Турист Сергей Архипкин (Arkhip251166)
Сергей Архипкин — был вчера 15:35
Жизнь очень часто напоминает драку мартышек из-за пустого ореха - из романа "Сага о Форсайтах"

Кутаиси — Грузия Июль 2024

13-й отчет о самостоятельном путешествии в Грузию и по Югу России.

8-й день путешествия — 13 июля 2024 года (суббота)

Предыдущий отчет об этом путешествии, можно прочитать — здесь — «Путешествуем по Грузии. От музея Сталина в Гори — до знаменитых монастырей около Кутаиси.»

В этот день у нас был умеренный план, поэтому мы никуда не спешили и хорошо отдохнули с вечера, к тому же главные достопримечательности Кутаиси — это два важных для Грузии монастыря — Моцамета и Гелати (объект Всемирного наследия ЮНЕСКО) — мы осмотрели еще вчера.

КУТАИСИ — главный город в западной Грузии и столица региона Имеретия (Колхида) и один из древнейших городов Грузии и всего Закавказья.

Расположен между Тбилиси и Батуми. От Тбилиси — 230 километров, от Батуми — 150 километров.

Первое письменное упоминание о Кутаиси находим — в «Аргонавтике» у грека Апполония Родосского — во 2 веке до нашей эры.

В настоящее время население города 135 тысяч жителей (в 2024 году).

Перед Первой Мировой войной в 1914 году в Кутаиси — 58 тысяч жителей, в 1939 году — 77 тысяч и самый пик в 1990 году в Советское время — 234 тысячи.

Как видим за последние 35 лет город уменьшился почти на 100 тысяч и перестал быть вторым городом по населению в Грузии, уступив это место Батуми.

В Кутаиси у нас был гостевой дом — Guest House ELENA — его бронировал на Букинге — за две ночи (трехместный номер) обошелся нам по 14 долларов США за ночь.

Гостевой дом находился прямо в 100 метрах от первой достопримечательности, которую мы осмотрели с утра — Колхидского фонтана — на фото.

Находится Колхидский фонтан в самом центре города — на площади царя Давида Строителя. Фонтан открыт в 2011 году и выглядит очень помпезно.

Фонтан имеет круглую форму, в которой на нескольких ярусах, расположены многократно увеличенные и позолоченные копии фигурок животных, найденных при археологических раскопках древнего Колхидского царства.

Всего скульптур тридцать, их оригиналы находятся в музеях Грузии и относятся к I тысячелетию до нашей эры.

На ярусах установлены фигуры животных — льва, барана, тигра, оленя, быка, овцы.

Так фигура льва, представляет собой копию статуэтки найденной в Алазанской долине, которая датируется 3 веком до нашей эры.

Напротив фонтана — городской театр Месхишвили, построенный еще в 1861 году -на фото

Отмечу, что с 1871 по 1924 год — здесь на месте фонтана находился Собор Александра Невского, который не уступал по размерам храму Баграта (который в то время был в руинах).

Собор строили почти 20 лет с 1852 года и он был построен не в новорусском стиле, а вполне по канонам грузинского зодчества.

Приведу фото этого снесенного собора из интернета (Википедии)

В 1924 году собор разграблен большевиками и снесен, на его месте затем появился памятник Сталину, а затем его поменяли на памятник Ленину.

Сам фонтан мне понравился — его венчают фигуры коней Колхидского царя Ээта, найдены археологами возле Батуми, которые относятся ко 2 веку — на фото

А вот в Центральный городской парк мы не попали, он на реконструкции и можно увидеть только — вход — колоннаду -на фото

Обходим Центральный парк с южной стороны и идем по очень зеленому проспекту Шота Руставели

Здесь сразу увидим слева, здание Мэрии Кутаиси — на фото

А справа — Театр Оперы и Балета Кутаиси, который открыли в 1969 году.

На одной половине крыши театра, сидят львы держащие лапы на глобусе, а на другой половине — установлено 13 статуй воинов с копьями — на фото

Через дорогу сквер с интересными скульптурами.

Проспект застроен в основном старинными зданиями

Свернув с проспекта выходим к Красному мосту

Красный мост — является первым металлическим мостом не только в Кутаиси, но и на Кавказе, поэтому имеет статус памятника культурного наследия.

В 1862 году его заказали во Франции, там изготавливались его металлические части, а собирали непосредственно в Кутаиси.

С моста открываются живописные виды на домики у реки и на саму реку Риони — на фото

Река Риони — одна из крупнейших рек в Закавказье. В древности называлась Фазис. Ее протяженность 327 километров и на западе она впадает в Черное море у города Поти.

Переходим мост и далее по улице Казбеги — на холм, к главной городской достопримечательности — храму Баграта.

Надо пройти около 10 минут и немного в горку.

И вскоре уже появляется величественный храм Баграта

Храм Баграта смотрится очень эффектно. Его можно увидеть почти из любой точки в центре Кутаиси.

Но прежде чем, начать осматривать храм, мы прогулялись по остаткам крепостных сооружений, которые защищали территорию храма и царский дворец (который не сохранился)

От этих руин открывались прекрасные виды, как на сам храм Баграта, так и на весь Кутаиси, так как площадка находится на скалистом холме.

Крепостные стены — это все что осталось от цитадели, которая была здесь в 17 веке. Внутри цитадели был дворец с хозяйственными зданиями, семь крепостных башен и еще одна церковь Святого Георгия. Внутри цитедели в самом ее центре и находился храм Баграта.

Крепость в результате многочисленных войн, неоднакратно переходила из рук в руки. Так в 1674 году крепость перешла в ахалцихскому османскому паше и в дальнейшем турецкий гарнизон занимал ее почти сто лет до 1770 года.

В 1691 году в результате осады крепости, имеретинской армией грузинского царя Арчила — храм Баграта был разрушен. По одной из версии — в храме Баграта турки держали пороховой склад, который и взорвался.

После этого более 300 лет храм Баграта простоял в разрушенном состоянии — в виде руин до 2012 года.

Со стен цитадели — Кутаиси — здесь весь как на ладони — на фото

Теперь — о самом храме — храм Баграта (его официальное название — собор Успения Пресвятой Богородицы) — это один из самых больших храмов Грузии. Без пристроек — его размеры — 35 на 43 метра.

Датой завершения его постройки считается 1003 год, а начали строить примерно в 970 году.

На этом месте в результате работы археологов было установлено, что здесь находились более ранние церкви (уж больно место здесь шикарное).

Археологи нашли остатки огромной базилики — еще 6 века, считается, что она была разрушена персами в ходе Лазкой войны, которая длилась с 541 по 562 год. Так же были обнаружены следы построек более поздних соборов 7 и 8 века.

Название собор получил от имени первого царя единого Грузинского государства — царя Баграта III (960 — 1014, годы его жизни).

Он был Абхазским царем с 978 года и царем единого Грузинского царства с 1008 года.

У собора Баграта есть три пристройки, с северной, южной и западной стороны, их называют еще портиками, или воротами.

Западный и Южный портик достаточно большого размера, поэтому понадобились колонны с арками — на фото

Колоны и арки сохранили средневековую резьбу по камню 11 века — на фото

У входа в собор — небольшая колокольня

Храм Баграта — вблизи выглядит очень величественно по размерам и пропорциям

На нижнем фото — главный вход в собор

Приведу фото из интернета (Википедии), как сообор выглядел до реставрации — не было ни сводов, ни куполов, ни хоров и части стен.

А так он выглядит сейчас — июль 2024 года.

Решение о реставрации принял в 2009 году президент страны Саакашвили, считая, что национальный символ страны не должен стоять в руинах.

В 2012 году в основном была закончена реставрация всех стен и куполов. Так как фотографий и чертежей не сохранилось, то многие элементы собора восстанавливали по аналогии с другими древними храмами в Грузии.

Результатом восстановления остались не довольны многие (ЮНЕСКО и Грузинская церковь) — особенно пристройкой к собору с северной стороны лифта (он и правда здесь не уместен) — фото я не делал, да и установлен лифт у стены храма, к которой мало кто подходит.

Так же большие нарекания вызвали восстановленные хоры (галереи), которые получились уж слишком современные — они металлические и черного цвета.

Поэтому весь интерьер в соборе новодельный, но как не странно и дух какой-то старины тоже присутствует (может быть, то что это намоленное место уже более 1000 лет)

Сейчас внутри просторно и светло. В храме есть многочисленные иконы и ковчег с подаренными частицами мощей одиннадцати Святых, в том числе Георгия Победоносца и др — на фото

Сейчас восстановленный храм шестистолпный и еще две колонны поменьше под хорами

В средневековье храм Баграта был пышно украшен резьбой, мозаиками и росписями — жаль, что ничего не сохранилось.

Храм сыграл большую роль в истории Грузии — так именно здесь был коронован один из сильнейших грузинских царей — царь Давид Строитель в 12 веке.

На нижнем фото видно, где часть кладки собора новая, а где старая.

Храм действующий, здесь проходят службы и венчания.

Открыт для посещения ежедневно с 10.00 до 20.00. Вход свободный и бесплатный. Можно делать фото внутри собора.

Моя точка зрения, что действительно символы страны надо восстанавливать (по возможности в первоначчальном виде) и не оставлять руины.

Хорошим примером, являются наши дворцы полностью разрушенные нацистами в Великую Отечественную войну — возле Санкт-Петербурга (Петергоф, Царское село, Гатчина и Павловск — в них до сих пор идет реставрация и никто не спешит, что правильно и плевать на мнение ЮНЕСКО).

В целом мне восстановленный храм Баграта понравился, хотя лифт, конечно стоит убрать.

Мы же осмотрев этот важнейший храм Грузии, отправились смотреть и другие достопримечательности Кутаиси, об этом я расскажу в следующем рассказе…

Цикл материалов "Самостоятельно в Грузию и по Югу России - в июле 2024 года."

1. Путешествуем по России — один день в Волгограде
  2. Путешествуем по России — один день в Волгограде. Музей-Панорама Сталинградской битвы и Мельница Гергардта
  3. Путешествуем по России — один день в Волгограде. Дом Павлова и Мамаев Курган
  4. Путешествуем по России — один день в Минеральных Водах
  5. Путешествуем по Грузии. Военно-Грузинская дорога, Дарьяльский монастырь, Арка Дружбы и Ананури
  6. Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви в Старом городе
  7. Первый день в Тбилиси. Часть 2. От ущелья Легвтахеви до собора Сиони
  8. Первый день в Тбилиси. Часть 3. От моста Мира до проспекта Агмашенебели
  9. Путешествуем по Грузии. Ахалцихе и крепость Хертвиси
  10. Путешествуем по Грузии. Вардзия, Зеленый монастырь и Боржоми
  11. Путешествуем по Грузии. От Монумента «История Грузии» в Тбилиси до крепости в Гори
  12. Путешествуем по Грузии: от музея Сталина в Гори до знаменитых монастырей около Кутаиси
  13. Путешествуем по Грузии. Один день в Кутаиси. От Колхидского фонтана к храму Баграта

Теги: Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Самостоятельные путешествия

✔️ Т-Путешествия — Отели на сайте Т-Банка. Ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.