро.
Первые упоминания о городке Вир относятся к 1242 году — времени правления Дуклянского короля Владислава.
Когда-то давно поселок Вирпазар имел большое значение для страны, это был важный торговый центр и во времена противостояния Черногории и турок, и во времена уже независимой Черногории в XIX веке. Название города переводится: «вир» — речной водоворот, пазар» — рынок.
Основными же приметами сегодняшнего туристического Вирпазара кроме ресторанов и кафе являются прогулочные лодки и катера разных мастей. К нам еще в ресторане привязался зазывала, уговаривая на прогулку, потом на улице еще и еще!
В таком маленьком городке и уже третий арочный мост- просто находка! В конце моста через реку Црмницу на крошечной площади стоит памятник героям Второй мировой войны, ведь именно в Вирпазаре в 1941 году началось крупнейшее антифашистское и антинацистское партизанское восстание в Черногории.
После моста дорога уходит в гору и далее петляет вдоль удивительно живописного берега Скадарского озера.
Оставив своих девочек внизу, в поисках выгодных кадров озера,
я прошла мимо двух старых заброшенных домов на окраине Вирпазара
и свернув за вторым домиком в лес, по едва заметной тропинке поднялась еще выше на холм
к отреставрированному важнейшему памятнику Средневековья крепости Бесак (Besac Fortress), бывшей свидетелем множества сражений.
Крепость была построена во времена Османской империи во второй половине XV века, но часть башен за крепостной стеной ведут свою историю еще от средневекового государства Зета. Покинув крепость и забравшись по каменным глыбам еще выше, едва удерживаясь от порывов ветра, оглянувшись вокруг, я в реальности поняла, что крепость находилась в очень удачном месте
и с ее стен отлично просматривались все окрестности — как на север, так и на запад, в сторону Скадарскогоо озера.
Отсюда хорошо виден и городок и серпантин горной дороги, находящийся на склоне горы напротив, по которому нам еще предстояло ехать.
Зная свою любовь ко всяким древним сооружениям, я очень хотела попасть в аутентичную деревушку Годинье, находящуюся недалеко от Вирпазара и дорога к ней вела как раз от крепости далее вдоль озера. Но либо боязнь не успеть засветло проехать по намеченному маршруту, либо не хотелось напрягать лишний раз дочь, но в тот момент я напрочь забыла о своем желании, о чем сожалею до сих пор.
Выруливая из Вирпазара на шоссе, Юля, следуя четкому указанию штурмана, т. е. меня, направила нашу «машинку на день» сначала направо, а буквально через метров 50 налево на старую дорогу, ведущую в горы в сторону Цетинье, историческую столицу Черногории.
Дорога эта так и называется- Цетинский путь, вполне себе ничего, асфальтированная, но представляет из себя узкий горный однополосный серпантин,
в первой половине пути один край которого, в нашем случае- левый, защищен горой, а другой огорожен редкими каменными глыбами.
Отсюда хорошо просматривается крошечный Вирпазар.
А снимок, взятый из интернета еще лучше показывает размеры города.
Поднявшись совсем немного вверх, к одиноко стоящему домику и чтобы перевести дыхание от резкого подъема и офигенного экстрима, Юля остановила авто. Я, ступив на твердую почву, сразу же рванула мимо домика
к одиноко стоящей лавке, торгующей спиртным и даже не задавая вопросов о причине отсутствия сувениров, купила в дорогу два флакончика: ракию и ликер, прыгнула в машину, смешала два напитка в одной из пробок, выпила и почувствовать приятное тепло в теле, дала дочери команду: а теперь вперед, в облака!
Хмыкнув, дочь рванула с места! Что это была за поездка!!! Фантастика во всех смыслах этого слова! С одной стороны совершенно умопомрачительные пейзажи на озеро и окрестности, на крошечные деревушки, теряющиеся где-то далеко внизу, на облака, безмятежно парящие в невесомости, которые в тот день здорово подыграли нам, создавая целостную картинку.
С другой стороны опасность, подстерегающая даже опытного лихача на каждом вираже. Разъездов или специальных рукавов для стоянок автомобилей на дороге нет, видимо раньше никому и в голову не приходило любоваться незабываемым, сумасшедшим зрелищем на озеро, открывающемся на каждом повороте.
Преодолев очередной резкий подъем практически в никуда и вырулив на повороте, предварительно посигналив, мы останавливались и наперегонки выбегали из машины,
чтобы еще раз, и еще, и еще насладиться удивительно красивыми и незабываемыми панорамами.
Черногория, Скадарское озеро.
Через какое-то время подъемы закончились и очередной поворот влево скрыл от нас озеро,
вернее его основную часть, а машинка лихо побежала вниз. Теперь нас окружали только холмы и горы Динарского нагорья,
а густые ветви образовали тоннель, который негативно подействовал на дочь: после получаса езды она почувствовала какой-то приступ клаустрофобии и желание поскорее выехать на автобан.
И мы, конечно же, проскочили очередную запланированную мною остановку у деревушки Поселяни.
Когда тоннель расступился и показались одиночно стоящие усадьбочки, река с катерами, можно было облегченно вздохнуть- люди где-то рядом!
Цетинский путь привел нас в еще одно место, обязательное к посещению, да его никак и не проедет тот, кто выберет эту старую дорогу.
У подножья зеленых гор, на берегу живописной реки Црноевича находится небольшая рыбацкая деревушка Риека Црноевича (Rijeka Crnoeviča) или в прошлом-город и свое название он получил по названию реки, которая берет свое начало несколькими сотнями метров выше города.
Река же так называется в честь Ивана Црноевича, правителя этих земель в XV веке, перенесшего столицу Черногории с берегов Скадарского озера в горы, где основал город Цетинье. В наше время сложно назвать это селение городом- здесь всего одна улица с несколькими десятками домов, половина из которых разрушена.
А какая бойкая жизнь была в этих местах раньше, когда город был торговым форпостом черногорского государства и стоял на пересечении торговых путей, а через него проходила дорога изЦетиньее в Подгорицу. Река тогда была судоходной и по ней можно было попасть в Вирпазар- центр торговли на озере, а можно было уйти дальше по озеру в сторону Албании и выйти на просторы Адриатического моря. Конечно мы и сейчас увидели кораблик, пробирающийся в городок по реке с заросшими берегами, но исключительно для того, чтобы показать туристам старый каменный арочный мост, построенный в 1853 году черногорским владыкой Даниилом Петровичем- Негошем.
Предвкушая прогулку по деревушке, изо всех сил старающейся выжить, и не обращая внимания на мрачные тучи, уже какое-то время пугающие нас, я отправилась на мост и почти сразу же почувствовала на лице холодные капли! «Ну, вот опять, что же это такое, а ведь так хорошо все было»: с огорчением глядя на хмурое плачущее небо, думала я, «можно же было дать нам хоть полчаса на прогулку»!
Нехотя погрузились и отправились, как говорится не солоно хлебавши! Минут через десять выехали на автомагистраль и повернув налево, дочь ударила по газам- ура, свобода, больше ничего не ограничивало ее пространство.
А я лишь еще раз взгрустнула- ведь позади осталась смотровая площадка Павлова страна (Pavlova strana), с которой виден очень красивый изгиб реки Риека Црноевича.
По пути в Будву, минуя несколько тоннелей, мы еще несколько раз останавливались- панорамы Будванской Ривьры потрясающи и манят, манят!
Резюмирую, что одного дня вполне достаточно повторить наш маршрут с более детальными остановками и неспешной ездой. Мы катались с 10–30 до 17 часов. Вся красота озера, как вы уже наверное поняли, лучше всего смотрится с высоты, поэтому вам не избежать экстримальных покатушек!))
Скадарское озеро с высоты гор Ловчен, но это уже совсем другая история….
Прощай Котор, привет Рисан.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Самостоятельные путешествия