Если закрываются одни двери, открываются другие. Для нас новыми воротами стал нестандартный заход с старую добрую Турцию с северо-востока. Без малого 4400 добавились в наши автодорожные километры и, постфактум, можно сказать - хочется еще раз их намотать.
Эйфория от перспектив увидеть чудные пейзажи Понтийских гор и Черного моря с другого берега, да и просто отметиться за границей, за коей мы не были 4,5 года (Беларусь не в счет, почти и не «загранка»), ближе к поездке сменилась на противоположные чувства. Стало как-то страшновастенько…. Вроде бы все порознь мы проходили — и автопутешествия довольно длинные совершали (Крым, Таганрог, Беларусь, даже и до Германии добрались), и в Турции не раз бывали, но вот всё вместе это мы не смешивали. К тому же — семь банковских карт на двоих, но «нормальных» карт мы себе не оформили, решили, что обойдемся пока без них (оглядываясь назад — и обошлись, но лучше бы сделали).
Я в этот раз кропала в поездке записки, так что отчет написан в форме путевых дневниковых заметок и под воздействием горячих впечатлений. Будет и конкретика, практическая информация из личного опыта, уверена, хотя бы частью оной можно будет воспользоваться.
25 апреля
Переезд: Воронеж — Минводы, 1050 км
Большая часть сегодняшней дороги нам знакома, мы не ездили только по дороге «Кавказ», эта трасса ответвляется от М4 и идет на юго-восток в сторону Азербайджана. Часть трассы «Кавказ» — двухполосная и не разделённая, но, к счастью, не долго, чуть позже опять 4 полосы и разделитель посередине. Картинка становится еще приятнее, когда ближе к развилке с Майкопом появляются на горизонте очертания Кавказских гор. Первая ночь — сняли квартиру в Минводах недалеко от дороги, выручил сервис sutochno.ru, сдается в придорожном городке жилья много, за недорого. Вечером немного прогулялись — тепло, пахнет югом и очаровательно цветут каштаны.
26 апреля
Переезд: Минводы — КПП «Верхний Ларс» — пос. Степанцминда (Грузия), 260 км
Утром собирались чуть дольше (а надо бы побыстрее было) и выехали около 8–30. Проехали Владикавказ, немного даже и посерпантинили, в 12–15 подъехали к границе Россия — Грузия, «Верхний Ларс». Стоящие на обочине фуры надо красиво проехать, у них своя очередность. В принципе — легковых машин было совсем и не много, и работало 4 коридора, но на переезд границы мы потратили 3,5 часа — организация процесса довольно бестолковая.
В погранпункте Грузии все было быстрее, в машине на осмотре остается её владелец, остальные идут пешком с паспортом через терминал справа по ходу движения. Примерно минут 40 — и гамарджоба, здравствуй, Грузия, наша 22-я страна!
Военно-грузинская дорога началась еще в России, за Владикавказом, но грузинское её продолжение заметно падает по качеству. Два тоннеля сразу же после границы — темные и ямные, асфальт разбит, бордюры не везде. Но сегодня нам ехать не долго — наше грузинское пристанище — поселок Степанцминда, он же до 2007 года — Казбеги, находится в нескольких километрах от границы.
Весь поселок строит бизнес на своем расположении — гостевые дома тут, по ощущению, почти половина из всех имеющихся. Хозяева живут в своих половинах, этажах или отдельных строениях на том же участке и очень по-грузински радушно и круглосуточно работают на благое дело туризма.
Booking.com им в помощь! Он работает, грузины, дабы не отпугивать обделённых банковскими сервисами, россиян, работают в большинстве своем, без предоплаты, банковская карта не требуется для бронирования, расплачиваешься наличными на месте. И первым делом, соответственно, мы, приехав в поселок, направились в обменник. Купили GEL (грузинских лари) по 37 рублей/1 лари, но можно было бы и с рук взять у возрастного и не сильно трезвого, господина, продающего перед входом в обменник разную валюту с рук, второй раз меняя, мы так и сделали, по курсу 33 рубля/1 лари, полагаю, что гарантии подлинности купюр в обоих случаях приблизительно равны — все будет норм.
Жилье у нас стоимостью 50 лари/ночь было на удивление уютным, чистым, с террасой с видом на Казбек. Прессовать такие виды в слайд-шоу кажется кощунством, но иначе я не впишусь в формат одного обзорного повествования, а видов будет еще ого-го сколько.
С противоположной от Казбека стороны поселка тоже горы и можно прогуляться в эту сторону к небольшой сосновой роще. В целом поселок совершенно туристический, многие отсюда выдвигаются на пешие горные треки. Уже на обратной дороге в нашем же доме остановились автотуристы из… та-даммм… Кувейта! Неужели из-за вида и пеших прогулок? Да, еще причина тут остановиться — наличие тут (а точнее, в поселке Гергети, он начинается вверх от Степанцминды), церкви Святой Троицы, 14 века. К ней есть и автодорога, и пешком не так далеко, но в этот раз мы не пошли.
Коровы бродят самостоятельно по улицам поселка, иногда их гоняет собака и коровы приобретают, обычно не свойственную им, резвость.
27 апреля
Переезд: пос. Степанцминда (Грузия) — Ахалцихе (Грузия), 303 км
Время в Грузии +1 к московскому, проснулись мы с рассветом, увидели подсвеченный утренними лучами, Казбек, завтрак, сбор, выезд в 8–30.
Почти сразу же начинается подъем вверх. «Крестовый перевал» — догадался муж, разумеется, он все дорогу осмотрел в Гугле и прочитал все более-менее тематические ресурсы. Появляются снежные языки, чуть дальше и выше — белеет всё.
Повороты все круче, проехали еще один разбитый вдрызг, тоннель, пару-тройку тоннелей объезжаем вокруг, ближе к краю — так «стрелка» и направляет. В общем, все ожидаемо, не хай-вей, но терпимо, и хорошо, что мы выехали пораньше и едем почти одни. Я на серпантине за руль не сажусь, хоть и вожу машину довольно давно.
Показалась арка дружбы народов, это 2384 метров высоты. Даже в начале 10-го тут уже много желающих попозировать и наоборот, поработать фотоаппаратом и снять с разных ракурсов «большое полукруглое каменно-бетонное сооружение с видом на „Долину дьявола“ в горах Кавказа», выражаясь рубленым слогом Википедии. Парковка платная, на выезде отдаешь 3 лари.
Ниже монумента можно разглядеть озеро.
Потом подъем, поворот, спуск — и эти слагаемые мы заключаем в скобки и умножаем в Бог знает сколько раз. Но есть, есть и хорошая новость — активно идет стройка 23-километрового тоннеля под Крестовым перевалом, он, слившись с высоченными мостами над ущельями, спрямит дорогу и снизит ее сложность. А так как строит его китайская компания, обещанные сроки открытия, это 2024 год, есть надежда, что они будут выдержаны. Перспектива такая:
После перевала заметно больше становится зелени. Цветут фруктовые деревья. Мы петляем сначала вместе с Тереком, потом рядом с рекой Байдара (а не отсюда ли слово «байдарка»???), после Крестового перевала поюлим вместе с Арагви, а дальше Арагви впадет в Куру и мы очень долго будем вилять рядом, наблюдаяя за ее бодрым течением. После перевала градусник пошел вверх, и асфальт стал немного ровнее, я кручу головой во все стороны, махнув на съемки фотографий телефоном в движении — выбраковываются снимки почти все. Где-то на берегу Арагви по ее чудесный грохот мы себе и устроили первый привал. Хорошо-то как!
Немного передохнули, еще немного проехали — стоп! Смотровая площадка!
Жинвальское водохранилище, яркое, мощное, заряжающее зрелище. Хороши, что было солнечно — на обратной дороге лил дождь и мы его практически проскочили мимо — в горах особенно важно, чтобы погода благоволила.
Постепенно начинаются поселки, появляются указатели на Тбилиси и навигатор выводит нас на хай-вей. Направление на Батуми, 4 полосы с разделителем, до 110 км/ч ограничение, трасса живописна. Кустарники и деревья окаймляют обочину, нежно-зеленые долины по обе стороны дороги и на горизонтах прекрасные Кавказские горные гряды.
Ближе к городу Боржоми, через который проходит трасса, опять сузившаяся до 2 полос, становится еще живописнее. Горы сжимают дорогу вместе с Курой, становится выше и снизившаяся скорость движения тут только на руку.
Нам нужно сегодня переночевать в Ахалцихе, это самый ближний к границе, город.
Еще немного проехали и палитра всех оттенков зеленого сменяется бурой колористикой гор, земли и холмов, горы ниже, воздух суше. Городок совсем уже южный, даже лица местных жителей более смуглы, пару раз мы, заблудившись, спрашивали у встречных дорогу — отвечали нам и по-русски, и очень доброжелательно.
В пункте назначения не повезло с жильем. Оно было совсем дешёвым, но с хорошим рейтингом и массой восторженных отзывов. Правдой из них оказалась только локация — прямо рядом с крепостью Рабат, основным знаковым объектом города. Запах затхлости подушек и матрасов компенсировали два ядовитых ароматизатора. Хотели купить какой-то местной выпечки — но не попалось ничего. В едком аромате даже аппетит пропал — хоть нам и не свойстенно это совсем)) И город, и крепость, весьма любопытны, южный колорит плюс шлейф исторических событий разлиты в теплом апрельском воздухе.
Неуютное наше жилище стимулировало отправиться пораньше далее, но КПП на границе Грузии и Турции (по названию поселка — Вале) — работал только с 8 утра, а с учетом разницы на час — с 9 часов по грузинскому времени.
28 апреля
Переезд Ахалцихе (Грузия) — Трабзон (Турция), 446 км
Пункт «Вале» отличается от круглосуточного"Сарпа» (или «Сарпи» в грузинском произношении), тем, что закрывается на ночь, но он гораздо менее загружен, кроме нас было еще две-три машины. До перехода муж заправился и тут же на заправке он поменял 50 долларов на 1550 турецких лир. Лиры в России мы не покупали (и правильно сделали), нашли их только в Сбере по грабительскому курсу 3,7 рубля/лиру. Мы поменяли дома рубли на доллары (последний обмен вышел 95 рублей/доллар) и приехали с наличными долларами, в итоге получилось вот что: 50 долларов=50×95 рублей=4750 рублей, делим на 1550 лир, получаем 3,06 (курс лира/рубль). В магазинах и отелях доллары часто принимают без конвертации в лиры и практически по биржевому курсу, потому выходит еще выгоднее соотношение лира/рубль (2,8–2,9 примерно). Итого мы меняли рубли на лари в Грузии, доллары на лиры в Грузии и Турции и остатки лир на лари уже опять в Грузии)))
На переходе мы провели около часа с учетом того, что мужа на машине направили на рентген, уже в начале 11-го мы ехали по турецкой земле. Трудно сказать, что именно у нас вызвало столь яркие эмоции, или соскучились, или залихватское «Мы сделали это!», но мы очень радовались, что оказались тут — как будто в первый раз)
Дороги в Турции отличные, но, разумеется, не все. Мы, направляясь в город Артвин (так называется и город, и регион (по-турецки — ил)), снова едем по серпантину, покрытие лучше, чем на военно-грузинской дороге, но тоже узенько и повороты круты. Бонусом приложены нереальные пейзажи — горы высокие, ели рослые и черные.
Ближе к Артвину, река Чорохи, подпёртая ниже дамбой, расширяется, город разбросан в ущелье, по обе стороны от реки — весь на перепадах. Места интересные, но с жильем у нас не очень-то удачно — вроде списалась с отелем, но он без кухни — а для нас это жирный минус. Уже на подъезде к Артвину, я списалась с Emre (сняли с его помощью апарт-отель в Трабзоне, ниже напишу, как мы с ним познакомились), он сказал, что заехать можно и на день раньше, и мы решили ехать сразу до Трабзона, зависнув там уже на несколько дней.
Температура за бортом +35! Надо передохнуть и перекусить. В городке Borçka (Борчка) по пути следования, наконец, попался и магазин большой, и парковка рядом, и чуть дальше за городом — отличное, культурное место отдыха.
Едем дальше, до побережья уже и не далеко. Немного еще серпантина — и выходим на прямую трассу, направление — приморский город Hopa (Хопа). Дальше Хопы едем параллельно берегу — но виды несколько проще, чем мы воображали. Небо в туманной дымке, на термометре +17.
Это нам никак не портит настроение, мы довольны собой и настроены на позитивную волну. Теплой одежды мы, наученные опытом весенних приморских краев, набрали с запасом. Плавали, знаем!
Emre встретил нас, помог поднять чемоданы и поставить машину на парковку. Да, это важно — припарковаться в старом городе весьма непросто, у нас же стоянка автомобиля за шлагбаумом в 300 метров от отеля, была включена в цену проживания.
Мы приземлились на 5 ночей.
29 апреля
Трабзон (Турция), 0 км
Осваиваемся. Мне в Трабзоне нравится всё. Не раздражают дома-коробочки без малейшего намёка на архитектурное излишество — таких тут большинство. Меня совершенно устраивает полное отсутствие туристов, глаз ни разу не зацепился за иностранца. Все, с кем мы хоть как-то встречаемся, настроены очень доброжелательно, никаких русофобских неприятностей нам не выпало. А еще мне ужасно нравится широкоугольная камера и ночной режим съемки моего очередного айфона и потому многое из представленного сделано им)
30 апреля
Трабзон (Турция), 0 км
С утра дождь и на море не пошли. Совершенно освоились в ближайшем районе. Еда очень вкусная, магазинов рядом два, запомнили продавцов в лицо, а из них некоторые запомнили нас, здороваемся. Удобств, жизненно необходимых для путника, много: мечетей в старом городе предостаточно, при каждой из них находили tuvalet, вход обычно платный — 5 лир (15 рублей), даже при отсутствии в большинстве случаев, смывного бачка (шланг с водой из стены и кувшин рядом), чисто. Мальчики (Bay) направо, девочки (Bayan) налево.
Чисто в городе вообще, не заметили никаких неприятных запахов, хоть подкрасить кое-где не мешало бы. Зато некоторые фасады отделаны керамической мозаикой, и это не имитация.
С обеда дождь стал на паузу, посветлело, наконец-то выгуляли себя по набережной.
Пляж в центре города вообще-то тема спорная, в Трабзоне же его просто нет. В окрестностях найти можно, но именно пляжи — не самая сильная сторона Черноморского побережья Турции, все же альтернатива в вариантах Средиземного и Эгейского морей, оттягивает все ресурсы отельеров именно туда, на южные берега страны. Сюда — за другими радостями, их хватит, поверьте на слово.
1 мая
Трабзон (Турция), 0 км
С утра смотрим жемчужину Трабзона — мечеть Айя-София. Храм Святой Софии был построен в 1238—1263 гг., через пару веков и османизации Трапезунда, переименованного в Трабзон, он стал мечетью. Тот случай, когда драгоценные камни старины прекрасной, как-то удачно вставлены в современную и стильную оправу. Перевернутые зонтики под потолком подсвечивают рассеянным светом фрески XIII века, стеклянный пол, под которым просматривается мраморный пол, сияет, как морская вода
Вход свободный, можно фотографировать, смеяться и трогать все руками, только следует снять обувь на входе и дамам надеть на голову платок, зато внутри мечети под ногами будет белый (!) и пушистый ковер, вполне чистый.
Дождь идет каждый день, было удачей застать Айя-Софию под солнечным светом. Это немного ограничивает прогулки, но не лишает нас хорошего настроения.
2 мая
Трабзон (Турция), 0 км
Сегодня уж дождь разошелся с самого утра, намекая, дескать, гости дорогие, не пора ли восвояси? Забронировали ночь в апарт-отеле недалеко от г. Карс, возвращаться решили другой дорогой, через Эрзурум, ехать по ней дольше, но прямее и еще две ночи в Степанцминде — с целью отдохнуть и погулять с видом на Казбек.
В последний день купили подарки-сувениры, в этот раз было больше еды — привезли себе и в подарки местного чая и стаканы-армуды для него, шоколадную пасту из местного фундука, масло фундука в большой упаковке, инжирное варенье с цельными ягодами, килограмма полтора маслин в масле и много еще приятных и вкусных воспоминаний.
3 мая
Трабзон — Арпачай (Турция), 517 км
Навигатор с утра пораньше нас покружил по Трабзону, как чёртик — потерявшуюся в доме мелочь. Но выехали, даже и не поняв, каким образом. Опять льет, уходим с дороги у побережья вглубь материка. Начинаются горы, опять подъемы и повороты. Даже ливень не может скрыть прекрасную и тяжеловесную, чуть мрачную в сизых тучах, красоту. Петляем в компании с речкой Карадере. Ищем и находим сразу же смотровую площадку рядом с водопадом. Антураж вообще дело важное, нам же к переполненной реке, падающей с грохотом, вниз, достались свинцовые тучи, туман, зацепившийся за вершины, полное безлюдье и звонкий, хрустальный, воздух. Одно из самых сильных впечатлений, пожалуй. В конце прикреплю видео и водопад там, конечно, есть, но вот как научиться эти все субстанции конвертировать в мегабайты?
После очередного перевала, который оказался у нас над головой — мы его миновали тоннелем — пейзаж равниннее. Но совсем не скучен, не уныл и разнообразен. Объезжаем Эрзурум, надеюсь, еще с тобой встретимся. Чем ближе к конечной точке — городу Карсу, а точнее, поселку рядом с ним, тем ощутимее в окружающем воздухе животноводческая специализация этих краев. Ферм очень, очень много, города и поселки совсем не богатые. Но вот мы проезжаем город с очевидно недеревенской жизнью — Байбурт. Начинаешь читать и тут же Википедия удивляет: «Турецкая крепость Байбурт находилась на Великом шелковом пути, на дороге из Трапезунда в Эрзерум (собственно, наш сегодняшний маршрут). За свою историю принадлежала Урарту, Великой Армении, Персии, Римской империи и сельжукам и неоднократно меняла своё название." Город известен уже с III в. до Рождества Христова. Есть старая крепость, университет и река Чорохи. Что ж, взяли на заметку. Фото из Википедии.
Чем ближе к месту назначения (забронировали апарты в деревне Арпачай, рядом с г. Карс, чтобы не кружить по городу), тем явственней присутствие животноводства. Но нам запах не испортил прогулку, потому что её (прогулку) накрыл медным тазом проливной дождь, осмотреть окрестности не удалось.
4 мая
Арпачай (Турция) — Степанцминда (Грузия), 481 км
Утром, проезжая мимо озера Чилдыр, побродили вокруг него, но, впрочем, как-то серенько было и впечатлений особо не получили. Граница пройдена было очень быстро, машину не досматривали, вопросов не задавали, ни турки, ни грузины. Дальше Грузия в обратной прокрутке — теперь с юга на север. Из запомнившегося — отчаянный ливень в самом муторном месте, на Крестовом перевале, ехали совсем не быстро, ждём-с тоннель!
5 мая
Степанцминда (Грузия), 0 км
Погода совсем уж потеряла берега и в довесок к ливню убавила температуру, поставив термометр на близко к нулю. Верхушки гор покрылись снегом.
В номере было очень холодно, даже при включенном отоплении и мы, выделив себе лишний день на Казбеги, все время мечтали отогреться. Как раз лишним этот день в Степанцминде и получился.
6 мая
Степанцминда (Грузия) — Тихорецк (Россия), 573 км
Выезжали ни свет, ни заря, ночью была температура ниже нуля и дождь, такой уж регион, видимо, тут погода очень капризная. Въехали в Россию очень быстро, без очередей и досмотров. Как только мы пересекли границу и переехали на российскую сторону — о, чудо! Нежным золотистым светом подсветило солнце гору, дорога на серпантине гладкая и ровная, как будто тут нас так и ждали — где ж вы были-то, дети блудные?
Чем объяснить такую радость от возвращения — может, ощущением какой-то безопасности? Или долгожданным теплом и солнцем? Но ехать в тот день было совершенно легко, тем более, что вскоре мы обнаружили расцветшую за время нашего отсутствия, акацию. Её у обочины оказалось удивительно много, а заметить это получилось, лишь застав придорожные деревья в массовом цветении.
Радость возвращения домой — одно из важных слагаемых успеха путешествия, и мы её получили с горкой!
В Тихорецк приехали рано, часа в 3 дня. Жилье оказалось отличным, теплым, чистым и просторным, к тому же рядом круглосуточный «Магнит», мы, отогретые и расслабленные, осмотрели, практически, весь Тихорецк. Много зелени и цветов, в парке в центре города очень креативные два памятника — один, драматичный и нестандартный, посвящен воинам-интернационалистам:
а второй — лось, просто лось)
7 мая
Тихорецк — Воронеж, 733 км
Из примечательного — навигатор нас повёл по новой объездной дороге вокруг Ростова. Она скоростная, новая, платная, если верить интернету — ее запустили летом 2023 года, но мы о ней не знали. Непонятно было одно — почему навигатор по пути на юг, нас повел по старой трассе? Осталось загадкой.
Попали в очень сильный и явно финальный, в этой поездке, дождь с ветром, близкий к ураганному (поломал множество деревьев, как потом узнали), километров за 20 от дома, потом простояли в пробке часа полтора — родной Воронеж встречает нас крепкими и суровыми объятьями!
Немного полезностей из личного опыта:
- Всего проехали без малого 4400 км.
Топливо: у мужа авто на дизеле и расход получился 4,8 литра/100 км, (это обычный его расход), общий расход топлива 231 литр. Заправлялись в России раза 4 и два раза в Грузии на одной и той же заправке перед КПП.
- Транспондер на воронежском и ростовском участках съел 2800 в оба конца, больше платных дорог не было.
- Страховка авто: 1600 — Грузия и 2150 — Турция, делал муж дома, в Интернет.
- Медицинскую страховку мы тоже делали — 2700 на двоих на две страны.
- Booking в Турции работает, но есть нюансы. Во-первых, почти все отели на сервисе работают по предоплате — сделать ее мы не можем. Остается провлять смекалку и искать сайт отеля на Гугле, например, только, чтобы сделать бронь, экономии на этом нет. Далеко не все, но кое-кто отозвался на мои электронные письма или сообщения в Whatsapp. И еще ограничение — мы не можем забронировать отель в Турции, находясь на территории Турции, но можем из-за ее пределов. Vpn в этой ситуации выручит.
- В процессе подготовки я набрела еще на один ресурс. Это вроде нашего Авито, турецкий сайт с объявлениями sahibinden.com. Есть там и раздел аренды апартаментов для туристических целей, с прямыми контактными телефонами. Квест далее: зарегистрироваться можно, например, через аккаунт в Гугле, однако через сайт сообщение не отправить — нужно привязать номер турецкий, доступны варианты позвонить (если Вы знаете турецкий язык) или путем переписки в WhatsApp, кое-кто отозвался — это, право, было забавно). Списались с молодым человеком по имени Emre, он нам скинул видеообзор приличного размера апартаментов в Трабзоне, в центральной части, за очень приемлемые деньги (1250 лир/ночь), договорились на словах, я скинула ему для брони только наши имена и дату. Вообще, все турки, с кем имели контакты, оказались очень порядочными и держащими слово.
Путешествие выдалось вполне бюджетным, но получили столько впечатлений, сколько не получали давненько!
Добавлю два небольших видео, на все вопросы отвечу я или попрошу ответить супруга по техническим моментам, и спасибо за внимание!
Автопутешествие-24 из Воронежа в Черноморский регион Турции
Автопутешествие-24 из Воронежа в Черноморский регион Турции