Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был вчера 23:08

Форт-Уильям — Великобритания Май 2024

Продолжаем наше путешествие вокруг озера Лох-Несс. Можно промчаться вокруг него очень быстро, сделав, как обычно это делают плановые туристы, на пути только парочку остановок — у крепости Урхарт, ну и еще отдохнув на круизике. Мы постарались «объять необъятное» — заглянуть по дороге во все интересные места и с двумя из них мы уже познакомились по пути к пристани — это были водопады Мористон и памятник известному автогонщику Джону Коббу.

Пристань, с которой у нас был забронирован круиз по озеру Лох-Несс, находилась недалеко от стоящего не берегу озера отеля Loch Ness Clansman, 3*. Как раз мимо этого места проходит и трасса А-82 Форт-Аугустус — Инвернесс. Возле перехода через дорогу к пристани стоит и долгожданный монумент Несси! Она даже выглядела как-то по доброму и все дети, да и взрослые тоже, игрались с нею и обязательно гладили ее голову, вытянутую на длинной шее. Этот монумент «Loch Ness Titles», был установлен на этом месте в сентябре 2021 года. Считается, что он отмечает владения «титулов Лох-Несс», которые являются частью программы сохранения природы, предлагающей людям приобрести небольшой участок земли в районе Лох-Несс и получить символический титул «лорда» или «леди» этих мест.

Круиз по озеру Лох-Несс

Взятый нами часовой круиз обещал в рекламе множество интересных достопримечательностей и захватывающих видов. Что мы реально увидели и чем насладились во время такого водного путешествия?

Погода здесь не всегда радует ярким солнцем и голубым небом. Но, даже отсутствие дождя — это уже хорошо. Во время нашего круиза она была нормальной для этих краев — прохладной, но — без осадков. Главным объектом, вокруг которого наворачивал свои круги наш туристический кораблик — это развалины средневекового замка Урхарт (Urquhart Castle), имевшего богатую историю и считающегося одной из самых живописных достопримечательностей в регионе.

А так, Лох-Несс окружено красивыми холмами и лесами и именно это дает прекрасную возможность насладиться живописными картинами шотландской природы. Думаю, что особенно впечатляющими бывают виды на озеро в утренние или вечерние часы, когда низкое солнце создает удивительные отражения на воде. У нас был не очень удачный солнечный полдень.

Вокруг озера Лох-Несс. Основные достопримечательности его левого берега

Окунемся немного в историю Замка Урхарт (Urquhart Castle), мимо которого наш капитан сделал два или три круга. Он расположен на западном берегу озера Лох-Несс и является одним из самых живописных и известных замков Шотландии. Вот его краткая история:

— Территория, на которой находится замок Урхарт, была заселена с древних времён. Укрепления на этом месте могли существовать ещё в раннем Средневековье.
 — само сооружение как Замок, было построено в 13 веке и он играл важную роль в борьбе за независимость Шотландии. В 1296 году он был захвачен англичанами, но вскоре его отвоевали сторонники шотландского короля Роберта Брюса. И такая передача его «из рук в руки» длилась на протяжении всего следующего столетия.
 — В 1332 году замок снова попал под контроль англичан, но был окончательно возвращен шотландцами в 1340 году. В последующие годы замок тоже был объектом частых нападений и осад.

Вокруг озера Лох-Несс. Основные достопримечательности его левого берега

— В 15-16-х веках замок стал владением клана Грантов и использовался как опорный пункт в борьбе с кланами Макдональдов и Камеронов, что делало его важным стратегическим объектом. В конце 17-го века (1692 г.) он был частично разрушен по приказу начальника его гарнизона, чтобы предотвратить использование замка якобитами.
 — После этого разрушения замок был заброшен и постепенно пришёл в упадок. В 1913 году его руины были переданы Национальному фонду Шотландии (National Trust for Scotland). — В наши дни Замок Урхарт является одной из самых популярных туристических достопримечательностей Шотландии. Он привлекает ежегодно многие тысячи посетителей, которые приезжают познакомиться как руинами замка, так и полюбоваться видами на озеро Лох-Несс.

Вокруг озера Лох-Несс. Основные достопримечательности его левого берега

Его Башня Грантов (Grant Tower) считается одним из наиболее сохранившихся и узнаваемых элементов замка. С неё открывается великолепный вид на озеро Лох-Несс.

Неплохо сохранились остатки оборонительных сооружений и центрального двора, где можно увидеть следы старых построек и укреплений. Замок Урхарт с его богатой историей, насыщенной драматическими событиями и живописным расположением, остаётся важным символом шотландской культуры и наследия.

Ну, а что нам поведал круиз о главной фишке этого озера — Лох-Несском чудовище? Круиз включал в повествование легенду о Несси, а также о попытках ученых и исследователей обнаружить его. Говорят, что в некоторых круизах для увеличения элемента интриги и приключения, добавляли погружения гидролокаторов для поиска Несси и все напряженно наблюдали за этим действом, но у нас этого не было. Зато на корабле можно было насладиться и согреться чашечкой кофе. Как правило — в Британии — всегда немаленькой…

Вокруг озера Лох-Несс. Основные достопримечательности его левого берега

Таким образом, часовой круиз по озеру Лох-Несс всегда предлагает сочетание природной красоты, исторических достопримечательностей и увлекательных легенд, делая его для вас незабываемым опытом.

Легенда о Лох-Несском чудовище или просто Nessie, как известно, является одной из самых популярных и интригующих мистификаций в мировой культуре. Она повествует о загадочном существе, якобы обитающем в глубинах озера Лох-Несс в Шотландии. Вот основные аспекты этой легенды:
— Первое письменное упоминание о загадочном существе в озере Лох-Несс относится к концу 7 века н. э. В «Житии святого Колумбы», где говорится о том, как этот святой спас человека от «водного зверя», который напал на него в реке Несс.

Вокруг озера Лох-Несс. Основные достопримечательности его левого берега

— В 1933 году произошел резкий всплеск интереса к легенде о Лох-Несском чудовище после сообщений о наблюдениях странного существа в озере. Одно из самых известных сообщений поступило от местной пары, которая утверждала, что видела огромное животное, пересекающее дорогу перед их автомобилем.
 — Описания Несси варьируются, но чаще всего её описывают как крупное существо с длинной шеей, напоминающее плезиозавра — морскую рептилию, вымершую миллионы лет назад. Встречались также сообщения о наличии у нее горбов, плавников и длинном хвосте.

Вокруг озера Лох-Несс. Основные достопримечательности его левого берега

— Самая знаменитая фотография Несси, известная как «Фотография хирурга», была сделана в 1934 году. Позже она была разоблачена как подделка, но интерес к существованию чудовища только усилился.
 — Существуют также многочисленные видеозаписи и фотографии, на которых якобы запечатлено Несси, однако большинство из них либо расплывчатые, либо сомнительного происхождения.

Ну, а что говорят по этому поводу мои бывшие коллеги — ученые?
— С 1930-х годов проводилось множество экспедиций и научных исследований с целью обнаружения или опровержения существования Лох-Несского чудовища.
 — Использовались современные технологии, такие как гидролокаторы, подводные камеры и дроны, но убедительных доказательств существования Несси так и не было найдено. — Одной из наиболее популярных гипотез является то, что увиденные кем-то Несси могут быть объяснены неправильно идентифицированными животными, такими как тюлени или крупные рыбы, а также природными явлениями, такими как волны или плавающие деревья.

Вокруг озера Лох-Несс. Основные достопримечательности его левого берега

— Некоторые исследователи предполагают, что мифы и легенды могли возникнуть из-за психологического феномена, когда люди видят то, во что хотят верить.

Но, как бы то ни было, а легенда о Лох-Несском чудовище продолжает привлекать внимание и вызывать споры, оставаясь одной из самых популярных и обсуждаемых загадок в мире, а туризм за счет этого в регионе озера живет, растет и процветает!

Древние захоронения шотландцев

Помимо Несси, в Шотландии, оказывается, есть еще одна туристическая «фишка» о которой мало кто знает и интересуется этим. Это древние захоронения. Конечно, они не такие грандиозные и красивые как египетские пирамиды, но — все же, считаю, что с ними следует познакомиться и знать о них. Они достойны этого и, думаю, находятся не на последнем месте в этом плане в Шотландии. К такому же достойному месту относят и украинские курганы, выполнявшие те же функции…

Вот один из таких археологических памятников и находится чуть в сторонке от городка Друмнадрочит, возле которого мы только что совершили круиз по Лох-Нессу. Итак, вернувшись с круиза, выехали в сторону деревни Корримони, около которой и находится эта вторая туристическая «фишка». Она недалеко — всего в 14 милях (22,5 км) от туристического причала.

Вокруг озера Лох-Несс. Основные достопримечательности его левого берега

Дорога к этому памятнику старины проходит мимо красивых и ухоженных полей и частных усадеб, обычно обнесенных или невысокими каменными заборчиками, либо обсаженных стенками густых и красиво подстриженных вечнозеленых кустов. Заборчики из камня, как правило, уже замшелые, так как сделаны не одну сотню лет тому назад. Их возводили из камня, собранного с полей, на которых потом или что-то выращивалось или росла травка для овец. Общее британское правило — без разрешения на чужую территорию — ни шага, везде свято соблюдается. Кругом пасутся, в основном, овечки. Нельзя даже машиной встать на обочине и попытаться пособирать там грибочки или ягодки, когда они там появляются. Это тоже как бы частная собственность!

И вот мы видим небольшую площадку для парковки нескольких машин и табличку с надписью «Вы приехали в Corrimony Chambered Cairn» — «Погребальную камеру Каирн». Рядом стоит небольшой информационный щит с описанием этого исторического места.

Вокруг озера Лох-Несс. Основные достопримечательности его левого берега

И что же здесь такого особенного и интересного в этой груде камней, которую мы видим перед собой и которую никто не охраняет и никто не берет за ее осмотр деньги? Со стороны этот памятник старины, действительно, выглядит как выгруженная с карьера куча добытых в нем камней.

Но, подойдя ближе, мы уже видим некую упорядоченность в кладке этой конструкции. Corrimony Chambered Cairn — это один из наиболее сохранившихся мегалитических погребальных памятников Шотландии. Специалисты относят это сооружение к позднему неолиту или ранней бронзовой эпохе, т. е. примерно к 2000 году до н. э.

Вокруг озера Лох-Несс. Основные достопримечательности его левого берега

Структура и Архитектура Corrimony Chambered Cairn состоит из центральной погребальной камеры, покрытой круглым каменным курганом. Вот, прямо перед нами мы видим вход в такую камеру. Центральная камера была построена из больших каменных плит и накрыта сверху, создавая крышу. Вход в камеру ориентирован
на восток, что, возможно, было связано с религиозными или астрономическими верованиями древних строителей.

Точные детали погребальных церемоний, проводимых в Corrimony Chambered Cairn, неизвестны, но археологические находки и сравнительные исследования других подобных памятников дают некоторые представления о том как происходили эти действа.

Тело покойного, вероятно, сначала кремировалось или оставлялось для естественного разложения (экскарнация). Затем останки помещались в погребальную камеру вместе с погребальными дарами, такими
как керамика, каменные орудия и украшения.

Кто же удостаивался почести таких похорон? Это была привилегия, как правило, людей высокого социального статуса типа вождей или важных членов общины. Иногда были и коллективные захоронения.

Входим внутрь каменного кургана

Поднявшись наверх, мы видим большое отверстие. Какую функцию оно выполняло?

Вокруг озера Лох-Несс. Основные достопримечательности его левого берега

Считается, что оно обеспечивало циркуляцию воздуха внутри захоронения и предотвращало накопление неприятных запахов и газов, возникающих при разложении тел. Также были поверья, что души умерших, покидая через них захоронение, направлялись в загробный мир. Полагали также, что Свет, проникающий через отверстия, мог тоже играть свою роль, символизируя связь между миром живых и миром мертвых.

Вокруг кургана расположено кольцо из 11 стоячих камней (менгиров), которые придают памятнику какой-то особый характерный вид — вроде как — его охрана…

Сравнение с украинскими курганами

Как показали исследования, древние украинские и шотландские каменные курганы, хоть и выполняют одну и ту же функцию — погребение, но все же являются в какой-то степени различными видами сооружений, имеющими свои уникальные характеристики и культурные корни. Кратко это можно резюмировать так:

По некоторым оценкам, в Украине находится около 100 тысяч погребальных курганов (или могильников). Многие из них были уничтожены в 20 веке в результате советской политики выравнивания земель для ведения сельского хозяйства. Многие и сегодня находятся на грани исчезновения.

Вокруг озера Лох-Несс. Основные достопримечательности его левого берега

Курганы на территории Украины начали возводиться ещё в эпоху бронзы и использовались различными культурами, включая скифов, сарматов и славян. Самые ранние курганы датируются III тысячелетием до н. э.

Как правило, это погребальные насыпи, распространённые на территории Украины и других частей Восточной Европы. Они представляют собой искусственные холмы, сооружённые над могилами.

В курганах часто хоронили знатных лиц и воинов. В них могут быть найдены останки правителей, вождей, а также богатые захоронения с предметами быта, оружием и украшениями. Курганы часто включают в себя несколько погребений, что говорит о многослойном использовании этих сооружений. Они строились из земли и камня, иногда обкладывались каменными плитами. Внутри могли быть деревянные или каменные гробницы.

Вокруг озера Лох-Несс. Основные достопримечательности его левого берега

При сравнении украинских и шотландских курганов, мы видим как сходства, так и различия, но, в принципе — эти различия не так уж и существенны и цель их была одна — отдать дань и уважение, заслужившим этм почести, людям…

Стенд с описанием дикого животного мира в районе этого захоронения

Покидая это интересное со многих точек зрения, место, немного задержались еще на парковке, понаблюдав за пасшимися на лугу овечками. Малыши не отходили от своих мам ни на шаг и вздагивали при каждом щелчке фотоаппарата.

Вокруг озера Лох-Несс. Основные достопримечательности его левого берега

А вдали была видна еще одна большая куча камней! Но к ней прохода не было — это была частная территория и вряд ли этот могильник был также обустроен как тот, что мы только что посетили. И кто знает — сколько их еще вокруг — безымянных и заброшенных? А может это просто камни, собранные при расчистке полей?

Вдали виднеется каменная груда еще одного древнего шотландского захоронения

В то же время, например, курганы Днепропетровщины, относящиеся к III-1 векам до нашей эры, а таковых на территории ее области насчитывается около 7 тысяч — все считаются памятниками культурного наследия и внесены в реестр памятников, подлежащих охране.

Вокруг озера Лох-Несс. Основные достопримечательности его левого берега

На этом можно полагать, что все более-менее значимые места по левому берегу озера Лох-Несс, мы посетили и будем возвращаться обратно в Форт-Аугустус и Форт-Уильям уже по его правому берегу. Что там может быть интересного?

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия