История про девочку Катю, со страшным, страшным концом…
Жила-была в Москве девочка, и звали ее Катя. Училась она хорошо, школу закончила с золотой медалью, выросла девочка и стала крутым айтишником. И вот как-то раз поехала Катя в командировку, на Сахалин поковыряться в компьютерах одной нефтяной компании. Ковырялась, ковырялась, сделала свою работу досрочно и когда ей оставалось два последних дня, решила на свою беду посмотреть поближе на остров — девичье любопытство прямо пёрло. У нас на Сахалине туроператоры это желание, почему-то называют «Бизнес-туризмом». Так вот, пришла Катя в одну из туристских компаний и говорит: «Отвезите меня туда, не знаю куда, но чтоб все было дико и красиво!». А ей говорят: «Да сейчас красивого мало, середина мая, вон даже травы нет, весна только начинается, а дикости и в Южно-Сахалинске, хоть отбавляй!». «А это еще лучше — говорит Катя — везите и всё!». Что делать, повез ее Первухин на мыс Великан и давай ее наивную и впечатлительную водить по дебрям, да всякую информацию в виде мифов и легенд в уши девичьи вливать. То по буреломам, то по лесам дремучим, то на скалу заставил залезть, а потом долго и бережно на руках снимал…
Катя все ходила, смотрела, фотографировала, и ей все это очень нравилось, даже в мае, даже без травы. Решила она еще дальше в дебри сахалинские заехать. Везите, говорит, меня к черту на кулички… Что делать, повез ее на следующий день Первухин по круговому маршруту вокруг южного Сахалина. Сначала по восточному (Охотскому), а затем по западному побережью Японского моря. Об этом собственно и рассказ.
Выезжать на маршрут пришлось рано утречком, потому как впереди почти 400 км по автомобильной дороге и очень много мест, которые нужно посетить. Вообще по-хорошему, не торопясь, этот маршрут нужно проходить за 2 дня, с ночевкой, где-нибудь в районе Новоселово, или если очень хочется — за три, еще с одной ночевкой на мысе Слепиковского (в палатке конечно). Но когда времени мало, а увидеть хочется много, можно сделать его и за 14 часов. По пути можно «собрать» все достопримечательности, предлагаемые турфирмами поштучно. Лучшее время для путешествия — июль—сентябрь, можно прибавить по краям май—июнь, с одной стороны, октябрь—ноябрь с другой. Получится время определяемое, как «условно комфортное». Все остальное — «нежелательное» и «экстремальное», так как зимой дорогу от Новоселово до Чехова, а это середина маршрута, никто не чистит от снега, прорваться можно только на снегоходах. Частенько зимние циклоны заваливают участок дороги в районе Чеховского перевала, а это как минимум 3 дня ожидания. В общем, зимой не надо!
Итак, что можно увидеть интересного по восточному побережью (это Охотское море). От Южно-Сахалинска до Взморья — 109 км. Можно посмотреть квартал японских домов коттеджной застройки в поселке Сокол. Там до сих пор есть около 15 домов постройки конца 30-х годов. Они в разном состоянии, от «условно хорошего», до «восстановлению не подлежит». Справа по выезду из поселка военный аэродром, с которого в 1983 поднялся перехватчик, сбивший со второй попытки корейский «Boing». Первой ракетой был поражен второй перехватчик — нужно же было расчистить пространство и показать пилотам Боинга, что все «по серьезному». Кстати и самом Соколе и по окраинам около 50 объектов периода Карафуто — от бетонных, «вечных» труб, до водонапорных башен.
В Долинске сохранилось несколько строений периода Карафуто, но ими можно пренебречь, так как и без них, маршрут получается очень насыщенным объектами показа. Проезжаем Стародубское, где можно на полчаса завернуть к морю и порыться в развалах водорослей — поискать янтарь, который даже имеет свое название — сахалинит. Его в массе, вместе с гагатом, который я называю «недоделанный уголь», можно собирать после шторма. Он обладает целебными свойствами и для этого даже не нужно делать из него украшения, а достаточно подержать его в руке или приложить к больному месту.
Сахалинит - янтарь с восточного побережья острова
Всю эту часть побережья от мыса Острый, о котором есть пост https://pervuhinsergey1961.tourister.ru/photoalbum/29804 через Стародубское и дальше на север до Взморья, я называю «Янтарное побережье», о котором я обязательно напишу, ведь здесь очень много интересного помимо янтаря.
Дорога от Стародубского до Взморья идет по побережью — оно в 20–100 метрах правее. Это огромный аккумулятивный пляж длиной 55 км и шириной от 30 до сотни метров. Сами по себе аккумулятивные пляжи не представляют большого интереса, в силу своей однообразности, но этот скрашивает Долинский хребет с тыла и вулканический хребет Жданко на севере.
тории японского храма «Хигаси Сираура Инари дзиндзя», возведенного в 1914 году, в северной части поселка Хигаси Сираура (в настоящее время поселок Взморье). Миядзин-тории, выполненные в технике ходзогуми, были поставлены в 1940 году, в ознаменование 2600 — летия Великой Японии, о чем гласят иероглифы на правом столбе, на левом значится имя человека пожертвовавшего деньги на их возведение — Ямагия Такео.
Вид от тории на побережье южнее поселка Взморье
Вид от тории на побережье южнее поселка Взморье
Вид с тории на японский порт-ковш
Обязательно нужно заехать на тории, во Взморье, весной, в хорошую погоду, с них открываются красивые виды на юг, заснеженный Долинский и Камышовый хребет. Да и сами тории, на фоне голубого неба смотрятся красиво, порождая мысли о времени и пространстве. Кстати эти мысли возникают не только у меня. Катя это тоже высказала, присев на камни синтоистского храма.
О хребте Жданко я уже писал в большом посте «Берег Спящего дракона» https://www.tourister.ru/responses/id_17627 Как впрочем и о бухте Тихой https://www.tourister.ru/responses/id_17604, https://pervuhinsergey1961.tourister.ru/photoalbum/29867 о Мануе https://www.tourister.ru/responses/id_17658, о грязевом вулкане Могунтан https://www.tourister.ru/responses/id_17646 все эти интересные объекты можно посетить во время этого маршрута, в формате 2 и 3-х дневного путешествия.
В однодневной же поездке можно обойтись только бухтой Тихой, да и то, чтобы составить общее представление, пройдя берегом за мыс, подняться на террасу, спустится по веревке попить кофе из термоса и двинутся дальше. Бухта Тихая, от основного маршрута отстоит на 32 км (туда-обратно), поэтому знакомство с ней необходимо сделать оперативным и мимолетным, как с красивой девушкой. Внезапно появиться и также внезапно исчезнуть, во избежание последующей влюбленности с пусканием слез и слюней, ну, что бы самому не влюбиться и ей не дать повода думать о себе сомой хорошо…
Гора Дуэт (пик Смелый), 201 м. - страж бухты Тихой
Мыс Тихий, вид на северную оконечность
Хребет Жданко, вид с морской террасы на мысе Тихий
Остров Заметный, вид с морской террасы мыса Тихий
Пробуждение сахалинской природы. Вальштейния
Пробуждение сахалинской природы. Лук Накаи
Думаю вместе с дорогой, двух с половиной часов хватит чтобы иметь представление об этой части острова.
Вернувшись обратно, до поворота магистральной дороги на западное побережье к поселочку Арсентьевка, прощаемся с асфальтом. Он заканчивается и ехать теперь больше 300 км по грунтовке. Перегон с берега Охотского на берег Японского моря всего 29 км и то из-за того, что дорога петляет, с десяток раз переходя железную дорогу через переезды. По прямой это 26,5 км и это самое «узкое» место в южной части острова, называется оно «талией», или перешейком «Поясок». Южно-Камышовый хребет на перешейке Поясок, снижает свои высоты до 300 метров, выпрямляя сгорбленную спину к северу. Водители эту часть маршрута из-за отвратительного состояния дороги (грязь, пыль, промоины) не любят, здесь то и дело навстречу пролетают грузовики с углем, который высыпается из кузовов и резво скачет по дороге, сталкиваясь со встречной машиной.
Перевал перешейка Поясок. Граница Долинского и Томаринского района
Пробуждение сахалинской природы. Калужница - ее собирают корейцы и готовят очень вкусный салат. Без обработки ядовита
Пробуждение сахалинской природы. Хохлатка гиганская
Пробуждение сахалинской природы. Готовый к развороту папоротник
Пробуждение сахалинской природы. Шмель
Симплокарпус вонючий. Ядовит. Своего фото почему-то не нашел. Источник: http://img-6.photosight.ru/21e/5925259_xlarge.jpg
Пробуждение сахалинской природы. Лизихитон камчатский. Ядовит.
Пробуждение сахалинской природы. Лизихитон камчатский. Ядовит.
Так как это самая узкая часть острова, здесь всегда холоднее, чем южнее и севернее. Через перевал, вечно тянет холодом, над ним висит какая-то хмарь и хлябь. Весь май ива, которая в изобилии растет в долине Мануя стоит голая, и лишь огромные плантации лизихитума камчатского скрашивают серость этого месяца.
О нем, думаю, нужно сказать несколько слов, так как это фоновое растение для мая месяца, как для севера, так и для юга острова. Это дальневосточный вид — он встречается на Курилах, Сахалине, Монероне, Большом Шантаре, Камчатке, в Японии (Хоккайдо, Хонсю), растет в лесах на хорошо увлажненных местах, вблизи ручьев, по лесным старицам, на болотистых лугах и смотрится очень эффектно, из-за своей схожести с белоснежными каллами. Как правило, рядом с ним всегда встречается еще одно растение, с «приятным» названием симплокарпус вонючий. Оно из семейства арониевых, ядовито, (так же как и лизихитум) и свое название получило от американских ботаников, которым везде чувствуется запах скунса, они называют его восточной скунсовой капустой, а лизихитум, западной. Это несправедливо, если американские родственные виды действительно воняют, в чем я лично убедился в лесах около Портланда, то наши источают лишь приятные запахи. Я чуть ли ни волоком оттаскивал Катю от симплокарпусов и лизихитумов, глаза у нее явно начинали сходиться к переносице, а на лице появилась блуждающая, как у Монны Лизы улыбка.
Впрочем, вырвавшись на просторы Японского побережья, мы встретили порывы свежего ветра провентилировавших наши легкие и, свернув к югу, отправились в сторону Томари. Этот поворот, вблизи поселка Ильинское, сам по себе исторический и знаковый. Здесь проходила негласная граница между японскими и русскими зонами влияния. На «границе», в августе 1857 года лейтенантом флота Н. В. Рудановским, был основан русский военный пост Кусунай. Еще ранее, Г. И. Невельской на карте обозначил это место, как место где был поднят российский флаг и таким образом «застолбил» его под военное поселение. Геннадий Иванович, сделал это из патриотических соображений (чего не сделаешь для Родины), недовольный тем, что Орлов поднял стяг гораздо севернее его указаний. Об этом подробнее в посте https://pervuhinsergey1961.tourister.ru/blog/9104
Памятный знак на месте основания поста Кусунай
Вид с морской террасы на Пензенское, на заднем плане Ильинское (Кусунай)
Пензинское. На горизонте хребет Жданко на восточном побережье, до него около 35 км.
Неводское. Вид на залив Де Лангля. Горы вдали - хребет Ламонон
Вид с морской террасы на Неводское и дорогу на Томари
Заняв, таким образом, стратегически важное место, которое находилось на пересечении троп с одного берега на другой, Кусунайский пост превратился в опорный пункт не только западного побережья, но и всего Сахалина в целом.
Сейчас здесь идет стройка очередного мега-объекта, начавшееся еще при бывшем губернаторе Хорошавине. Строительство Сахалинской ГРЭС-2 осуществляется в рамках инвестиционной программы «РусГидро», совместно с компанией «РАО Энергетические системы Востока». Общая стоимость проекта оценивается в 45 миллиардов рублей.
И скоро, дым «самой большой кочегарки» Сахалина станет узнаваемым логотипом этого места.
Чуть южнее, место высадки французской экспедиции Лаперуза, о которой я хотел написать 2 главу поста «Пропавшая экспедиция», примыкающая акватория залива до сих пор носит имя капитана корабля экспедиции — Де Лангля.
Памятный знак на месте высадки экспедиции Лаперуза на сахалинский берег. Пензенское (фрагмент)
Памятный знак на месте высадки экспедиции Лаперуза на сахалинский берег. Пензенское
В поселке Пензенское у магазина товаров первой необходимости стоит скромный памятник Лаперузу и членам его экспедиции. Катя, под осуждающими взглядами местных мужиков, которые отсканировали ее с высокой степенью разрешения, положила к памятнику букет из лизихитума, чему, наверное, после нашего отъезда были безумно рады местные свиньи. Сахалинские хрюшки обожают это растение, их по лету и кормят этими сочными листьями.
Провожаемые похотливыми взглядами местных мужиков, мы выехали из поселка и автомобиль начал взбираться на морскую террасу. Вообще летом это место однозначно смахивает на степной Крым, берега которого выходят к теплому Черному морю. Но это так, если абстрагироваться, не замечая за спиной Камышовый хребет…
Вид на побережье залива Де Лангля между Пензенским и Неводским
Вид на побережье залива Де Лангля между Пензенским и Неводским
Неводское. Порт-ковш японской постройки
Как только мы удалились на значительное расстояние от перешейка, сначала осторожно, а затем, осмелев, выглянуло солнце, осветив и Татарский пролив, и побережье до самого Камышового хребта. Сразу стало тепло и весело. Остановились в почти умершем поселке Неводское. Здесь японский порт-ковш и даже сохранились дома японских крестьян. Один из таких находится прямо у дороги. Порт-ковш не смотря на умирающую деревню, и минимальные уловы, еще работает. На территории мы отметили группу подозрительных людей, что-то объясняющих друг другу. Увидев Катю, ярко выделявшуюся на обрыве морской террасы, девичьим силуэтом, они перестали выяснять отношения и переключились в режим созерцания. Катя засмущалась, покрывшись румянцем, села в джип, и мы поехали дальше, отматывая колесами очередные километры, оставшиеся до города Томари. Впереди было еще около 100 км грунтовки и 85 километров асфальта, и еще не наступил страшный финал этого путешествия…
.
Сахалин: Вокруг острова (история со страшным концом)
Сахалин. Вокруг острова: продолжение истории со страшным концом
Сахалин. Вокруг острова: окончание истории со страшным концом
Сахалин. Новоселово — Оитэ: Хрустальный ключ, что течет у моста «Кинен-баси»
Сахалин. Томихара: японский поселок затерявшийся во времени
Сахалин. Периферийная периферия: Чехов
Зачарованные дюны мыса Слепиковского
Сахалин. Юго-запад. Мыс Слепиковского
Сахалин. Осака-Рандомари: дорога призрачных фантомов
Сахалин. Холмск-Маока: вид на город широко раскрытым японским глазом
Сахалин. Хосинсен: место, где живут Хито басира
Сахалин. Юго-западное кольцо: сивучи
Сахалин. Невельск — Хонто: тепло принесенное Куросио
Сахалин. Мыс Крильон: увидеть Японию и умереть
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия, Автопутешествия