Восьмой день нашего путешествия «От пустынь Намибии до водопада Виктория» начался с утреннего сафари по национальному парку Этоша и закончился в интересном отеле Namutoni Bush Chalets, расположившемся на территории старой немецкой крепости с одноименным названием. Эта крепость, построенная немецкими колонизаторами в конце 19 века, пережила и взлет, и падение. Сейчас, восстановленная в 80-х годах прошлого века, она сочетает в себе и комфортный отель для туристов, и исторический музей.
Проведя ночь в уюттных бунгало, выполненных в стиле Афро, сочетающем в себе как простые материалы типа кирпич и дерево в отделке комнат, так и дорогое оборудование и шикарные постельные принадлежости в интерьере.
После раннего завтрака снова выехали на сафари по восточной части парка Этоша. Объехав по кругу часть высохшего озера, убедились, что картина животного мира была такая же бедная как и вчера — в основном попадались мелкие копытные.
Завернув обратно в лодж, собрали вещи и, выпив еще раз по чашечке кофе, выехали на юго-восток в сторону городка Grootfontein. На выезде из парка Этоша нас остановили, заставили покинуть машину и пройти «дезинфекцию». Выйдя, немного потоптались в своей обуви в тазике, на дне которого лежала смоченная чем-то грязная тряпка. Посмеявшись над целесообразностью этой процедуры, снова заняли свои места и выехали в сторону Хрутфонтейна.
От отеля до городка около 170 км. В нем тоже во времена колонизации Германией этих земель, немцами была построена крепость, но заезжать и смотреть ее времени у нас не было. Наш гид Руан сказал, что мы увидим более интересное зрелище — бушменов! Судя по простому переводу — людей, которые живут на природе — в "пампасах" - среди низкорослых деревьев и кустарников или, как здесь говорят — в буше…
Проехав городок Хрутфонтейн и заправившись в придорожном супермаркете продуктами для ланча и ужина, свернули с хорошей асфальтированной дороги В8 на грунтовку D2874 и, проехав около 50 км, остановились у небольшой полянки. Там наши командиры Руан и Траст, соблюдая святое правило всех западных туристов, достав походную мебель, которая находится в комплекте машины, быстро организовали ланч и во время его мы поняли, что дальше пойдем пешком уже к бушменам.
Пока обедали, к нам подошел невысокого роста босой мен, на котором из одежды была только серая набедренная повязка. Вот такой он был — наш первый бушмен! По-видимому, была какая-то связь у нашего Руана с ним, если он подошел к нам по окончанию ланча. Но каких-либо современных средств связи типа iPhonов или, на худой конец, Самсунгов, у него заметно не было. Да и куда его спрячешь?
Но, факт остается фактом — экскурсия к бушменам была для нас подготовлена. Вежливо отказавшись от предложенной ему тарелки с нашим ланчем, состоявшем из нарезки овощей, мяса и фруктов, он скромно стоял в жидкой тени акации и ковырялся палочкой в земле, словно что-то выискивая. Затем, видя, что все готовы следовать за ним, повернулся и пошел вглубь буша по хорошо вытоптанной тропинке.
Пройдя около трехсот метров сквозь редколесье, мы вышли вслед за ним на небольшую поляну, на которой стояли три соломенных бунгало. Денег за вход в этот сокровенный уголок с нас никто не попросил. Чем-то это напомнило наш визит в деревню к химбу, но дома там были посолиднее - круглые мазанки с соломенными крышами.
Дверей в хижинах не было и так и зияла девственная пустота их интерьеров. Не было даже на чем спать. Стало ясно, что эта деревня показная — только для туристов. А сами они живут где-то неподалеку, но показывать свое истинное жилье почему-то не хотят. Но представить его, глядя на эти хижины - все же можно.
Наш гид Руан осматривает хижину бушменов
Посреди поляны росло большое дерево и в его тени двумя отдельными группами сидели мужчины и женщины с детьми.
К кому же мы пришли?
К бушменам — охотникам и собирателям. На основании генетических исследований ученые относят их и родственных им кочевников-готтентотов к населяющим Южную Африку койсанским народам и полагают, что они являются наследниками самого раннего расового разделения в истории человечества, случившегося более 100 тысяч лет назад — задолго до того, как предки современных людей начали мигрировать из Африки в Евразию.
И, как полагают генетики, бушмены относятся к намного более древнему народу чем центральноафриканские пигмеи, племена охотников-собирателей Восточной Африки и других групп аборигенного африканского населения. Вот так говорит современная наука! А с виду — обычные люди…
После короткого знакомства, дело в свои руки взял наш проводник и по его команде двое бушменов показали как они умеют добывать огонь трением палочек. Эту несложную технологию по добыванию огня африканцы выполняют с легкостью. Подобное я видел не раз и у масаев, и в Уганде, когда мы ходили в гости к нашим предкам — гориллам. Правда, делали это не гориллы, а местные жители — наши проводники.
Что этот бушменский мен курит - непонятно! Но, сдается, что не простую траву ...
Потом двое мужчин показали как можно сделать лук, тетиву для него и стрелы из подручных материалов. Просто поразительно, как из свежесрезанного деревца они быстро смастерили это важное и нужное для древнего охотника оружие. Тетива сплелась из тонких волокон, которые были под корой, а сам лук и стрелы — из подходящих для этой цели веток.
Двое других бушменов, вооружившись этими, сделанными при нас, луками и стрелами, направились на «охоту» весьма образно показывая друг другу жестами куда надо направляться, в кого стрелять и т. д.
Вдруг один из них, скорчившись от боли, запрыгал на одной ноге — оказывается он умудрился вогнать себе в пятку хорошую колючку. Прихрамывая, горе-охотник все же не бросил спектакля охоты, а стоически закончил его под наши аплодисменты.
Женщины тоже не остались в долгу и показали как они, отложив в сторону детей и кухонные дела, умеют развлекаться — прыгали через длинную скакалку и заводили хороводы. В общем, все, как и в наших селах и когда-то, и сейчас…
Вот так бушмены приспособились к жизни в этой местности с низкорослыми деревьями и в их быте за последние десятки тысяч лет мало что изменилось.
А еще нам показалось, что бушмены — удивительно дружелюбные люди. И, в то же время, такая суровая жизнь ставит их порой в жесткие условия естественного отбора. У них даже есть такое правило — новорожденных, если они очень слабы или имеют какие-то физические дефекты, в живых не оставляют. И делает это сама мать.
А что можно еще другое предложить в условиях полного отсутствия медицины? Помнится, такой же обычай был и в древней Спарте — недоношенных и недоразвитых детей сбрасывали со скалы…
Нужно ли это делать сейчас — дискуссионный вопрос, об который ломаются копья как сторонников эвтаназии таких увечных и больных новорожденных, так и сторонников соблюдения христианской морали, дескать, все дается от Него — что заслужили, то и надо терпеть…
Но — мы отвлеклись!
И вот здесь, на этой деревенской полянке мы видим вполне здоровых и в норме упитанных детей. Таких же как и у нас при всяких там специальных детских кухнях, меню и поликлиниках с педиатрами…
Ну, вроде, посмотрели на этом месте все. Чувствуется, что и бушменам начало надоедать наше присутствия и кое-кто из них стал потихоньку куда-то уходить по тропе. Старшие дети уносили младших, но их мамаши пока оставались с нами.
Они с надеждой смотрели на нас, когда мы подходили к прилавку с сувенирами — купите хоть что-то на память о нас! Роль этого прилавка выполняла жердь, на которой были развешаны всякие Hand Made-вещицы: бусы, ожерелья, трещотки, луки со стрелами. Меня привлекло холодное оружие, которое я назвал «Три в одном» — это был небольшой топорик с дубинкой на одном конце и на другом конце — вставлявшийся в рукоятку как в ножны — нож. Стоило такое бушменское ноу-хау 300 намибийских ранда ($23). Дома оно заняло свое достойное место на стене коллекции сувениров из Африки и Папуа Новой Гвинеи…
Пробыв у бушменов около часа, вернулись к машине и уже затемно приехали на ночлег в понравившийся всем комфортный отель Ghaub Fiume Guest Farm, который располагался на 35-ом км от Хрутфонтейна в паре километров в стороне от дороги № В8.
Комфортабельный отель прямо посреди дикого буша! Такое бывает только в Африке…
И вот там-то на рецепции с нас и сняли за экскурсию к бушменам по 860 рандов ($66)! Оказывается, это они управляли этой экскурсией. Нехило! Интересно — сколько же из этой суммы достается самим бушменам?
Комфорт в отеле, в отличие от такового в бушменской деревне, был на высоте! Прекрасно оформленные комнаты в афро-стиле с отделкой деревом и камнем были начинены самым современным сантехническим оборудованием. В этот вечер наша группа была в отеле единственной и барная стойка пустовала.
Комната в отеле Ghaub Fiume Guest Farm
Барная стойка в отеле Ghaub Fiume Guest Farm
Уже утром прогулялись по территории отеля, отгороженной от окружающей местности невысоким забором. Все кругом было чисто и ухожено. Похоже, что он был сделан на месте бывшей сельскохозяйственной фермы — за заборчиком были нескончаемые поля с редколесьем и нигде не было видно ни единого признака жизни других людей. Где-то вдали были видны и пасшиеся импалы.
Посреди территории был уютный уголок со скамейками и кострищем для барбекю. Чуть в стороне стоял наполненный чистой водой бассейн.
Здесь было бы нескучно провести денек-другой, но жесткий график путешествия и большие расстояния, которые нам еще предстояло преодолеть прежде чем мы увидим конечную цель нашего путешествия — водопад Виктория, диктовали свои условия — ни минуты задержки и только вперед!
Сегодня нам предстоит проехать около 250 км и поселиться в N’Kwazi Lodge, расположившемуся на правом берегу реки Окаванго. На левом — будет Ангола. Там мы тоже познакомимся с жизнью местного населения.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия