Во времена былинные Русь представляла собой сплошной лес, где дорог как таковых не было, точнее, роль оных выполняли реки. Наши предки прекрасно знали водораздел лесной Руси, и там, где речные водоразделы подходили близко друг к другу, устраивался волок.
Суда по земле перетаскивались из одной речки в другую. Из Волги в Москва-реку можно было попасть двумя путями. Тут были задействованы, либо Клязьма и волок в районе г. Владимир, либо Руза и г. Дмитров.
Однако, плыть по воде, это одно, а таскать лодки по суше — совсем другое. Время шло вперёд, и от волока стали отказываться. Первая идея строительства водоканала прозвучала во времена царствования Петра Первого.
3
(2020 г.)
Инженеры предложили три варианта из Волги в Москву-реку. Воплотить что-либо в жизнь император не успел. Последующие правители России от планов не отказывались, но из-за недостатка технических и финансовых средств идея повисла в воздухе.
В 1844 г. при Николае Первом был построен маленький участок канала между Истрой и Сестрой, но далее дело не пошло. Позже появилась железная дорога, и идея была забыта.
3
(2020 г.)
В любом случае, Россия развивалась, разрастались города, расширялось производство. После 1917 г. В. И. Ленин провозгласил: «Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны».
Ещё шла гражданская война, а в разработке плана ГОЭЛРО уже принимало участие около 200 учёных и инженеров. В декабре 1920 года, когда едва-едва отгремели залпы орудий, выработанный план получил путёвку в жизнь.
3
(2020 г.)
В 1920 г. Россию посетил Герберт Уэллс. Фантаст встречался с Лениным. Г. Уэллс не поверил в план ГОЭЛРО, посчитав, что Ленин ещё больший фантаст, нежели он сам.
1 из 5
1
(2020 г.)
А между тем, план ГОЭЛРО стал воплощаться в жизнь. В 1932 г. выработка электричества, по сравнению с 1913 годом, увеличилась в 4, 5 раза.
В 1934 г. Герберт Уэллс повторно приехал в Россию, и был поражён увиденным!!! Москва расширялась, и концу 20-х годов город столкнулся с рядом трудностей, где первейшей проблемой стал дефицит воды.
4
(2020 г.)
Москва-река почти пересохла. Возле Кремля её можно было перейти вброд. Вода в реке стала представлять смесь промышленных и хозяйственных отходов. Рублёвский водопровод работал во всю мощь, но при этом уже не мог удовлетворить потребности 3-х миллионного города.
1 из 5
1
(2020 г.)
15.06.1931 г. Пленум ЦК ВКП(б) постановил: «…коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путём соединения её с верховьем реки Волги.»
Волга по прямой в 128 км. от Москва-реки, и дело осложнялось не только расстоянием. Между водоразделами стояла Клинско-Дмитриевская гряда, высота которой над уровнем Москва-реки достигала 60 метров.
Инженеры решили идти по прямой. В качестве проекта был выбран вариант предложенный молодым специалистом Комаровским (впоследствии он станет главным инженером канала). В сжатые сроки предстояло построить водяной мост от села Тушино до устья реки Дубны, впадающей в Волгу.
2
(2020 г.)
3 сентября 1932 г. инженер Марченко, отвечавший за Химкинский участок строительства, вонзил лопату в землю и торжественно вынул первый грунт из русла будущего канала. Так началась одна из самых грандиозных строек.
15 июля 1937 г. канал торжественно открыли для движения пассажирских и грузовых судов.
1 из 7
2
(2015 г.)
Канал Москва — Волга построен исключительно советскими инженерами, советскими механизмами, и из советских материалов.
3
(2020 г.)
После этого Волга пришла в Москву — уровень воды у стен Кремля поднялся почти на 3 метра, а система водохранилищ защитила столицу от наводнений.
1
(2020 г.)
В 1947 г. в честь 800-летия столицы канал Москва-Волга стал называться каналом имени Москвы.
2
(2020 г.)
Если хотите увидеть водоканал, дабы оценить масштаб строительства, лучше всего это получится во время круиза.
2
(2020 г.)
Из Москвы в круиз по Волге суда отправляются с Северного речного вокзала. Попадая на территорию Северного речного вокзала, невольно ощущаешь на себе дух сталинской эпохи.
При входе в парк на постаменте белоснежная комсомолка. Её руки подняты над головой. Девушка держит под наклоном волнистую линейку, символизирующую водоканал, по которому скользит кораблик.
1
(2015 г.)
Чуть дальше здание Северного речного вокзала. Оно построено до затопления Химкинского водохранилища в 1937 году. Вокзал является памятником архитектуры и одним из символов Москвы — «порта пяти морей». Здание выполнено в форме огромного корабля, над которым, словно мачта, возвышается высокий шпиль увенчанный звездой.
Любопытно, что до этого звезда в 1935–1937 годах находилась на Спасской башне Московского Кремля.
1 из 3
1
(2015 г.)
Итак, изначально канал поднимается со второго по шестой шлюз на 38 метров. Если от Химкинского водохранилища идти по воде в сторону Кремля, то на коротком 3-х километровом участке в шлюзах № 7 и № 8 канал опускается к Москва-реке на 36 метров.
По детству помню, любая деталь изготовленная при Сталине, отдавала какой-то супер надёжностью, что стул, что ручка двери, что вагоны метро… Изделия были простыми по форме, но качественными и прочными.
Москвичи не задумываются, а некоторые даже не знают, что над городом висит огромная масса воды.
1 из 2
1
(2020 г.)
Почему? Да потому, что ни одного серьёзного инцидента связанного с каналом за всё время в Москве не было.
2
(2015 г.)
1 из 5
2
(2020 г.)
Предлагаю совершить небольшое виртуальное путешествие по каналу им Москвы.
4
(2020 г.)
Пароход отчаливает от причала и направляется в сторону Химок. С правой стороны Северный речной порт со своими вечно застывшими кранами, чуть дальше административные здания. Раньше адреналина добавлял военный корабль, вставший здесь на якорь, теперь его нет.
1 из 2
2
(2015 г.)
1 из 3
1
(2020 г.)
Проходим под мостом Ленинградского шоссе, а после под МКАД. Из Москвы теплоход вышел, идём вдоль города Химки. Слева сверкает красотой новый баскетбольный центр. В своё время на этом месте стояла больница, где после ранения лечился В. И. Ленин.
Далее старая пристань, за которой возвышается новый элитный дом. Чуть дальше мост Октябрьской железной дороги. Он построен в 1935 году в связи со строительством канала. В свое время это был один из крупнейших арочных железнодорожных мостов СССР. Теплоход подныривает под ним, что называется «впритирку».
1 из 4
1
(2015 г.)
1 из 8
1
(2020 г.)
Фронтовик Ю. В. Владимиров написал книгу «Как я был в немецком плену». Она представляет собой воспоминания ветерана ВОВ. Там есть эпизод, как Владимиров, будучи солдатом, охранял этот мост и вступил в бой с диверсантами.
Суматошная жизнь отступает, теплоход движется по каналу, словно по реке, протекающей вдоль леса. Справа за деревьями остаётся Долгопрудный, и только знающий человек в нужный момент разглядит за кустами маковку храма.
Химкинское водохранилище закончилось, плавно перейдя в восьмикилометровый участок, который называется «Глубокая выемка». В этом месте канал перерезает 30-ти метровую гряду водораздела между Химкой и Клязьмой.
На этом сравнительно небольшом участке было вынуто 10 млн. кубометров грунта, разработка которого производилась гидромониторами, впервые широко применявшимися на гидротехническом строительстве.
1
(2015 г.)
В начале и конце «Глубокой выемки» сооружены заградительные ворота, позволяющие производить ремонт в условиях полного осушения.
Таких ворот на канале много. Их принцип действия следующий: в бетонной плите, уложенной на дне между воротами лежат в горизонтальном положении заградительные фермы. При необходимости электролебедка, установленная в здании на берегу, за 25 минут их поднимет, и канал будет перекрыт.
2
(2015 г.)
Любопытно, что подлетающие к Москве самолёты идут на посадку в Шереметьево именно над каналом, и если вы поплывёте на корабле, на этом участке лайнеры периодически будут кружить над головой.
1
(2015 г.)
Пароход из узкого коридора вырывается на простор. Взору предстаёт Клязьминское водохранилище — любимое место отдыха москвичей! Водная гладь растянулась здесь на 15 км. Берега укутаны хвойным лесом. Бухты, протоки и островки делают Клязьминское водохранилище особенно привлекательными.
3
(2015 г.)
Чуть дальше посёлок Хлебниково, где обустроена стоянок для частных яхт и катеров.
1
(2020 г.)
После заградворота № 114.
2
(2015 г.)
За Клязьминским на разной удалённости друг от друга обустроены ещё пять водохранилищ: Пироговское, Пялковское, Учинское, Пестовское и Икшинское. Икшинское и Пестовское условно разделяют заградворота № 108.
1 из 2
1
(2015 г.)
В своё время для работы на канале на заводе Красное Сормово была построена флотилия пассажирских судов дальнего и местного плавания. Вспомогательные суда, с деловым видом бороздящие водную гладь, встречаются часто.
1 из 2
2
(2015 г.)
Через пять часов после отправления из Москвы теплоход подходит к первому на пути шлюзу — № 6 в Икше.
На башнях шлюза фигуры сталинской эпохи. Капитан снижает скорость. Теплоход медленно заходит в шлюзовую камеру, прижимаясь бортом к стене, швартуется к плавучей рыме (установили в 1964 г.). Ворота с обеих сторон закрываются. Вода из камеры по специальным стокам возвращается назад, и судно начинает, словно на лифте, опускаться вниз.
1 из 3
1
(2015 г.)
Когда уровень выровнен, капитан даёт команду, и матрос отсоединяет канат. Диспетчеры, переговорив с капитаном, открывают ворота шлюза, давая возможность кораблю следовать дальше.
В шлюз заходят суда, идущие противоположным курсом. Закрываются ворота, включаются насосы, и вода, наоборот, закачивается. Заполнение и опорожнение занимает 10–15 минут.
Все шлюзы канала однокамерные. После № 6 идут шлюз № 5 (Икша),
1 из 2
2
(2015 г.)
№ 4 (Деденево), № 3 (Яхрома). В архитектурном исполнении корпуса зданий друг от друга отличаются, но шлюз № 3 по праву считается самым красивым.
Если собратья вобрали облик сталинской архитектуры, то № 3 изначально украшен кораблями Колумба.
2
(2015 г.)
Состояние многих скульптур сталинской эпохи оставляет желать лучшего, а у каравелл Колумба всегда надутые ветром паруса.
Рядом со шлюзом № 3 водосброс в Яхрому. Некоторые реки впадают в водоканал, другие наоборот с него пополняются, третьи спрятаны в трубы под каналом и минуя его идут своим ходом по старому руслу. Где-то далеко они впадают в Волгу.
Позже, часть этой воды вернётся по водоканалу в Москву, другая направится к Каспийскому морю.
Возле шлюза № 3 город Дмитров и его знаменитая Перемиловская высота, где оказались остановлены немецкие войска.
2
(2015 г.)
Канал Москва-Волга тоже воевал!!! Г. К. Жуков отдал распоряжение о затоплении поймы Сестры и Яхромы, и, не смотря на налеты вражеской авиации, к 1 декабря 1941 года был осуществлен сброс воды в близлежащие реки.
В результате поднятия воды в Яхроме и в Сестре на пути гитлеровской армии появился водный заслон. В любом случае, не только вода остановила немцев — советских солдат возле Дмитрова полегло много, но немец окружить столицу не сумел.
Участок от шлюза № 3 до шлюза № 2 один из самых длинных (5–6 часов перехода). Залог успеха при строительстве — сохранение правильного уровня. Канал проходит сначала по насыпи над болотами, затем по глубокой выемке.
3
(2015 г.)
Городов и посёлков практически нет, пейзажи красивые, но по большей части однообразные. В этом плане интересен посёлок со скульптурами — Орёво.
В советские годы во многих местах существовали паромные переправы. Перебраться с одного берега на другой было легко и просто. В настоящем их не осталось. Как люди выходят из положения, сказать затрудняюсь.
2
(2015 г.)
Ширина канала по поверхности — 85 м, по дну — 45 м, глубина — 5,5 м.
1
(2015 г.)
Выйдя из Москвы утром, лишь к вечеру на закате теплоход подходит к шлюзу № 2 посёлок Темпы.
1 из 2
1
(2015 г.)
Два корпуса шлюза со стороны Москвы украшены фигурами колхозника, рабочего и красноармейца. Скульптуры в удручающем состоянии. Несколько лет назад у красноармейца отлетала голова, и как уж её там приделали, одному Богу известно.
2
(2015 г.)
Невольно думаешь, почему? То ли от Москвы далеко, то ли скульптуры сталинской эпохи нынешней власти не нужны?
В обоих случаях шлюз № 1 возле Дубны наш теплоход проходил ночью, и посему фотографий я не сделал. Впрочем, думаю многим известно, что с обеих сторон шлюза изначально корабли встречали гигантские скульптуры Ленина и Сталина. Последнего во время разоблачения культа личности снесли, и Ленин остался в гордом одиночестве.
Возле Дубны Иваньковское водохранилище. В конце ноября 1941 года немецкие части, продвигаясь от Калинина в направлении Большой Волги, стали форсировать замерзшее водохранилище, двигаясь по льду.
Работники Иваньковской ГЭС начали интенсивный сброс воды через плотину. Уровень понизился на 2 метра, лед стал оседать и ломаться. Войска и техника противника вынуждены были повернуть назад.
Позже в московском Музее Воды я видел те мощные насосы, которые используются на насосных станциях водоканала.
3
(2015 г.)
Течение в канале есть, но визуально движение воды не видно. В советское время Москва была меньше, но потребляла воды почти в 2 раза больше — работали фабрики и заводы — именно они являлись основными потребителями. Но это в прошлом — демонтаж советской промышленности успешно завершён.
Теперь воду качают менее интенсивно, и, если верить гиду из Музея Воды (её доводы основываются на лабораторных исследованиях), теперь вода в водохранилищах застаивается и в ней происходят нехорошие процессы.
2
(2020 г.)
Ещё, отмечу, если в 2015 г. теплоход шёл по каналу по большей части не встречая других судов, то через пять лет ситуация изменилась. В это трудно поверить, но я сам лично несколько раз видел, как нас подрезали частные катера и яхты!
1 из 4
2
(2020 г.)
Как бы там ни было, благодаря каналу — Москва стала портом пяти морей.
2
(2020 г.)
Было возведено несколько гидроэлектростанций. Канал дал толчок к развитию города и области.
1 из 2
3
(2020 г.)
Канал имени Москвы — шедевр советской эпохи.
3
(2015 г.)
Повторить подобное нынешняя Россия в настоящий момент, увы, не сможет!
Р. S. Москва-река и Канал имени Москвы любимые места отдыха москвичей. Кто интересуется темой, могу предложить ещё заметки: