Наступил пятый день автомобильного путешествия. Мы позавтракали, собрали вещи и попрощались с гостеприимной Астраханью.
Накануне вечером и всю ночь лил дождь. Утром настроение погоды не улучшилось.
Если для города это ни сильно страшно, то для областных дорог это уже критичнее. Тем более у нас было запланировано несколько достопримечательностей, к которым можно проехать только по грунтовке.
Опасения подтвердились. К Розовому озеру дорогу размыло. Жаль очень. Хорошо, что хотя бы ранее увидели вот это бело-золотое озеро.
Мы выдвинулись ко второму месту. От асфальта несколько километров по грунту. Может и проехали бы по грязи, но рисковать не хотелось, мы все в чистой одежде, в группе девушки.
В итоге организатор путешествия Денис быстренько договорился с местным жителем и нас семерых туристов на УАЗ Патриот доставили в целости и сохраности в нужную точку. Девочки в салоне, мальчики в открытом кузове. На память сохранились веселые видео как мы подпригиваем по кочкам.
А приехали мы сюда. На удивление, земля здесь была всего лишь влажная. Видимо нахождение на открытой высоте и присутствие ветра быстро решают проблему с последвиями дождей.
Достопримечательность называется Сарай-Бату. Это туристический центр, посвящённый истории и культуре золотоордынского ханства, расположенный в Харабалинском районе Астраханской области, близ села Селитренное, в местах, где в действительности находилась древняя столица Сарай-Бату.
Исторически по этим местам проходил Великий шёлковый путь, по которому караваны везли товары из Европы в Азию и обратно.
Город основан чингизидом Батыем в начале 1250-х годов. Первое упоминание в источниках относится к 1254 году — в книге францисканца Рубрука «Путешествие в восточные страны» («новый город, построенный Бату на Этилии»).
Вначале это была ставка кочевья, со временем переросшая в город.
Сарай-Бату был главным политическим центром Золотой Орды, но экономическим центром, вероятно, стал не сразу. Первые монеты были выпущены здесь примерно через 30 лет после основания, около 1282 года, при хане Туда-Менгу.
Сарай-Бату протягивался вдоль левого берега реки Ахтубы на 10–15 километров.
Площадь его, по оценке Ф.В. Баллода, составляла около 36 км², что может быть достоверным, только если учитывать окружавшие собственно город поместья и усадьбы; городские кварталы, по современным археологическим данным, занимали площадь примерно равную 10 км².
В Сарай-Бату проживало около 75 тысяч человек. Население было многонациональным: здесь жили монголы, кипчаки, черкесы, русские, булгары, византийцы.
Каждая этническая группа селилась в своём квартале, где было всё необходимое: школа, церковь, рынок, кладбище.
В городе имелись кварталы ремесленников: гончаров, ювелиров, стеклодувов, косторезов, литейщиков и кузнецов. Дворцы и общественные здания возводились из обожжённого кирпича на известковом растворе, дома рядовых жителей — из сырцового кирпича и дерева.
В 1261 году Сарай-Бату стал центром новообразованной Сарайской епархии Русской церкви, а в 1315 году — центром католического епископства. Этот архитектурный пейзаж напомнил мне некоторые страны Африки, особено Мали.
После переноса столицы в Сарай-Берке, город Сарай-Бату пришёл в полный упадок, а многие его здания разобраны.
Кирпич и другие материалы, из которых были возведены постройки старой столицы, использовались при строительстве других городов, например, Хаджи-Тархана.
Новый Сарай-Бату был выстроен в 2011 году в качестве декораций для фильма «Орда». Также здесь были сняты некоторые сцены сериала «София» (2016).
Я фильм Орда до поездки не видел, поэтому по возвращению с удовольствием его посмотрел. Было здорово увидеть не только знакомых актёров, но и места.
Создатели фильма консультировались с учёными-историками, изучали музейные экспозиции, живопись того времени, историю костюма, планы археологических раскопок.
«Город» состоит из нескольких улиц, здесь есть дворец хана, главные резные ворота, лавочки торговцев и городская площадь. Деревянные дома залиты цементом и сверху вымазаны глиной.
В 2013 году их реставрировали, обмазывая заново. Рабочие даже повторили систему водопроводов, которая существовала в Золотой Орде: к большому колесу были привязаны кувшины, они наполнялись речной водой по мере движения колеса.
Короче достопримечательность достойная. Будете в тех краях, обязательно посетите.
А мы прощаемся с аутентичным комплексом Сарай-Бату и едем дальше. Впереди короткое знакомство с городом Ахтубинск.
Расположен в северной части области на левых берегах рукавов Волги: А́хтубы, Владимировки и Калмынки, в 292 км к северу от Астрахани.
Ахтубинск образован в 1959 году путём объединения села Владимировка, посёлков Петропавловка и Ахтуба, а также авиационного военного городка.
Население города чуть более 35 тысяч человек.
Градообразующим учреждением Ахтубинска является Государственный лётно-испытательный центр им. В. П. Чкалова.
Во Владимировке сохранилось несколько старинных зданий. Наиболее интересными примерами архитектуры той эпохи являются купеческие дома и лавки, административные здания и здания учебных заведений.
В центре города расположен парк культуры и отдыха имени В.П. Чкалова. Здесь установлены скульптурные памятники Чкалову (открыт в 2010 году) и памятник Булату Окуджаве (открыт в 2018 году).
По памятникам и скульптурам в центре Ахтубинска раздолье.
Я любитель этого направления, поэтому только их в основном и фотографировал.
Центр Ахтубинска в последние годы неплохо украсили.
На двух аллеях много подобных деталей, украшающих город. Мне понравилось.
Из наиболее известных памятников Ахтубинска можно выделить мемориальный комплекс «Крыло Икара» берегу реки Ахтуба, посвящён погибшим летчикам-испытателям.
Близ комплекса находится самолёт-памятник Су-22 — советский истребитель-бомбардировщик, разработанный в первой половине 1960-х годов.
Установлен по указанию начальника 1-го управления ГК НИИ ВВС Героя Советского Союза полковника В. В. Мигунова в 1983 году.
Ещё одна знаменитая композиция Ахтубинска это памятник «Мы победили!». Посвящён бойцам 902-го стрелкового полка и их помощникам верблюдам.
В фильме «Фронт в тылу врага» есть такой момент: пара верблюдов тянет пушку. «Откуда верблюды?», — спрашивает один из героев. «С Баскунчака», — отвечают ему. В архивах минобороны были найдены документальные подтверждения этому факту.
Ну, и конечно, почти в каждом городе России пока ещё сохранился памятник Ленину. Пополнение в мою коллекцию И Ленин — такой молодой! часть 2
День близился к закату, поэтому мы покидаем Ахтубинск и выезжаем на ночлег в финальную точку дня — озеро Баскунчак. Так что на сегодня всё! Спасибо за внимание. Продолжение следует…