Продолжаю фото повествование про пятый день в Ираке, который мы начали в городе Аль-Чибайиш.
Продолжаю фото повествование про пятый день в Ираке, который мы начали в городе Аль-Чибайиш.
В прошлый раз я начал рассказывать про «Болотных арабов» Гостеприимный Ирак ч.8 — Болотные арабы
Остались ещё снимки, немного информации и видео.
Аль-Чибайиш — город на реке Евфрат на юге Ирака и столица одноименного района, в котором живут «болотные арабы» племени бени-исад.
Это место, где реки Тигр и Евфрат встречаются и делятся на десятки каналов, прежде чем впадать в Персидский залив.
Крупнейшая экосистема: человек живет рядом с животными, птицами и рыбой. Легенды называют эти места земным раем.
Регион был заселен 5000 лет назад, о чём свидетельствуют шумерские барельефы.
Население ведёт традиционный образ жизни — рыбалка, разведение водяных буйволов, повсеместное использование тростника.
Старейшими обитателями болот и наследниками древнейших местных традиций стал народ Маданы.
Некоторые люди живут на плавучих островах, построенных из срезанных тростников, заросших в течение нескольких поколений.
Охотятся пестрые зимородки, пасутся и плавают водяные буйволы, и люди на месопотамских болотах до сих пор живут так, как жили древние шумеры, в домах — мудхифах, построенных из тростника.
Аль-Чибайиш был предметом новаторского этнографического исследования 1955 года «Болотные жители дельты Евфрата», проведенного иракским антропологом Шакиром Мустафой Салимом.
Во время войны, когда в болотах укрылись противники прежнего режима, Хуссейн осушил болота на 90%, и около 250 000 «болотных арабов» лишились родных мест.
Так что к 2003 году население сократилось до менее чем 6000 человек.
Однако население восстановилось и увеличилось в пять раз в период с 2001 по 2009 год, когда оно достигло, по оценкам, 30 416 человек.
На сегодняшний день здесь проживает около 40 тысяч человек.
Это наша группа. Обедаем на берегу реки Ефрат.
После обеда нас прокатили на четырёх лодках по водным угодьям болотных арабов.
Поразила мечеть, которая неожиданно возникла перед нами среди камышей и проток.
Вот несколько видео фрагментов нашей прогулки на лодке.
Прощаемся с Аль-Чибайиш и едем в небольшой городок Эль-Курна.
Эль-Курна расположена в месте, где сливаются Тигр и Евфрат, образуя водный путь Шатт-эль-Араб.
Местный фольклор утверждает, что Курна была местом расположения библейского рая, Эдемского сада. В качестве свидетельства этого показывают сухое дерево, которое известно как Дерево Адама или Древо познания.
Это явно лиственное растение, а не пальма, но никто не может с уверенностью сказать, какого оно вида, и каков его возраст. Большинство источников говорят о том, что адамово дерево является разновидностью кедра, а другие называют его эвкалиптовым деревом.
В 1919 г. во время оккупации Ирака британские солдаты забрались на Дерево и сломали его. Это вызвало ярость не только горожан, но и жителей всего Ирака.
Управление военных работ приняло решение придать памятнику природы прежний вид, укрепив его ствол с помощью цемента. В 1950-х годах вокруг Дерева был разбит небольшой парк местных растений в качестве жеста доброй воли после Второй мировой войны.
В 2005 году Министерство водных ресурсов потратило 6 миллионов иракских динаров (около 5000 долларов) на создание здесь парка со столиками и зонтиками, а также пирса на берегу Тигра.
К дереву приходят как мусульмане, так и христиане, верящие, что это дерево из Эдемского сада, плоды которого ела Ева.
Фавзи Бехнам, христианский паломник, поведал: «Мы верим, что это место — Эдемский сад из Ветхого Завета». Интерес к Дереву проявляют и жители Запада. Более 40 лет назад его посетил норвежский ученый и искатель приключений Тур Хейердал.
Это дерево упоминается в книге британского путешественника Карстена Нибура в 1765 году и в документах итальянского консульства в 1781 году, а также в иранских сказках.
Под этим деревом установлен мраморный камень с надписью на арабском и английском языках: «Дерево Адама. Это благословенное место, где встречаются Тигр и Евфрат, в 2000 году до н. э. почтил своим посещением Пророк Ибрагим, мир ему, он сказал: «Скоро в этой пещере вырастет Дерево, похожее на дерево Адама в Эдемском Раю».
Ибрагим Халиль аль-Аллаф, профессор современной истории Университета Мосула, рассказывает: «Фактический возраст дерева научно не определен, но ему, по крайней мере, сотни лет. Дерево Адама — святое место для иракцев. Его посещают туристы со всей страны.
Это сухое дерево выглядит так, будто в нем нет жизни, но оно стоит уже много лет, давая людям надежду на жизнь, на устойчивость и связь между поколениями. Люди обретают уверенность и утешение, находя убежище в подобных священных вещах». Все эти кадры с местными жителями я сделал рядом с деревом Адама.
Прощаемся со священным местом и Эль-Курна. На окраине города увидел как парни играют в футбол.
В Африке иногда присоединялся к местным ребятам, чтобы немного побегать с ними. Жаль в Ираке этого не получилось сделать, хотя в Аль-Чибайише встретил вот таких позитивных пацанов.
Короче проезжаем мимо в тот момент, когда пробивается удар выше ворот.
После Эль-Курны нам оставалось добраться до финальной точки нашего иракского путешествия — города Басра. Пока ехали делал предзакатные снимки из автобуса.
Понравился вот этот кадр, где обычная, иракская семья, почти из заката, идёт с надеждой в неведомое им будущее.
Вскоре въезжаем в Басру.
А это уже вид из номера отеля.
На этом пятый день закончился. Осталось теперь рассказать про шестой, финальный день путешествия. Спасибо за внимание!
Предыдущие дни
Гостеприимный Ирак ч.1 — первые впечатления и поездка в Самарру
Гостеприимный Ирак ч.2 — Багдад
Гостеприимный Ирак ч.3 — Ктесифон и Дур-Куригальзу
Гостеприимный Ирак ч.4 — прощание с Багдадом, Киш и дворец Саддама
Гостеприимный Ирак ч.5 — исламская роскошь вечерней Кербелы
Гостеприимный Ирак ч.6 — исламские святыни городов Эн-Наджаф и Эль-Куфа
Гостеприимный Ирак ч.7 — Насирия и древний город Ур