После окончания Смутного времени Россия начала развиваться. Народ устремился на новые земли. Летом 1619 года присланные из Тобольска казаки во главе с Максимом Трубчаниновым «…пошли за волок в тынгусы и Тынгуской острог… ставили».
Первый русский городок на Енисее вначале называли Тунгусским, потом Кузнецким, позднее Енисейским острогом. В 1620-е годы сюда устремились «промысловые и гулящие люди». Городок начал расширяться, постепенно «сползая» с холма.
4
Очень быстро Енисейск превратился в торговый и административный центр огромного края, откуда «встречь солнцу» уходили все новые и новые партии землепроходцев.
По церковному преданию, ещё до основания городка, в 1592 году в этих местах поселился монах Тимофей Иванов. Вокруг пустынника образовалась община.
2
Одной из главных архитектурных доминант Енисейска является Спасо-Преображенский монастырь. По официальным данным, он основан в 1642 году на высоком холме в полукилометре от города.
5
По другой версии, обитель была не основана, а получила «утверждение» от Тобольского архиепископа Герасима.
2
Так или иначе, Енисейский монастырь долгое время оставался малолюдным и бедным — ни пожалованные земельные угодья, ни мельницы и рыбные ловли, ни соляные варницы не приносили большого дохода.
4
Все здания монастыря более ста лет оставались деревянными, и только в 1730-х годах началось каменное строительство.
2
Первым каменным сооружением стал Спасский собор. Возведённый в стиле сибирского барокко, храм освящен в 1750-х годах.
8
(Термин «сибирское барокко» ввёл в оборот в 1924 году иркутский краевед Д. А. Болдырев-Казарин. Это обобщающее обозначение храмовой архитектуры Сибири XVIII века.)
Позднее к главному храму были пристроены Ильинский придел, теплая Покровская церковь и колокольня.
3
В строительстве собора принимал участие уставщик Успенского Далматова монастыря Иоакинф Денисов, присланный тобольским митрополитом в Енисейск для обучения «тамошних монастырских» строительному ремеслу.
Спасский собор невелик и рассчитан на немногочисленную монастырскую братию. Как и в прежние времена, к нему примыкает массивная восьмигранная колокольня.
4
Спасский монастырь на протяжении многих лет играл роль важного миссионерского и просветительского центра. В монастыре имелась библиотека духовной литературы, в которой находились ценные печатные манускрипты XVII века, изданные в Киево-Печерской лавре и в Кутейном монастыре. С 1780 года действовало «училище для всех сословий», позже преобразованное в церковноприходскую школу.
4
В одной из келий Спасо-Преображенского монастыря, а затем в местной больнице три года провел в заточении декабрист Н. С. Бобрищев-Пушкин.
1
В 1859–1860 годах в церкви были установлены новые иконостасы, изготовленные на средства енисейского купца А. С. Баландина. В Спасском соборе хранилась главная святыня монастыря — местночтимая икона «Спас Нерукотворный».
6
Где икона «Спас Нерукотворный» я не понял. Скорее всего, святыня оказалась уничтожена в советское время. Резные позолоченные иконостасы тоже не сохранились. То, что мы видим теперь, это по большей части работы современных мастеров.
1
В 1780–1800 годах в монастыре были возведены каменные Святые ворота с надвратной церковью Захария и Елизаветы, часть ограды и настоятельский корпус. Изящная церковь Захария и Елизаветы (построена в 1785 — 1790 годы, освящена в 1822 году) была одной из главных вертикалей Енисейска.
5
В 1920 году монастырь был преобразован в артель и окончательно закрыт в 1923 году. В 1930-х годах использовался под лагерь НКВД, далее на территории располагался пивзавод. После войны церковь Захарии и Елизаветы была разрушена.
3
Та надвратная церковь, что мы видим теперь, точная копия прежней.
4
В 1990 г. монастырь вернулся в родное лоно РПЦ.
4
Восстановление велось в очень тяжёлых условиях, местные власти не желали содействовать передаче и возрождению обители.
2
Читателя подобное может возмутить, но я объясню. Бюджет города невелик и проблем в Енисейске хватает. Городские власти наверняка стремились в первую очередь решить другие вопросы, оставляя монастырь на потом.
5
Господь нам всем судья, и тем не менее, воссоздать обитель получилось!
1
Мы останавливались на постоялом дворе возле монастыря и с удовольствием любовались этим чудом архитектуры. В тёмное время кажется, будто обитель парит над городом, стремясь защитить грешный мир от сурового наказания Высших сил.