В первый раз я жил в Нью-Йорке в гостинице рядом с аэропортом JFK. Дело в том, что гостиницы на Манхэттене чудовищно дорогие, а мне все равно на следующий день надо было снова лететь, отсюда и такой выбор. Минусом этого выбора стало то, что добираться до Манхэттена тут приходится довольно нетривиальным способом. Сначала на бесплатном шаттле доезжаешь до любого из терминалов аэропорта. Там садишься на AirTrain и едешь до конечной станции Howards Beach или Jamaica Station. На конечной садишься уже на обычное метро и едешь в центр. AirTrain, покуда на нем катаешься вокруг аэропорта, бесплатен, если же едешь на нем до метро, стоит 5 долларов. Еще 2.25 стоит билет на метро. Причем никаких зон в Нью-Йорке нет, и за эти деньги едешь, куда хочешь, хоть на другой конец города.
На конечной AirTrain’а сразу все и оплачиваешь. Можно купить общий билет за 7.25 и пройти к поездам метро, а можно оплатить 5 долларов и просто выйти на улицу. Поезда, кстати, на таком удалении от центра ходят очень редко.
Осмотр Нью-Йорка я решил начать с юга Манхэттэна, чтобы сначала покататься на кораблике и посмотреть на Статую Свободы, а потом двигаться на север. Сделав одну пересадку, я вылез из метро у Бэттери-парка и здесь впервые увидел американские небоскребы.
Нью-Йорк. Скан с открытки
Билеты на кораблики продают в кассах внутри замка Клинтон. Сразу предупреждают, что зайти ни на пьедестал, ни подняться к короне статуи не удастся, эти билеты надо бронировать заранее.
На посадку огромная очередь, несмотря на стужу. Движется она правда довольно быстро. Обратите внимание на памятник, что стоит как раз рядом с очередью. Он посвящен морякам гражданского флота, погибшим во время Второй Мировой Войны. Интересна история его появления. Во время войны один американский капитан оказался в плену у немцев. Немцы обращались с ним хорошо, давали читать немецкие газеты. И вот в одной из газет он увидел фотографию, на которой были сняты моряки тонущего судна. Капитан спрятал у себя эту фотографию, а уже после войны стал пытаться узнать что-то о судьбе этих моряков. Много лет ему ничего не удавалось найти, пока он не встретил другого такого же энтузиаста, который отнес фотографию в лабораторию ФБР, где с помощью спецтехники смогли прочесть название судна со спасательного курга, это был пароход Muskogee, в 1942 году пропавший в море со всем экипажем. И вот в 1991 году был открыт памятник, эскизом для которого и послужила та самая фотография.
Перед посадкой в специальном ангаре все проходят через airport-style security. Вообще после 11 сентября в США все помешаны на секьюрити. Просвечивают все сумки, личные вещи, одежду. Потом всех опять загоняют в накопитель и, когда людей накопится достаточно, грузят на очередной кораблик. Набивается столько, что как бы он не перевернулся. И это в декабре! Представляю, что здесь творится летом.
Манхэттэн остается вдали.
Первая остановка — Либерти-айленд, где и стоит статуя. Обратно можно уехать на любом другом кораблике, так что время не ограничено. Хотя если не пускают наверх, то долго там делать нечего.
На острове Либерти-айленд
Остров Либерти-айлэнд. Открытка
Вторая остановка — Эллис-айленд, известный тем, что там раньше был центр приема иммигрантов. Теперь там музей. Но мне эта тема как-то не особо близка — ни я, ни мои предки через него в Америку не уезжали — так что здесь я выходить вообще не стал.
Но зато на кораблике я первый раз купил и съел соленый кренделек Pretzel. Предвидя возможные вопросы, скажу сразу — я им не подавился:)
Подходим к пристани и ждем, пока вон тот кораблик освободит место
Первое впечатление от Нью-Йорка — это запахи! Как же вкусно здесь пахнет уличная торговля!
У замка Клинтон группа негров веселила народ какими-то акробатическими трюками. Вокруг собралась толпа туристов в надежде увидеть что-то интересное. Но когда я подошел, представление уже закончилось. Негры стали обходить толпу с шапками. Я еще ни разу не видел, чтобы толпа рассасывалась с такой скоростью:)
А это памятник иммигрантам. Автором идеи стал американский миллионер Самуэль Рудин, чьи родители приехали в Америку через иммиграционны пункт, который тогда располагался как раз в этом месте, в замке Клинтон, что на заднем плане.
Живая статуя и парковый рейнджер
Поначалу подумал, что это за криминальная компашка с мешками наворованного добра, и вообще, куда смотрит полиция.
Но потом оказалось, что это просто уличные торговцы так перевозят свой товар. В развернутом виде это выглядит более респектабельно.
Дальше пошел по Бродвею на север. Он, как оказалось, начинается прямо здесь, на площади Боулинг-грин. Площадь эта, кстати, известна тем, что на этом месте состоялся исторический торг между голландскими негоциантами и местными индейцами, в ходе которого остров Манхэттэн был продан европейцам за набор стеклянных бус и другую шнягу общей стоимостью 24 доллара.
У дома номер 26 стоит огромный бык. Он символизирует силу и напор биржевых игроков с расположенного неподалеку Уолл-стрита, играющих на повышение. Мне всегда казалось, что там стоит общая скульптура из быка и медведя, но медведь нигде обнаружен не был. Был только бык с огромными гениталиями, у которых очень любят сниматься туристы:)
Больше всего туристы любят сниматься сзади:)
А чуть поодаль на улице Уолл-стрит находится и сама Нью-Йоркская фондовая биржа. Напротив нее банкиры как раз устанавливали елку. Вообще конечно классический фасад с колоннами довольно странно смотрится в окружении современных небоскребов.
Здание Федерал-холл. На этом месте стояло здание, где прошла инаугурация первого президента США Джорджа Вашингтона. Современное здание построено в 1842-м году для Таможенного управления. Сейчас здесь музей, а у входа стоит памятник Джорджу Вашингтону.
Еще одно «культовое место» — так называемый Ground Zero, где до 11-го сентября стояли башни-близнецы ВТЦ. На тот момент (2009) там шла стройка. Сейчас на этом месте мемориал, а рядом воздвигли новый небоскреб взамен взорванных — «Башня Свободы».
Станция метро напротив Граунд Зеро. Изнутри выходит пар.
Ну и раз зашла речь о метро, то сразу несколько наблюдений —
Метро здесь очень неглубокое! Настолько неглубокое, что когда идешь по Бродвею, через вентиляционные люки слышно, как грохочут поезда!
Никакого декоративного оформления! Все просто и предельно функционально. Своды поддерживают обычные металлические балки, сверху могут висеть какие-то провода, а стены отделаны обычной плиткой, как в подземном переходе. Да собственно и в Европе все так же. (следующие три фотографии найдены в сети)
Система движения несколько запутанная. В отличие от России, где на каждом перроне поезда идут по одной линии в обоих направлениях, здесь на одном перроне обычно останавливаются поезда нескольких линий, идущих в одном направлении. Их значки всегда вывешивают у спуска в метро рядом с названием станции, выглядит это примерно так —
У каждой платформы вывешены запутанные правила движения поездов. Что-то типа «днем здесь едут экспрессы 1 и 2, а ночью, чтобы доехать туда и туда, садитесь на обычные поезда 3 и 4». Как различать обычные поезда и экспрессы, я так и не понял. Обычно о том, что сел в экспресс, я узнавал тогда, когда он не останавливался на нужной мне станции, а пролетал мимо.
А еще здесь у каждой станции просто дикое количество выходов! Соответственно, входы в метро на Манхэттене буквально на каждом шагу. На какой-то станции видел очень прикольную карту. Там на карту города наложены контуры станций метро, так что сразу становится видно, где конкретно какая станция находится и какого она размера. Ну, а поскольку входов в метро очень много, а места мало, сами входы очень узкие. Иногда настолько узкие, что их можно спутать со входом в подвальный магазин или бар!
Еще в метро запомнилась одна социальная реклама. На плакате изображен политкорректный афроамериканский мальчик, не то скучающий, не то вовсе спящий на уроке. Надпись рядом гласит: «Ваш ребенок может получить в школе пятерку. А потом заразиться гриппом. Половина родителей в Нью-Йорке не может позволить себе остаться дома с больным ребенком! А у полутора миллионов вообще нет права на оплачиваемый больничный! Мы должны это изменить!»
Вот такая суровая жизнь в Америке. У нас здесь в Европе практически социализм с нашими больничными листами. И обязательных 4-недельных отпусков, насколько я знаю, в США тоже нет.
Асфальт — стекло.
Иду и звеню.
Леса и травинки —
сбриты.
На север
с юга
идут авеню,
на запад с востока —
стриты.
В.Маяковский, «Бродвей» (1925)
На Бродвее. St. Paul’s Chapel 1766-го года
От Уолл-стрита Бродвей вывел меня к небоскребу Вулворт-билдинг. И вот тут знаете, что хочется сказать про небоскребы? Поражают в Нью-Йорке отнюдь не они сами по себе, сейчас небоскребом уже никого не удивишь. Поражает то, когда они были построены! Вот, к примеру, этот самый Вулворт Билдинг построили почти сто лет назад, в 1913 году!
Бродвей сдурел.
Бегня и гулево.
Дома
с небес обрываются
и висят.
Но даже меж ними
заметишь Вульворт.
Корсетная коробка
этажей под шестьдесят.
В.Маяковский, «Барышня и Вульворт» (1925)
От Вулворта Бродвей уходит влево, а направо открывается вид на знаменитый Бруклинский мост. Удивительно — его строительство было завершено в 1883-м году! Я конечно не удержался и прошел по нему туда и обратно, дойдя почти до самого Бруклина. Как оказалось, пешеходы и машины там двигаются на разных уровнях — дорога снизу, а сверху променад для пешеходов и велосипедистов.
Я горд
вот этой
стальною милей,
живьем в ней
мои видения встали —
борьба
за конструкции
вместо стилей,
расчет суровый
гаек
и стали.
В.Маяковский, «Бруклинский мост» (1925)
Рядом проходит другой такой же мост — Манхэттенский. Он был построен в 1909-м году.
Как видно на фотографиях, порядок в Америке поддерживается с помощью дикого количества всяких табличек и надписей. Все вокруг у них регламентировано и расписано, где чего можно делать, а где нельзя. Также хозяева страхуются от судебных исков, развешивая предупреждения о том, что вокруг может быть горячо, скользко, холодно, жарко и т. п. :)
Еще один известный небоскреб. Огромное Муниципальное здание Манхэттена было построено в 1907–1914-х годах, чтобы вместить в себя все городские учреждения Нью-Йорка после объединения в 1898-м году пяти городских районов. Небосреб высотой в 180 метров до сих пор является одним из крупнейших правительственных зданий в мире. Считается, что именно этот небоскреб вдохновил советских архитекторов на строительство «сталинских высоток» в Москве.
От Бруклинского моста пошел на север через национальные районы — Маленькую Италию и Чайна-таун. В Маленькой Италии действительно повсюду висели итальянские флаги и вывески «Ristorante», а в Чайна-тауне на улицах действительно преобладали чайна-люди:)
В Маленькой Италии
Суровая американская парковка. Кто знает, как снимают машины сверху, не затронув нижние?
Обратно на Бродвей я вышел в районе площади Мэдисон-сквер, где стоит знаменитый «Утюг» — Flatiron Building. Поразительно — это здание построили в 1903-м году! Оно выглядит настолько ажурным, что когда его построили, люди боялись в нем жить, думали, что оно не выдержит первого же порыва ветра:)
А напротив стоит башня МетЛайф, очень красиво подсвеченная. Построили ее в 1909-м году, и в течение четырех лет она оставалась самым высоким зданием в мире, пока в 1913-м году не построили Вулворт Билдинг.
Здесь Бродвей пересекается со знаменитой 5-й авеню. По ней я и пошел дальше к высящейся уже совсем недалеко громадине Эмпайр Стейт Билдинг. После того, как террористы взорвали башни-близнецы ВТЦ, он снова стал самым высоким зданием Нью-Йорка. Да, а про него Маяковский ничего написать не успел, потому что в 1925 году его еще не успели построить.