Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 8:22

Драмнадрочит, Форт Аугустус — Великобритания Май 2024

И вот — мы на озере Лох-Несс, задавшем столько вопросов как исследователям феномена Несси — монстра минувших веков, жившего в этом озере, так и простым гражданам, верящим в него. Побывав за два года на многих других озерах Шотландии — как правило, тоже длинных — из-за их нахождения в геологических разломах, часто ловил себя на мысли — а в них кто-нибудь из таких монстров как на первом, водился? Почему бы, как говорят в Одессе, и — нет? Но для этих озер такого количества легенд и поверий, как о чудовище Несси — не существовало. Зато вот, в этом, которое перед нами, таки — Да! Считается, и многие верят в это, что здесь — водилось…

Начало озера Лох-Несс. Фото с причала в городе Форт-Аугустус.

Но, как бы то ни было, проедемся вокруг этого озера и мы. А вдруг этот монстр Нэсси вынырнет перед нами на какой-нибудь из остановок? Раньше, пока не бывал в этих краях, слыша название этого и других шотландских озер, смущало слово «Лох». Ведь в наших краях оно обозначает персону, которую можно легко, что называется — «надуть». В переводе с гэльского языка слово «Лох» означает водоем. Но — не река. Лохом может быть озеро, водохранилище и даже океанский залив.

Ну, а по поводу слова «Несс», считается, что оно имеет происхождение от древнего кельтского корня, который может означать «текущая вода». Таким образом, Лох-Несс можно перевести как «Озеро реки Несс». Кстати из этого озера она и вытекает, впадая в залив Мори-Ферт у города Инвернесс.

Вокруг озера Лох-Несс. Вперед — по часовой стрелке…

А что же такое особенное есть в самом озере? Ведь по максимальной глубине около 230 метров, оно не самое глубокое озеро Шотландии. Есть на юге Хайленда озеро Лох-Морар глубиной до 310 метров, где по преданию обитает не менее жуткий и гигантский монстр по имени Мораг. Еще один монстр Лиззи «живёт» в озере Лох-Лохи, которое находится на юге того же геологического разлома Грейт-Глен, где находится и Лох-Несс. Причем свидетельства очевидцев о Лиззи появились гораздо раньше 1932 года, когда начался всеобщий ажиотаж вокруг Несси. Но озера Лох-Морар и Лох-Лохи туристы почему-то не особо жалуют, разве что мимо по пути заглянут. Пиара не хватает…

Краткие сведения об озере Лох-Несс

В итоге миф об этом шотландском чудовище Несси настолько широко расползся по планете, что это горное озеро, на берегах которого мы сейчас находимся, стало в Британии третьим по посещаемости местом после Лондона и Эдинбурга!

Вокруг озера Лох-Несс. Вперед — по часовой стрелке…

Озеро Лох-Несс, расположенное в шотландском нагорье, является одним из самых известных мест в мире, главным образом благодаря легенде о Лох-Несском чудовище. Вот ключевые технические и природные данные о Лох-Несс: озеро занимает площадь около 56,4 кв. км.; его длина 36 км, средняя ширина составляет примерно 2,7 км., глубина около 132 метров, но есть участки и глубиной до 230 метров. В этом плане оно занимает второе место по глубине после озера Лох-Морар (Loch Morar), в котором, кстати, по поверью, обитает сестра Несси — Моrаг!

Единственная река, вытекающая из озера, как я уже упоминал выше — река Несс (River Ness), которая течет в северо-восточном направлении и впадает в залив Мори-Ферт. Вода в Лох-Несс обычно довольно холодная, средняя температура составляет около 6°C, даже в летние месяцы ее температура редко поднимается выше 10°C. В озере обитают различные виды рыб, включая форель, лосось и угрей.

Из археологических и исторических памятников на берегах озера есть парочка, стоящих недалеко друг от друга, объектов — руины замка Уркхарт (Urquhart Castle) и древний погребальный памятник Corrimony Chambered Cairn — своего рода «почетная могила», древний шотландский мавзолей.

Вокруг озера Лох-Несс. Вперед — по часовой стрелке…

Ежегодно Замок Уркхарт посещают около полутора миллиона туристов. Большинство из них следует принципу отметиться, типа — «Киса и Ося были тут!». Потом, на расспросы знакомых, разочарованно отвечают: «Да ничего там нет особенного. Развалины — как развалины, а озеро — как озеро…». Но, в то же время, количество желающих прикоснуться к тайне Лох-Несса с каждым годом вовсе не уменьшается, а совсем наоборот…

Для меня это будет уже вторая поездка в эти места. Озеро Лох-Несс было моим первым туристическим местом в Британии, после того как мы приехали в эту страну в конце августа печального 2022 года. Вот и сейчас, в эту вторую поездку на Лох-Несс меня преследовали и жажда новых впечатлений от уже виденного ранее старого, и какая-то надежда все же встретить то самое Чудо. А вдруг?

Вокруг озера Лох-Несс. Вперед — по часовой стрелке…

Но в то же время, как прагматик, работавший в области биокибернетики, я не могу поверить, что в пресноводном озере ледникового происхождения возрастом всего 12 тысяч лет, вдруг поселился плезиозавр. Интересно — ведь мы еще со школьных лет знаем, что последние динозавры вымерли около 60 миллионов лет тому назад. Только вдумайтесь в эту разницу цифр! И мы, хоть и давние ученые, но реалистами остались до сих пор…

В этом рассказе я попытаюсь осветить часть нашего маршрута вокруг озера, начиная от города Форт-Аугустус, в котором мы познакомились с системой шлюзов Каледонского канала. На нашем пути мы познакомимся как с природными, так и с историческими объектами. Первыми на нашем пути были водопады Мористон, затем памятник покорителю скоростей и авантюристу Джону Коббу, городок Друмнадрочит и район пристани, с которой мы совершили часовой круиз по озеру.

Вторая часть маршрута знакомства с озером будет идти по противоположному берегу в сторону уже знакомых нам городов Форт-Аугустус и Форт-Уильям.

Наш автомаршрут по левой части берега озера Лох-Несс

Водопады на реке Мористон

Водопады на реке Мористон, которые будут первыми у нас на пути, думаю, хоть мы на них вряд ли встретим каких-то динозавров, пропускать не стоит. Они считаются здась хорошей природной достопримечательностью.

На 7-й миле от Форт-Аугустус сворачиваем налево в сторону деревни Инвермористон и вот они — уже прямо перед нами. Каскады этих водопадов, раскинувшихся недалеко от озера Лох-Несс, представляют собой довольно живописное природное явление, привлекающее внимание многих туристов.

Посмотрим и мы — чем же интересны эти водопады? Оставив машину на стоянке, прогулялись по тропинкам этого места. Река Мористон образует серию каскадов и порогов, создавая довольно впечатляющее зрелище. Вода стремительно спускается по каменистому руслу, образуя пенистые водопады, которые особенно красивы после дождей или весной, когда уровень воды повышается.

Вокруг озера Лох-Несс. Вперед — по часовой стрелке…

Вдоль реки проложены туристические тропы, которые ведут к различным смотровым площадкам. Увы — у нас не было достаточно времени, чтобы детально отмотреть эту долину, походив по ее тропам. К строительным раритетам этого места можно отнести мосты через реку Мористон. Здесь их несколько и среди них есть даже один неплохо сохранившийся — деревянный.

Рядом с водопадами находится старый мост Тома-на-Фир (Telford Bridge), построенный в начале XIX века известным инженером Томасом Телфордом. Мост добавляет исторический элемент к природной красоте этого места.

Вокруг озера Лох-Несс. Вперед — по часовой стрелке…

А по этому мосту (Invermoriston Bridge — 1813 г.) на нижнем снимке, проходит дорога А-82, по которой мы едем вдоль западной части озера.

Окрестности водопадов богаты разнообразной флорой и фауной. Здесь можно, если разбираешься, увидеть и редкие виды растений, что делает прогулку по этим местам для любителей природы еще более увлекательной.

Водопады Мористон являются популярной достопримечательностью в районе Лох-Несс, привлекая внимание не только своей красотой, но и возможностью насладиться тишиной и уединением в окружении Природы.

Джон Кобб — Монстр скоростных дорог

На 15-й миле прямо у дороги А-82 около поселка Lenie стоит необычный памятник, напоминающий то ли какую-то большую бомбу, то ли — скоростной болид. Так оно и оказалось — второе! Это был памятник погибшему в водах озера знаменитого британского автогонщика Джона Кобба, в память о его достижениях и трагической гибели.

Джон Кобб (John Rhodes Cobb, 1899–1952) был британским гонщиком и пилотом, известным своими рекордами скорости на суше и на воде. Во Второй Мировой он принимал участие в качестве летчика боевой авиации. Вот несколько ключевых фактов о его жизни и достижениях:

— Кобб установил несколько рекордов скорости на суше — в 1938 году он достиг скорости 350.20 миль в час (563.58 км/ч) на автомобиле Railton Special, став самым быстрым человеком на Земле. В 1947 году он побил свой собственный рекорд, достигнув скорости 394.19 миль в час (634.39 км/ч)!

Вокруг озера Лох-Несс. Вперед — по часовой стрелке…

— Помимо успехов на суше, Кобб также стремился установить рекорды и на воде. 29 сентября 1952 году он попытался побить мировой рекорд скорости на воде на лодке Crusader на озере Лох-Несс в Шотландии. К сожалению, его попытка закончилась трагически: лодка потерпела крушение и Кобб погиб.

Сейчас мы как раз стоим на том месте, напротив которого в водах озера его лодка Crusader потерпела крушение во время попытки побить мировой рекорд скорости на воде. Эта лодка была специально разработана для попытки установить мировой рекорд скорости на воде.

Вокруг озера Лох-Несс. Вперед — по часовой стрелке…

Если кому интересно — вот ключевые характеристики и детали о гоночной лодке Crusader:

— Crusader была построена в 1952 году и представляла собой новаторский гидроплан с одноэтажным корпусом, специально разработанным для достижения высоких скоростей на воде.
— Корпус лодки для обеспечения легкости и прочности, был изготовлен из алюминия. Конструкция включала в себя аэродинамические и гидродинамические особенности, позволяющие минимизировать сопротивление воды.
— Лодка имела длинный, узкий корпус и три поплавка, предназначенных для поддержания устойчивости на высоких скоростях. — Crusader была оснащена газотурбинным двигателем Хэвилленд «Гоблин» (de Havilland Goblin). Этот двигатель был реактивным и использовался в ранних реактивных самолетах.
— Использование реактивного двигателя на водной лодке было новаторским решением, поскольку традиционно лодки использовали поршневые или турбовинтовые двигатели.

Вокруг озера Лох-Несс. Вперед — по часовой стрелке…

Итак, целью Джона Кобба была попытка установления рекорда скорости на воде, который на тот момент составлял около 178 миль в час (286 км/ч). Однако во время попытки 29 сентября 1952 года побить этот рекорд, эта лодка, достигнув скорости около 206 миль в час (332 км/ч), потерпела крушение, когда её корпус разрушился из-за гидродинамических нагрузок и Кобб погиб…

Crusader и Джон Кобб оставили значительный след в истории рекордов скорости на воде. И, хотя попытка побить рекорд закончилась трагически, она продемонстрировала стремление к инновациям и экстремальным достижениям в области инженерии и спорта.

Этот памятник служит напоминанием о его попытке побить мировой рекорд скорости на воде, которая закончилась трагически в 1952 году. Дорес находится недалеко от городов Форт-Аугустус и Инвернесс, что делает этот памятник легко доступным для посетителей, интересующихся историей рекордов скорости и жизнью Джона Кобба — выдающегося гонщика и новатора, чьи достижения вдохновляли и продолжают вдохновлять поколения энтузиастов скорости и инженерии…

Крепость Уркварт и город Друмнадрочит

После знакомства с таким интересным историческим памятником, продолжаем наше движение по дороге А-82 вдоль озера Лох-Несс в сторону города Инвернесс. Сейчас замечательное время — начало мая, тепло и все кругом так и буяет в роскоши цветущих кустарников и деревьев.

В это время вся Шотландия выглядит очень нарядно — на фоне голубого неба все склоны покрыты желтыми цветами. Это цветут колючие плотные кусты утесника или, как его называют ученые — Улекс европейский (или Английский дрок) — неприхотливый быстрорастущий кустарник, широко распространившийся по разным континентам, где он с легкостью вытесняет местные виды.

Вокруг озера Лох-Несс. Вперед — по часовой стрелке…

И вот, наконец, на 17-й миле от Форт-Аугустус, мы видим табличку с указателем одного из важнейших архитектурно-исторических объектов этого озера — крепости Уркварт (Urquhart Castle) — имеющей долгую и славную историю и, в то же время, насыщенную многими печальными событиями, приведшими к ее разрушению…

Но даже к ее развалинам просто так не попадешь! В длинную очередь стоявших перед нею машин нужно записываться далеко заранее — чего мы никак не ожидали. Хорошо — поедем в поселок Друмнадрочит (Drumnadrochit) — он в нескольких километрах отсюда на берегу большого залива и там разберемся. Городок небольшой — в нем всего проживает около 800 человек. Но в нем организован хороший сервис для туристов — отели на самый разный карман, бары, рестораны, развлечения. Т. е. все то, что присуще большим городам.

Нашей целью было найти офис «Лох-Несс» и получить там информацию относительно забронированного заранее круиза по озеру и поездки на старый каменный комплекс, представляющий интерес в истории Шотландии — древний монумент Corrimony Chambered Cairn, находящийся в нескольких километрах от Друмнадрочит. Сам офис находится в шикарном старинном здании этой деревни. Кстати — очень многие дома в этом поселении — именно такие. Это — шотландская деревня…

Вокруг озера Лох-Несс. Вперед — по часовой стрелке…

Как рассказал нам сотрудник офиса, этот частный домик был построен еще в 18 веке. Затем он был преобразован в Drumnadrochit Hotel и функционировал как гостиница, принимающая гостей и туристов, приезжающих на озеро Лох-Несс. В 1980 году в здании была открыта выставка Loch Ness Centre & Exhibition, целью которой было предоставление посетителям информации о легенде Лох-Несского чудовища, а также о геологии, истории и природной среде озера Лох-Несс. Так этот дом стал Офисом «Лох-Несс».

Получив всю необходимую информацию, тепло попрощались с вышедшим на улицу сотрудником этой компании и направились к пристани, от которой через час начинался наш круиз по этому знаменитому озеру. Будет ли шанс увидеть наяву его героиню?

Вокруг озера Лох-Несс. Вперед — по часовой стрелке…

И, приехав на пристань, откуда отправлялись по озеру круизные кораблики, мы действительно встретили это, доброе на вид и даже, как мне показалось, слегка улыбающееся «чудовище». Пройдя мимо него, спустились к причалу, откуда начался наш часовой круиз.

Вот уже на горизонте появилось и наше, подходящее к причалу, судно. Интересно — что мы увидим в этом круизе и чем нам запомнится это, имеюшее столько много легенд, озеро?