Предыдущие части:
Когда чувства переполняют, рассказать хочется сразу обо всём. Ты не всегда бываешь последователен и логичен, и Енисейск это именно такой случай!
Предыдущие части:
Когда чувства переполняют, рассказать хочется сразу обо всём. Ты не всегда бываешь последователен и логичен, и Енисейск это именно такой случай!
Он настолько изящен, что порой кажется, будто ты попал на Мосфильм и вокруг сплошная декорация.
Преодолев ледовую переправу, в Енисейск мы попали в 9 вечера. Первое, что запомнилось, инсталляция возле пешеходного перехода с мальчиком. В темноте казалось, что это действительно школьник. Кто-то скажет, ничего удивительного, но меня впечатлило.
На ночлег устроились в гостевом доме, напротив Спасо-Преображенского монастыря. За время поездки накопилась усталость, уснул как подкошенный. Позавтракав, устремился на рандеву с городом.
Наше знакомство состоялось в последний день марта.
Скромничавшая до этого весна, решила узаконить отведённые календарём права.
Утро порадовало комфортными +5С. Рыхлый снег плакал под ногами.
Зато великая Сибирская река о тепле даже не начинала думать. Уснувший подо льдом Енисей сохранял верность зиме.
Центральная часть города небольшая.
Не забывая про музеи, за день вполне возможно обойти основные достопримечательности.
Впрочем, что считать достопримечательностью?
Енисейск относится к числу таких городов, где интересные открытия можно сделать в самых неожиданных местах. Город формирует впечатление недосказанности…
На фасаде вполне обычного по местным меркам одноэтажного здания я с удовольствием изучил рисунки. Как далее выяснилось, в доме в 1937 г. были созданы ясли для детей речников. Получается, детскому саду 85 лет.
Частный сектор состоит из деревянных домов, гармонирующих с купеческими особняками.
К 400-летию Енисейска была проведена масштабная реконструкция. Большинство зданий привели в порядок.
Что особенно приятно, даже на бревенчатых срубах появились мемориальные таблички.
Деревянные дома — палка о двух концах. Любоваться ими можно много и долго, а вот жить хотелось бы в более современном.
Богоявленский собор и прилегающая площадь — исторический центр города. Собор заложен в 1709 г. внутри «малого острога». Строился на средства прихожан. Возвышаясь над Енисеем, Богоявленский собор занимал центральное место в панораме города.
В 30-ые годы прошлого века храм закрыли. Дальнейшая его судьба была печальна. Многое в архитектурном убранстве оказалось утрачено. Первоначальный облик храм получил в результате комплексной реставрации на 400-летие города.
Напротив собора стела посвящённая Енисейску. Сверху флаг с гербом города, на табличках основные события 4-х вековой истории.
Енисейский острог (Тунгусский), давший начало поселению, возведён летом 1619 года отрядом тобольских казаков во главе с сыном боярским Петром Албычевым и стрелецким сотником Черкасом Рукиным.
В 2017 г. на месте былой крепости установили памятник Основателям Енисейска по эскизу красноярского скульптора Константина Зинича. Художник изобразил первопроходцев.
Фигура слева — боярский сын Петр Албычев: в руках он держит царский указ об освоении Восточной Сибири и основании Енисейского острога.
Фигура справа — стрелецкий сотник Черкас Рукин: его меч символизирует силу, достоинство и высшую справедливость. В центре композиции — инок Тимофей, который олицетворяет собой православную духовность енисейской земли.
Символичен тот факт, что приходящие корабли останавливаются именно здесь в историческом центре города.
Пристани как таковой нет, её сметёт ледоходом. При открытии навигации на воду спускается дебаркадер.
На территории города в Енисей впадает Мельничная. Это ещё одна историческая достопримечательность. В прежние времена по берегам реки стояло множество мельниц.
В 1677 году Енисейск становится разрядным городом; в его ведение поступают все поселения и остроги по Енисею, а также вся заенисейская Сибирь, до Нерчинска включительно.
К 1690 году население насчитывало около 3000 человек. Основной деятельность являлась — добыча пушнины.
C 1724 по 1775 год Енисейск главный город Енисейской провинции. Наибольшего расцвета достиг в середине XVIII века, превратившись в крупный ремесленно-торговый центр.
В 1765 году в Енисейске насчитывалось 143 купца первой гильдии и свыше 1200 второй гильдии. Енисейская ярмарка была главным центром пушной торговли Сибири в XVIII веке.
В начале XIX века Енисейская ярмарка утратила значение. После этого стал падать статус города, который был вновь переведён в разряд уездных.
В 1840-е годы Енисейск становится базой крупного золотопромышленного района. Через двадцать лет золотая лихорадка закончилась. Это ударило по экономике, начался отток капитала.
Ещё две напасти периодически причиняли вред: деревянный город периодически горел, а ледоходы на Енисее и Ангаре становились причиной наводнений.
После проведения в конце XIX века через Красноярск Транссибирской магистрали Енисейск окончательно теряет позиции. Население сокращается с 11500 человек в 1897 году до 7100 человек к 1917 году.
С другой стороны, отсутствие железной дороги позволило сохранить аутентичность.
Стоит отметить, Сибирь, и в частности Енисейск, осваивали не только русские.
Свой вклад представители многих национальностей.
Это подтверждает Татарская мечеть 1892 г. постройки — памятник архитектуры, объект культурного наследия регионального значения.
Калитка оказалась открыта. На территорию я зашёл, но в саму мечеть не попал.
Зато очень похожа на мечеть церковь напротив Фотоизбы, принадлежащая Иверскому монастырю. Кто её построил, неизвестно, но, судя по окнам, без татар не обошлось.
Енисейск долгое время являлся местом ссылки.
Здесь побывало множество известных людей, от протопопа Аввакума, проведшего в Спасо-Преображенском монастыре зиму 1662—1663 гг., вплоть до революционеров и репрессированных. На одном из разваливающихся зданий я обнаружил мемориальную табличку.
«Здесь в 1915—1916 гг. жили ссыльные члены большевицкой фракции IV Государственной Думы: Г. И. Петровский, А. Е. Бадаев, Н. Р. Самойлов, Н. Р. Шагов»
Н. Р. Шагов после Февральской революции вернётся в Петроград душевнобольным, и через год умрёт. Судьба других депутатов-большевиков сложится удачно. Не подвергаясь репрессиям, все трое будут занимать высокие должности и проживут долго. Теперь же дом, где они отбывали ссылку, разваливается. Помимо табличек, на другой стороне здания я обнаружил надпись — Не продаётся.
В Енисейске отцы города за порядком следят. Думаю, дом революционеров обязательно отреставрируют.
Интересна судьба ещё одного революционера. Томаш Иосифович Худзинский (1872–1917) в Енисейск прибыл отбывать пожизненную ссылку за год до Февральской революции. Когда объявили амнистию, уезжать не стал, включился в политическую борьбу.
После одного из выступлений Худзинский скончался от сердечного приступа. Бюст в его честь установлен возле кинотеатра Родина.
Продолжая революционную тему, нельзя обойти стороной одно из самых драматичных событий в истории города — Енисейско-Маклаковское восстание. Современная и советская трактовка событий отличаются. Посмотрев и то и другое, у меня сформировалось следующее:
Советская власть 17 ноября 1917 г. установилась бескровно. 18 ноября 1818 г. в Омске, опираясь на казаков, к власти пришёл Колчак. Взяв курс на военную диктатуру, он получил в управление почти всю Сибирь.
В Енисейске существовали фабрики, в рабочей среде позиции большевиков были сильны. При этом правлением Колчака многие оказались недовольны. В ночь с 5 на 6 февраля 1919 г., разбившись на две группы, восставшие захватили военно-административные объекты. Достоянием стало большое количество оружия. Большевики выпустили из тюрем своих сторонников.
Гарнизон белых составлял 300–340 человек. Сопротивление оказали только городские милиционеры, засевшие в депо, но позже и они были обезврежены.
Отметим, в восстании участвовали большевики и их союзники анархисты (о чём прежде не писали). Совместными усилиями сформировали Временный Революционный Штаб. ВРШ обратился с воззванием к жителям города, объявив набор добровольцев в красные отряды.
На подступах начались работы по созданию оборонительных сооружений. Но, увы, почти сразу что-то пошло не так. В самых первых боях выявилось превосходство белых. Стало понятно, что имеющимися силами Енисейска не удержать. Красные отряды решено было распустить, а наиболее ценным кадрам уйти в Тасеево.
Здесь много непонятного? Отряды вроде как распустили, но город решили оборонять? 20 февраля произошло последнее заседание Штаба. Понимая безвыходность ситуации, Ф. Я. Бабыкин, один из руководителей восстания, застрелился.
В ночь на 27 февраля в Енисейск с разных сторон вошли белые. Штаб почти в полном составе попал в плен. Последним оплотом красных стала кладбищенская Входоиерусалимская церковь. На колокольню подняли пулемёт. Её обороняло около 50 бойцов.
29 февраля всё было кончено. Восстание утопили в крови. По разным оценкам колчаковцы расстреляли от 500 до 1000 человек.
Красные партизаны отвоевали город в начале января 1920 г., захватив в плен до 800 колчаковцев. Что стало дальше с пленными белогвардейцами, история умалчивает. Зато с достоверной точностью известно — в братской могиле Успенского сквера покоится 242 человека. В 1925 г. на месте захоронения появился деревянный обелиск. В 1933 г. его заменили гранитным.
Андрею Евсеевичу Шестаеву (1889–1934) удалось спрятаться в подвале, а весной уйти в Тасеево. Руководивший обороной города Шестаев умрёт своей смертью через 15 лет и будет похоронен рядом с товарищами.
Ради справедливости отметим, установившаяся в 1920—1921 гг. Советская власть уже сама вынуждена будет подавлять движение недовольных. Белые создадут партизанский отряд во главе которого встанет подполковник А. В. Олиферов.
Если начался разговор про Успенский сквер, нельзя обойти вниманием одноимённый собор.
Это старейший храм Енисейской епархии Русской православной церкви, памятник сибирского барокко, объект культурного наследия. Церковь ведёт историю с деревянного храма освящённого в 1774 г.
В последующем на месте деревянного появился храм каменный, который несколько раз перестраивался. Нынешний облик оформился к середине XIX века.
27 августа 1869 года большая часть города сгорела, осталась лишь его седьмая часть. Успенская церковь уцелела и не была тронута пожаром. В 30-х годах прошлого века храм закрыли.
3 июля 1946 г. состоялось повторное открытие. Храм передали верующим, и церковь более не закрывалась. В 1988 г. в годовщину 1000-летия крещения Руси произвели реставрацию, благодаря которой мы можем любоваться этим чудом сибирского зодчества
Внутри убранство скромное. В Успенском соборе и в храме Троицы Живоначальной удивило отсутствие фресок. Если учесть тот факт, что Енисейск в своё время был центром иконописи, это выглядит странно.
В прежние времена горка, где расположилась Успенская церковь, была окраиной города. В настоящем адрес храма Рабоче-Крестьянская ул. (до Революции Успенская) д. 116.
Тот бум, что случился с переименованием улиц, Енисейск не затронул. Большинство носят имена деятелей советской эпохи, при этом сама постройка по большей части дореволюционная.
Нет, конечно же в Енисейске есть памятник В. И. Ленину,
как и мемориал героям, павшим на фронтах Великой Отечественной.
Улица Ленина в прежние времена называлась Большая. Купцы и промышленники старались построиться именно на Большой.
Здесь наибольшее количество административных зданий. Это главная артерия города.
В настоящий момент население Енисейска чуть менее 18 тыс. Молодёжи много и это радует. Из разговоров со студентами узнал, своё будущее ребята связывают с Енисейском, не желая переезжать в Красноярск или куда-то ещё.
Это вполне логично. Енисейск является крупным транспортным узлом на Енисее. Сохранилось производство, развивается туризм.
Когда утром пришло время уезжать, принимать порядок пришёл хозяин. Конкретный пацан из 90-х, сверкая толстой цепью на руке, неспешно взял ключи, но в дом не пошёл. Растягивая слова, «хозяин жизни» объяснив, что у него с постояльцами дела строятся на доверии.
Люблю российскую провинцию за её неспешный образ жизни, размеренность и патриархальность!
Кто заинтересовался городом, предлагаю для изучения следующие материалы:
Фотовыставка Немецкое Поволжье
Спасо-Преображенский монастырь
Заключительные части: