Мы долго зрели. Ещё в эру первых загранпаспортов возникала волнующая идея выбраться в Европы, машина меня не пугала, я готова была ехать сколько угодно долго, лишь бы не взлетать в небо. Но время лечит не только душевные раны, но и застарелые страхи — в общем, летаю я уже сносно и даже с легкой ностальгией думаю о блуждании по аэропорту в ожидании взлета. Толчком к автопоездке стало то, что мы продали наши две отдельные машины и купили одну, теоретически, совместную, практически — мужу) Нет, конечно, это не было жертвой — я просто перекаталась, хочу отдохнуть от ежедневной рулежки, да и пешком полезно. Форд Куга автомат, к АКПП мы оба попривыкли, не прожорлив, легок в управлении и вместителен. Одно, но, вернее, НО — мы стали лениться ездить на авто на большие расстояние и даже в близкую Москву чаще ездим на поезде. Тем более нелогичным было решение отправиться в турне дальностью в несколько тысяч километров. Но привычный нам формат путешествий нам настоятельно пора было менять — и день выезда был назначен — 3 сентября.
Для первого автопробега выбрано было ближнее зарубежье, так уж вышло — оно все оказалось постсоциалистическим ареалом. Польша, Чехия, Германия (восток) и, разумеется, Беларусь до границы с еврозоной. Супруг любовно смазывал машину, разбирал ее и собирал заново, за неделю до поездки отмыл, натер до блеска и поставил в закрытый гараж. Количество вещей, разумеется, зашкаливало — мы очень припасливы, набор одежд был также вариативен — от купальников-плавок до курток на меху.
Накануне спалось неспокойно, встали в 5, кофе, в 6 — уже старт. Уехали, однако, не далеко — датчик начал показывать какую-то ерунду, проехали километров 20 и вернулись. Звонки, версий неисправности несколько — муж что-то слил, кажется, тормозную жидкость. Дубль-старт, все то же самое. Заехали в Фордовский автосалон, один из парней-ремонтёров подсказал верную мысль — вернулись опять, муж ещё позанимался машиной, принял душ, попили кофе, и опять по коням, время — первый час. С Богом.
Здесь уместно вложить карту с планом поездки:
По карте видно, что название рассказа не только для красного словца.
В конце рассказа будет наш бюджет и километраж.
3 сентября, Воронеж (Россия) — Мозырь (Беларусь)
964 км
Российская часть — в режиме ускоренной перемотки — Липецкая, Орловская, Брянская области. Дороги не самые лучшие, окружающие пейзажи — тоже не Амальфитанское побережье. Зато километраж сокращаем прилично — по сравнению с маршрутом через Москву и Минск. Разумеется, с таким стартом мы в Беларусь въехали уже затемно, а тут как-то все не нарядно. Дороги темные, разделения нет. Пошёл дождик и стало совсем непросветно, я в таких условиях вообще слепну. Дорогая утомительная, ночным поездкам мы скажем решительное НЕТ, подумала я тогда, мы не сдержим обещание — забегая наперёд.
Доехали до белорусского Мозыря часам к двум ночи, заселились в отель, выпили горячего чаю, душ горячий — рухнули, как подкошенные.
4 сентября, Мозырь (Беларусь) — Радзынь-Подляский (Польша)
532 км
Отдохнули, однако, отлично. Старт, на ускоренной перемотке — прогнали Беларусь. Ну, прогнали — большая натяжка, скоро сказка сказывается, а так-то быстро не разгонишься — на большой дороге латка на латке, разметки нет, хорошо, что и машин тоже нет. Пусто.
Сегодня наша цель — граница. На пути туда выбрали таможенный пункт Домачево. Перед постом очень длинная приграничная зона — мне все видится с налетом напряженности. Большой туристический сезон спал, машины почти все местные и польские, и хоть никто и никуда не спешит, долго не задержались — проверка/досмотр/штамп в паспорта — ура, въезжаем в ворота с надписью «Rzeczpospolita Polska»!
Первое впечатление после выезда из Беларуси — в Польше ярко! Асфальт темный, разметка широкая и белая, трава зелёная. Краски прибавили насыщенности, даже приграничная скучная зона выглядит веселее. Польша… Я никак не ожидала, что так влюблюсь в эту страну, ощущение теплоты и какой-то уютности в ней, было там все время и осталось на потом.
Ночь: Радзынь-Подляский, маленький отель, милая пани на рецепции, хозяин, активно коммуницирующий с гостями в компании Джека Дэниелса — угощал им крайне активно. Языкового барьера нет, можно общаться на миксе малоросского и английского. Городок мало чем примечателен, но уже Европа, да, видно. Купили злотых в кантор — польском обменнике.
Вторая дорожная ночь, отлично спим, на отдых времени хватает, ощущение, что время растягивается.
Апартаменты почти на весь путь бронировали заранее, на Airbnb.ru и Booking.com. Начиная с Польши, бронировали по 2 суток, это оказалось очень и очень правильно — не мало, не много, то, что нужно.
Почти везде получилось бюджетно, дешевле, чем бронируем обычно.
5 сентября, Радзынь-Подляский (Польша) — Краков (Польша)
325 км
Дорога в Краков не длинная, общее ощущение — лучше, чем ожидалось. Платных дорог не попалось, основаная масса — во вполне приличном состоянии. Заправки — это бонус для автотуризма по Польше! Чистые, с мини-столовками, можно покушать нормальную еду — супчики-тефтельки и выпить компот. Мы попадали на «Orlen», их много, но все остальные, как я поняла — похожи. Вообще, зон для придорожного отдыха много и они ухоженные.
Вся дорога была с навигацией в телефонах, интернет мы не отключали на одном из двух, в основном, приезжали, куда следует, вот и в Краков он нас привёл верно.
В Кракове мы забронировали студию в самом центре, рядом с консерваторией, было очень музыкально))
На два дня машина перестала быть средством передвижения, оставленная на платной стоянке (единственной за всю нашу поездку — обошлась в большечемпланировалось злотых), она стала нашим шкафом-кладовкой — мы к ней часто бегали с сумочками. Студия была столь изящна (метров 15 вся квартира, думаю), что сумка занимала всю свободную площадь. Но это мелочи, чисто, похоже, мы были одними из первых гостей в квартире, и самый центральный центр.
Ах, Краков! Теперь вижу — очень удачно вышло, что мы оказались в Кракове после Парижа — иначе бы Париж вызвал глубокое разочарование, а так мы и Париж любим, и, без зазрения совести, Краков ставим рядом, в список самых красивых европейских городов.
Вавельский королевский замок
Вавельский королевский замок
Вавельский королевский замок
Свободный от переезда день полностью отгуливаем, неполные два дня, как оказалось — для знакомства более чем достаточно.
7 сентября, Краков (Польша) — Вроцлав (Польша)
283 км
Быстрый сбор — покидали вещи и, конечно, очевидная практичность автоформата — покидали в багажник всю купленную пищу. Я — женщина глубоко хозяйственная, еду выкидывать не люблю, то, что можно забрать все-все-все — для меня правильно и приятно.
По пути во Вроцлав стали меняться окрестности — в сторону упрощения, дома поскромнее, видно, что регион менее зажиточный.
Приехали — Вроцлав. Знакомимся с новым нашим домом — знакомство слегка шокирует. Улица широкая, но дома в запущенном и каком-то унылом, состоянии, подъезды с высокими потолками и плачевной облезлостью. Во дворе — что-то вроде территории заброшенного военного или тюремного объекта — колючая проволока и будки охраны. Последний штрих в картине жанра нуар — дед в стадии застарелого алкоголизма, сутками торчащий в окне на первом этаже, как раз у входа в подъезд.
Этот треш, замечу, в двух шагах от центра. Чуть позже мы и пошагаем в центр — по дороге у нему улицы в другом варианте заброшенности — когда-то было очень круто, сейчас стало очень нище. Снимать даже не стала — теперь думаю, напрасно, надо было бы.
В таком антураже легко накатывает беспросветная тоска, знакомая по польской кинематографии.
Квартира наша, в противовес, одна из самых чистых и ладно укомплектованных, оказалась, за домом огромный гипермаркет, едой закупились вкусной. Еда, кстати, польская — вот она такая честная, добротная. Цены демократичные. Случайно там же взяли бутылку польского вина — и оно оказалось, неожиданно, удачным, хотели потом еще прикупить — но больше не попалось.
А вот центр Вроцлава.
Собор Иоанна Крестителя, Вроцлав
Тут и говорить ничего не надо, все понятно. Ставим на полочку, где уже стоят и Париж, и Краков.
Во Вроцлаве пошли на местный рынок — этот сегмент мы всегда охватываем, с удивлением услышала, что муж начал с поляком общаться по-польски — он и сам, похоже, этого не ожидал.
Времени, чтобы посмотреть город, много, вспоминаю — и кажется, что были мы во Вроцлаве неделю, вот оно — преимущество свежего и не замыленного взгляда — картинка яркая, свежая. Во второй вечер, ужв сумерках, пешком отправились к фонтану — самому большому и знаменитому в Польше. Зал Столетия находится на окраине, рядом большие зеленые территории, а еще — зоопарк. Путь наш был через зеленые территории, очень симпатичные, все это гостиничные и пансионатные угодья. Много красного кирпича, немного сумрачно и таинственно — я обожаю подобные строения.
Что странно — какое-то странное притяжение осталось от этого, местами, напоминающего психодраматический ужастик, Вроцлава. И жуткий, и красивый, и странный местами — большие крайности. Зацепил Вроцлав — это точно.
9 сентября, Вроцлав (Польша) — Легница (Польша) — Янов (Чехия)
288 км
Сегодня меняем страну — едем в Чехию, а точнее — в гористую местность под названием «Саксонская Швейцария».
Но по дороге есть еще один пункт.
Легница, заезжаем в нее не просто так, для мужа — это его первая загранпоездка, в которую его отправила Советская армия в начале 80-х. Лейтенант Донских окончил военное училище с красным дипломом и потому первым его местом службы стала пусть крайне бедная на тот период, но все-таки, закордонная, Польша. Эх, жаль в ней тогда не было меня!
Мы нашли без труда здание, где была и казарма, и столовая, и штаб, и Володя сделал то, ради чего привез фото тридцати-с-лишним-летней-давности.
Здание выглядит очень красиво, немецкой ещё постройки, теперь содержит институт. Соседнее, такое же, бывшее когда-то в пользовании другой воинской части, сейчас не занято ничем и изрядно подзапущено.
Прогулялись по центральным улицам — сонно, тихо, мило и очень уже по-немецки.
Граница Чехии и Германии, неожиданно богатая на скалы и ущелья. Горы эти, сколько ни смотрела, так и не смогла им найти правильное название, наверное, это Карпаты. По пути в Чехию из Польши немножко проезжаем Германию. На въезде в Чехию мы приобретаем виньетку, она и есть оплата за все платные чешские дороги.
Наползают тучи и ближе к пункту назначения окружающее пространство становится все более таинственным.
Немцы носятся, как угорелые, в конце видео — улетевшая за обочину, случайно попавшая в кадр, машина.
Дорога в Янов
Наш поселок называется Янов, он немного выше популярного туристического селения с названием Хренско.
Здесь что ни дом — то пенсион, именно так и написано на почти всех воротах. Очень уютно и красиво, чуть ли не в каждом предлагаются фрюштуки. Нет-нет, не подумайте ничего плохого про немцев — это завтраки.
Мы активно гуляем, дышим и завидуем местным.
11 сентября, Янов (Чехия) — Дрезден (Германия)
50 км
Это был, как я теперь уже понимаю, самый красивый день нашего путешествия, из-за него одного стоило сюда притащиться.
По дороге в Дрезден находится смотровая площадка с лифтом, которому исполнилось 100 лет. Он сам уже стал исторической ценностью — стоит дожить до ста лет ради такого. Это уже Германия, появились знакомые евро, а вообще со сменой валют быстро перестаёшь понимать, сколько тратишь, хорошо ещё, что страны с божескими ценами. Итак, Бад-Шандау, лифт, поднимаемся и получаем первое сегодняшнее удовольствие.
Все здесь настолько идеальное, что скоро начинаешь думать, что это норма. Перемещаемся дальше, начинается территория парка и нам надо оставить авто на платной парковке. Прогулка вышла длинной, сначала лес на холмах. Потом ещё один идеальный городок — Ратен.
Маленький центр, начинаем подниматься наверх и идём туда очень долго и утомительно, хоть я и не считаю себя неженкой — но высоко, альтернативы пешему подъёму нет, компании европейский пенсионеров идут довольно резво, держим темп.
Наверху — все, что только можно пожелать. Хочешь вид на горы и Эльбу в окружении зелёных лугов — вот же он. Хотите римский мостик — имеется в наличии, не забудьте селфи сделать, фон зачетный. Можно походить по узким гибким дорожкам между скалами, это пощекочет немного нервы, впрочем виды и без того хороши. Да, погодка тоже близка к совершенству — около +20, ясно и тихо.
Вниз веселее, на парковке, пока садились, один из приехавших немцев протянул нам купюру в пять евро в обмен на наш парковочный талон — не сразу поняли, ему-то это зачем. Автомат принимает только мелочь, ни купюры, ни банковские карты нельзя, вот оно что.
В Дрездене заселились в нашу квартиру, это окраина, очень тихая и очень ровненькая и гладенькая. Пешком идти полчаса до реки, Эльбы той же, здесь уже вольно, просторно и совсем не по-городскому. Вот такой денёк
Набережная, «Балкон Европы»
Саксонское барокко и Цвингер в пару коротких предложений сложно уложить, сюда бы следовало ещё и Мадонну Сикстинскую добавить, но я попробую. Понравилось. Очень.
Вечером опять пришли на реку, пароход с каким-то доисторическими винтами, огромная полная луна, тихо и только сейчас понятно, насколько это было чудесно.
Дрезден
13 сентября, Дрезден (Германия) — Прага (Чехия)
176 км
Эта дорога подзатянулась, вечер пятницы, пробки, хорошая погода и пражане потянулись на выезд. Навигатор для своих капризов выбирал именно большие города, в них он тупил и задумывался над каждым поворотом. Мы сделали большой крюк и еле развернулись, но все же прибыли вовремя — минут за 5 до назначенного времени — да, мы очень пунктуальны.
В Праге мы выбрали барские метров 90, это верхний этаж в огромном частном доме, в нем одна живет семья. Тоже не центр, но автобус под окном, езденки нам хозяева заботливо приготовили, машину, конечно, для передвижений по городу, мы брать и не думали. По Праге я не скучала, но когда оказались в ней снова, оказалось, что скучала. В прошлый раз мы были в те же дни сентября, прошло всего 4 года, все вспомнилось, но все было не таким же. Или целых 4 года?
Почему-то я забыла, какая рослая, спортивная, длинноногая и очень красивая нация — я о чехах. Молодые юноши — с любого пиши портрет богатыря — как у Васнецова. Громкие голоса, слышно в радиодинамиках до сих пор Карела Готта и Гелену Вондрачкову, и они с такими сочными и заливистыми голосами, я раньше и не замечала.
В выходные было много людей, центральные улицы ожидаемо шумные и все же мы нашли в Маластранных улочках такие тихие и несовременные уголки, что картинка из городской старой пражской жизни как будто проступает сквозь наслоения современности.
Уже две недели отпуска пролетело, вот тут я поняла, что доотдыхалась до такой степени, что забыла пинкод от карты. Не то, чтобы она мне была нужна, но сам факт. Напрочь, начисто. Я делала странные пассы пальцами — может, рефлекс сработает? Через пару дней отомкнуло, обошлось.
В Праге было хорошо, хозяйка кормила нас завтраками, мы отметили мой день рождения и продлились ещё на день. Дни стояли тёплые, спокойные, закаты были яркие.
Прошло две недели нашего отпуска, после Праги жильё мы больше не бронировали, надо было принять решение, куда держать путь дальше. И хоть очень хотелось попасть в Закопане, и можно было пожить в предгорьях Словакии — решили двигаться домой, пора и честь знать.
17 сентября, Прага (Чехия) — Борки (Польша)
748 км
Погода, державшаяся две недели молодцом, немного сорвалась с катушек. С утра дул сильный ветер и он нагнал вполне серьезные тучи. Потом из них посыпался распылённый ветром дождь, днём ехать было не тяжело. Но наш навигатор немного дал маху завёз нас туда, где быть мы не собирались — в Варшаву, в самый эпицентр пробок. Так что в Варшаве мы формально были, но это не совсем то, что нравится. Из Варшавы выбрались уже по темноте и остаток пути до пункта назначения вспоминаю с легким ужасом — темно, дождь, не видно ничегошеньки. Приехали к полуночи, наш самый сложный день поездки окончился.
18 сентября, Борки (Польша) — Гомель (Беларусь)
685 км
Сегодня уже все проще, солнце выглянуло и стало веселее. Немного поволновались с белорусскими таможенниками, оказывается, что нормы провоза спиртного, к которому, не понятно почему, причислено и безалкагольное пиво, совсем не большие — 3 литра, за перевес платить надо по 10 евро за литр. У нас он как раз имелся, но обошлось.
В Гомеле заночевали в недорогой и очень по-социалистически добротной гостинице. Мы все же промёрзли — температура пала до 7 градусов, ветер и дождь, а здесь так мило пахло домашней едой, было тепло, интернет по талонам, но быстрый, завтрак тоже по талонам — три полноценных питательных варианта, все по-настоящему.
19 сентября, Гомель (Беларусь) — Воронеж (Россия)
748 км
Уже близко, последний день проехали легко. Приехали домой к вечеру и, как всегда, немного удивились манерам наших воронежских водителей, видимо, чтобы привыкнуть к нам, надо сидеть дома и не иметь возможности сравнения.
Статистика
Всего мы проехали 4950 км
Бензина потратили 359 литров
В рублях его стоимость составила 21400
Средний расход получился 8 литров на 100 км, в городе, в обычном режиме — около 11.
На жилье (16 ночей) потратили 41400 рублей.
Питание и прочее не пишу — тут каждому своё, но, в среднем, дешевле обычного.
Гринкарта 4670 рублей, виньетка 1200.
Платных дорог почти не было, со штрафами тоже, к счастью, обошлось, мы большие экономисты были в той поездке.
Хотим ли поехать ещё?
Разумеется, да!
Мы развеяли свои же опасения и перелистнули новую страницу. Я уже мечтаю о том, что….
Но то будет уже совсем другая история!