Часть 5. Манаус и индейцы Амазонии
Следующий пункт назначения — столица страны, Бразилиа. В аэропорту взяли машину, и наутро уже бродили по городу. Сама планировка столицы — невероятно интересная. Естественно, что ею занимался тот же Оскар Нимейер, в содружестве с Лусио Костой. И выдумали они такую штуку: если смотреть на город сверху, то он выглядит как летящая птица, или как самолёт. Туловище, или фюзеляж — центральный проспект, который полностью состоит из бизнес-построек, причём каждая из них, без преувеличения, шедевр мировой архитектуры. Это — комплекс гостиниц (все гостиницы находятся в одном месте), в самом центре, и здания различных министерств. Если охарактеризовать одним словом, то это будет «деловой стиль». Сугубо деловой, продуманный до малейших деталей.
А крылья птицы-самолёта — жилые кварталы. Вот этот план в музее.
А это — как выглядит сверху, если подлетаешь на самолёте.
Город полностью предназначен для работы, и только для неё. Весь центр до и после рабочих часов — одинаковые «белые воротнички». Идут к своим машинам, расставленным вдоль проспекта и на парковках по сторонам. Нищих очень мало, ни в какое сравнение с другими городами не идёт. Днём на улицах — лишь редкие туристы вроде нас. Вообще, улицы не приспособлены для пешеходов. Переход «зебру» мы увидели всего пару раз, и так как на ней ни одна машина не остановилась, то мы сновали от безысходности прямо перед капотами машин. Можно сказать, что таким, странным и нелепым, типично русским способом, отомстили безумным водителям Рио де Жанейро.
Но и остальные жители этого города вели себя так же. Если мы чувствовали себя первые минут пять несколько смущённо — всё же грубо нарушаем любые правила — то местные делали это с риском для жизни и без тени неловкости.
Архитектура действительно потрясает. Вот просто несколько, как пример, шедевров:
Вверху — Национальный музей.
Здание национального Конгресса.
Пантеон Отечества и Свободы.
Министерство иностранных дел.
Это — Кафедральный Собор. Над землёй — его верхняя часть, как бы крыша, сам же собор под землёй внизу.
Это собор изнутри (вверху).
А это внутри одной из церквей. Окна — из тысяч сине-лиловых кусочков стекла.
Имеется здесь и Национальный парк. Там можно и гулять по аллеям, и вдоволь купаться в минеральных источниках. Что мы и делали, пока не пришло время двигаться дальше.
ОРУ ПРЕТУ
Город Ору Прету был основан ещё в 1711 году, и переводится как «чёрное золото». То есть понятно, что здесь был эпицентр золотой лихорадки. А когда за пару веков запасы золота истощились, то жители оставили город в покое, просто-напросто уехав из него в поисках новых приисков. И до 1950-х годов в нём вообще ничего не строили нового, таким образом сохранив в отличном состоянии всё старое, действительно очень красивое, как и сам город.
Мы прибыли туда почти ночью, петляя из аэропота города Белло Хоризонте по горным дорогам, и сначала не поверили глазам. Наша гостиница находилась на очаровательной улице, естественно, каменной, бегущей (или взбирающейся, смотря откуда ты заезжаешь) под уклоном в 45 градусов, впрочем, как и все остальные улицы в этом городке, выросшем на склонах гор. Встретили нас люди в старинных алых ливреях, в панталонах с белоснежными чулками, ботинках с золотыми застёжками, и вся обстановка вокруг, после Сальвадор-града, была просто нереальной. И более чем уютная внутри гостиница (внизу). Ночью, как в деревне, далеко за окном перелаивались собаки, а на рассвете их сменили крики петухов, возвещающие новый день и перемены в жизни к лучшему.
На главной площади города находится и главная достопримечательность — церковь святого Франциска, выстроенная по проекту великого бразильского архитектора, скульптора и художника — Алейжадинью. И на самой площади, как и везде в городах, за исключением лишь столицы, Бразилиа, — масса гидов, желающих тебе показать и церковь, и город, и давно заброшенные золотые прииски на окраине, раскиданные по горам и холмам. Поразительно, что многие из этих гидов говорят на пяти-семи языках, как на своём родном, и при этом вынуждены в маленьком городке искать одиночных туристов, чтобы заработать весьма и весьма небольшую сумму денег. То есть проблема безработицы здесь, как и по всей стране — ого-го какая.
Но, в отличие от других городов, здесь вообще не было даже намёка на фавелы, и мы практически не встретили ни одного нищего, или, тем паче, бросающихся на тебя оборванных людей, настойчиво требующих от тебя всего что можно и нельзя. Да и в каждую улицу не надо было вначале с опаской заглядывать, можно ли туда свернуть, на глаз определяя число стоящих и лежащих на ней жертв ежеминутного наркотрафика.
Мы скатывались по улочкам вниз и тут же, завернув за очередной угол дома, начинали движение круто вверх. Город очень красивый и уютный, барочная архитектура, с мини-бутиками, кафешками и ресторанчиками. Рядом с площадью — развалы со всеми видами поделок, из керамики, металла, стекла, в основном на религиозную тему. Здесь же, в этом городе, находятся и старинная ратуша, и церковь Зачатия Божьей Матери, и театр, и музеи… то есть скучать нам не пришлось. На фоне ряда предыдущих городов — просто сказка.
А теперь нам надо было ехать на машине обратно в Рио, откуда мы и начинали наш долгий путь. И мы решили заехать в последний город, хотя надо было дать крюк аж в несколько часов, не говоря уже о горных дорогах, отнюдь не основных, где вообще нет даже частично огороженных мест над глубокими обрывами. Город этот называется Конгоньяс. Основан в 1757 году, и на его вершине (город тоже на горе) находится церковь Бон-Жезуз, и шесть часовен, в которых разместились групповые скульптуры того же уникального Алейжадинью — «Страсти Господни».
Буквально имя гениального скульптора переводится как «маленький калека», и дано было ему потому, что его конечности, руки и ноги, были изуродованы проказой, и он создавал свои совершенные творения передвигаясь на коленях, и прикрепляя инструменты к перчаткам, специально сделанными его учениками. Невероятно осознавать всё это, когда смотришь на каждую фигуру — Иисуса, учеников, судей, палачей… В очередной раз убеждаешься, на что способен человеческий гений, какие неземные силы и таланты в нём заложены.
И наконец, после очередных горных извилин дорог и непроглядного тумана, — мы в гостинице Рио, при аэропорту, откуда должны разлететься по своим городам и странам. Просто-напросто не доверяя уже ничему, я выехал в аэропорт, который высился совсем рядом, за пять часов до вылета, понимая, что это глупо, но что-то внутри мне подсказывало, что не очень. Опять лил тропический ливень, и я напрасно вглядывался во все знаки на дороге, ища указатель на компании машин для аренды. Совершив десятый круг вокруг аэропорта, я начал понимать, что эта страна без боя меня не отпустит. Причём в международном аэропорту, снаружи, на всех улицах и полосах движения не было ну ни одного знака на английском. И хоть бы одно название на португальском мне хотя бы что-то подсказало! Ни одного символического рисунка машины, которую возвращает компании усталый, но пресыщенный впечатлениями благодарный гость из далёкой страны. Раз пять я заехал прямиком на участки строительства, по окна увязнув в бетоне и глине, а затем, стеная от досады, пропускал колонны тягачей, облепляющих мою машину грязью из-под огромных колёс. Увидев сквозь стену дождя полицейского, я ринулся к нему как к родному. Надо ли говорить, что он жестами мне объяснил как ехать, и что я попал на очередной строительный полигон. До вылета оставалось менее часа, и это уже было не смешно. Я плюнул на всё и вся, подогнал машину к первому возникшему в стене дождя серому терминалу, и начал выгружать свой багаж, в мгновение промокнув до нитки. Мне было всё равно, что машина брошена где попало, — я просто хотел улететь, и успеть на пересадочный рейс из Панамы в Чикаго. Регистрация багажа была уже закрыта, но я, как бывалый русский турист (проживший почти 30 лет в США), пролез через все ленты-загородки, и на двух языках вперемешку с жестикулированием молил отправить меня домой. Общение с бразильскими нищими не прошло даром, и, вероятно, вид мокрого как курица человека, даже не умеющего изъясняться на единственном нормальном португальском, растопило чьи-то сердца, так как пишу я эти строки уже из дома, чему до сих пор поверить не могу.
Вот, пожалуй, и всё. Если кто захочет со мной в Бразилию — милости прошу, но только не в Сальвадор, а к индейцам Амазонии. Там всё просто, спокойно и понятно, и уж точно не будешь ожидать подвоха ни от кобры с анакондой, ни от крокодила с пираньей. Так что до встречи!