Турист Сергей Архипкин (Arkhip251166)
Сергей Архипкин — был вчера 15:35
Жизнь очень часто напоминает драку мартышек из-за пустого ореха - из романа "Сага о Форсайтах"

Гори, Кутаиси — Грузия Июль 2024

12-й отчет о самостоятельном путешествии в Грузию и по Югу России.

7-й день путешествия — 12 июля 2024 года (пятница).

Предыдущий отчет о нашем путешествии, можно прочитать — здесь — «Путешествуем по Грузии. От Монумента „Истории Грузии“ до крепости в Гори.»

Мы остановились в прошлом рассказе — у стен крепости Гори, где под ее стенами находится небольшой монумент Героям — Грузии.

От него уже виднелись купола главного собора Гори — это Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы.

До храма надо пройти всего 200 метров в сторону улицы Ломоури — на фото.

Собор был построен во времена Росссийской империи в 1806 -1810 году, как католический храм Святой Марии, и устоял во время землетресения в 1920 году.

В Советское время здесь был Этнографический музей этого региона, а в 1990 году собор вернули Грузинской церкви.

Внутри храма красивые фрески — над алтарной оградой — центральная фреска Богородицы — на фото

Собор открыт для посещения с 09.00 — 18.00. Вход свободный.

По соседству расположилась в живописном сквере — церковь Иоанна Крестителя — на фото

В 1920 году город Гори был разрушен почти полностью сильным земелересением, поэтому старинных построек, кроме крепости и собора в городе не сохранилось, преобладает советская застройка, но появились стилизированные улочки у стен крепости — сделанные под старину — на фото.

От соборов — всего в одном квартале на восток — находится Сталинский сад с красивым фонтаном — на фото

С двух сторон от Сталинского сада — проходит Сталинский проспект, на котором расположились довольно симпатичные дома сталинской постройки середины 20 века.

Именно в это время и было решено возвести здесь Музей Сталина, который виден в конце Сталинского сада — на фото

Перед основным зданием музея — видим — Дом-Музей, в котором родился Сталин — прожил здесь первые 4 года жизни с 1879 — 1883.

Над домом навес в восточном стиле, для красоты и сохранности — на фото.

Сам дом сохранился в первозданном виде.

На первом этаже жила семья, а на цокольном этаже (в подвале) была оборудована сапожная мастерская — отца Сталина.

В то время это была окраина города, а сейчас самый центр Гори.

На фоне скромной городской архитектуры самого Гори, музейный комплекс поражает своим величием.

Главное здание музея построено в 1951 году, как большой дворец — палаццо (в итальянском готическом стиле) с высокой башней — на фото.

Внутри — кругом мрамор и широкие помпезные лестницы. На первом этаже касса — здесь я купил, мне и Антону — два взрослых билента по 15 лари, Аня прошла за 1 лари. Итого 31 лари (12 долларов США).

Здесь в главном корпусе 8 залов, где показана вся история жизни Сталина.

Начиная от фото его семьи (на фото) и детских стихов Сталина.

От юношеской деятельности (с макетом подпольной типографии и картой ссылок Сталина) до главы Советского Союза с 1924 по 1953 годы.

В отдельном зале воссоздан кабинет Сталина в Московском Кремле — на фото

В музее в основном показаны заслуги Сталина и лишь пара небольших стендов о репрессиях и жертвах.

Отдельной зал посвящен Великой Отчественной войне, когда Сталин был Верховным главнокомандующим.

В последнем зале личные вещи Сталина — его парадная шинель, фуражка

и знаменитые трубки Сталина — на фото

В отдельном зале выставлены подарки Сталину — от трудовых коллективов до президентов других стран.

В траурном зале демонстрируется посмертная маска Сталина — на фото

Оценку личности Сталина дать очень сложно, что больше плюсов и минусов — я бы поставил равный счет.

Читая отзывы на Туристере, я полностью соглашусь с оценкой Сталина, который дал в своем рассказе об этом музеи и личности Сталина в истории нашей страны, автор Максим Старостин — советую прочитать его отчет — " Там помянут кремлевского горца…»,

на мой взгляд он очень правильно аргументировал свои выводы. Мне здесь нечего добавить — скажу только, что все сегоднешние внешнеполитические проблемы России — были заложены большевиками, как мина замедленного действия при создании Советского Союза в 1922 году и в 1936 году при принятии новой Конституции, когда ряд автономных республик входивших в Российскую Федерацию, получили статус союзных республик, как например Казахстан. В результате Россия, вернулась к границам 17 века, потеряв многие исконно русские города. Хорошо хоть, что создали всего 15 союзных республик, а не 120.

Отмечу еще, что Сталин не оставил нормального приемника и все последущие руководители страны, были мягко сказать " весьма посредственны»

Выйдя из музея, мы посетили еще и бронированный железнодорожный вагон Сталина, на котором он передвигался по стране и в том числе на нем посетил в 1943 году Тегеран и Ялту в 1945, когда участвовал в знаменитых конференциях с союзниками.

Внутри вагона — купе, где отдыхал Сталин, салон для совещаний (на фото), туалет, собственная ванная

После музея Сталина около 14.00, пообедали в кафе по наводке нашего водителя — брали только вторые блюда — пюре и котлеты по Горийски, лимонад — вышло около 23 лари (9 долларов США)

Далее наш путь лежал в Кутаиси, который мы проскочили и отправились сразу в монастырь Моцамета — на фото.

Монастырь находится примерно в 6 километрах от Кутаиси в красивейшем месте. Он расположен на высоком и узком скалистом мысе, который с трех сторон омывается рекой Скацители, то есть находится в ее изгибе — на фото

Получается, что монастырь как бы находится на полуострове и попасть в него можно только через узкий перешеек, по которому проходит мощеная дорожка.

В 7- 8 веке здесь было небольшое поселение и стояла церковь, но во времена арабского завоевания Грузии в 735–737 годах поселение было разрушено.

Борьбу против арабов в этом регионе возглавили князья — братья Давид и Константин. Они были схвачены арабами, подвергнуты пыткам девять дней, за отказ перейти в ислам и казнены отсечением головы. В своей последней молитве они просили бога не разлучать их и после смерти.

Тела их захоронили в уничтоженной арабами церкви на утесе, где и стоит сейчас монастрь Моцамета, а в 11 веке на этом месте и был основан монастырь, который видим сейчас.

Название монастыря Моцамета переводится, как место мучеников.

Сейчас в монастрые Моцамета находится церковь Святых Давида и Константина, колокольня, две каменные башни, две каменные ограды и каменный мост и другие постройки.

В середине 19 века монастырь был основательно перестроен — церковь стала купольной, была построена в 1846 году колокольня.

Внутри собора — красивая алтарная перегородка середины 19 века, много икон и фрески на стенах — на фото.

Справа от входа в собор — сделана платформа, на ней стоит рака с мощами Давида и Константина — их кости лежат в одной гробнице, помещенная в стеклянный саркофаг, над ней установлена сень.

Над ракой повешена на стене икона со Святыми Давидом и Константином — на фото

Под платформой сделан узкий и низкий проход, для того чтобы верующие смогли проползти под ракой святых и попросить у них помощи и заступничества.

Своими мощеными дорожками, узкими проходами, монастырь напомнил мне монастыри в Италии и может быть поэтому и понравился больше всех монастырей, которые я увидел в Грузии

После мы вернулись на стоянку, где нас ждал водитель и отправились в последнюю точку нашего маршрута — в наиболее значимый средневековый монастырь Грузии — Гелати — на фото

Гелатский монастырь возвышается на вершине холма над рекой Цхалицела и был основан в 1106 году царем Давидом Строителем в память о своих победах над турками — сельджуками, у которых он отвоевал Кахетию.

Основанный монастырь очень почитаем в Грузии и считается наиболее значимым духовным центром страны.

Внешне монастырь напоминает небольшую крепость, где внутри стен расположились три храма, выдержанных в едином архитектурном стиле.

Вот так это выглядит с высоты птичьего полета — фото из интернета (Википедии).

Главное сооружение монастыря — это собор Рождества Пресвятой Богородицы (его строили 25 лет и завершили спустя пять лет после смерти царя Давида) — на верхнем фото — он прямо в центре.

В этом главном соборе и находится могила царя Давида Строителя, великий монарх был похоронен в точности согласно своему завещанию, прямо под напольными плитами центрального входа — на фото

Этим Давид хотел смирить свою гордость и подчеркнуть важность таких добродетелей, как смирение и скромность. Люди должны были входить в Гелати, ступая ногами по могильной плите царя Давида

Считается, что именно в соборе Рождества Пресвятой Богородицы, сохранились лучшие во всем Закавказье средневековые фрески.

Сейчас внутри собор почти полностью заставлен строительными лесами (идет реставрация фресок) и мне удалось сделать фото только нескольких стен с фресками 12 века — на фото

На фресках можно увидеть сцены Входа Христа в Иерусалим, а также фрески изображающие великих грузинских монархов, в том числе Давида Строителя с макетом этого храма в руке.

Но приведу фото из интернета (Википедии) — главной фрески собора — Богоматери Никопеи с младенцем (1125 год)

На территории монастыря находится и здание Гелатской Академии — одного из крупнейших образовательных учреждений средневековой Грузии, где преподавались философия, астрономия, арифметика, геометрия, риторика и музыка — на фото.

Сейчас Академия — это огромный и почти пустой зал с каменным столом, дающий некоторое представление как это все выглядело в средневековье — на фото

На нижнем фото — храм Николая Чудотворца, который был построен позднее, в конце 12 века при царице Тамаре. Он выделяется благодаря необычному архитектурному решению — сравнительно небольшое сооружение расположилось на высоком арочном основании. Таким образом, в храм можно войти только по боковой лестнице.

Монастырь Гелати признан ЮНЕСКО — объектом Всемирного наследия.

После монастыря Гелати, мы приехали в Кутаиси и заселись в нашем отеле. На следующий день — нам уже особо не нужно было ничего штурмовать (план осмотра города — был умеренный), так как была запланирована просто прогулка по главным достопримечательностям самого Кутаиси, но об этом я расскажу в следующем рассказе, который можно прочитать - здесь - " Путешествуем по Грузии. Один день в Кутаиси. От Колхидского фонтана до храма Баграта."

Цикл материалов "Самостоятельно в Грузию и по Югу России - в июле 2024 года."

1. Путешествуем по России — один день в Волгограде
  2. Путешествуем по России — один день в Волгограде. Музей-Панорама Сталинградской битвы и Мельница Гергардта
  3. Путешествуем по России — один день в Волгограде. Дом Павлова и Мамаев Курган
  4. Путешествуем по России — один день в Минеральных Водах
  5. Путешествуем по Грузии. Военно-Грузинская дорога, Дарьяльский монастырь, Арка Дружбы и Ананури
  6. Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви в Старом городе
  7. Первый день в Тбилиси. Часть 2. От ущелья Легвтахеви до собора Сиони
  8. Первый день в Тбилиси. Часть 3. От моста Мира до проспекта Агмашенебели
  9. Путешествуем по Грузии. Ахалцихе и крепость Хертвиси
  10. Путешествуем по Грузии. Вардзия, Зеленый монастырь и Боржоми
  11. Путешествуем по Грузии. От Монумента «История Грузии» в Тбилиси до крепости в Гори
  12. Путешествуем по Грузии: от музея Сталина в Гори до знаменитых монастырей около Кутаиси
  13. Путешествуем по Грузии. Один день в Кутаиси. От Колхидского фонтана к храму Баграта

Теги: Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Самостоятельные путешествия

✔️ Т-Путешествия — Отели на сайте Т-Банка. Ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.