Продолжаем наше повествование о поездке по Швейцарии в августе 2018 года. Список предыдущих рассказов — внизу.
Из Беллинцоны мы двинулись на север по долине Тичино в сторону перевала Сен-Готард и города Андерматт (карта ниже) на экспрессе «Вильгельм Телль». Это один из четырёх панорамных швейцарских экспрессов, отправляющийся из Лугано и следующий через Альпы по перевалу Сен-Готард до Люцерна.
Карта 1. Юг Швейцарии с кантоном Тичино. Посещённые нами города подчеркнуты, а наш маршрут выделен красным пунктиром.
Верхнее Тичино
Примерно в 20 километрах севернее Беллинцоны находится маленький городок Бьяска (Biasca), за которым начинается Левентинская долина (Valle Leventina), тянущаяся до другого небольшого городка под названием Айроло (Airolo). Вся эта местность называется Верхним Тичино (Alto Ticino), и здесь холодное дыхание Альп уже ощутимо чувствуется. Средиземноморский рай Нижного Тичино сменяется прохладой горных долин, а пальмы уступают место соснам и елям. Проезжая этот участок на поезде, мы, насколько это было возможно, снимали из окна. Те немногие фотографии, которые при этом удались, приведены ниже.
Железная дорога идёт по Левентинской долине вместе с автомобильной.
И обе дороги проложены в долине речки Тичино, которая здесь очень узкая.
Небольшой городок у дороги (возможно, Бьяска).
Автомобильная дорога уходит в тоннель.
За этими горами - перевал Сен-Готард.
После городка Айроло (на снимке ниже), наш поезд въехал в старый Сен-Готардский тоннель длиной 15 км, введённый в действие еще в 1882 году. Старый тоннель проходит под Сен-Готардским перевалом на высоте 1150 метров, и на выходе из него находится город Гёшенен (см. карту 2). К порталам старого Готардского тоннеля поезд добирается по горным участкам с большой крутизной и обилием петель для набора высоты/спуска.
Станция Айроло. За ней поезд следует под Сен-Готардским перевалом по старому тоннелю.
Есть также и новый «базисный» тоннель длиной 57 км, который был введён в эксплуатацию в декабре 2016 года после 23 лет строительства (карта 2). Этот тоннель является выдающимся техническим и инженерным достижением, поскольку проходит практически под всеми Альпами и к тому же начинается и заканчивается на равнинных участках, что позволяет резко увеличить скорость и массу поездов. Они могут двигаться по тоннелю со скоростью 250 км/час, значительно сокращая (больше, чем на 1 час) время в пути между Цюрихом и Миланом. Слово «базисный» в названии тоннеля (Der Gotthard-Basistunnel) означает, что его порталы находятся у самого подножия хребта. Начинается тоннель недалеко от Бьяски и выходит наружу почти у Люцернского озера.
Карта 2. Сен-Готардские тоннели: старый и новый. Жёлтым обозначены тоннели, а красным - железная дорога.
Андерматт
Выйдя на станции Гёшенен, мы пересели на маленький местный поезд, который за 20 минут довёз нас до Андерматта, небольшого городка в кантоне Ури. Он стоит на главном «перекрёстке» альпийской Швейцарии — четыре перевала отходят от него в направлении четырёх сторон света. Мы приехали с юга через перевал Сен-Готард, а затем двинулись на запад через перевал Фурка в кантон Вале и долину реки Роны.
Через Андерматт течёт река Ройсс (Reuss), впадающая в Люцернское озеро.
Город состоит из одной улицы, заполненной отелями и ресторанами. Зимой - это популярный лыжный курорт.
В ресторане, который видно на предыдущем фото, мы пообедали. Заказали традиционное швейцарское блюдо "рёшти"- обжаренную с двух сторон в масле тёртую картошку (с ветчинкой в качестве белкового дополнения:)
Бернский медведь проник и в Андерматт.
На главной (и единственной) улице Андерматта.
Городок очень симпатичный...
... и весь в цветах герани.
Однако не красоты Андерматта привели нас сюда, а желание пройти по местам боевой славы Суворовского перехода через Альпы. Здесь Суворов ночевал 25 сентября 1799 года в доме местного судьи (фото ниже), а на другой день русские войска штурмовали знаменитый «Чёртов мост», который от Андерматта всего в паре километров.
Дом, где ночевал Суворов и размещался штаб русской армии (Суворовхаус).
Мемориальная доска на этом доме.
Сейчас в доме музей, в котором восстановлены интерьеры конца 18-го века, максимально приближенные к тому времени, когда тут побывал Суворов. Некоторые книжки утверждают, что сохранилась оригинальная кровать, на которой спал полководец.
Зала на первом этаже, здесь находился суворовский штаб.
Спальня второго этажа. Именно тут провел ночь Суворов.
Одна из комнат дома посвящена описанию сражения за Чёртов мост. Там находятся два портрета Суворова, а также его подседельная попона.
Портреты Суворова в Суворовхаусе.
Подседельная попона Суворова.
Чёртов мост
Весной-летом 1799 г., во время своей Итальянской кампании, Суворов практически полностью освободил Италию от захвативших её французских войск. Однако потом он получил приказ от императора Павла I идти на соединение с русским корпусом Римского-Корсакова с тем, чтобы, встретившись под Цюрихом, выступить совместно с австрийцами против французов. Именно этот приказ, который Суворову очень не нравился, но который он был вынужден выполнять, и послужил причиной Швейцарского похода русской армии через Альпы (см. карту 3).
Карты 3-4. Путь Суворова через Альпы (слева) и его переход через Сен-Готард (справа).
Суворов избрал кратчайший путь на север через перевал Сен-Готард, где ему пришлось с боями пробиваться через выставленные французами заграждения и линии обороны (карта 4). Наиболее серьезное препятствие оказалось в районе Андерматта (тогда называвшегося Урзерном), где в ущелье Шелленен нужно было перейти бурную реку Ройсс по узкому каменному «Чёртову» мосту.
Уильям Тёрнер. Чёртов мост, 1808 г. (интернет).
Чёртов мост через Ройсс был построен в 1595 году и представлял собой узкую каменную арку длиной около 25 метров, переброшенную над ущельем на высоте 23 метра над бурным грохочущим потоком. Когда французы не смогли удержать русские войска на подходе к мосту, они попытались разобрать его и успели это сделать наполовину. Подошедшие русские части сходу вступили в бой и смогли отбросить французов от моста, наскоро починив его досками из разобранного сарая, которые они связали офицерскими шарфами. Затем мост отремонтировали и по нему смогли переправиться главные силы Суворова.
Штурм Чёртового моста (интернет).
Планам Суворова соединиться с корпусом Римского-Корсакова не суждено было сбыться, поскольку последний был разбит французами и отступил за Рейн. Кроме того, выйдя к Люцернскому озеру, Суворов обнаружил отсутствие какой-либо дороги на север по его берегу, в наличии которой его убеждали австрийцы. Русским войскам пришлось повернуть на восток и двинуться по узким горным тропам в сторону Кура при острой нехватке боеприпасов и продовольствия. Они, тем не менее, достигли Кура и затем ушли в Австрию, по дороге наголову разбив французские войска генерала Массены, пытавшиеся их заблокировать. Более подробно об этом героическом походе суворовских войск можно почитать здесь. За беспрецедентный по сложности переход через Альпы Суворов получил от царя звание генералиссимуса, но пережитые испытания подорвали его здоровье, и в мае 1800 года он скончался.
Современный Чёртов мост (1958 г.) напоминает утраченный оригинал. Сейчас этот мост является исключительно пешеходным и используется только туристами. Они могут попасть на него через узкий туннель в скале, к которому можно спуститься от ж/д моста.
Тот мост, который переходил Суворов, не дожил до наших дней — он рухнул в 1888 году. Примерно на том же месте в 1958 году построили похожую на оригинал копию (фото выше), но этот новый мост носил чисто «декоративный» характер, поскольку к тому времени через Ройсс уже были переброшены два других моста — автомобильный и железнодорожный (фото ниже).
Сейчас через реку Ройсс переброшены три моста: ближайший - автомобильный, следующий - пешеходный (на месте старого Чёртова моста), и еще дальше - железнодорожный.
Чёртов мост (нем. Teufelsbrucke) получил своё название из легенды, что якобы именно чёрт его построил. Местные жители никак не могли перебросить мост через Ройсс, так как бурный поток каждый раз его сносил. Тогда обратились к чёрту, который согласился помочь в строительстве моста, но с условием, что он заберёт душу первого, кто по этому мосту перейдёт. Однако местные жители решили перехитрить чёрта, и первым пустили по мосту козлёнка, в результате чего чёрт остался ни с чем. В память о легенде на скале возле автомобильного Чёртова моста красной краской нарисованы чёрт и козлёнок.
Автомобильный мост с изображением чёрта и козлёнка на скале.
Чёрт и козлёнок крупным планом.
Поезд идёт по железнодорожному мосту через Ройсс.
Автомобильный и пешеходный «Чёртовы» мосты. Вид от памятника русским солдатам.
Вид на два моста со стороны железной дороги.
Недалеко от Чёртова моста есть монумент, открытый 14 (26) сентября 1898 года. Он представляет собой высеченный в скале 12-метровый крест, с надписью у подножья: «Доблестным сподвижникам генералиссимуса фельдмаршала графа Суворова-Рымникского, князя Италийского, погибшим при переходе через Альпы в 1799 году» и два бронзовых меча с лавровым венком. Инициатива его создания принадлежала князю Сергею Михайловичу Голицыну, взявшему на себя все расходы. При этом община Андерматта постановила безвозмездно уступить России земельный участок для сооружения памятника. С тех пор скала, в которой высечен монумент, небольшая площадка перед ним и ведущая к нему дорожка являются российской территорией.
Памятник русским солдатам, вырубленный в скале ущелья Шелленен.
Тот же памятник крупным планом.
Надпись на памятнике. Во время перехода через Альпы армия Суворова потеряла примерно 5 тыс. человек.
Ресторан и бар «Суворов» рядом с Чёртовым мостом. В день нашего посещения были закрыты из-за ремонта моста. Внутри есть небольшой музей, посвященной происшедшей здесь битве.
Прочие рассказы о нашей поездке в Швейцарию в 2018 году находятся здесь:
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм