Жизнь так устроена, что у каждого из нас есть родственники, живущие в других городах. Сестра моего отца сорок восемь лет назад по распределению попала в Мезень. Меня постоянно звала в гости, но я то по Африке, то по Азии мотался.
Жизнь так устроена, что у каждого из нас есть родственники, живущие в других городах. Сестра моего отца сорок восемь лет назад по распределению попала в Мезень. Меня постоянно звала в гости, но я то по Африке, то по Азии мотался.
Родственники в Мезень ездили и возвращались в восторге! Я же никак не мог определиться.
Теперь моя тётя собралась переезжать на Большую Землю, и я решил использовать последний шанс.
До Архангельска взял за месяц вперёд нижнюю полку в плацкарте. В прежние времена я предпочитал именно плацкарт: любил пообщаться с людьми, нравилось послушать разговоры. Теперь, увы, каждый на своё место плюхается, в телефон утыкается и молчит. Никто про себя не рассказывает. Все боятся лишнего взболтнуть… В любом случае, доехал.
Из Архангельска до Мезени ходит маршрутка. Расписания как такового нет. Местные знают куда звонить и записываются. Таким образом в список попал и я. Водитель связался со мной по телефону и приехал к поезду, где забрал меня и ещё двух женщин. После мы почти час кружили по Архангельску, собирая пассажиров.
Когда салон заполнился, выехали из города и встали на трассу. Дорога устремилась на юго-восток вдоль Северной Двины. После, оторвавшись от водной магистрали, запетляла по лесам, но далее нашла нового спутника — Пинегу, вместе с которой повернула на северо-восток.
Если вблизи Архангельска жизнь мало чем отличалась от Средней полосы России, то уже через сотню км. можно ощутить разницу.
Появились деревянные дома в два этажа, большие белые собаки, коровы, барашки, стога сена, отделённые от животных деревянным ограждением… Не скажу, что жизнь в селениях кипит, правильней сказать — теплится.
Пинега периодически мелькала в окне, зазывая живописными берегами. К сожалению, маршрутка это не экскурсионный автобус, через грязное стекло на скорости снимать затруднительно.
Большие сёла возле дороги ставят информационные щиты со своим названием, стараясь перещеголять друг друга.
Возле одного из таковых мы пообедали во вполне приличной кафешке. Цены оказались сопоставимы с московскими, зато треска и камбала в буквальном смысле таяли на языке!
Во второй раз выйти и подышать свежим воздухом довелось в посёлке Пинега. Селение вытянуто вдоль единственной улицы. Интересные моменты здесь были, но, к сожалению, сфотографировать не удалось.
В третий раз останавливались возле моста через Немнюгу.
Все пассажиры маршрутки были местными, и к красотам Севера давным-давно привыкли. Кто-то судорожно курил, кто-то в кафешке пил чай. Я же, используя время, побежал фотографировать.
Немнюга слово финно-угорское, возможно даже саамское. Длина реки 201 км. Далее она впадает в Кулой, и они несут совместные воды в Мезенскую губу Белого моря. Немнюга понимает, что лето прошло и спешить некуда. В начале сентября река кажется уснувшей.
Из Архангельска до Мезени 388 км. Погода была отвратительной, периодически хлестал дождь, пытаясь не допустить в заповедный уголок Севера, и тем не менее мы добрались за семь часов.
Что касается трассы, по большей части она грунтовая. Движение открыли в 2008 году. До этого в Мезень можно было попасть исключительно по зимнику, а летом, по причине обмелевших рек, самолётом.
До войны дорожной службы не существовало. Каждый колхоз следил за отведённым участком. В известном фильме «Свинарка и пастух» колхозница Глаша живёт в деревне Лампожня, в 18 км. от Мезени. Под конец картины горец приезжает к ней на коне.
Горцы они лихие, всё могут, и тем не менее, повторюсь, до войны попасть сюда было затруднительно.
Дорожники проделали титаническую работу, в отдельных местах углубив твёрдыми породами заболоченную почву до 10 метров.
Мезень часто называют городом поморской славы. Она основана на одноимённой реке.
Последняя в середине 80-х, из-за хозяйственной деятельности человека, начала пересыхать.
Не скажу, что Мезень сильно цепляет в архитектурном плане, и тем не менее, город старинный, и свой шарм определённо имеет.
Плюс, есть очень достойный Краеведческий музей, о котором я обязательно расскажу.
На второй день, договорившись с местным водителем, мы сумели добраться до Лампожни. С трёх сторон деревню опоясывает Мезень. А с четвёртой, чтобы проехать, нужно форсировать ручей.
Лампожня старше Мезени, образовалась благодаря проведению ярмарочной торговли. Туземцы привозили сюда мягкую рухлядь, на которую было много желающих. Английские и норвежские купцы упоминают Лампожню в своих отчётах.
В советское время село прославилось крепким животноводческим хозяйством. Помимо этого здесь родился «Король лыж» В. С. Кузин, в доме которого обустроен музей.
На третий день зарядил дождь. В любом случае, он не смог помешать съездить в Кимжу, где снимали «Михайло Ломоносов». Село входит в список «Самых красивых деревень России».
Далее хочу поведать о небольшом участке дороги, который в первый раз довелось изучать из окна маршрутки, не имея возможности выйти. Зато после, ни ветер, ни дождь, ни грязь, не смогли понизить градус восторга.
Дорога по понтонным мостам преодолевает две реки. В 25 км. от города Мезень протекает Пёза, один из притоков Мезени.
Пёза длинной 363 км, образуется слиянием Блудной и Рочуга.
Красные глинистые берега по весне иногда делятся находками. В здешнем грунте содержатся останки животных, обитавших задолго до динозавров.
Чуть дальше за Пёзой переправа через Мезень. В прежние времена знаменитая своими приливами река подобна огромному здравомыслящему существу, которое вроде как ушло, но место за собой держит.
В намеченной веками протоке Мезень часто меняет русло.
С обеих сторон возведена насыпь, а переправа осуществляется по установленным посреди реки баржам.
Мне удалось прогуляться и даже постоять на середине. Течение у реки быстрое, и она явно недовольна, что её взяли в тиски.
Мезень бурлит, обещая дорожникам поквитаться за обиду. Поморы суровый характер реки знают, они с ней хорошо знакомы.
Осенью, когда начнёт устанавливаться лёд, баржи уберут. Переправу устроят по льду. Весной, когда река пробует атаковать льдинами, заторы взрывают, используя авиацию. Недовольная Мезень, набрав в половодье силу, в отместку обязательно размоет насыпь. Дорожники будут трудиться в поте лица и соорудят новую.
Вот так и существуют рядом река и люди.
Неподалёку от переправы водитель показал мне обетный крест. От трассы он в стороне и потому особо не виден.
Что удивительно, крест середины позапрошлого века! Когда и кем установлен, история умалчивает, но при этом имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.
Обычно, такие кресты ставили в благодарность Господу за чудесное спасение. Всё правильно, река рядом и кого-то наверняка сильно потрепала.
Крест пережил советский строй. Его не скинули в протоку, и не сожгли, и уже в наше время отреставрировали.
Мы совершили возле креста остановку, и я с удовольствием погулял по лесу.
Стройные и дружные ряды хвои не пустили в свою среду лиственных деревьев, зато дали возможность укрепиться зелёному ковру из мха и кустарника. В сочетании голубики, подчёркнуто строгих елей, реки и креста невольно думаешь о бренности бытия.
Помимо Кимжи и Лампожни удалось посетить ещё три деревни.
В последующем постараюсь обо всём подробно рассказать…
Обратно решил лететь самолётом. Билет взял на сайте, и стоил он чуть меньше 4-х тысяч. Если учесть, что маршрутка обошлась 2 тыс, то это вполне бюджетно.
Утром последнего дня мозг взорвался, заранее настраиваясь на встречу с мегаполисом. В квартире не сиделось и я поспешил в аэропорт. Погода оказалась самой что ни на есть отвратительной. Дождь не просто моросил, он обволакивал землю тучами, отчего капли мочили одежду сверху, сбоку и снизу.
Подъезжаем к аэропорту, а у здания большая стая голубей пережидает непогоду возле окон, под карнизом и у двери. Вот уж воистину — нелётная погода.
Аэропорт Мезени — небольшой двухэтажный домик барачного типа.
В советское время пассажиропоток был большим, теперь в разы меньший, и тем не менее Мезень это аэропорт, откуда можно улететь в Архангельск и в несколько посёлков.
Как далее выяснилось, более чем за час появляться в аэропорту не следовало. Опытные пассажиры приехали за полчаса. Ещё через десять минут приземлился самолёт из Архангельска. Люди спустились по ступенчатому трапу и направились к воротам аэродрома.
Что касается меня, обожаю маленькие самолёты! Они создают ощущение реального неба! Первый раз довелось лететь в Эфиопии. Потом были Непал, Лаос, Мадагаскар, Йемен, Гайяна, Гвинея-Бисау… Зато России это был мой первый опыт.
И надо же такому случиться, перед вылетом к провожавшей меня тете подходит женщина, приехавшая встречать родственницу, и говорит: «Валера прилетел».
Далее они обсуждают дела, погоду, общих знакомых, несколько раз повторяя: Валера, Валера, Валера. Когда женщина уходит, я узнаю — Валера старший пилот прибывшего самолёта, живёт в Архангельске, но родом из Мезени. Более того, Валера племянник тёткиного мужа.
Таким образом, в Архангельск меня повезёт командир воздушного судна — родственник, о котором я раньше не знал! Помимо спокойствия в душу пришло чувство радости!
Отдаю вещи, их ставят в хвост самолёта. Посадка свободная, занимаю место возле иллюминатора. Когда салон заполняется, бортпроводник закрывает дверь. Пилоты прогоняют сперва левый двигатель, затем правый. Убедившись в исправности, выруливают на взлётку.
Ревут моторы, маленький самолётик начинает разбег и с лёгкостью отрывается от земли.
Прижавшись в иллюминатору, не смотря на дождь и туман, стараюсь фотографировать.
Внизу начинают мелькать постройки, деревья, поля и конечно же Мезень. Река пусть и обмелела, но остаётся потенциально мощной.
Когда садишься к водителю новичку, он обязательно резко остановится, не сможет плавно тронуться с места, будет долго стоять на перекрёстке… Одним словом, профи и новичок две большие разницы.
Как только взлетели, появилось чувство уверенности, основанное на классе и мастерстве пилотов.
Какое-то время за окном иллюминатора была сплошная манная каша, однако после мы поднялись над облаками. Большую часть полёта именно так и шли: сверху синее небо и солнце, внизу белое месиво.
У Валеры налёт часов большой. Какое-то время вторым пилотом у него была девушка по имени Валерия. Женщина с авиацией судьбу связывает не часто. Про Валерию неоднократно писали в местных СМИ. В настоящем она старший пилот и уже сама руководит воздушным судном.
К концу полёта прояснилось. На посадку заходили прямо над городом. В Архангельске я до этого не был, но изучал карту, и потому сразу понял что, где.
По другую сторону Северной Двины город менее развит.
По большей части левая сторона промзоны и дачные посёлки. В любом случае, впечатляет!
Если я типичный представитель азиатско-путинской орды, то вологодский тип лица можно назвать чисто русским проектом. Именно так выглядят поморы: добродушные, круглолицые, белоголовые.
Валера помор в нескольких поколениях. По прилёту я ему представился, поблагодарив за полёт! Мы успели перекинуться парой фраз, по результатам которых у меня появилось желание — попасть в Койду, маленький посёлок возле устья Мезени.
Аэропорт Васьково пусть и не Домодедово, и тем не менее здесь тоже кипит жизнь. Автобусом я добрался до Морвокзала, заполнив оставшееся до поезда время изучением Архангельска.
Впрочем, это уже другая история.