Антверпен — город порт, город бриллиантов и художников, а еще — город, где есть река, но нет мостов, а бриллианты можно купить даже на вокзале.
Антверпен — город порт, город бриллиантов и художников, а еще — город, где есть река, но нет мостов, а бриллианты можно купить даже на вокзале.
Здесь есть, чему удивиться.
Особенно, если приехать сюда на поезде и выйти с него на вокзале Antwerpen-Centraal. Тогда удивляться начнешь с первых же шагов.
Это самый роскошный вокзал из всех, что я в жизни видела, и он нравится не только мне, так как официально входит в четверку самых красивых вокзалов мира.
В Антверпене я была несколько раз, но только проездом, практически не выходя из автобуса.
Всё, что я здесь видела — это набережную Plantinkaai и старый замок Steen.
Всё, что я знала о городе, было очень интересно, но чисто теоретически.
Пришло время ступить на землю Антверпена и пройти наконец по его старым улицам и площадям.
Прежде, чем пойти гулять по старому городу, решили съездить посмотреть на знаменитый «дом с алмазом на крыше».
Havenhuis стал символом города, потеснив замок, вокзал и собор, который потеснить очень легко, так как он стоит сегодня весь в лесах.
Многие, кто был в Антверпене, не видели «алмаз на крыше».
Во-первых, появился он только в 2016 году, а во-вторых находится он далеко от центра, в глубине порта.
Придумала и осуществила этот проект архитектор Заха Хадид, и даже площадь, на которой стоит это сооружение, носит теперь ее имя — Zaha Hadidplein.
Это здание, точнее его новая надстройка, напоминает сразу два главных символа города: корабль и бриллиант.
Порт Антверпена настолько большой, что в нем могут швартоваться 400 судов одновременно.
Фото из интернета.
В 2008 году объявили конкурс на лучший проект здания на основе старого Ганзейского дома, тогда опустевшей пожарной части на острове в доке Kattendijk.
Лучшим проектом признали тот, что создало архитектурное бюро родившейся в Багдаде, Захи Хадид.
Фото из интернета.
Новую конструкцию добавили сверху, не закрывая и не нарушая исторического фасада.
Выполнена она из прозрачного и зеркального стекла. В ней находится несколько этажей с панорамными видами на порт.
Бриллиант стоит на двух опорах, одна из которых видна снаружи, другая находится во внутреннем дворе.
Так получился очень необычный союз старого и нового.
Кстати, площадь нижнего здания — 6600, а нового, что возвышается над ним — 6200 m2.
Здесь сегодня размещается вся администрация порта, которая раньше была разбросана по всей территории.
Что касается антверпенского порта, основного работодателя города, то он, несмотря на его удаленность от моря, считается вторым по величине европейским портом после Роттердама.
В нем находится самый большой в мире запас кофейных зёрен, которые, как и цветы в голландском Алсмеере, прибывают сюда со всего белого света и расходятся дальше по Европе.
Этот порт в конце XV века забрал пальму первенства у Брюгге и был, кроме всего прочего, до самой Второй мировой войны основным европейским пассажирским портом. Из него более двух миллионов эмигрантов отправились в Америку искать лучшей доли.
Здесь есть даже музей эмиграции, расположенный в том здании, где в своё время переселенцев подвергали дезинфекции перед отправлением в Америку.
Мостики, что ведут на остров периодически поднимают для прохода кораблей. У меня было время выйти и сделать пару фотографий с такого ракурса.
Оказывается, в «алмазе» есть смотровая площадка, но об этом я узнала слишком поздно.
Здесь, на самом верху тоже есть бесплатная смотровая площадка.
Потом мы поехали в центр, после долгих и мучительных поисков нашли свободное место, поставили машину и пошли по набережной в сторону замка Стен, хотя можно было бы и не ходить.
Его закрыли заборами, развернули бурную и шумную стройку, и пристраивают прямо к его старой стене новое знание.
По старинным закоулкам,
мимо Дома Мясников, где располагался когда-то большой мясной рынок и гильдия антверпенских мясников, а сейчас находится музей истории, археологии и музыкальных инструментов.
Слава, богатство и процветание пришли в Антверпен сравнительно поздно, когда наконец одержав первенство над Брюгге, пришедшем к концу ХV века в упадок, город стал главным портом Северной Европы.
В отличие от Брюгге, город не раз подвергался страшным разрушениям и разорениям, а потому оригинальных средневековых построек здесь не так много.
Главная площадь- Grote Markt очень напоминает брюссельскую площадь с таким же названием.
Дома гильдий.
Самый высокий, с золотой фигурой Георгия Победоносца принадлежал в своё время богатой и влиятельной гильдии арбалетчиков.
Фонтан с героем главной антверпенский легенды, Брабо, бросающим отрубленную у злодея руку в реку — единственный, кто портит вид площади.
Узкие, очень высокие, со стрельчатыми окнами дома гильдий — самое большое украшение площади Гроте Маркт и самые частофотографируемые дома Антверпена принадлежат средневековью.
Их старые имена: Дом суконщиков, Дом бочаров, лавочников, плотников, лучников, арбалетчиков напоминают о прошлом, связывают его с настоящим.
А такие незамысловатые названия улиц, как Сырная, улица Мясников, улица Ювелиров, Колбасников звучат теперь почти поэтически.
Нет сомнений, что самый известный антверпенец — Питер Пауль Рубенс, проходил по ним сотни раз.
Тогда он не мог предполагать, что одну из улиц назовут Рубенсстраат, на площади Groenplaats воздвигнут ему памятник, а его дом сделают музеем.
Через эту площадь, мы вышли к «Дому колхозника», как его называют наши люди. Башня Буренторен — Башня Фермеров была построена ко Всемирной выставке в 1932 году и стала первым небоскребом западной Европы.
Сегодня ее главным арендатором является крупнейший банк Фландрии КВС, что и зафиксировано на самом ее верху.
Отсюда начинается широкая пешеходная улица Меир.
Это главная торговая артерия Антверпена, полная архитектурных достопримечательностей, истории и людей. Как местных, так и приезжих.
Она существовала чуть ли не с основания города.
В 1531 году на ней появилось здание Торговой биржи, её благоустроили и замостили булыжником. Тогда ее и облюбовали самые знатные и богатые люди города.
Отсюда мы свернули на Wapper, к дому — музею Рубенса.
Здесь нас, без заранее заказанных на сайте входных билетов, ждало разочарование. Ждать свободного места надо было почти полтора часа и билет был только один.
Мы вернулись на Меир и зашли в здание Stadtfestsaal, построенное в начале ХIX века как антикварная биржа, побывавшее книжной и автомобильной выставкой.
Отреставрированная после пожара и открытая в 2007году, она стала торговым центром под стеклянным куполом.
На улице Меир есть памятник Давиду Тенирсу, фламандскому художнику, ученику Рубенса, придворному живописцу и первому директору антверпенский Академии художеств.
С левой стороны от памятника видно роскошный особняк, который по традиции называют «Королевским дворцом» за то, что в нем жили Наполеон, голландский король Вильгельм I, бельгийский — Леопольд II и королева Виктория.
С другой стороны стоит «Австрийский дворец».
Если ты нашёл эту улицу, то найдёшь и знаменитый антверпенский вокзал, в который она буквально упирается.
Построен он был в 1905 году и уже к 50-м годам пришёл в упадок.
Из него стали выпадать камни, один из них, весивший больше трёхсот килограмм только чудом никого не убил.
В 60-е годы его хотели снести, и лишь присвоенный ему статус памятника архитектуры не позволил этого сделать.
Прошли годы, прежде, чем начался ремонт и серьезная реконструкция.
Она закончилась в 2009 году. Теперь его перроны расположены в четырёх уровнях. Верхние — тупиковые, подземные — сквозные.
Его старинный железный дебаркатор очень напоминает мне Витебский вокзал в Петербурге.
Кто выйдет из поезда в Антверпене, тот уже с платформы увидит вот такую красоту!
У самого вокзала расположен маленький, но знаменитый далеко за пределами города, квартал, который называют алмазным, бриллиантовым, золотым или еврейским.
Этот квартал сделал Антверпен алмазной столицей Европы.
Больше 80% необработанных и около половины всех обработанных алмазов в мире прошли через Антверпен.
В районе Diamant — сотни ювелирных магазинов и четыре алмазные биржи, где сделки сегодня, как и пару веков назад, совершаются на идише.
Здесь занимаются огранкой и продажей как алмазов, так и готовых бриллиантов.
И делают это по давней традиции ортодоксальные евреи. Теперь ещё и индусы.
В этом районе произошли самые крупные и громкие ограбления в Европе.
Кто-то специально приезжает сюда покупать обручальные кольца с диамантами, которые продаются здесь особенно дёшево.
Кто-то — просто посмотреть на витрины и на колоритных представителей этого бизнеса.
Увы, мы попали сюда в субботу, а это значит, что колоритные представители не только не работают, но и не появляются на улице.
Все ювелирные магазины за исключением тех, что принадлежат индусам, закрыты. Жалюзи опущены и ни единого человека в чёрном пальто, шляпе и с пейсами мы не встретили.
Слышала от знакомых, что здесь есть специально обученные русскоязычные эксперты, помогающие при покупке драгоценных камней избежать обмана хитрых ювелиров. Стоит эта услуга недёшево.
Но главное тут — самому определиться, кому из них таки доверять, ювелиру или тому эксперту.
Я так и не смогла определиться и решила вместо этого пойти где-нибудь перекусить.
На набережной Ван Дейка мы заприметили симпатичный ресторанчик, который буквально висит над рекой Шельда и называется RAS, что расшифравывыется как ресторан над потоком.
Домой возвращались, радуясь, что много увидели, но понимая что это было далеко не всё и, что есть еще как минимум три смотровые площадки, паром на другую сторону реки, музей Рубенса, биржа и квартал Диамант в правильный день недели.
Всё это надо увидеть, а значит придётся приехать сюда снова.
Еще рассказы о европейских городах: