Часть 2-я: Сиэтл: рынок, круиз, и Космическая Игла
Часть 3-я: аренда кемпера; национальный парк North Cascades, штат Вашингтон
Часть 4-я: круиз в парке North Cascades, переезд в штат Айдахо
Часть 5-я. Маршрут: переезд в Монтану — велосипедная тропа The Route of the Hiawatha — кемпинг KOA возле национального парка Glacier National Park.
Проводя аналогию с человеческим организмом, когда в течение 15 минут после пробуждения необходимо сходить в туалет, если хочешь иметь здоровую пищеварительную систему, то и дому-на-колесах с утра требовалось облегчиться. В США места для слива грязной воды называются «dump stations». Т. е. это место, где неочищенные сточные воды можно безопасно спускать в канализационную систему.
Dump stations бывают бесплатные, платные, или бесплатные только для клиентов кемпинга. Вот очень полезная карта, где даже можно спланировать свой маршрут, от туалета до туалета, так сказать. А если нужно наглядное пособие, то здесь есть пошаговая инструкция RV Dump Station Basics for Beginners — Step-By-Step Process:
В этот день мы планировали доехать до Монтаны — совершенно нового для нас штата, занявшего 38-е место в списке посещенных штатов.
1
До границы Айдахо-Монтана было ровно полтора часа езды по I-90 — самой длинной автомагистрали в Соединенных Штатах (почти 5 тысяч км!), и вот мы уже на нулевом съезде (Exit 0). Зимой сюда приезжают покататься на лыжах на горнолыжном курорте Lookout Pass Ski & Recreation Area. Однако, в середине июля мы задумали не менее интересную активность.
2
По хребту Биттеррут — части знаменитых Скалистых гор, раньше проходила железная дорога, а сейчас на ее месте обустроена велосипедная тропа Гайавата, длиной 24 километра («The Route of the Hiawatha»). Грунтовка через сосновый лес хороша сама по себе. Но тропа Гайавата, как и полагается горной железной дороге, бежит по головокружительно высоким мостам и темным-претемным туннелям. Самый длинный — туннель Святого Павла, он же Тафта, — проверяет велосипедистов на прочность на протяжении 2,5 км. Звучит пугающе, но с дорогой справляются даже шестилетние дети. Самый большой бонус: тропа всё время идет вниз под небольшим уклоном.
Если есть собственные велосипеды — отлично. Если нет, всё можно взять в аренду, включая шлемы и фонарики (в туннелях пригодятся). И именно за всем этим добром мы отправились в главный офис компании. Бронирование сделали заранее через их сайт, за месяц до катания.
Тропа открыта с конца мая по сентябрь. Обязательно прочитайте их FAQ секцию, многие вопросы отпадут сами собой.
Item
Price
Qty
Total
Trail Pass — Adult
$11.00
2
$22.00
Trail Pass — Child 6–13 yrs
$7.00
1
$7.00
Shuttle Tickets — Adult
$9.00
2
$18.00
Shuttle Tickets — Child 6–13 yrs
$6.00
1
$6.00
Adult Bike — Standard Mountain Bike (includes light and helmet)
$33.00
2
$66.00
Child Bike — Standard Mountain Bike (includes light and helmet)
$24.00
1
$24.00
Subtotal
$143.00
Tax
$5.40
Total
$148.40
К нашему приезду велосипеды уже были готовы, подогнаны по росту и весу. Велокрепление на заднюю часть машины (bike rack) входило в стоимость.
2
Вы спросите, зачем там билеты на шаттл? Тут надо вспомнить, что тропа идет всё время вниз. А начинается она не от офиса, а в 5 милях от него, на вершине горы. До вершины вы должны добраться на своем транспорте, там оставить машину на очень большой парковке, пересесть на велосипеды, получить массу удовольствия в течение 24 километров. А назад? А вот назад на гору и довезет шаттл. В общем, воспринимайте его как «chairlift» по аналогии с горнолыжными курортами.
Карта велосипедной тропы, кликабельно. Парковка справа вверху (East portal):
1
В свое время, горная гряда Bitterroot Mountains стала неожиданным и грозным препятствием для экспедиции Льюиса и Кларка, американских исследователей-первопроходцев начала 19-го века. Лет через 100 после них, по здешним горам умудрились проложить участок железной дороги Milwaukee Road, которая обслуживала 15 штатов. Дорога, протяженностью 2300 миль (3700 км), потребовала очень крупных строительных работ в условиях одного из самых сложных рельефов страны. С этим справились всего за три года, что стало большим достижением для того времени.
Стилизованная реклама 1939 года с изображением паровоза F7 обтекаемой формы:
1
Некоторые историки подвергают сомнению выбор маршрута, поскольку он обходил большие населенные пункты и проходил через районы с ограниченным транспортным потенциалом. Большая часть линии шла параллельно Северо-Тихоокеанской железной дороге, прямому конкуренту. Журнал «Trains» назвал строительство «вопиющим» и «катастрофическим решением», принятым руководством Милуоки-роуд, которое способствовало конечному краху компании.
Дорога не окупалась, и после череды банкротств окончательно закрылась в 1986-м году. Не помогло даже введение трансконтинентальных поездов Olympian Hiawatha, имеющих футуристическую обтекаемую форму вагонов. Считается, что поезда «Гайавата» остаются высшим достижением промышленного дизайна пассажирских поездов. Эх, какие красавцы были:
1
1
(Сейчас на эти вагоны можно посмотреть в Музее Искусства и Науки в городе Daytona Beach, штат Флорида).
С тех пор, железную дорогу забросили. Решение о превращении бывшей железнодорожной линии Milwaukee Road в велосипедный и пешеходный маршрут «Route of the Hiawatha» было результатом совместных усилий различных организаций и государственных агентств (Правительство Соединенных Штатов, Лесное управление США, местные и штатные органы власти, а также различные некоммерческие группы), и не связывалось с одним конкретным лицом.
Поспособствовало этому и общественное движение Rails-to-Trails Movement — т. е. «Превратим железные дороги в тропы», главной целью которого является преобразование заброшенных железнодорожных коридоров в рекреационные тропы, предоставляя возможности для активного отдыха.
В результате, тропа «Route of the Hiawatha» стала популярным туристическим направлением, и конечно, проезжая по тамошним местам, мы не могли обделить ее вниманием.
Оставив RV на парковке в специальной секции для больших машин, надели шлемы, взяли энерго-батончики, орехи, шоколад, воду, и вперед.
1
Почти сразу же тропа ныряет в туннель Тафт (The Taft tunnel, он же St. Paul Pass tunnel), который является одной из ключевых достопримечательностей на маршруте Гайаваты. Он относительно длинный (2,5 км) и совсем без освещения. Внутри немного жутковато, особенно в середине, где нет ни естественного, ни искусственного света, и не видно выхода из туннеля ни спереди, ни сзади, только вы и абсолютная темень. Так что фонарики еще как пригодятся.
В туннеле всегда прохладно, даже в летнюю жару, около +10 Цельсиев. С потолка периодически капает и стучит по шлему. Скорее всего понадобится и одежда с длинным рукавом, т. к. проезд через туннель займет 10–15 минут. Но вот впереди проклевывается мутное светлое пятно, становясь всё шире и ярче, и туннель вас отпускает наружу. Почти все сразу же делают привал, так как хочется поделиться впечатлениями.
2
Эту фишку, кстати, просекли местные олени, так что с большой долей вероятности к вам из леса наведается гость, причем с таким видом, будто бы вы ему что-то должны. Мы его назвали «сборщик налогов»: выехал из туннеля — будь любезен заплатить дань.
3
Кроме этого туннеля, по пути будет еще 9, но все они намного короче. После пятого по счету, начинается еще один очень интересный отрезок тропы — серия железнодорожных эстакад (trestles). В былые времена, с помощью этих инженерных конструкций поезда преодолевали расстояния между горными хребтами и сухими каньонами, без необходимости залезать на склоны.
4
Эстакады могли быть построены на разной высоте в зависимости от конкретной местности, и эта адаптивность делала их особенно полезными для преодоления сложных ландшафтов. В 19-м веке эстакадные мосты составляли до 3 процентов общей длины средней железной дороги. Строили их из дерева, а позже из стали и бетона.
3
Многие деревянные американские горки, кстати, сделаны с использованием конструкций, аналогичных эстакадным мостам.
Архивная фотография 2000 года из парка «Magic Springs» в штате Арканзас:
1
Тропа Гайавата пересекает семь эстакад, самая высокая из которых проложена на высоте 70 метров. По ним не только весело ехать, но интересно взглянуть со стороны, сразу наглядно представляешь масштаб.
2
Оставшиеся километры тропы проходили через сосновый лес, по ровному участку. Тут настало время рассказать ребенку о Гайавате, чье имя так активно использовалось в местной индустрии.
2
Гайавата был вождём коренных американцев доколониальной эпохи и одним из основателей Конфедерации Ирокезов. Это был реальный человек, хотя больше он известен по легендам и по поэме Лонгфелло. По легенде, Гайавата вообще был каннибалом, пока не пришел Великий учитель, и не наставил его на путь истинный. После чего Гайавата открыл в себе ораторский талант, благодаря которому сыграл важную роль в объединении нескольких индейских племен.
А эпическая поэма «Песнь о Гайавате» 1855 года рассказывает историю одноименного героя, но не имеет никакого отношения к историческому Гайавате. Эту поэму в переводе Ивана Бунина мы читали еще в старших классах школы. Я уже рассказывала, что наша учительница литературы не искала легких путей, придерживаясь принципа «только хардкор». Поэтому «шлемоблещущие Гекторы», «шёл по гульбищу с позорища на ристалище», и восьмистопный хорей вроде «хвастовством и грубым словом не сразишь, как томагавком» крепко сидят в памяти, и выскакивают при каждом удобном, а чаще — неудобном — случае.
Так, со сказками и прибаутками, мы доехали до конца тропы, где и была остановка шаттлов. Посадка осуществляется в порядке живой очереди, а народу, надо сказать, не мало. Порадовало, что всем желающим предлагали бесплатные бутылки с водой. Были и те, кто собирался проделать обратный путь по своим следам, 15 миль назад на гору. Настоящие фитнес-монстры.
3
Пока ждали, дети вволю наигрались с бурундуками, предлагая им арахис и миндаль. Некоторые, особо ушлые зверьки, умудрялись запихнуть аж по две штуки за каждую щеку, отчего их морды увеличивались по ширине раза в три. Муж вспомнил историю из детства, когда ради развлечения они давали бурундукам кусковой сахар. Зверек, по обыкновению, прятал его за щеку, стремясь сделать запас, а через несколько минут его настигало безумное разочарование
4
Наверх шаттл довез за 20 минут. Подъем крутой, по узкой дороге, петляющей над обрывами; местами страшновато. Вот показался и родной дом-на-колесах. Можно было освежиться в душе, растянуться на кровати, полноценно пообедать — каждый раз ценили такие простые, в общем-то, вещи.
На этот день больше ничего сложного не планировали, лишь переезд до кемпинга в глубине Монтаны. Поэтому, закинув арендованные велосипеды в офис, сразу же отправились в дорогу. Около двух часов (138 миль) предстояло проехать по уже привычной I-90, а затем резкий разворот на север, в сторону национального парка Glacier.
Штат Монтана по форме напоминает флажок. Это 41-й штат, присоединившийся к союзу. Живет здесь всего чуть больше миллиона человек, при плотности населения 2,65 чел./км2, и местные шутят, что людей здесь меньше, чем скота.
Монтана занимает четвёртое место по площади в стране после Аляски, Техаса и Калифорнии и, кроме того, является крупнейшим штатом США, не имеющим выхода к морю. 90% населения белые. Традиционно голосуют за республиканцев уже много лет, а на выборах президента в 2020 году у них победил Дональд Трамп.
Прозвища все очень поэтичные, например, «Штат сокровищ» или «Штат Большого неба». Здесь до сих пор сохранился дух Дикого Запада, часто проводятся родео соревнования и множество мероприятий, связанных с ковбойской культурой. Как жителей Техаса, это не могло нас не радовать %F0%9 °F%99%82
2
Также, Монтана является крупным центром пивоварения, занимая третье место в стране по количеству ремесленных пивоварен на душу населения.
Пиво с прекрасным названием «Слюни лося»:
1
Из природных достопримечательностей уровня «Wow!» в Монтане находится национальный парк Глейшер и часть Йеллоустонского национального парка, а также парк Макошика — кладбище динозавров.
Мы держали путь на город Kalispell, дорога к которому проходила по краешку озера Flathead lake. На карте обозначена как «scenic», и реально очень живописная (в заметках о путешествии здесь у меня стоят три знака!!! и написано «for real» :))
2
В Калиспелле есть Costco. А это означает, что можно не только подешевле пополнить свои продуктовые запасы, но и заправиться. Топливный бак у Minnie Winnie рассчитан на 55 галлонов, при средней стоимости $2.80 за галлон посчитайте сами. Еще были вопросы — а сколько вообще стоит дом-на-колесах? Такой, как взятый в аренду в этом путешествии, стоит около $120 тыс. за новый, и $80 тыс. за подержанный. Подержанным он становится сразу, как только выезжает за ворота дилерского центра.
Как говорится: два самых счастливых дня в жизни владельца автодома — это когда ты покупаешь RV и когда ты продаешь RV
Но имеются варианты и для любителей роскоши. Например, вот такой, если есть лишние полтора миллиона:
1
Еще 40 минут в сторону западного въезда в парк Glacier NP, и вот уже показалось место привала на следующие две ночи — West Glacier KOA resort.
KOA расшифровывается как «Kampgrounds of America», т. е. «Кемпинги Америки».
Для большинства американцев, желтый логотип со стилизованным изображением вигвама вызывает в памяти воспоминания о посиделках у костра, о поджаривающихся маршмеллоус, о беззаботном детстве. Согласно опросам, 25% населения Америки когда-либо останавливались в кемпингах KOA.
А зародилась компания как раз здесь, в Монтане, когда местному предпринимателю Дейву Драму пришла в голову идея открыть палаточный лагерь для путешественников, направлявшихся на Всемирную выставку 1962 года в Сиэтле. Он и другие инвесторы организовали удобное место для ночлега, со столами для пикника и костром на каждом участке. Также, на территории работал магазин, прачечная, душевая. И всё за 1,75 доллара за ночь. Сегодня мы заплатили уже $60 (back-in spot).
1
На территории кемпинга есть бассейн, джакузи, сауна, кафе-мороженое, ресторан. Мы приехали уже по темноте, поселились без проблем. Хозяева кемпинга постоянно живут на его территории, и доступны круглосуточно. Вечером многие автодома включили подсветку, у кого по низу, у кого ёлочные гирлянды развешаны по кустам и деревьям. Кое-кто даже постелил ковры перед входом. Умеет же народ создавать для себя атмосферу праздника!
Наконец-то добрались до стиральной машины ($3 load, $2 за сушку, есть размен). Закончив с хозяйственными делами, глянули одним глазом маршрут на завтра, и спать. До западного въезда в национальный парк Glacier осталось всего 30 миль.