Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был сегодня 17:09
Посетил 4 Южно-Уральские столицы, лечу домой!

Нижний Баскунчак — Россия Май 2023

Природа как облако: она постоянно меняется, при этом оставаясь собой. В. И. Вернадский

Автопробег мечты, день 6 — Большое Богдо

Продолжаю рассказывать про шестой день автомобильного путешествия по трём южным субъектам России: Калмыкия, Астраханская и Волгоградская области.

Утро началось для нас на озере Баскунчак Автопробег мечты, день 6 — озеро Баскунчак

Автопробег мечты, день 6 — Большое Богдо

Далее нас ждала встреча с Большим Богдо. Данный объект располагается на территории Богдинско-Баскунчакского заповедника.

Мне это природно-геологическое место очень понравилось.

Автопробег мечты, день 6 — Большое Богдо

Ещё и прекрасная погода со своими белоснежными облаками поспособствовала этому восприятию.

Гора Большое Богдо — высокий вытянутый холм (соляной купол) в Ахтубинском районе Астраханской области, самая высокая точка Прикаспийской низменности, высотой 152 метра над уровнем моря.

Автопробег мечты, день 6 — Большое Богдо

«Богдо» — традиционная форма русской передачи монгольского (калмыцкого) термина, обозначающего «великий» или «святой».

Уточнение «Большой» или «Большое» даётся для различения с располагающейся в смежном районе Казахстана (Западно-Казахстанская область) горы Малый Богдо, находящейся в 40 км к северо-северо-востоку и имеющей отметку высоты вершины всего 37,5 м над уровнем моря.

Автопробег мечты, день 6 — Большое Богдо

Подножие горы Богдо скрыто шлейфом осыпей, которые сформировались в процессе выветривания.

На скалистых обрывах юго-западного склона можно видеть эффектные формы выветривания песчаников и других пород палеозойского возраста.

Автопробег мечты, день 6 — Большое Богдо

Наличие неглубоких пещер, каменных ниш и столбов, карнизов и многочисленных углублений, похожих на гигантские соты, сделало Большое Богдо звучащей горой.

Явление объясняется колебаниями воздуха между каменными столбами, сквозняками в сообщающихся пещерах. Поэтому в народе юго-западный склон называют «Поющие скалы».

Автопробег мечты, день 6 — Большое Богдо

Исследования горы Большое Богдо впервые начались в 1769 году C. Г. Гмелиным.

В 1774 году продолжены П. С. Палласом, который впервые для России нашёл там присутствие триасовых геологических отложений в виде раковин цератитов.

Автопробег мечты, день 6 — Большое Богдо

В 1854 году гора изучалась экспедицией И. Б. Ауэрбаха. Он установил её географическое положение и привёз в Санкт-Петербург образцы серы и ископаемой фауны. Установил наличие здесь известняка, глин, гипсов.

В 1926 году состоялась первая самостоятельная экспедиция в Прикаспий на гору Большой Богдо будущего учёного и писателя-фантаста Ивана Антоновича Ефремова (1908–1972) на одно из первых открытых в России местонахождений остатков нижнетриасовых земноводных — лабиринтодонтов.

Автопробег мечты, день 6 — Большое Богдо

На тот момент ему было всего 18 лет. Это реальное событие потом легло в основу одного из его первых рассказов «Белый Рог».

У подножия горы лежит озеро Баскунчак, его уровень на 21 метр ниже уровня моря.

Автопробег мечты, день 6 — Большое Богдо

Высота горы увеличивается с каждым годом примерно на 1 мм из-за выпирающего соляного купола.

В окрестностях горы Большое Богдо и озера Баскунчак имеются карстовые воронки, котловины, провалы и пещеры протяжённостью до 1,5 км (Баскунчакская пещера).

Автопробег мечты, день 6 — Большое Богдо

Гора Большое Богдо священна для некоторых калмыков. Они верят, что она освящена Далай-ламой и приходят ей поклоняться. В начале XX века на вершине горы располагалось буддийское обо и изваяние Белого Старца.

По одному преданию, гора Богдо образовалась из священного камня, который принесли калмыки-пилигримы с далёких гор Тянь-Шаня.

Автопробег мечты, день 6 — Большое Богдо

Академик Самуил Гмелин записал другое предание. Согласно ему, гора Большое Богдо стояла на берегах реки Урал, но двое святых калмыков решили перенести её на берега Волги.

После долгих постов и молитв, калмыки взвалили её себе на плечи и понесли по нескончаемым знойным степям.

Автопробег мечты, день 6 — Большое Богдо

Но в голове одного из них мелькнула греховная мысль и он упал под тяжестью ноши. Гора придавила его и окрасилась кровью, отчего одна её сторона красная до сих пор.

Гора Богдо является единственным в России местообитанием пискливого геккончика.

Автопробег мечты, день 6 — Большое Богдо

Учитывая важность сохранения здесь самобытного животного и растительного мира, Богдинско-Баскунчакский природный комплекс объявлен заповедником, где на площади 53,7 тыс. га установлен специальный природоохранный режим.

Классический маршрут восхождения — Эколого-туристический маршрут № 2.

Автопробег мечты, день 6 — Большое Богдо

От юго-западного склона горы Большое Богдо, вдоль южного склона, затем вдоль восточного склона к тропинке, ведущей на вершину горы Б. Богдо.

Далее от вершины горы до Суриковской балки, потом вдоль неё к озеру Баскунчак и затем по берегу озера до Кордонской балки. На эту прогулку у нас ушёл ровно один час.

Автопробег мечты, день 6 — Большое Богдо

Озеро Баскунчак и гора Большое Богдо обязательные достопримечательности Астраханской области. Рекомендую!

На сегодня всё. Спасибо за внимание. Прощаемся с заповедником и Астраханской областью.

Автопробег мечты, день 6 — Большое Богдо

Впереди нас ждёт самое интересное. Продолжение следует…