Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был вчера 16:30

Форт Аугустус — Великобритания Май 2024

Совершив часовой круиз по озеру Лох-Несс и посетив после него «Погребальную камеру Каирн» (Corrimony Chambered Cairn), которая как бы сродни нашим погребальным курганам, выехали дальше по его левому берегу в сторону города Инвернесс. Там, вытекающая из озера река Несси, пройдя еще несколько шлюзов, впадает в залив Морей Ферт (Moray Firth) и навсегда исчезает в северной части Атлантического океана…

Для получения полной картины побережья озера Лох-Несс, мы проедемся и по его противоположной — правой стороне. Но это будет на обратном пути после двух дней, проведенных в Инвернессе и его интересных местах на атлантическом побережье. В данном рассказе мы проопустим эту часть путешествия, а сразу, как бы не заезжая в Инвернесс, свернем на его правый берег, дорога по которому выведет нас снова в Форт-Аугустус, с которого мы начали наш вояж вокруг столь знаменитого озера.

Карта обратной части маршрута Вокруг озера Лох-Несс
Карта обратной части маршрута "Вокруг озера Лох-Несс"

Поселок Дорес — его активити и легенды

На самом торце длинной полоски озера расположился небольшой и уютный поселок Дорес (Dores), имеющий долгую историю, уходящую в глубь веков. Дорес упоминается в исторических записях с раннего Средневековья, но он, вероятно, существовал как поселение еще и до этого времени. По состоянию на последнюю перепись, его население составляет около 100 человек. Это небольшое и тихое место, привлекающее посетителей своими живописными видами на озеро Лох-Несс и уединенной атмосферой.

Поворот налево - на Дорес

Чем занимаются его жители? Прежде всего — обслуживанием сферы туризма. Немного сельским хозяйством (скот и земледелие) и рыболовством — наверное, самым популярным занятием — озеро Лох-Несс богато рыбой и многие туристы тоже не против позакидывать удочку в его воды. А вдруг клюнет и что-то такое крупное?

Северный конец озера Лох-Несс у поселка Дорес.

Ну, а какие достопримечательности в нем есть? Да, особо и никаких. Правда, многие восхищаются его песчано-каменистым пляжем Loch Ness Beach, с которого открывается уходящая вдаль панорама озера. Мало кто из туристов оставляет без внимания и традиционный шотландский паб с рестораном, расположенные прямо на берегу озера. Это популярное место для местных жителей и туристов, где можно насладиться блюдами шотландской кухни и национальными напитками, среди которых превалирует, естественно — виски.

Пляж Loch Ness Beach

Есть в поселке и памятник в честь гонщика Джона Кобба, погибшего в водах этого озера при попытке установить рекорд скорости на воде. Мемориал находится недалеко от берега и напоминает о его достижениях и трагической гибели. Он довольно простой, в отличие от того, что мы видели на левом берегу и выглядит как обычная мемориальная доска. Джон Кобб, как я уже писал ранее, был известным гонщиком, который трагически погиб на этом озере 29 сентября 1952 года.

Для туристов поселок Дорес предлагает несколько популярных и живописных пешеходных троп и велосипедных маршрутов. Отсюда начинаются походы по холмистой и покрытой лесом, местности Abriachan Forest. Так что, тем, кто любит пешеходные и велосипедные прогулки — это место — то, что надо! Ну, а для любителей делать вечерние фотоснимки заходящего солнца — лучшего места и не сыщешь!

Вокруг озера Лох-Несс. Правый, менее посещаемый туристами, берег

Для велосипедистов здесь считаются популярными маршруты «Great Glen Way» (117 км) — круговой маршрут вокруг озера, а также более короткие — «South Loch Ness Trail (45 км) и «Dores to Inverfarigaig Route» (15 км). Последний пролегает по берегу озера между поселками Дорес и Инверфаригаиг.

А какие же из пешеходных троп здесь считаются наиболее интересными? Многим нравится популярная тропа «Dores Beach Walk» — несложная 2-х километровая прогулка вдоль пляжа Дорес, которая открывает великолепные виды на озеро Лох-Несс. Для любителей более длинных дистанций с ночевками в палатках, считается интересным 45-ти километровый маршрут «South Loch Ness Trail», проходящий вдоль правого берега Лох-Несс, по которому мы и поедем, предлагая разнообразные ландшафты, включая леса, холмы и открытые пространства.

Вокруг озера Лох-Несс. Правый, менее посещаемый туристами, берег

Поселок Дорес, конечно, тоже богат легендами и историями, которых хватает и без Несси и которые привлекают туристов и исследователей со всего мира. Самыми популярными историями считаются Легенды о друидах и магии, согласно которым полагают, что в древности область вокруг Лох-Несс была заселена кельтскими племенами, в том числе друидами, которые практиковали свою магию и ритуалы в лесах и на берегах озера.

В народных преданиях также часто упоминаются сказочные существа, такие как феи и эльфы, которые якобы обитают в лесах вокруг озера и по сей день защищают его тайны. Рассказывают, что эти существа могут появляться в тумане и исчезать в воде…

Интересным направлением таких мыслей являются легенды о затонувших кораблях, кладах и даже затонувших деревнях. Согласно последним, считается, что на дне озера находятся руины древних деревень и замков, которые были затоплены в результате природных катаклизмов или боевых действий. Эти легенды подпитывают интерес к подводным исследованиям и поискам артефактов.

Вокруг озера Лох-Несс. Правый, менее посещаемый туристами, берег

Такие истории не только обогащают культурное наследие региона, но и привлекают туристов, желающих прикоснуться к древним тайнам и почувствовать дух этого необычного места.

Вот по этому берегу, полному таких древних тайн, мы и проедем от поселка Дорес до городка Форт-Аугустус по дорогам № В-852 и В-862, именуемыми на картах как General Wade’s Military Road. А вдруг наша долгожданная Несси встретится нам в водах озера, когда мы будем проезжать по этому берегу?

Итак, вперед по правой стороне озера Лох-Несс в сторону уютного и напичканного шлюзами, местечка Форт-Аугустус!

Достопримечательности дороги от Дорес

Километров через десять после Дорес, увидели до боли знакомых животных, которых встречали в больших количествах на просторах Патагонии — это были альпаки. Чуть ниже — на берегу озера стоял и небольшой отель «Balachladaich B&B Loch Ness», в котором при желании можно было бы и провести ночку-другую.

Вокруг озера Лох-Несс. Правый, менее посещаемый туристами, берег

Как рассказал нам ее хозяин, ферма «Loch Ness Alpacas» занимается выращиванием альпак, которые являются популярными животными благодаря своему мягкому и гипоаллергенному флису — мягкой и теплой шерсти. Как известно, флис альпаки — это уникальный и высокоценимый материал, который сочетает в себе природные качества, обеспечивающие тепло и комфорт, с эстетическими свойствами, делающими его идеальным для модных и практичных изделий. Был там и небольшой магазинчик с такими изделиями из их шерсти, как шарфы, шапки и одеяла.

По ферме можно было прогуляться и близко пообщаться с такими милыми и добрыми созданиями нашей Природы.

Видовая точка «Viewpoint Change House».

В Шотландии и других частях Великобритании термин «Change House» традиционно использовался для обозначения постоялых дворов или трактиров, где путешественники могли сменить лошадей и отдохнуть. Есть несколько таких домов и на нашем пути. Как правило, они в старом и традиционном для Шотландии, стиле.

Вокруг озера Лох-Несс. Правый, менее посещаемый туристами, берег

Change House в Доресе служили важным местом для остановки путешественников и торговцев, которые перемещались между поселениями вокруг Лох-Несс и дальше по Шотландии. Они обеспечивали ночлег, еду и возможность смены лошадей для тех, кто путешествовал на большие расстояния.

Change House является не только историческим памятником, но и местом, где можно приятно провести время, узнать больше о местной культуре и истории, а также насладиться красотой окрестностей озера Лох-Несс. В прошлом Change House был важным элементом дорожной инфраструктуры. Такие здания, как Change House, представляют важное культурное наследие, напоминая о временах, когда путешествия были медленнее и сложнее, и когда такие дома играли ключевую роль в обеспечении комфорта и безопасности путешественников.

Вокруг озера Лох-Несс. Правый, менее посещаемый туристами, берег

Вот на берегу озера — прямо напротив уже известных нам руин замка Уркхарт, вокруг которого и сейчас наворачивает круги экскурсионное судно, стоит информационный стенд, рассказывающий о нем (Change House) накоторые детали.

Информационный стенд  Change House

Информационный стенд Change House

В настоящее время Change House является важной исторической достопримечательностью, иллюстрирующей прошлое дорожной инфраструктуры и гостеприимства. Сегодня это место привлекает туристов, интересующихся историей и природой региона.

Вокруг озера Лох-Несс. Правый, менее посещаемый туристами, берег

Проезжая дальше по дороге В-852, делали короткие остановки у береговой линии. Пусто. Никаких признаков цивилизации, никаких развалин старых замков. На берегу — сплошная галька и буяющие желтым цветом кусты утесника или, как его называют ученые — Улекс европейский (или Английский дрок) — неприхотливого быстрорастущего кустарника, широко распространившегося по разным континентам, где он с легкостью вытесняет местные виды.

Ну, вот мы незаметно и приближаемся к концу озера, на котором стоит городок Форт-Уильям, с которого мы начали круг вокруг знаменитого на весь мир, водного пространства Лох-Несс.

Остается заглянуть к последней достопримечательности этой стороны озера — водопадам «Falls of Foyers»!

Водопады «Falls of Foyers»

К ним приводит все та же дорога В-852, по которой мы проехали вдоль берега от поселка Дорес. Оставив машину на стоянке возле отеля «Foyers House», подходим к тропе, оборудованной ступеньками и перилами, которая ведет к водопаду. Он находится как бы на одной из стенок глубокого ущелья, в котором течет его одноименная река (River Foyers).

Вокруг озера Лох-Несс. Правый, менее посещаемый туристами, берег

Перед этой тропой, находится небольшая обзорная площадка с парой скамеек, рядом с которыми стоит гранитный обелиск с названием водопада. Немного посидев и посмотрев на «окрестности Онежского озера», начинаем спускаться по дорожке вниз — к водопаду. Она довольно крутая.

Дорожка, спускаясь вниз, делает один зигзаг за другим, но конца (самого водопада) все еще не видно. И — даже его шума. Вокруг водопада находятся густые леса, которые создают атмосферу уединения и спокойствия. Территория вокруг водопада является частью большого природного парка, где можно насладиться прогулками и наблюдением за дикой природой. Говорят, что водопад Falls of Foyers вдохновлял многих поэтов и писателей, включая Роберта Бёрнса, который упоминал его в своих произведениях.

Вокруг озера Лох-Несс. Правый, менее посещаемый туристами, берег

Но вот, за очередным поворотом показалась смотровая площадка, а с нее стало видно и его — Водопад Фойерс!

Увы! То ли был «не сезон», то ли он всегда такой, но воды в нем было очень мало! Я бы даже сказал — катастрофически мало! В Одессе такое «чудо» назвали бы «Пися сиротки Хаси» …

Говорят, в сезон, водопад имеет два основных каскада. Верхний, который мы сейчас видим, падает с высоты около 27 метров, а нижний каскад добавляет к этой высоте еще примерно 9 метров. Таким образом, общая высота водопада составляет около 38 метров. Спускаться дальше — к нижнему каскаду водопада не стали (потом же надо подниматься!) — идущие навстречу туристы сказали, что там такая же «жидкая» картина.

Вокруг озера Лох-Несс. Правый, менее посещаемый туристами, берег

У этого водопада была очень «Индустриальная история» — в конце 19 века неподалеку была построена гидроэлектростанция для обеспечения энергией местного алюминиевого завода. Это была одна из первых гидроэлектростанций в мире и её строительство оказало влияние на окружающую среду. Водопад и река до сих пор используются для выработки электроэнергии, что добавляет исторической значимости этому месту.

Думаю, что в хороший сезон, когда воды в водопаде много, здесь много и туристов, наслаждающихся не только пешеходными прогулками, но и пикниками, для которых здесь оборудовано много мест. Не сомневаюсь, что водопад особенно впечатляющ в период после сильных дождей, когда поток воды становится мощным и полноводным — значит нужно приехать в эти места еще раз…

Вот и последняя видовая площадка, стоящая на дороге В-852, с которой видно начало озера Лох-Несс возле городка Форт-Аугустус. И дальше дорога, петляя в лесных дебрях, идет через них в сторону Форт-Уильям, в котором мы должны забрать нащих молодых покорителей самой большой вершины Великобритании — горы Бен-Невис…

Покорение вершины Бен-Невис

Бен-Невис (Ben Nevis) является самой высокой горой в Великобритании и имеет высоту 1,345 метров над уровнем моря. Фи! Скажет не только опытный турист, а и даже начинающий. Но с этой вершиной бывает не все так просто. Подъем на Бен-Невис специалисты считают умеренно сложным, особенно для начинающих альпинистов. Какие же основные трудности ждут здесь восходителей?

Прежде всего — Погода. Она в этих местах может быть крайне непредсказуемой и изменчивой, даже летом. Низкие температуры, сильные ветры, дождь, снег и туман могут значительно осложнить восхождение.

Гора Бен-Невис. Вся вершина в облаках. Идти или не идти на вершину - вот в чем вопрос …

Стандартный маршрут, известный как «Pony Track» или «Mountain Track», по которому поднималась наша молодежь, не требует специальных альпинистских навыков, но подъем крутой и нужно иметь хорошую физическую подготовку. Очень важно иметь с собой запас воды, так как на маршруте нет ее источников.

Вокруг озера Лох-Несс. Правый, менее посещаемый туристами, берег

Обычно восхождение на Бен-Невис и спуск с ее вершины, занимает от 6 до 8 часов. Полный маршрут от подножия до вершины и обратно составляет около 16 километров. У наших ребят отправной точкой был Кемпинг Glen Nevis и общее расстояние за день составило 22 км.

Помнится, при нашей подготовке к восхождению на Килиманджаро, мы провели такой подготовительный поход в Карпатах, взойдя на самую высокую вершину Украины — гору Говерла (2061 м). Тот поход занял почти 10 часов, а расстояние, которое мы прошли, имитируя подъем со штурмового лагеря Барранко (4600 м) на вершину Кили (5895 м) и спуск на ночевку в кемпинг Mweka camp (3000 м), составило тоже 22 км. При восхождении на Килиманджаро мы сделали набор высоты 1295 m, а затем спустились вниз на 2895 m. Все были, что называется — «дохлые». Но — недолго! Радость и возбуждение от покорения самой высокой вершины Африки тогда переполняли всех. Наверно, такое же настроение было и у нашей молодежи, покорившей самую высокую вершину Великобритании!

Вокруг озера Лох-Несс. Правый, менее посещаемый туристами, берег

Подъем на Бен-Невис — это довольно серьезное испытание, требующее хорошей физической подготовки, правильного снаряжения и готовности к непредсказуемым погодным условиям. Хотя восхождение по стандартному маршруту не требует специальных альпинистских навыков, важно быть осторожным и готовым к любым возможным трудностям.

Итак, малыш! Первая горная вершина — на твоем счету!