Во втором рассказе про Женеву речь пойдет о её главных достопримечательностях на правом берегу Женевского озера. Первый рассказ можно почитать здесь: Женева — левый берег.
Во втором рассказе про Женеву речь пойдет о её главных достопримечательностях на правом берегу Женевского озера. Первый рассказ можно почитать здесь: Женева — левый берег.
В самом центре Женевы, почти на берегу озера, в аккуратном зелёном сквере стоит роскошный готический мавзолей человека, который сам для себя его спроектировал и связь которого с Женевой весьма оригинальна (№ 12 на карте). История его жизни очень необычна, и ей стоит посвятить несколько слов.
Карл II Фридрих Август Вильгельм, герцог Брауншвейгский (1804–1873), правил доставшимся ему по наследству немецким герцогством в Саксонии всего 7 лет, с 1823 по 1830 г., а потом был смещен с престола в результате народного восстания и прожил всю оставшуюся жизнь в изгнании. Его дед и отец были известными немецкими военачальниками, и оба сложили голову в наполеоновских войнах. Карл же ничем особым не прославился, помимо того, что, убегая, смог увезти с собой всю брауншвейгскую казну и фамильные бриллианты.
Будучи материально обеспечен, он вел экстравагантную и роскошную жизнь в Лондоне и Париже, занимался изучением древних языков, неплохо играл в шахматы, путешествовал по Европе, изучая выдающиеся образцы архитектуры, и в какой-то момент сам занялся проектированием роскошных вилл и дворцов. Но его безмятежную парижскую жизнь внезапно прервала в 1870 г. Парижская Коммуна, от которой он едва успел унести ноги (захватив, правда, все свои богатства) и укрылся в тихой Женеве.
Семьи и прямых наследников у него не было, а к брауншвейгским родственникам он был настроен резко негативно, считая (не без основания), что они отняли у него трон. Поэтому он принял достаточно экстравагантное решение — завещать всё своё огромное состояние городу Женеве, при условии, что этот город построит ему мавзолей «на видном месте и в достойном окружении». Он собственноручно составил проект своей гробницы, взяв за образец готическую усыпальницу герцогов Скалигьери в Вероне. При этом, страдая клаустрофобией и боязнью быть похороненным заживо, он распорядился поместить свой саркофаг над землёй, чтобы иметь возможность спастись в случае «пробуждения».
Карл II скоропостижно скончался в 1873 году, и по оглашении его завещания разразился огромный скандал: его младший брат Вильгельм, правивший Брауншвейгом, потребовал признать его сумасшедшим и завещание аннулировать. Но поскольку речь шла об огромных суммах (что-то порядка 1 млрд. долл. в нынешних деньгах), власти Женевы отстояли своё право на герцогское наследство. Мавзолей герцога разместили прямо против отеля «Бо-Риваж», где он жил последние годы, в сквере с видом на озеро, и выполнили все его требования к памятнику до мельчайших подробностей. А на оставшиеся деньги власти Женевы построили огромный Гранд-театр (Grand Théâtre de Genève), сопоставимый по величию с парижской Гранд-опера.
Вот так и появился в Женеве этот удивительной мавзолей. Тело герцога покоится в саркофаге на шестиметровой высоте в окружении шести мраморных статуй его знаменитых предков, включая отца. Его собственную конную статую первоначально планировалось установить наверху мавзолея, но из-за большой тяжести её пришлось поставить в сквере рядом с усыпальницей. Поскольку Карл II был протестантом, его положили головой к озеру и ногами к католическому Риму. Охраняет гробницу целая стая каменных львов (два из которых — крылатые), а со стороны набережной вдоль неё высажена роскошная клумба. В общем, Карл II Брауншвейгский должен быть доволен — он хорошо распорядился своими деньгами!
Помимо постройки оперного театра, на деньги герцога женевские власти сумели осуществить ещё целый ряд проектов по благоустройству города. Но на этом не заканчивается положительный эффект от его экстравагантного поступка: он послужил хорошим примером для следующих поколений меценатов, ставших выделять значительные средства на украшение Женевы.
В заключение не могу не отметить «колбасный» аспект этой истории. У российских граждан Брауншвейг (кстати, по-английски этот город называют Brunswick) ассоциируется с вкусной сырокопчёной колбасой, продаваемой под названием «брауншвейгская». Герцог Карл II не имеет к колбасе никакого отношения, поскольку придумали её в Брауншвейге задолго до его рождения. Название не было запатентовано, поэтому в разных странах под брауншвейгской колбасой подразумевают совершенно разные продукты. В Германии эта колбаса вроде бы мягкая (mettwurst). Пусть специалисты меня поправят, если что не так:))
Неподалеку от железнодорожного вокзала Женевы находится базилика Нотр-Дам (Notre-Dame de Genève, № 13 на карте), главный католический храм города, возведенный в неоготическом стиле на месте упразднённых средневековых укреплений. Мы жили в гостинице прямо напротив, и поэтому хорошо видели этот храм из окна. Базилика была построена в 1852–1857 годах и стала первой католической церковью, начавшей работать в Женеве после Реформации.
По всей видимости, к середине 19-го века нравы в Женеве смягчились до такой степени, что в истово протестантском городе муниципальные власти смогли выделить землю под строительство католического храма. Работы велись на добровольные пожертвования католиков, а также на средства римской католической церкви. Не обошлось, правда, без рецидивов: в 1875 году, на волне антикатолических протестов, базилика была закрыта и снова возвращена верующим только в 1912 году.
По сравнению с аскетичным протестантским собором Св. Петра (на левом берегу Женевского озера), католическая базилика весьма богато украшена, причём особенно хорошо смотрятся цветные витражи. Небольшая белая статуя Девы Марии в алтаре — главная святыня храма — была получена в дар от папы Пия IX в 1859 году. В базилике находят приют паломники, следующие по Пути Святого Иакова к его предполагаемой могиле в Сантьяго-де-Компостела.
В ничем не примечательном микрорайоне Les Grottes к северу от железнодорожного вокзала, на Rue Louis-Favre, есть удивительный комплекс зданий с закруглёнными стенами, окнами разных форм и размеров и неожиданной раскраской, чем-то напоминающий творения испанца Гауди и австрийца Хундертвассера. Эта причудливая архитектурная фантазия, созданная в 1982–1984 годах, есть результат творчества архитекторов Роберта Фрея, Кристиана Ханзикера и Джорджа Бертуда. Мало кто из туристов туда заходит, и зря. Очень любопытно побродить по этому жизнерадостному кварталу среди чудных, ярко раскрашенных домов с ассиметричными контурами, волнистыми очертаниями и грибовидными конструкциями.
В путеводителях этот квартал иногда называют «Смурфики» (фр. Les Schtroumpfs), по имени бельгийского компьютерно-анимационного телесериала, из-за некоторого сходства его домов с грибами, в которых живут голубые человечки из бельгийского мультфильма. Несмотря на экзотический вид, это обычный жилой квартал, на первых этажах — офисы и ресторанчики. Муниципальные власти, которым принадлежит эта застройка, сдают здесь квартиры по вполне разумным ценам. Внешне всё выглядит здорово, однако непонятно, насколько удобно жить в тамошних квартирах с крохотными окнами и балконами. Может, они тоже на смурфиков рассчитаны? :)
Чтобы попасть к смурфикам, нужно от вокзала идти на северо-запад по улице Rue de la Cervette, а затем свернуть направо на Rue Louis-Favre.
В Женеве находится целый кластер международных организаций, включая европейскую штаб-квартиру ООН, ВОЗ (с этой аббревиатурой все уже хорошо знакомы:), ВТО, МОТ, Красный Крест и другие. Большинство из них расположены на севере Женевы в красивой парковой зоне, куда мы и направились. Больше всего нас интересовал Дворец Наций, который был построен в 1929—1936 гг. как штаб-квартира Лиги Наций. Эта международная организация была создана после Первой мировой войны с целью обеспечения коллективной безопасности и предотвращения новых войн, чего она обеспечить не смогла и поэтому была распущена в 1946 г. После Второй мировой войны на её место пришла ООН, и сейчас во Дворце Наций размещается Европейское отделение ООН в Женеве.
Приехав на автобусе к площади Наций, мы первым делом увидели на ней огромный 12-ти метровый трёхногий стул. Как выяснилось, его открытие было инициировано Международной организацией инвалидов в августе 1997 года для скорейшего утверждения в ООН запрета на применение противопехотных мин. Сломанный стул стал символизировать медленную работу международного сообщества на фоне безотлагательной глобальной проблемы. Автором инсталляции был скульптор Даниэль Берсе. С тех пор стул стоит как живой упрёк напротив зданий ООН, символизируя зачастую малую эффективность работы данной организации.
После создания в 1920 году Лиги Наций она первоначально размещалась в женевском отеле «Националь» (сейчас — «Дворец Вильсона»). Однако в связи с разбуханием бюрократического аппарата помещений отеля стало не хватать, и в 1926 году был объявлен международный конкурс на проект нового здания Лиги Наций, в котором приняли участие лучшие архитекторы того времени, включая Ле Корбюзье. Было представлено 377 проектов, но конкурсное жюри не смогло выбрать однозначного победителя. Поэтому авторам 5 лучших работ (в число которых из-за интриг не попал Ле Корбюзье) было предложено разработать совместный проект.
В результате появился проект здания в неоклассическом стиле, огромного и помпезного. Трудно сказать, помогла ли проекту коллегиальность — возможно, получилось как в том анекдоте: «Что такое верблюд? Это лошадь, спроектированная комиссией». Как бы там ни было, стройка началась в 1929 году и продолжалась 7 лет, когда в 1936 году были наконец завершены грандиозные отделочные работы. К тому времени Лига Наций уже начала потихоньку разваливаться, но, тем не менее, переезд в новое здание многочисленной бюрократии успешно состоялся.
В апреле 1946 года Лига Наций была распущена, а её дворец перешёл в распоряжение только что созданной Организации Объединённых Наций (ООН) и с 1966 года здесь находится европейский филиал ООН, вторая по важности резиденция ООН после Нью-Йорка. Новые владельцы добавили к комплексу несколько зданий, и сам он стал просто огромным: в общей сложности, с учётом всех новых построек, его длина составляет 600 метров, и вмещает он 34 конференц-зала и 2800 офисов.
В Дворец Наций можно попасть только с экскурсией, и около 40 минут нам пришлось стоять в очереди, чтобы попасть внутрь здания и встретиться с нашим экскурсоводом. Затем нам показали интерьер центральной части дворца (Корпус, А) и 3 зала заседаний, включая Зал Ассамблей — самый большой во Дворце Наций. Погулять по парку комплекса нам не было позволено. Изнутри здание смотрится очень хорошо, благодаря обилию декораций в виде фресок, мозаик и живописных полотен, чаще всего в стиле арт-деко. Складывается впечатление, что в своё время денег на дворец не пожалели, хотя это не помогло Лиге Наций предотвратить надвигающуюся мировую войну.
Место для Дворца Наций отвели в красивом парке Ариана, бывшем поместье аристократического семейства Ревилье-де ла Рив (Revilliod de la Rive). Последний представитель этого рода, Гюстав Ревилье, назвал этот парк Ариана в честь своей покойной матери. Аналогично он назвал свою богатейшую коллекцию фарфора, керамики и стекла, находящуюся в красивом неоклассическом особняке (Музей Ариана), построенном им также внутри парка. Согласно его завещанию, всё поместье, включая парк и музей, перешло после его смерти в 1890 г. в собственность города Женевы.
Музей Ариана считается одним из лучших в мире собраний фарфора и керамики, с более чем 20 тысячами экспонатов, охватывающих период в семь последних веков. К сожалению, мы в него не попали — в день нашей поездки в Дворец Наций музей был закрыт. Интересующиеся могут ознакомиться с прекрасным фотоальбомом Светланы Басмановой о коллекциях Арианы.
Прямо через дорогу от Дворца Наций расположен большой Ботанический сад Женевы, один из крупнейших в Европе. В нем есть несколько тропических оранжерей, вольер с оленями и больше 16 тысяч растений со всего мира.
После Ботанического сада, прямо вдоль озера, начинается череда красивых парков, украшенных скульптурами и цветочными клумбами. Там же расположены несколько элегантных особняков. Но вначале мы обратили внимание на большое здание ВТО — Всемирной торговой организации. ВТО отвечает за разработку и внедрение новых многосторонних торговых соглашений, а также следит за их соблюдением. Неплохое место отхватило себе это учреждение в Женеве!
В парке La Perle du Lac находится элегантная Вилла Бартолони, построенная в 1825 году. Сейчас там Музей истории науки с коллекциями старинных приборов и инструментов по разным областям знаний.
Ближе к центру города парки правого берега заканчиваются и начинаются красивые набережные, первая из которых — набережная Вильсона (Quai Wilson). Она названа так в честь американского президента Вудро Вильсона, главного инициатора создания Лиги Наций. На набережной находится «Дворец Вильсона» — бывший отель «Националь», служивший в 1924—1936 гг. штаб-квартирой Лиги Наций до её перезда в здание Дворца Наций в парке Ариана. С 1998 г. во Дворце Вильсона располагается Управление Верховного комиссара ООН по правам человека.
За набережной Вильсона до самого устья Роны тянется набережная Монблан (Quai du Mont-Blanc). В хорошую погоду с неё можно увидеть эту знаменитую гору во французских Альпах, отсюда и название. На набережной расположены самые фешенебельные отели Женевы, а также сквер с мавзолеем Карла Брауншвейгского, о котором мы рассказали выше.
Район Женевы, где расположена набережная Монблан, называется Les Pâquis («Пастбища»). Когда-то здесь действительно были пастбища, располагавшиеся снаружи городских стен. Сейчас здесь совсем другая жизнь, но название сохранилось в именах некоторых объектов: пристань Паки и пирс Паки. Последний представляют собой насыпной мол, в конце которого стоит маяк и на котором расположены общественные бани (Bains des Pâquis), ресторан и пляж. В тёплую погоду (а мы были в Женеве в начале сентября) на пляже можно было увидель загорающую и купающуюся публику. В баню же народ ходит преимущественно зимой, вероятно, прыгая в озеро из парилки:)
С одноимённой набережной мы Монблана не увидели, зато утром в день вылета из Женевы, заснеженная вершина Монблана показалась в окне нашего гостиничного номера. Это был поистине царский подарок судьбы и достойное завершение нашей трёхнедельной поездки по Швейцарии.
Этим рассказом заканчивается повествование о наших поездках в Швейцарию. Мы были там два раза: в 2016 и 2018 гг. и вот что мы там посмотрели:
Самое сильное впечатление на нас произвели, конечно, Альпы, а также берег Женевского озера. Из больших городов (а мы посетили почти все крупные швейцарские города, кроме Базеля) больше всего понравился Люцерн, а из маленьких городков — Муртен. Очень интересно было посетить места боевой славы русского оружия — там, где проходил легендарный суворовский переход через Альпы. Но конечно, Швейцария — это в первую очередь природа: горы, ледники, озёра. Большей красоты чем там, пожалуй, пока больше нигде не удалось увидеть.