Не прошло и двух месяцев, как я снова посетила Печоры. Конечно, в первую очередь хотелось снова побывать в святом месте, посетить монастырь и службы.
Не прошло и двух месяцев, как я снова посетила Печоры. Конечно, в первую очередь хотелось снова побывать в святом месте, посетить монастырь и службы.
Однако было интересно увидеть, и как преобразился городок за два месяца, ведь к Успению должны были закончить главные ремонтные работы и в монастыре, и в городе, в связи с грядущим юбилеем — 550 лет древней обители.
Я это так поняла и наивно надеялась, что уж в этот раз меня встретят «с духовым оркестром и всеобщим ликованием».
Сразу же хочу огорчить взыскательного читателя, жаждущего хороших новостей, ничего такого не случилось. Ремонт продвинулся, но далек от завершения. Таким образом, я невольно становлюсь Нестором Летописцем, который время от времени фиксирует «этапы большого пути» милейшего городка Печоры, который нежданно-негаданно попал в водоворот ремонтно-реставрационных преобразований.
Заметьте! Я так и не отважилась пока написать о самой обители. Все хожу по городку и территории монастыря, рассказывая об увиденном в своих скромных публикациях. Просто не хочется смешивать высокое и низкое (имею в виду классификацию Ломоносова и его рассуждения «о трех штилях»). Хотя комическое и трагическое иногда бывают такими близкими соседями, что и не знаешь, то ли улыбнуться, то ли воздохнуть с грустью.
Мой первый рассказ так и назывался «Печоры с улыбкой Джоконды» и вот снова, то же смешение чувств…
Но обо всем по-порядку.
Разместившись в гостинице (выбрали ту же, что и два месяца назад), потому что понравилась, мы поспешили на вечернюю службу.
Проходя мимо знакомого музея, у входа в который в прошлый раз стоял бравый стрелец,
я своего «знакомца» у входа уже не обнаружила.
— Неужели пошел ремонтировать свой знаменитый «Дом Стрельца» — грустно пошутила я… Об этом разваливающемся доме я писала и не устану писать (пока не развалился), хоть он и находится «под охраной государства», как об этом повествует прикрепленная табличка.
Итак, на следующий день я об исчезновении Стрельца не забыла и зашла в музей, чтобы узнать о его судьбе.
— Упал! — Грустно объяснила мне сотрудница музея. — Упал, сломал руку, разбил нос. Увезли его…
Информация о Стрельце прозвучала как-то задушевно, словно о живом человеке. Мне невольно показалось, что увезла его человеческая и человеколюбивая Скорая помощь, а значит, помощь будет оказана и я немного успокоилась.
Конечно, в этот раз я ходила по городку и по территории монастыря уже как «старожил» — кажется все знакомо и можно сравнивать.
Если в прошлый раз я не могла не разместить фотографии о том, как «все раскопано, но еще не закопано», в этот раз не было желания замечать подобные «недоделанные» фрагменты. Очень хотелось красоты, может быть даже «Ускользающей красоты» — позаимствую у Бернардо Бертолуччи название его знаменитого фильма.
Конечно, я еще соберусь с духом и напишу о самой обители, но пока просто погуляем и подышим воздухом уходившего теплого сентября 2023 года, ну и поразмышляем, конечно, об увиденном…
Образ «ускользающего», наверное, возник в моем создании не случайно.
Как я хотела побывать на выставке в музее, под названием «Вернуть утраченное»! Выставку обещали открыть к Празднику Успения и торжествам.
Хорошее дело состоялось 16 августа, но к моему возвращению в Печоры в сентябре, во всей полноте, выставка уже и закончилось. Ускользающее…
Интересная экспозиция была посвящена 50-летию возвращения сокровищ ризницы Псково-Печерского монастыря, что были вывезены немецкими оккупантами во время Великой Отечественной войны. Часть из них все же была возвращена в 1973 году и фотовыставка этих уникальных и очень дорогих предметов как раз и составляла экспозицию. Сами уникальные предметы видимо были представлены в незначительном количестве, так как музей не мог обеспечить достойную охрану (Стрелец у входа — это маловато).
В свое время некоторые предметы, выполненные мастерами в 1920–30 годы, были переданы музею и бывшим настоятелем монастыря отцом Алипием (Вороновым) о котором надо сказать особо.
Это был удивительный пастырь! Наместником Псково-Печорского монастыря он стал в 1959 году, в непростое время хрущевских гонений на церковь. Его жизнь — это светлый подвиг, который вдохновляет и зовет слагать рассказ «высоким штилем». Профессиональный художник, он сам писал иконы и небольшая их часть сейчас расположена в Никольских воротах (нижний ярус Надвратной церкви).
Я знала, что готовится выставка, а к юбилею монастыря откроется Картинная галерея архимандрита Алипия (Воронова).
Когда-то, понимая ценность художественных шедевров, отец Алипий стал приобретать картины, спасая их для России (контрабанда уникальных картин из Советского Союза была все же, распространенным явлением). Впоследствии в 70е годы отец Алипий передал большую часть своей коллекции Государственному Русскому музею, Псковскому областному музею.
Выставка должна была открыться в здании бывшей Монастырской гостиницы, ныне оборудованной для нужд нового музея — здесь планировали разместить филиал Государственного Русского музея при Псково-Печорском монастыре (Международная улица дом 3)
Я надеялась увидеть шедевры Репина, Сурикова, Шишкина, Крамского, Кустодиева, Васнецова, Маковского, Поленова, Левитана, Айвазовского и это неполный список работ, которые должны были экспонироваться.
И галерея действительно была открыта! И картины были показаны! Но, к моему приезду, она оказалась уже закрытой и надолго.
… «Соблюдение температурного режима. Осень, сыро, картинам вредно»…
Ускользающее…
По поводу художественного вкуса, в наше-то время, когда «попса торжествует победу», когда бьющие по глазам яркие краски растиражированного глянца хорошо покупаются массовым зрителем, услышит ли, этот «оглушенный зритель» негромкие краски, романтический колорит сокровенного, ну, скажем, как у Борисова-Мусатова.
Услышат ли пианиссимо Шопена, Скрябина уши, настроенные на биг бит!
Это я подвожу к цветовому образу Печор, лейтмотивом которого стала синяя краска, грязноватого оттенка.
Немало зданий в Печорах сегодня покрасили именно в этот цвет. Почему?
Где-то во время прогулки по городу я обнаружила на стене дома вот такую палитру цветовых возможностей. Не поняла символики, но поскольку тут присутствовала и наиболее распространенная краска, в которую покрасили немало домов в Печорах, я подумала, что это какой-то наглядный опросник — типа «выбери любимый цвет». Вот и выбрали. Шучу, конечно.
Скоро в туристических проспектах появятся, а может быть, и уже появились две новых достопримечательности — скульптурная группа Печорских старцев
и скульптура, которую в интернете называют «Бабушка».
Сии произведения искусства принадлежат замечательному скульптору Виталию Шанову — автору знаменитого монумента, посвященного Александру Невскому (в Самолве). Я писала об этой новой достопримечательности Псковщины и мне в свое время этот новый монумент очень понравился.
Когда писала свой материал о мемориале, я не знала очень интересную историю. Не имея исторического портрета Александра Невского, скульптор советовался с владыкой Тихоном (Шевкуновым) и их коллективный разум нашел прекрасное решение. Александр был молод (21 год), а его брату Андрею (по правую руку от князя) было и всего-то 14!
Так пришла мысль запечатлеть в русских воинах современных героев — псковских десантников…
(Монумент в Самолве)
Но вернемся в Печоры.
Две скульптуры, что находятся на Соборной площади, на мой взгляд, конечно же, неравнозначны. Образы святых подвижников приглашают к осторожной оценке.
Шанов блестящий портретист и когда подходишь к этим скульптурным изображениям, даже немного жутковато. Хочется прошептать — ну, как живые!
Однако, не отнимает ли у нас эта идентичность телесности, духовное соприкосновение! В православной традиции нет места скульптуре — это традиция католическая, поэтому я, не отрицая талантливую работу мастера, хотела бы отойти и молитвенно обратиться к святым подвижникам. В молитвенном общении не важно портретное сходство — «душа с душою говорит». Зато именно в этом общении, святые старцы не «как живые» — они именно живые!
Скульптура «Бабушка», что расположилась напротив церкви Сорока мучеников — это жанровая сценка и к ней можно относиться по-разному.
Мое отношение сформировалось моментально, как только я эту скульптуру увидела, но я не буду вам навязывать свои представления.
Я уже намекала вам о «смешении штилей» в моих оценках увиденного, но после фотографирования скульптуры Бабушки и внучика, а также кошки, на заднем плане, мне как-то легко перейти к упоминанию о кафе «Несвятые святые».
Конечно, если бы я вышла из Успенского собора, где пела акафист, то сразу, «без перехода» рассказывать о посещении кафе, было бы пошловато. От Бабушки до кафе совсем близко, да и по настроению не нужно никакого усилия для переключения.
Могу доложить, что Монастырская гостиница стоит уже отремонтированная и вход в кафе не сбоку, как было, а с главного входа.
В этот раз я специально сфотографировала пару страниц меню и цены — то, чего не сделала в рассказе о самом кафе, в прошлый раз.
Еще раз свидетельствую — кафе очень уютное и приятное. Кстати сфотографировала в зале для приезжающих в гостиницу, что находится у входа в кафе, несколько картин, кажется кисти владыки Алипия. Какие же они добрые и проникновенные!
Итак, поскольку мы плавно перешли к посещению кафе и «кулинарной теме» хочу рассказать еще об одном интересном местечке на территории самого монастыря — это «Сырные пещеры».
Я бы сказала, что место какое-то сказочное.
Дело в том, что монастырь всегда содержал немалое стадо коров. Сегодня коровник по-прежнему живет. Чистота идеальная! Это видно и сверху, с точки моего наблюдения.
В пещере холодно и сыро. Вдали стол, за которым стоит монах, предлагающий молочные дары.
Он велик, розовощек и весел, хотя одет по-зимнему. Послушание его непростое.
Провести целый день в такой пещере — это небольшое удовольствие. Однако в монастырь идут не за удовольствиями. Мы купили большой кусок сыра и второй поменьше — попробовать, сравнить. Понравился сыр «Классический» — тот, которому интуитивно отдали предпочтение при покупке.
Правда, продукт недешевый — 2000р. за килограмм. Впрочем, что такое дешево и дорого, я уже плохо понимаю в наше время.
Купили и сметану, которую на рынке часто подменяют сепараторными сливками. Здесь же вспомнилось детство и замечательная сметана, которую сейчас трудно купить.
Как и в первый раз посещения монастыря, увидела множество туристов и паломников, которые объединяются в малые или большие группы, под руководством экскурсоводов.
(Дресс-код, при входе в монастырь обязателен. За этим внимательно следят).
Монастырь, несомненно, зарабатывает деньги и посредством экскурсионной деятельности, и посредством продажи интересных книг — Издательский отдел монастыря, работает очень продуктивно.
Не вникая в экономическую деятельность монастыря, не могу не заметить важное. Все ремонтные и реставрационные работы в стенах монастыря производились и производятся только за счет самого монастыря!
Пока не все реализовано, но дело двигается. Вот здесь видимо, будет открытая веранда, как продолжение этого кафе.
А эти «беседки» вообще покорили дизайном. Березки-то ведь не срублены — они с корнями, растут и создают «зеленую крышу».
Большие средства, которые выделило государство на празднование юбилея, монастырь передал городу, на благоустройство.
Несомненно владыко Тихон любит Печоры любовью сына. Образ городка, который предстал его взору, тогда еще юноши, при первом посещении монастыря, он приводит в своей книге, о которой я упоминала ранее — «Несвятые святые». Вместе с автором книги мы становимся свидетелями знакомства с милым, тихим городком, утопающим в зелени. Когда люди уходили из дома, двери не запирали, а подпирали чем-либо. Если же все-таки запирали, то ключ «прятали» под коврик у двери.
Если по улочке проходил старый человек, то молодые люди, сидящие на лавочке у дома, непременно вставали — в знак почтения.
Потом все изменилось. В город стали переселять условно осужденных — «химиков» и они моментально изменили ситуацию.
Конечно, и монастырь (550 лет!) и город — по-настоящему древний, за свою историю пережили многое. Об этом можно узнать в местном музее, который я конечно же посетила и когда-нибудь расскажу.
Я фотографировала территорию монастыря и огорчилась, что мой любимый Сретенский храм еще не открыли.
Но порадовалась позитивным изменениям.
Фотографируя Дом наместника еще не знала, что пройдет совсем немного времени и у него сменится хозяин. Владыхо Тихон переместится в Крым, где его ждут великие дела (совсем непростые), а в Псково-Печорский монастырь наместником будет назначен владыко Арсений из Великого Новгорода.
Но священнослужитель — это как военный. Все происходит «по приказу», в церковной лексике «по благословлению» и с этим никто и никогда не спорит. Можно только пожелать помощи Божьей и владыке Тихону, и владыке Арсению!
Мне жаль, что владыко Тихон покидает любимую им обитель. Он близок мне, как несомненный романтик, подкупающий простотой общения и, наверное, доверчивостью, основанной на христианской любви.
Знаете — душа, настроенная на романтическую тональность, в наше время, тоже «натура ускользающая».
Покидая монастырь, я встретила знакомого кота. Сначала он отказывался фотографироваться, а потом смилостивился и заглянул в объектив, словно укоряя:
— В монастырь, матушка, не «фоткать» ходят, а молиться. На службах-то была?
— Была, была!
— То-то же! А то вот я тебя все с фотоаппаратом встречаю…
И кот (может быть и кошечка) мягко ступая, проследовал дальше.