В 2008 году у нас на работе один коллега отправился в США по дешевому спецпредложению. И я, посмотрев, как легко он получил американскую визу на 10 лет, решил тоже сделать себе такую же. Так, на всякий случай, чтоб была — сам я туда ехать пока еще не собирался.
Вообще, надо сказать, в 2001 году я уже американскую визу получал, правда потом американцев обманул — визу получил, а сам не поехал:) Тогда мне пришлось три раза ездить из Нарвы в Таллин: первый раз, чтобы сдать документы, второй раз, чтобы забрать их после рассмотрения, и третий — чтобы пройти интервью. Визу мне тогда вклеили в тот же день, вечером. Была она всего на год, и обстоятельства сложились так, что в этот год я никуда не поехал. Плюс еще и 11 сентября там случилось. Виза пропала.
В этот раз все оказалось проще. Мне надо было зарегистрироваться на сайте посольства США в Таллине, заполнить и распечатать одну электронную анкету, которую заполняют все, и еще одну, которую заполняют только мужчины призывного возраста. После этого на том же сайте я зарегистрировался на собеседование, свободное время у них оказалось примерно через три недели после даты регистрации. Да, еще оплатил визовый сбор в сумме $120.
Из документов, подтверждающих мой социальный статус, я подготовил только письмо от работодателя, где было сказано что я работаю в крупной госкомпании много лет, имею зарплату, намного превышающую среднюю по стране, а потому намерений эмигрировать иметь не должен :)
На интервью поехал через два часа после того, как слез с московского поезда после командировки. В принципе можно было сразу поехать до Таллина, не выходя в Нарве, но я все же решил зайти домой, бросить вещи и принять душ.
У американского посольства в Таллине я не был с 2001 года. С тех пор там многое изменилось. Улицу Кентманни после 11 сентября перегородили чугунными столбами для защиты от машин с бомбистами-смертниками. У входа поставили стеклянный «аквариум» с охраной. Охранники всех приходящих заставляют выключать мобильники и вставать в очередь сбоку от «аквариума». По команде входишь внутрь и кладешь все вещи на рентген. После чего оставляешь их и идешь в посольство налегке, с одними документами. Внутри уже толпа народа сидит и смотрит CNN. Клерк в окошке проверяет, правильно ли заполнены документы, и велит сидеть и ждать, пока вызовут.
Вот так сейчас выглядит улица Кентманни в Таллине - Google Street View. Забаррикадировались - вон там и "аквариум" видно.
Консульский работник по очереди называет имена, услышав свое, надо подойти к нему в стеклянную комнатку у его окошка. Меня он сразу спросил, на каком языке я хочу общаться. По-русски говорил очень хорошо, так что начали по-русски. Первым делом он попросил приложить пальцы к электронному сканеру и снял отпечатки. Потом спросил, зачем я еду в США. Я стандартно ответил, что хочу посетить такие интересные места, как Нью-Йорк, Вашингтон, национальные парки, однако пока никаких конкретных планов, когда и куда я поеду, у меня нет. Спросил, сколько времени я проведу в США, нет ли у меня там родственников, есть ли собственность в Эстонии, и самое главное — не хочу ли я эмигрировать к ним :) Так же спросил, почему это я в прошлый раз получил визу, а не поехал. Мой ответ, что у меня изменились планы, его устроил. Все интервью шло минуты три, после чего он взял заполненную мной форму курьерской доставки и сказал, что мой паспорт с визой будет выслан мне в течение недели.
Да, в отличие от 2001 года, в этот раз я уже не мог слышать, о чем спрашивали соискателей передо мной, стеклянная дверь была закрыта. А тогда было прикольно послушать, как муж с женой на вопрос, где они работают, отвечали, что у них своя торговая фирма.
-А чем торгует ваша фирма?
-Рыбой… А еще обувью…
А двух женщин консул тогда спросил, любят ли они путешествовать.
-Конечно любим!
-И в каких странах вы уже были?
-Пока ни в каких, но вот сейчас, видите, в Америку собрались…
Не знаю, дали ли им визы. Этим я бы точно не дал :)
А паспорт мой пришел на второй день. Визу дали на 10 лет, аж до 2018 года. И вот уже сколько лет я с этой визой так и езжу.
Что самое смешное — что уже после того, как я заплатил деньги, президент Буш вдруг объявил, что визы в США для эстонских граждан отменят уже с ноября этого года :( Такой быстроты я от них не ожидал, думал, процесс этот будет тянуться еще год или два. А тут нате вам! Правда для безвизового въезда нужно иметь биометрический паспорт и перед поездкой заранее регистрироваться и получать разрешение на специальном сайте. Тем, у кого уже есть виза, этого делать не нужно и паспорт они могут не менять.
Но в тот год в США я не поехал.
Поехал в следующем, решив использовать для этого недельный зимний отпуск, который у меня был поставлен на начало декабря. Спецпредложений в тот год не было, вот разве что Finnair предлагал неплохие цены на многие свои направления, в том числе и на Нью-Йорк. В его пользу говорило и то, что вылетать можно было прямо из Таллина, а не из Хельсинки, и обходилось это даже дешевле, чем самим финнам. В итоге в конце сентября, прямо на сайте авиакомпании, я забронировал билеты Таллин — Хельсинки — Нью-Йорк по цене примерно 650 USD.
Далее был разработан маршрут. Первоначально предполагалось провести несколько дней в Нью-Йорке, на один день съездить в Вашингтон, а еще постараться вставить автобусную экскурсию к Ниагарскому водопаду. Ну то есть все, как я и планировал для поездки 2001 года. Но тут меня, как обычно, понесло. Для начала я решил продлить маршрут до канадского Торонто, благо по сравнению с 2001 годом виза в Канаду уже не требовалась. Я комбинировал разные варианты, пытаясь запихнуть в одну неделю и одно, и другое, и третье, но времени при этом катастрофически не хватало. Но потом я подумал, что ехать на север в декабре и смотреть на промерзший водопад — это не самая умная мысль. Я залез на сайт Expedia, чтобы посмотреть, нет ли каких дешевых билетов в более теплые места, и тут вдруг оказалось, что мне вполне по карману слетать в мини-круиз в Мексику, искупаться в Карибском море и посмотреть на пирамиды индейцев майя. Вобщем в итоге план получился такой: два дня в Нью-Йорке, день в Вашингтоне, три дня в Мексике, плюс день на дорогу туда и два на дорогу обратно.
Из Таллина в Хельсинки летел на винтовом ATR-72 авиакомпании FinnComm, что выполняет челночные рейсы в пользу Finnair, свозя пассажиров с окрестных городов в аэропорт Вантаа. В этой Вантее ;) я уже был в прошлом году, когда мы летали на конференцию в Москву с пересадкой в Хельсинки. И ATR-72 был тот же. Тогда я сравнил его с ПАЗиком, но теперь, на фоне Фоккера-50, на котором я недавно летал в Ригу, он мне показался уже не таким маленьким. Все-таки 68 пассажиров, 17 рядов по 4 кресла в каждом.
Посадка и высадка пассажиров в самолетах ATR-72 обычно происходит через заднюю дверь
Полет из Таллина в Хельсинки занимает всего минут 20. Как я заметил в прошлый раз, только исчезает в окошке эстонский берег, как тут же появляется финский. Однако за время полета стюардессы все же успевают разнести пассажирам по шоколадному батончику.
В аэропорту Вантаа прошелся вдоль гейтов. В основном там стояла всякая мелочь для внутриевропейских перелетов, но вот шенгенская зона закончилась, и впереди показался ОН, огромный межконтинентальный аэробус А-330, на котором мне предстояло лететь дальше.
А-330 авиакомпании Finnair. Найдено в сети
Людей в очереди на посадку было много, и загружались они долго. Но вот наконец я в салоне. На А-330 я летел первый раз, так что с интересом все осмотрел. Как оказалось, кресла в эконом-классе у Finnair стоят в конфигурации 2-4-2, а вовсе не 2-5-2, как я ожидал по аналогии с Боингом-777. У меня место 27H. На нем уже кто-то устроился, пришлось как в кинотеатре вытаскивать билеты и выяснять, кто где сидит. Выяснилось, что женщина неправильно посчитала буквы. Дело в том, что, опять же, по аналогии с Боингом-777, на центральный ряд кресел выделено сразу 5 букв, от D до H, но, поскольку у А-330 кресел в центре всего 4, буква F не используется. Да, а кресла в крайних рядах, у окон, обозначены буквами A, C, J и L. Вот так все сложно, но зато во всех самолетах кресла у прохода будут обозначены буквами C и D слева и H и J — справа. Но вот куда при такой системе делась буква I — загадка. Наверно это какой-то заговор :)
(а может это сделано специально, чтобы не путать букву I с цифрой 1)
Из предоставляемого пассажирам реквизита присутствовали только подушки и пледы. Никаких зубных щеток и шерстяных носков, как выдают на дальних рейсах некоторые авиакомпании, не было. Ну еще одноразовые наушники выдали. Правда использовать их даже и один раз проблематично. Ну вот скажите, зачем вообще нужны наушники, в которых при работающих двигателях все равно ничего не слышно???
Наконец мы взлетели, и у меня появилась возможность изучить систему развлечений, экраны которой вделаны в спинки кресел впереди сидящих. При взлете на экраны транслируют вид с установленной в носу камеры. Еще одна камера смотрит вертикально вниз и с ее помощью можно видеть, где мы сейчас летим, не выглядывая в окошко. Отдельным пунктом в меню идет демонстрация карты местности, где летит самолет вместе с параметрами полета. Поднявшись в Хельсинки, самолет пересек Ботнический залив, пролетел над Швецией и Норвегией, и полетел над океаном.
А еще в системе было много фильмов, разделенных по жанрам. Из тех, что я смотрел, была старая комедия «Один дома» и новый фильм по Дэну Брауну «Ангелы и демоны». Их-то я и пытался смотреть всю дорогу, ибо чтобы смотреть на английском что-то новое, мне надо слишком сильно концентрироваться, а в полете этим заниматься неохота.
Вскоре после взлета развезли обед. Там была лазанья и что-то еще по мелочи. Ну и бутылочка красного вина тоже полагалась, если попросишь. Все-таки приятно летать дальними рейсами, в них, в отличие от коротких, все еще кормят бесплатно. И даже поят. Вторую бутылочку тоже дали, и тоже бесплатно :)
Но есть у дальних рейсов и недостатки. К примеру, рейс Хельсинки — Нью-Йорк продолжается 8–9 часов, а за такое время, да еще и во враждебной среде ;) можно свихнуться. Чтобы этого не случилось, я снова записал себе на смартфон несколько аудиокниг. Жалко, что почти всего Фандорина я уже переслушал. Попробовал слушать «Любовницу смерти», но качество было такое, что долго я не выдержал. А «Алтын-толобас» был уже не про того Фандорина и поначалу меня не увлек. Так что пришлось переключиться на чтение исторических книг со смартфона.
Полет проходил над Атлантикой, а также над Исландией и Гренландией. И тут меня все время спрашивают, а зачем мы летели так криво, нельзя было напрямую? Приходится их каждый раз отсылать к глобусу :)
За чтением время тянулось хоть и долго, но не так долго, как без него. Вот самолет уже над Исландией. Еще немного, и мы пролетели над южной оконечностью Гренландии. Северная Америка все ближе и ближе. И вот уже полуостров Лабрадор и остров Ньюфаундленд. Теперь можно было смотреть в ту камеру, что повернута вниз, там в это время проплывали скалистые гребни канадских гор, а за ними уже виднелость устье реки Святого Лаврентия. До Нью-Йорка уже оставалось всего ничего!
Но, как оказалось, я рано радовался. Судя по той информации, что выводилась на экран, встречный ветер уже был больше 100 км/ч. И что было хуже, с каждым циклом показа летных данных он все увеличивался. Вот уже и 150 км/ч прошли, и 200, а ветер на высоте 12 километров все не унимался. Когда самолет уже летел над штатом Мэн, ветер достиг 300 км/ч. Мне уже как-то стало не по себе. Я конечно знал, что на такой высоте гораздо холоднее, чем на земле, и ветер сильнее, но не настолько же! В моем понимании 300 км/ч — это уже был ураган невиданной силы!
Когда встречный ветер достиг 350 км/ч, это перестало нравиться уже и пилотам. Судя по летным данным, самолет летел 850 км/ч, но относительно земли двигался со скоростью всего 500 с чем-то. Пилоты уж и высоту снизили с 40 тысяч футов до 36 тысяч, и направление полета поменяли, стараясь двигаться галсами, как делали раньше парусные суда, столкнувшись со встречным ветром, но все это помогало мало. Мы как ползли еле-еле, так и продолжали ползти. В итоге довольно оптимистичный estimate времени прибытия 15:30 стал постепенно смещаться ближе к 16 часам. Я даже не удержался и спросил стюардессу, насколько обычна такая скорость ветра. Она ответила, что да, в этом месте такое случается иногда, а кроме того добавила, что в Нью-Йорке нас ожидает еще и «snowstorm». Ну вот, только снега еще и не хватало…
Как я выяснил позднее, явление, в которое попал самолет, называлось «струйное течение», или по-английски «jet stream». Перетоки воздуха в атмосфере, как оказалось, носят гораздо более упорядоченный характер, нежели просто дующий в разные стороны ветер. На большой высоте огромные массы воздуха перемещаются с огромной скоростью, как по гигантским трубам. Вот в одну из таких «труб», находящуюся на северо-востоке американского континента и угодил наш самолет. Но что характерно, несмотря на такой бешеный ветер, никакой турбулентности в салоне не ощущалось, и летели мы очень гладко.
Струйное течение. Википедия. Заметьте, как раз в месте, где синяя стрелка, оно и случилось.
Что интересно, как я прочитал, струйные течения часто специально используются авиакомпаниями. Если самолет попадает в попутное течение, то это не только значительно увеличивает скорость полета и уменьшает время полета, но и существенно экономит топливо. Но вот правда в этот раз это был явно не наш случай. Может быть, на пути обратно повезет?
Но вот наконец, несмотря на встречный ветер, самолет все же добрался до Нью-Йорка и пошел на снижение. Вот и знакомый по атласу еще со школьных лет остров Длинный;) Вот только процесс посадки явно затягивался, самолет стал выделывать разные эволюции и по линии, которую рисовал на карте компьютер, стало видно, что мы описали круг.
Видимо воздушное движение в аэропорту Джона Кеннеди такое интенсивное, что прилетающим самолетам приходится ждать своей очереди прямо в воздухе.
Но вот наконец самолет снова пошел вниз. На экран, куда принудительно вывели картинку с передней камеры, было страшно смотреть. Сплошная облачность, не видно абсолютно ничего, лишь крупные снежинки летят навстречу. Но вот из-за облаков показалась хмурая земля и взлетно-посадочная полоса вдали. Еще немного, и — бубум! самолет коснулся полосы. Все! Трансконтинентальный рейс окончен, и можно расслабиться!
По прилету в Нью-Йорк я оказался в зоне прилета JFK, и мне предстояло проходить процедуру пограничного контроля. Еще я заметил, что аэропорт здесь больше похож не на аэропорт, а на какое-то «аэропуэрто» — повсюду испанские надписи, объявления по радио дублируются по-испански, а иногда так и вообще говорят только по-испански, обращаясь, видимо, напрямую к гостям из солнечных Мексики, Колумбии и разных прочих Гондурасов. А еще для общения с ними персонал комплектуют в основном всякими Чавесами и Контрерасами, разбавляя их для политкорректности неграми афроамериканцами, куда уж без них. Один из них по фамилии Kurian долго интересовался целью моего прибытия в США и тем, чем я планирую здесь заняться и какие достопримечательности Нью-Йорка собираюсь посетить. А особенно его интересовало, есть ли у меня в США родственники или знакомые, и не к ним ли я еду. Под конец беседы у всех въезжающих сканером снимают отпечатки пальцев и, заставив посмотреть в цифровую камеру, фотографируют.
Но это оказалось еще не все. После получения багажа уже упомянутый мной Контрерас, взяв мою таможенную декларацию, отправил меня на проверку багажа. Выполнял ее еще один негр афроамериканец, у которого на бедре висело нечто размерами чуть больше обычного пистолета, но чуть меньше автомата Калашникова. Ага, в Америке сразу понимаешь, что тут не Англия, и все гораздо серьезнее. Так вот, этот афроамериканец заставил открыть все сумки, прощупал все стенки, видимо выискивая, не припрятан ли у меня там где-то порошок.
Вобщем, вот такой стресс. В «Брате-2» главные герои явно легко отделались :)
Дальше надо было выбраться из аэропорта в город. Для этого надо сесть на курсирующий между терминалами поезд AirTrain и доехать на нем до станции Federal Circle.
Поезд AirTrain в аэропорту JFK. Найдено в сети
Поезд AirTrain в аэропорту JFK. Найдено в сети
Со станции Federal Circle идут бесплатные автобусы-шаттлы в гостиницы, расположеные вблизи аэропорта. До этих пор пользование AirTrain бесплатное. Но на нем же можно проехать до следующей остановки — Howard Beach, где уже находится метро и пересесть на него. В этом случае за пользование AirTrain уже придется заплатить $5.
Ну значит, приехал я на станцию Federal Circle, откуда ходят бесплатные шаттлы до гостиниц. Еще в Нарве, чтобы по прилету далеко не ездить, я заказал себе номер в одной из них, Days Inn Jamaica. На мое счастье, автобус с таким логотипом как раз стоял на остановке. Несколько минут, и я уже выгружался у входа в гостиницу.
Номер обошелся в районе 100 USD в день. Довольно дешево для Нью-Йорка, но до центра ехать далеко. Зато все удобства в номере, плюс WiFi бесплатно.
Тут я хочу рассказать про устройство американских душей. Вот сколько гостиниц я уже повидал, но нигде нет таких уродских душей, как в США. Вот и в этой гостинице душ был жестко вделан в стенку. Снять или повернуть нельзя. Чтобы включить его, надо потянуть вниз колечко на кране, который наполняет ванну. Для этого надо нагнуться, подставив под душ спину, которую и окатит из-под душа холодной водой, оставшейся в трубе. Регулировка воды тоже интересная. В стене отдельный кран. Если он повернут вправо до упора, то вода не идет. Если начать поворачивать его влево, то вода сразу начинает идти фиксированным напором, довольно мощным, и — холодная! Чтобы сделать погорячее, надо поворачивать кран дальше и этим регулировать температуру. Силу напора регулировать нельзя.
Вот примерно так выглядят американские краны и американские души. Это я уже заснял в следующий приезд и в другом отеле, но тоже рядом с JFK. Разница лишь в том, что здесь переключение с крана на душ происходит с помощью воон того шпенечка, что под краном.