"Взаимодействуя с людьми, помни правила трёх «Н»: — Не ты их создал такими, — Не тебе их судить, — Не тебе их переделывать… "
"Взаимодействуя с людьми, помни правила трёх «Н»: — Не ты их создал такими, — Не тебе их судить, — Не тебе их переделывать… "
В прошлый раз я вам начал рассказывать про наш пятый день путешествия. Сначала мы посетили Ур — один из древнейших шумерских городов Гостеприимный Ирак ч.7 — Насирия и древний город Ур
Далее в этот же день наша группа выехала в другое необычное место — город Аль-Чибайиш.
Аль-Чибайиш интересен тем, что здесь проживают так называемые Болотные арабы.
Город был исторически важным местом для болотных арабов и центром изготовления традиционных лодок для их водных угодий.
Болотные или озёрные арабы это жители месопотамских болот низовий Тигра и Евфрата, на юго-востоке Ирака, вдоль границы с Ираном.
Сами себя болотные арабы именуют как — маадан. Состоят они из различных племенных объединений, таких как Аль Бу-Мухаммад, Ферайгат, Шагбана, Бани Лам.
Мааданы создали уникальную культуру, сосредоточенную на природных ресурсах маршей (категория водно-болотных угодий, периодически затопляемая водами близлежащего водоёма).
В Ираке 6 объектов ЮНЕСКО. Пятый из них по счёту называется «Месопотамские болота и руины древних городов Месопотамии (Ур, Урук и Эриду)». Так что любителям всемирного наследия нужно обязательно тут побывать.
Нам предложили прогулку по речным болотам на лодках.
После пустынных пейзажей, которые мелькали за окном автобуса, оказаться на воде было контрастно.
Мы плыли по большим и малым затокам.
Прикольно было как на широких участках, особенно на скоростных поворотах, так и в узких протоках болот.
Короче, понравилось всем.
В это наш брутальный иракский гид.
Общество болотных арабов разделено на две основные группы по роду занятий. Одна группа разводит водяных буйволов, в то время как другие выращивают такие культуры, как рис, ячмень, пшеница и негритянское просо; они также держат немного овец и крупного рогатого скота.
Некоторые ветви мааданов являются кочевыми скотоводами, возводящими временные жилища и перегоняющими буйволов по болотам в зависимости от сезона.
В конце XX века в жизнь болотных арабов вошло третье основное занятие — плетение тростниковых циновок в коммерческих масштабах.
Хотя они часто зарабатывали гораздо больше, чем работники сельского хозяйства, на ткачей смотрели свысока как мааданы, так и крестьяне; однако финансовые проблемы привели к тому, что эта профессия постепенно получила признание как респектабельная.
Большая часть болотных арабов является мусульманами-шиитами, хотя в болотах встречаются небольшие общины мандеев, говорящих на мандейском языке (часто работающих строителями лодок и ремесленниками).
Длительная связь жителей с племенами в Персии, возможно, повлияла на распространение шиитской версии ислама в болотах.
Как и в большинстве племён южного Ирака, главным авторитетом является шейх племени. По сей день он собирает дань со своего племени, чтобы поддерживать мудхиф, гостевой дом племени, который действует как политический, социальный, судебный и религиозный центр мааданов.
Происхождение мааданов всё ещё представляет определённый интерес. Британским колониальным этнографам было трудно классифицировать некоторые социальные обычаи мааданов, и они предположили, что они могли возникнуть на Индийском субконтиненте.
Многие учёные считают, что мааданы происходят от древних шумеров, исходя из исторических и генетических связей между болотными арабами, основанных на общих методах ведения сельского хозяйства, а также методах строительства домов и месте проживания шумеров, владевших Междуречьем многие века, прежде чем смешаться с аккадцами и образовать народность вавилонян.
Однако письменных свидетельств о болотных арабах не существует до IX века, о шумерах же информация теряется примерно к 1800 году до н. э., примерно за 2700 лет до первого письменного упоминания мааданов, хотя известно, что они проживали там и до их первого письменного упоминания.
По большей части, культура современных мааданов имеет много общего с культурой пустынных бедуинов, которые пришли в эти земли после падения Аббасидского халифата, поэтому вполне вероятно, что бедуины сыграли определённую роль в их этногенезе.
Болотная среда означает, что некоторые болезни, такие как шистосомоз и малярия, являются эндемичными; сельское хозяйство и дома мааданов также подвержены периодическим засухам и наводнениям.
После обретения страной независимости активное развитие сельского хозяйство Ирака потребовало обводнения обширных засушливых территорий за счёт отбора части стока воды из русла рек Тигр и Евфрат.
В годы правления партии Баас и Саддама Хусейна началась реализация нескольких обширных мелиорационных проектов, что привело к планомерному понижению уровня воды в болотах в течение следующего десятилетия.
Кроме того, в 1985 году было проведено целевое осушение части болот, на территории которых были обнаружены месторождения нефти.
Недовольство местного населения проведением этих работ вылилось к середине 1980-х годов в антиправительственное восстание под руководством одного из племенных вождей. Впоследствии через месопотамские болота пролегал фронт Ирано-иракской войны.
По разным оценкам, к 2003 году только 1600 болотных арабов всё ещё жили на болотах. По данным ООН, численность болотных арабов, которых в 1950-х годах насчитывалось около полумиллиона, в Ираке сократилась до 20 000 человек.
По другим оценкам, от 80 000 до 120 000 человек бежали в лагеря беженцев в Иране. Подробнее можно прочитать здесь в разделе «Осушение болот».
На этом пока всё. Спасибо за внимание. Продолжение следует…
Предыдущие дни
Гостеприимный Ирак ч.1 — первые впечатления и поездка в Самарру
Гостеприимный Ирак ч.2 — Багдад
Гостеприимный Ирак ч.3 — Ктесифон и Дур-Куригальзу
Гостеприимный Ирак ч.4 — прощание с Багдадом, Киш и дворец Саддама
Гостеприимный Ирак ч.5 — исламская роскошь вечерней Кербелы
Гостеприимный Ирак ч.6 — исламские святыни городов Эн-Наджаф и Эль-Куфа