Думаю, круиз является наиболее выигрышной формой путешествия. Турист в комфортных условиях наслаждается путешествием, любуясь речными (морскими) просторами и береговым ландшафтом. Когда корабль приходит в запланированный пункт назначения, устроители круиза проводят экскурсию.
4
Другой вопрос, что удовольствие стоит недёшево! И тем не менее, дабы отвести душу, можно отправиться в круиз по Москве-реке на пару часов или по каналу имени Москвы на целый день.
5
Изучая маршруты, мы выбрали речную прогулку с Северного речного вокзала на самый первый рейс 30 апреля. Главной изюминкой обещала стать экскурсия в Жостово.
6
Если к вам в парке Зарядье подошёл человек с буклетами и предложил, прокатиться по Москва-реке на речном трамвайчике, стоимость мероприятия будет примерно 800 р. По интернету билет можно купить за 99 рублей. С другими маршрутами ситуация примерно такая же. Через сайт (ссылка в комментариях) в два раза дешевле.
4
Последний раз на Северном речном вокзале нам довелось побывать летом первого ковидного года.
4
На ту пору ремонтные работы по благоустройству обещали вот-вот закончиться, однако всё вокруг было в стройках.
3
И вот теперь любо-дорого посмотреть на приведённую в порядок территорию.
1 из 5
6
Зданию вокзала вернули исторический облик.
7
Снаружи и внутри оно выглядит так, словно его вчера построили, и, после приветственной речи ответственных товарищей, торжественно пустили в эксплуатацию.
1 из 8
5
Полная иллюзия, что через массивные двери к тебе выйдет улыбающаяся Стрелка (Любовь Орлова из кинофильма «Волга-Волга») и запоёт сочинённою для Олимпиады песню.
7
Всё вокруг взорвётся радостными аплодисментами. Товарищ Бывалов получит заслуженного пинка и полетит вниз по высокой карьерной лестнице…
7
В качестве положительного момента не могу не отметить фонтаны в прилегающем парке. Очень понравилась идея с макетом канала имени Москвы и миниатюрами шлюзов.
1 из 4
3
Слева от здания вокзала на Химкинское водохранилище смотрит отреставрированный бюст учёного-кораблестроителя Алексея Крылова, работы Льва Кербеля.
Заслуги Алексея Николаевича Крылова (1863 — 1945 г.) государство должным образом оценило, при этом народ ничего толком о нём не знает.
Крылов — автор классических работ по теории колебания корабля на волнении, по строительной механике корабля, теории вибрации судов и их непотопляемости, по теории гироскопов, внешней баллистике, математическому анализу и механике в приложении к кораблестроению, по истории физико-математических и технических наук и пр.
Два сына погибли в Белой армии, при этом сам Крылов продолжал научную деятельность, сотрудничая с большевиками. Советская власть учёному доверяла. В 1921 г. он был направлен в командировку в Лондон, где состоялось знакомство дочери Анны с будущим всемирно известным учёным Петром Капицей. Пётр и Анна поженились, прожив в браке 57 лет. Пётр Капица — зять Алексея Крылова.
В 1924—1925 гг. Крылов был главой комиссии по осмотру кораблей Черноморского флота в Бизерте и выявлению возможности их возвращения.
А. Н. Крылов — заслуженный деятель науки и техники РСФСР, Герой Социалистического Труда (1943), лауреат Сталинской премии (1941).
5
Без труда находим нужный причал.
1 из 4
3
Ждём, когда пришвартуется кораблик.
3
По приставленному трапу поднимаемся на борт.
2
Ура! Наш круиз начался.
1 из 7
4
Катерок плавно движется по водной глади Химкинского водохранилища, единственного водохранилища на территории Москвы.
Москвичи не задумываются, а между тем над мегаполисом нависает огромнейшая масса воды, и за всё время не возникло ни одной аварийной ситуации, когда город мог подвергнуться затоплению. Нравится кому-то или нет, но при Сталине любую работу выполняли качественно!
3
Справа по борту проплывают склады, растопырившие во все стороны свои стрелки, руки и носы грузовые краны, блестящий счастьем новый жилой комплекс Ривер Сити и вот мы, проскочив под мостом МКАД, уже в Подмосковье.
1 из 3
4
Бармен, больше похожий на вышибалу, предлагает кофе. Беру пирожок, жульен, кусочек пицы, два чая и два кофе, после чего тысяча из моего кармана плавно перетекает в корабельную кассу.
5
Семья наслаждается видами, сидя за столиком.
7
Я же, желая как можно больше фотографировать, туда-сюда бегаю по верхней палубе.
1 из 3
7
Более 10 лет назад мне довелось прочесть книгу ветерана ВОВ Ю. В. Владимирова «Как я был в немецком плену»
Ю. В. Владимиров в 1942 г., во время печально известного наступления под Харьковом, в бою с немецкими танками чудом остался цел, попал в плен и выжил, сохранив человеческое достоинство и бодрость духа.
Попадая в эти места, я неизменно прокручиваю в голове воспоминания ветерана.
3
Приведу два отрывка, где рассказывается о событиях осени 1941 года:
«Утром 22 октября 8 бойцов нашего отделения, включая меня, отправили на охрану Химкинского железнодорожного моста. На правом плече я нёс французскую винтовку со штык ножом, а на другом — сумку с противогазом, а на поясном кожаном ремне поверх пальто — патронташ с патронами и небольшую сумку с гранатой. На остальных 7 бойцов приходилось: три отечественные и одна французская винтовка.
Однажды во время нашего дежурства из-за туч внезапно появились несколько немецких бомбардировщиков-штурмовиков. В первую очередь объектом их нападения стал автомобильный мост через канал „Москва-Волга“, а затем и наш — железнодорожный.
2
К счастью, в наш мост угодила только одна бомба, не причинившая сильных повреждений. А ещё две упали в канал, подняв огромные столбы воды вместе с массой рыб, которых потом долго подбирал с лодки старый химкинский рыбак.
Мы с Мишей находились тогда за сторожевой будкой, и осколками нас не задело. Когда вражеские самолёты, отбомбившись, разворачивались, мы с Мишей, не сговариваясь, как бы инстинктивно, впервые за время нашей воинской службы стреляли из винтовок по реальной цели.
Миша успел выстрелить по самолётам дважды, а я лишь один раз, так как при второй попытке моя старая французская винтовка дала осечку. В это время по обоим берегам канала интенсивно заработали зенитные пушки и пулемёты, и самолёты быстро удалились.
Вскоре появились наши командиры. Они не одобрили, что мы стреляли по самолётам, напомнив о необходимости экономить патроны. Вскоре железнодорожники и строительные рабочие устранили возникшие на мосту повреждения.»
* * *
«Ночью 26 октября, примерно в два часа, когда, как обычно, прошёл очередной воинский поезд, мы немного расслабились. Но вдруг мы услышали шуршание гравия, насыпанного между деревянными шпалами железнодорожной колеи. Нам подумалось, что это, как и вчера, начальство решило проверить нашу бдительность.
На фоне довольно светлого неба выделились две фигуры. Они двигались прямо к мосту.
Я заорал: „Стой! Кто идёт? Пароль!“
В ответ послышалось: „Свои, свои….железнодорожники. Идём домой“.
Они продолжали двигаться не останавливаясь. Тогда я снова громко крикнул: „Стой, стрелять буду!“
Но и это не возымело действия. Пришлось выстрелить из винтовки вверх, то же самое сделал Миша. Почти сразу мы оба легли между рельсами и быстро переползли на правую сторону моста, укрывшись за широкой железобетонной фермой.
Это нас спасло. Громко выругавшись матом (я заметил нерусский акцент), нарушители открыли огонь в сторону будки. Но там нас уже не было. Поскольку нарушителей нам уже не было видно, я решил бросить в их сторону гранату. (Это случилось у меня в первый и последний раз в своей жизни.)
Раздался оглушительный грохот, и на нас с Мишей посыпались комья земли и гравий, слава Богу — не осколки от гранаты. Потом всё стихло, но на месте взрыва послышался слабый стон.
Тогда я закричал: „Ребята, помогите!“
К нам прибежал сменщик караула и другие командиры. Мы вкратце рассказали, что произошло. Когда рассвело, увидели, что недалеко от моста граната образовала небольшую воронку между колеями железнодорожного пути, а на стенках будки обнаружились сквозные отверстия от пуль, стрелявших в нас людей. Стало ясно, что мы с Мишей действительно подверглись вооружённому нападению.
Возле воронки и дальше справа от неё на земле виднелись капли крови и следы чьих-то ног. Это означало, что один из нападавших ранен и что они вернулись назад, спустились с насыпи и направились в Химки.
Начальство признало наши с Мишей действия правильными и похвалило нас за „проявленные бдительность и решимость при несении службы“…. А 29 октября от местных жителей мы услышали, что пару дней назад возле Химок бойцы истребительного батальона задержали двух подозрительных мужчин в форме железнодорожников, один из которых имел лёгкое ранение в руку.»
4
Когда тепло, народ стремится занять места на верхней палубе. Если холодно, греются в кают-компании, либо в салоне.
2
Надо сказать, погода радовать нас не захотела.
11
Водоканал в районе Долгопрудного живописен.
5
И потому я наибольшее количество времени проводил на верхней палубе: смотрел, замерзал, фотографировал.
5
Водоканал самым что ни на есть прочным образом вписался в облик Подмосковья. По большому счёту, о его рукотворной составляющей многие забыли. Кажется, что ты плывёшь по реке, которая протекает по лесу.
2
В 1920 г. Россию посетил Герберт Уэллс. Фантаст встречался с Лениным. Уэллс не поверил в план ГОЭЛРО, посчитав Ленина ещё большим фантастом, нежели он сам.
1 из 2
3
Тем не менее, план ГОЭЛРО начал воплощаться в жизнь.
3
3 сентября 1932 г. инженер Марченко, отвечавший за Химкинский участок строительства, вонзил лопату в землю и торжественно вынул первый грунт из русла будущего канала. Так началась одна из самых грандиозных строек.
1 из 2
5
В 1934 г. Герберт Уэллс повторно приехал в Россию — и оказался поражён увиденным!
1 из 3
2
15 июля 1937 г. канал Москва-Волга торжественно открыли для движения пассажирских и грузовых судов. В 1947 году он получил новое название — канал имени Москвы.
6
Водная артерия построена советскими инженерами, советскими механизмами и из советских материалов. Благодаря ей Москва стала «портом пяти морей».
6
Взору предстаёт Клязьминское водохранилище — любимое место отдыха москвичей. Берега укутаны хвойным лесом. Водная гладь в этом месте растянулась на 15 км.
3
В прежние времена из Москвы курсировал речной трамвайчик, развозивший дачников по участкам. В настоящем причал Чиверёво пуст. Пришвартовываются исключительно прогулочные катера и наш рейс в этом году первый.
4
Выходим на берег и идём пешком по деревне. Нам нужно попасть на остановку и сесть в автобусы, которые отвезут в Жёстово.
В итоге всё получилось. Экскурсия в Жостовский музей оставила массу приятных впечатлений, но мы не будем отклоняться от темы.
7
Деревня Чиверёво впервые упоминается письменно в 1682 г. Рядом с историческим селением группа курганов. На территории самой деревни часовня Иконы Божией Матери Смоленской, построенная в 1902 году на месте разорённой в Смуту церкви Николая Чудотворца. Часовня — памятник архитектуры регионального значения.
2
После экскурсии возвращаемся на корабль. Погода к этому моменту начинает налаживаться, небесное светило из-за туч ласково выглядывает, но теплее не становится.
8
Когда все в сборе, капитан даёт команду — поднять трап. Судно отчаливает от берега.
1
В 1997 г. я впервые побывал в этих местах. На тот момент колхоз уже приказал жить долго и его бывшее поле, расположенное в престижном месте, начали делить на участки. В памяти осталось, что нарезали по десять соток.
Теперь, глядя на дворцы, наверняка построенные восточными джинами, представляется, что я был не здесь, а в каком-то другом месте.
7
А может на другой планете, в другом измерении…
1 из 3
9
Обратный путь всегда кажется быстрей.
3
Места вроде как знакомые.
3
Мы проходили мимо несколько часов назад.
3
Теперь же картинка меняется быстрей, словно кто-то невидимый, начинает крутить диафильм, под названием Время, в ускоренном ритме.
1
Возле речного вокзала нас радостно приветствуют краны.
1
Всё когда-то заканчивается, и круиз тоже не бесконечен.
6
Подзарядившись хорошим настроением, выходим на берег.
13
Друзья, в качестве однодневного путешествия речную прогулку по каналу имени Москвы однозначно рекомендую!