Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был сегодня 8:40
Улетел, но обещаю вернуться…

Эльтон — Россия Май 2023

«Пусть каждый восход солнца сулит больше надежд, а каждый закат — больше мира» Умайр Сиддики

Автопробег мечты, день 6 — закат на озере Эльтон

Рассказ про шестой день путешествия пришлось разделить на три части, поскольку были как раз три разноплановые достопримечательности. Первая это озеро Баскунчак в Астраханской области Автопробег мечты, день 6 — озеро Баскунчак

Вторая достопримечательность — гора и заповедник Большое Богдо Автопробег мечты, день 6 — Большое Богдо

Автопробег мечты, день 6 — закат на озере Эльтон

Далее на станции Верхний Баскунчак мы сели на поезд и поехали в Волгоградскую область. В пути два раза пересекали границу Казахстана. На ж/д станцию Эльтон прибыли примерно через час.

Потом заселение в санаторий «Эльтон». Он находится в 6 километрах от озера и работает с 1945 года. А сам грязевой и бальнеологический курорт функционирует на озере с 1910 года.

Автопробег мечты, день 6 — закат на озере Эльтон

В санатории нам провели интересную экскурсию и показали экспонаты местного мини-музея.

После ужина мы отправились на озеро. Серия материалов называется «Автопробег мечты». До этого момента все посещённые места и достопримечательности я конечно очень хотел увидеть, но именно озеро Эльтон было той самой мечтой.

Автопробег мечты, день 6 — закат на озере Эльтон

Эльтон был интересен мне не только с природной и геологической точки зрения, но и как место для красивых фотографий. Хотя в поездку я взял с собой только телефон и конечно на суперские кадры не рассчитывал.

Как только мы приехали на озеро, то увидели немножко солнца, выглядывающего из-за тучи. Я был рад и этому, поскольку переживал из-за дождя и пасмурной погоды.

Автопробег мечты, день 6 — закат на озере Эльтон

Ну и самое главное в это время Эльтон был покрыт рапой — насыщенным солевым раствором. Благодаря тонкому слою рапы получаются зеркальные снимки.

Отсутствие дождя конечно это хорошо, но честно скажу я мечтал о большем и после первоначальной радости был немного расстроен. Но, мои мольбы снова дошли до адресата и спустя несколько минут начался вот такой закат.

Автопробег мечты, день 6 — закат на озере Эльтон

Эх, пожалел о том, что не взял зеркалку. Я люблю не только пейзажные снимки, но и, например силуэтные. С помощью телефона должного качества не сделать.

Но, должен отметить, что и на камеру телефона несколько фото получились яркие.

Автопробег мечты, день 6 — закат на озере Эльтон

А теперь общая информация и остальные мои снимки.

Эльтон — солёное бессточное самосадочное озеро на севере Прикаспийской низменности. В некоторых дореволюционных русскоязычных источниках описывается как Елтон.

Автопробег мечты, день 6 — закат на озере Эльтон

Крупнейшее озеро области и самое большое по площади минеральное озеро Европы (одно из самых минерализованных в мире).

Озеро играет важную роль как место остановок во время осеннего пролёта мигрирующих птиц, особенно куликов и журавлей.

Автопробег мечты, день 6 — закат на озере Эльтон

Название, возможно, произошло от монгольского (калмыцкого) «Алтын-Нор» — золотое дно, этой версии придерживался естествоиспытатель П. С. Паллас в 1773 году, а также версия приводилась в 1804 году словаре А. Щекатова под названием «Элтонское озеро».

По другой версии было названо в честь английского лейтенанта Джона Эльтона — члена Оренбургской экспедиции В. Н. Татищева, которая должна была обследовать степные районы России.

Автопробег мечты, день 6 — закат на озере Эльтон

Озеро Эльтон было известно ещё задолго до того, как стало популярным курортом. Уже во времена Ивана Грозного, после завоевания им Астраханского ханства, началась регулярная добыча соли на соляных озёрах тех мест.

В то время слава астраханских соляных озёр была столь велика, что породила фантастические рассказы об их неисчерпаемости и высоком качестве соли.

Автопробег мечты, день 6 — закат на озере Эльтон

Наиболее активно разработкой соли занялись во времена императрицы Елизаветы Петровны.

В эти годы были проложены два соляных тракта от озера Эльтон до Николаевской слободы и до Покровской слободы, по которым вывозилась соль в российские губернии.

Автопробег мечты, день 6 — закат на озере Эльтон

24 февраля 1747 года Правительствующий сенат издал указ об учреждении комиссарства по добыче соли на озере Эльтон.

С 1865 года государственная добыча соли была остановлена и передана в руки частных предпринимателей. Большинство из них ринулось на озера Эльтон и Баскунчак.

Автопробег мечты, день 6 — закат на озере Эльтон

Из-за больших нагрузок и неплановых разработок, длившихся более века, в конце 1880-х годов отработка соли была там прекращена. Приблизительно с этого времени можно начинать отсчёт курортного предназначения озера.

Сегодня озеро представляет собой впадину между крупными соляными куполами на крайнем северо-востоке Прикаспийской низменности.

Автопробег мечты, день 6 — закат на озере Эльтон

Площадь — 152 км², форма приближена к кругу. Площадь водосборного бассейна — 1640 км².

Глубина — 5–7 см летом; до 1,5 м весной. Уровень на 15 метров ниже уровня моря. Питание в основном снеговое, через 7 минерализованных рек. На дне выходы солёных источников.

Автопробег мечты, день 6 — закат на озере Эльтон

Озеро заполнено насыщенным солевым раствором (рапой), который весной распресняется.

Минерализация составляет 200–500 г/л. В воде содержатся водоросли Dunaliella salina, придающие красноватый оттенок озеру. На дне озера — залежи солей (главным образом NaCl, KCl) и под ними слой минеральной сероводородной грязи.

Автопробег мечты, день 6 — закат на озере Эльтон

До 1882 года на Эльтоне велась добыча соли, в 1910 году на его берегу основан лечебный санаторий «Эльтон» (перенесён на новое место в 1945 году).

В 2001 году озеро и прилегающие к нему территории целинных степей (106 тыс. га) включены в состав природного парка «Эльтонский».

Автопробег мечты, день 6 — закат на озере Эльтон

С 2019 года озеро Эльтон включено во Всемирную сеть биосферных заповедников ЮНЕСКО. Обязательно рекомендую к посещению!

На сегодня всё. Спасибо за внимание. С Эльтоном мы не прощаемся. Завтра нас ждал рассвет в этом невероятном месте.

Автопробег мечты, день 6 — закат на озере Эльтон

✔️ C картой All Airlines от Т-Банка получайте бонусы от покупки авиабилетов.