Встреча в Монтенегро
Окрестности Петроваца, Бар
Прощай Петровац, привет Будва
Собираясь в поездку, я конечно же не могла не помнить о нескольких местах, которые непременно хотела увидеть и единственно правильный выбор в данном случае- это экскурсии. Мне советовали не торопиться, а сориентироваться на месте и там, в многочисленных агентствах, находящихся прямо на набережных, выбрать желаемое и возможно дешевле.
Но я не могу пускать на самотек какое- бы ни было действие, моя жизнь перед любой поездкой становится спокойнее и увереннее, если в ней все продумано, правильно спланировано и по возможности либо оплачено либо хотя бы заказано.
При заказе нужных мне экскурсий я пользовалась сайтом https://olimpus.me/excursions/catalog и первая из них, которая могла хоть немного успокоить мое любопытство по поводу уникальной природы Черногории, была, конечно же, одна из интереснейших предлагаемых экскурсий- это «Каньоны». Горы, Черное озеро (Црно Езеро),
горные реки, национальные парки «Биоградская гора» и «Дурмитор» и собственно каньоны рек Тара и Морача.
В насыщенную программу, помимо созерцания природных шедевров, входит посещение Морачского монастыря, моста Джурджевича,
города Жабляк.
Заказав в августе экскурсию, с моей карты сразу было списано 4 евро, а по завершении экскурсии доплатила наличными еще 36 евро. В Петроваце на набережной я встретила зазывал, предлагающих цены на аналогичные экскурсии в два раза дешевле, но ….детали позже.
При бронировании экскурсии сайт предложил несколько вариантов специальных туристических остановок в Будве и я выбрала ближайшую к месту своего проживания. Так же указывается рекомендуемое время, когда турист должен находится на указанном месте в ожидании автобуса. После завершения всех этих манипуляций, на почту пришло письмо с ваучером, четкими указаниями и фотографиями остановки с разных ракурсов- потеряться и заблудиться не получится, не надейтесь. Слишком пунктуальная, я проснулась, собралась и приперлась на назначенное место гораздо заранее, когда Будва пребывала в сонной дреме, улочки ее были пусты, а темное небо и не собиралось светлеть.
Народ пребывал, автобусы подходили и, забрав своих счастливых туристов, уезжали. Небо передумав, открыло темные шторы и на свет божий сначала несмело, медленно, будто стесняясь, потягиваясь и зевая, стали появляться первые робкие светлые пятнышки. С каждой минутой их становилось все больше и больше, вскоре небосвод сменил гнев на милость и, все вокруг возрадовалось наступающему новому дню, а я все стояла и все ждала, стараясь не думать о плохом! Но когда уже совсем рассвело, автобус моей фирмы с пассажирами соизволил приехать, креативный гид
посчитал новеньких и мы наконец-то отчалили, подбирая туристов на следующих остановках, включая и Петровац. Предстояло проехать более 400 километров вдоль каньонов и рек, продолжительность экскурсии с 6–30 до 20–00 (около 14 часов). В пути запланирован один обед за дополнительную плату-10 €, желательно брать с собой перекус, воду и так как мы едем в горы, а они, как вы знаете, непредсказуемы, то следует одевать удобную обувь и брать с собой теплую одежду, а возможно даже и дождевики.
Намеченный по плану маршрут сразу же после Петроваца дал сбой: в том крошечном тоннеле, через который я уже проходила несколько дней назад, следуя в монастырь Градиште,
не уступив друг другу дорогу, как те два барана на горной тропке, перегородили дорогу два автомобиля, оставив без вариантов для дальнейшего передвижения многие десятки машин и автобусов с туристами.
Наш автобус, пятясь назад, повернул и двинулся на запасной вариант: сразу от Петроваца вырулил вправо и натужно сопя, по серпантину стал резко взбираться в горы, оставляя внизу Петровац, море и пляжи. Всем, кто поедет на эту экскурсию, рекомендую садиться по ходу автобуса справа от водителя: виды, оставляемые вдали, просто потрясающие и я бы напрочь свернула шею, если бы водитель не остановил на нашей первой в этот день смотровой. Все дружно высыпали из автобуса, так же дружно восторженно восклицая при виде распростертого у наших ног изрезанного на бухточки побережья Монтенегро!
Казалось, что вот сейчас, расправив крылья, ты оттолкнешься от края скалы и подгоняемый ветром будешь медленно парить над Адриатическим морем, над крошечными курортными поселками, пляжами и горами!
Далее наш маршрут проходил через перевалы гор, спустившись и больше не останавливаясь, автобус быстро пронесся мимо Скадарского озера
и столицы Черногории Подгорицы. Буквально на выезде из столицы мы наконец-то заехали в первый каньон реки Морача и когда гид дал отмашку на запланированную санитарную остановку, настоящим каньоном еще и не пахло, но довольствовались тем, что нам преподносили.
Из остановившегося рядом с нами небольшим и видавшим виды автобусом ко мне подошла женщина и сразу же спросила про гида, про условия в автобусе и услышав положительные эмоции, буквально простонав от горя, поведала, что в шоке от всего: гид нахальный и беспардонный, автобус ужасный и не представляет, как она вытерпит еще почти целый день поездки! Тур был куплен ею как раз на набережной у зазывал и что поразило меня более всего-в подошедший автобус поместились не все туристы с билетами! Так что купленный заранее в проверенном агентстве билет был моей страховкой от неожиданных и совершенно не нужных неприятностей.
Немного прогулявшись у реки Морача,
впадавшей в Скадарское озеро, передохнув, рассевшись по местам, покатили далее и, проехав совсем немного, автобус наконец-то вырулил в зону настоящего каньона: мы медленно двигались вдоль отвесных скал, а крутые обрывы вертикальных стен предоставили возможность почувствовать неотразимую и великую мощь природы. Где-то там наверху небо выглядывало узенькой полосой, отражаясь в изумрудной воде бурлящего потока.
Именно в такие моменты реально понимаешь, что от мелькавшей за окном автобуса красоты невозможно получить даже частичного удовлетворения, она только дразнит и раззадоривает. Вынырнув на свет божий из очередного узкого и темного тоннеля,
прямо перед въездом в следующий автобус резко затормозил:
от нашего гида Влада получаем неожиданный подарок- кратковременную остановку, но рады и ей!
Следующая остановка недалеко от города Колашина в одном из наиболее значимых памятников Средневековья всех Балкан действующем мужском монастыре Морача.
Самое старое святилище Черногории, основанное в 1252 году, расположено в очень живописном месте, прямо на берегу каньона реки Морача в окружении гор.
В архитектурный комплекс монастыря входят большая соборная церковь Успения Богоматери датируемая 12 веком,
малая церковь Святого Николая и нескольких строений с монашескими кельями и небольшим подсобным хозяйством. Монахи очень пристально относятся к благоустройству своей территории, всюду посажены небольшие грядки с овощами,
цветы, на балконах висят горшки с разноцветной геранью,
за храмом видны пчелиные улики.
И все это создавало невероятно спокойную домашнюю обстановку, как будто мы приехали в загородный дом погостить.
Далее был продолжительный переезд по национальному парку «Биоградская гора».
Гид обратил наше внимание на многочисленные мосты и тоннели, мелькавшие высоко в горах, проложенные и построенные в 1976 году для пролегавшей там железной дороги. Функционирующая и сегодня ветка из Белграда ведет в городок Биело Поле, затем в Подгорицу и оканчивается в Баре. Дорога проходит очень-очень высоко в горах, местами на высоте 800 метров и чтобы ее построить, пришлось прорубить 121 туннель общей протяжённостью почти 58 км. Сложно даже представить насколько трудным было строительство и насколько фантастические пейзажи открываются из окон поезда, медленно двигающегося по краю обрыва на довольно жуткой высоте со скоростью не больше 20 км/час.
Но наш путь к началу каньона реки Тара пролегал гораздо ниже железнодорожной ветки и половина пути проходила по кромке скал в самом низу ущелья и чтобы увидеть вершины скал, приходилось расплющиваться о стекло. Живописнейшие виды каньона, являющегося вторым в мире по глубине, (его глубина более 1300 метров, а длина 78 км) опять же только мелькали за окном автобуса, как кадры ускоренной кинопленки, а следующая остановка была у известнейшей достопримечательности и великого сооружения середины 20-го века- Моста Джурджевича, соединяющего берега самого глубокого места ущелья. Длинна одного из пяти пролётов 108 метров над пропастью, а высота более 150 метров.
Уникальный мост был построен в 1938–1940 годах, когда Черногория еще являлась частью Королевства Югославии. Архитектором моста был профессор Мият Троянович и на момент постройки сооружение являлось крупнейшим бетонным арочным мостом в Европе. Современное название «Мост Джурджевича» возникло по имени владельца фермы, расположенной сразу возле моста. Во время войны его важное стратегическое положение имело серьезное значение для перемещения войск и снабжения армий и в1942 году во времена итальянской оккупации Черногории, мост стал участником военных действий. Югославские партизанские отряды, ведущие борьбу против фашистов, приняли решение разрушить мост и один из участников строительства моста, инженер Лазарь Яукович, взорвал его центральную арку, чем полностью перекрыл движение через реку Тара. За этот героический поступок итальянцы в будущем казнят Яуковича, а у моста сейчас установлена мемориальная доска с его именем.
Полностью мост был восстановлен после войны, в 1946 году.
Мне не терпится увидеть мост сбоку, чтобы просматривались все его пять пролетов, но я не спешу, это не мой вариант, я поворачиваюсь к мосту спиной и лезу на гору, вернее поднимаюсь вполне себе прилично-по ступенькам.
А с высоты птичьего полета все вокруг предстало в совершенно изумительном виде: справа на ту сторону каньона летают люди, пользуясь услугами банджи-джампинга,
прямо и внизу извиваясь, словно огромный и толстый питон, распластался мост,
далеко внизу каньона серебрится река,
прямо под ногами расстелился ковер из крокусов,
а чуть в стороне багряными крапинками с дерева попадали плоды переспелого кизила!
-Никуда отсюда не пойду- подумала я, осторожно ступая, чтобы не раздавить нежные цветы, собирая в пригоршню и поедая вкусные плоды.
Но кто у меня сегодня хозяин-гид конечно, поэтому, опасаясь, что не успею пройтись по мосту, сбегаю по ступенькам и, разогнав толпу селфистов, прошу девушку запечатлеть меня пару-тройку раз на фоне моста. Девушка смело берет мою камеру и не глядя щелкает несколько раз и я прямо чувствую, что мои глаза округляются и зрачки уже видны поверх очков! А как же построение кадра? Какое такое построение, ну подумаешь, что на всех фото я была без ног, что здесь такого! Но земля-то круглая, друзья и все мы это знаем. Не успела я сделать и шага в сторону, как девушка протягивает мне свой мобильник и просит сфотографировать их с подругой! Аааа, попались, не скрывала я злорадства и с усмешкой говорю им: «Ща я вас поснимаю аналогично, без ног и голов!» Шутка конечно, но зато потом они еще раз по настоящему зафиксировали меня с мостом, с ногами и головой!
А затем здесь же, недалеко от моста, у нас была остановка на обед в симпатичном горном ресторанчике.
Был предложен комплексный обед, состоящий из национального рыбного супа чорба, салата и основного блюда-мяса на гриле или речной форели. Надо ли уточнять что выбрала- конечно же форель
и пока ее готовили, желающие спустились к реке, полюбоваться ее порогами и каменными глыбами во мху.
После вкуснейшего обеда (две огромные форели я еле осилила, но не доесть не могла- безумно люблю рыбу!) все плавно проплыли к автобусу, погрузились и нас транспортировали в следующую точку. Автобус поднялся выше на перевал
и пейзажи за окном постепенно менялись, горы и высокие леса уступили место холмам и равнинам
и только что яркое небо вдруг затянули непонятно откуда взявшиеся тучи и в город Жабляк мы въезжали под аккомпанемент не смелых капель. Этот район — один из пяти национальных парков Черногории, называется он Дурмитор и занесён под охрану ЮНЕСКО как мировой природно-географический объект.
Милые деревянные домики, виллы, отели-все стремительно промелькнуло за окном и, когда автобус резко затормозил, гид сверил часы и дал нам время на прогулку к знаменитому Чёрному озеру
с чистейшей прозрачной водой, расположившемуся у подножия самых высоких пиков страны-горы Боботов Кук, 2522 метра над уровнем моря.
Я никак не ожидала, что к озеру будет вести вполне себе комфортабельная асфальтированная дорога и вереница туристов, кутаясь в теплые одежды, поспешила вперед.
Минут через 10 сквозь ветки деревьев показалось озеро!
Боже, как же я обожаю такие места! Непогода, ветер, пасмурно и срывается дождь,
надеясь испортить прогулку- ну и что! Зато как чудесно: ветерок неспешно колышет сухую траву,
небольшие волны медленно перекатываются и серебрятся на поверхности,
вершины пиков играют со мной в прятки, но это не их вина, просто облака слишком заботливо укрыли их.
Я сразу иду подальше от возможного скопления народа, хотя о чем это я- почти все чуть повертевшись на берегу, сразу повернули назад и таких, как я, совсем немного. Теперь мне нужно время, я должна надышаться, напитаться, насмотреться, а кое-кто сказал, что надо еще искупаться и потом сидеть на берегу и смотреть на горы!
Но было некогда, мне едва хватило времени быстрым шагом пройти, как можно больше и захватить своим цепким взглядом хоть что-то и это принесло радость и практически удовлетворение! Предоставляю вам на суд фото.
В автобус я влетела последней- уф, теперь можно ехать.
Потом была еще одна, совсем непутевая и видимо специально запланированная остановка в селении недалеко от монастыря Острог, якобы для покупки сувениров. Мы провели там минут 40–45, было безумно жаль в пустую потраченного времени, но рамки тура-это святое!))
К Будве подъезжали уже в темноте и домой я попала в восемь вечера-все по плану. Глянув с балкона на черные тучи, накрывшие горы, напряглась- ведь назавтра назначен важный день, очень ответственная поездка нового формата в нашем путешествии, но утро вечера мудренее.
Скадарское озеро и окрестности.
Прощай Будва, привет Котор.
"Макси Монтенегро"
Прощай Котор, привет Рисан.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми