Храм Троицы Живоначальной своими яркими крестами и куполами виден издалека. Если вы приехали в Енисейск, не зайти сюда попросту не имеете права!
Храм Троицы Живоначальной своими яркими крестами и куполами виден издалека. Если вы приехали в Енисейск, не зайти сюда попросту не имеете права!
Церковь является одним из лучших образцов сибирского барокко. Построена в 1772–1776 годах на небольшой возвышенности в 500 метрах от Енисея.
Храм строился как приходской для новой разрастающейся части города. Высокий пятиглавый четверик с вычурным завершением, широкой трапезной соединявшийся трапезной с восьмигранной колокольней под куполом с главкой. Выделялась среди городских церквей богатейшим декоративным убранством.
Главный холодный храм был освящён во имя Троицы Живоначальной, два тёплых предела — в честь Сретения Господня и иконы Божией матери «Живоначальный Источник».
В середине 1830-х церковь была закрыта и разрушена колокольня. Храм долгое время выполнял функцию гаража.
Указом Президента РФ от 20.02.1995 года № 176 Троицкая церковь была включена в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России как объект культурного наследия федерального значения.
На плакате можно видеть, как выглядел храм в начале 90-х и этапы восстановления.
В результате реставрационных работ проведённых к 400-летию Енисейска, церкви был возвращён первоначальный облик.
Сказать по правде, когда я туда шёл, мне думалось, как обычно, за дверями бабушку увижу, торгующую свечками. Что внутри будет музей, я не ожидал. Снимаю куртку, покупаю за 50 р. билет и отправляюсь на изучение экспозиции.
Увлёкшись, я в последующем забыл спросить у сотрудницы музея и у охранника, проводятся здесь службы или музей владеет зданием единолично?
Судя по горящей возле алтаря свечке, службы проводятся.
Если так, в этом нет ничего удивительного. Во многих храмах современной России РПЦ совмещает свою деятельность с музеями.
В любом случае, я посещал церковь как музей.
Мой дальнейший рассказ про экспозицию «От рождения до…».
(Икона «Богоматерь Одигирия» в окладе. XIX — XX век. Дерево, масло)
Сотрудники музея не ставили себе целью познакомить посетителя с православием в целом.
Это слишком обширная тема.
Выставка рассказывала про основные жизненные вехи человека: крещение, венчание, упокоение.
До Революции храмы являлись культурными и образовательными центрами.
Церковь выполняла функции ЗАГСа. Церковные книги фиксировали: крещение, венчание, отпевание.
Купеческий Енисейск был пронизан православным духом.
И потому нательный крест элементом декора, как в наши дни, не являлся.
На фото ниже Царские врата. Двустворчатые двери напротив Престола (в алтаре) — главные врата иконостаса в православном храме. Изготовлены енисейскими братьями-кузнецами Кореневыми из местной руды.
Красный в Христианстве символизирует кровь Христа, пролитую ради спасение людей, а, следовательно, — и его любовь к людям. Это цвет огня веры, мученичества и страстей Господних, а также царственного торжества справедливости и победы над злом.
Красный — цвет богослужений в праздник Святого Духа, Вербного Воскресения, во время Страстной недели, в дни памяти мучеников, которые пролили кровь за свою веру.
Один из ценнейших экспонатов — канонник (полный молитвослов) изготовленный в Москве в 1641 году (до Раскола).
Интерес представляют поминальные доски. Енисейск, конец XIX — начало XX века.
А это крестильное платье девочки. Сомневаюсь, что до нашего времени дожили её внуки.
Икона «Неопалимая купина» в деревянном киоте. Конец XIX — начало XX века, подарена музею местным жителем. «Неопалимая купина» сохраняет домашний очаг от напастей и пламенем избавляет людей от совершения греха. Покровительствует тем, чья профессия — спасать и защищать: пожарным, врачам, военным.
В Сибирь переселялись привыкшие к холоду поморы.
Вместе с ними пришла культура обработки дерева и изготовления скульптур.
Жаль, но до нашего времени из Енисейских раритетов сохранилось немногое.
И потому особо значима скульптура «Корона». Навершие иконостаса, конец XIX — начало XX века, Енисейск, дерево, резьба, золочение.
Икона «Иисус Христос — защитник пастырей и паствы». Конец XIX — начало XX века, Енисейск, дерево, темпера.
Икона «Богородица в акафистных символах». Енисейск, конец XIX — начало XX века.
А это скульптурное изображение Николы Можайского. Его образ стал одним из самых распространённых и любимых на Руси
Затрудняюсь дать оценку возможностям простого человека попробовать себя в качестве иконописца?
И тем не менее в здешнем музее подобное практикуется. Художник, преподающий азы, проходил специальную подготовку и получил благословение.
С другой стороны, подобные уроки, помогающие прикоснуться к духовному, в наше время необходимы.
На мой взгляд, экспозиция в храме-музее Троицы Живоначальной скромная, но душевная. Кто будет в Енисейске, зайти советую!