Купеческий Ростов, начало. Набережная Дона
Буденновский проспект
Большая Садовая - Ростовский Бродвей
Улицы Большая Садовая и прогулочная Пушкина
Доходные дома Ростова, жизнь до революции и после
Город Ростов-на-Дону начал формироваться вокруг крепости святого Дмитрия Ростовского. Служащие крепости и отставные военные начали расселяться в Солдатской слободе, улицы которой и сформировались в 18–19 веках. Узкие улочки провинциального на тот момент города были рассчитаны на конные экипажи, пролетки, подводы. Позднее крепость потеряла свое прямое назначение, и тогда Солдатская слобода стала процветающим центром быстро разраставшегося города, а затем и одним из районов старого Ростова. Но так было не всегда, в советские времена стареющая Солдатская слобода оказалась никому не нужна.
В соответствии с генеральным планом города слободу предполагалось снести, а на этом месте построить высотки. Но нести дополнительные расходы по сносу жилья и расселению многочисленного населения исторического района желающих не нашлось. В настоящее время Солдатская слобода — это единый архитектурный комплекс и крупнейший памятник истории и архитектуры города Ростова. Конечно не все, но большая часть уникальных старинных зданий и особняков находится в плачевном состоянии, они спешно нуждаются в ремонте и реставрации, иначе в скором времени уже просто нечего будет сохранять.
Я умышленно поселилась в этом районе и последний день той, январской поездки, в особенно неблагоприятный, дождливый и хмурый день отправилась бродить по слободе, по ее провинциальным улочкам.
Спускаюсь от гостевого дома по Соляному переулку в сторону Дона и на пересечении с улицей Береговой стоит здание постройки конца 19 века, крепенькое такое сооружение из темного красного кирпича- контора Николая Алексеевича Панина.
В этом здании, выполненном по проекту Н. М. Соколова с использованием псевдорусского стиля, находились главная контора завода Панина, склад готовой продукции и магазин, что согласитесь, очень удобно. К тому же очень выгодное расположение — в порту.
Купец первой гильдии, промышленник Николай Алексеевич был значимой фигурой в купеческом мире Ростова, он был владельцем гвоздильно — проволочного завода, выпускаемого не только наименования, озвученные в названии, но и различные крепёжи и стальные канаты. А еще Панин 28 лет был гласным городской Думы, потомственным почетным гражданином города, попечителем и благотворителем.
После революции завод Панина национализировали и он был передан Донскому Областному Союзу потребительских обществ с сохранением профиля. В советское время деятельность предприятия переквалифицировали в завод по выпуску холодильников. Николай Алексеевич Панин умер в декабре 1918 года и был похоронен на Покровском кладбище, которое в середине 20 века сравняли с землей, застроив это место жилыми домами.
Целенаправленно иду по Ульяновской улице (бывшей Воронцовской), рассматривая провинциальную архитектуру и степень ее сохранности. Я словно бы оказалась в позапрошлом веке и если бы меня в тот момент вдруг обогнал экипаж с кучером на козлах, кнутом и гиканьем подгонявший лошадей, наверное не удивилась бы.
Радовало то, что не все дома брошены, покинуты, забыты, нет! Есть отреставрированные, они нужны людям, а пока они востребованы, переживать за их состояние не стоит. Вот, например в самом начале Ульяновской улицы целый комплекс зданий, скорее всего это что-то типа гостевого дома и возможно здания построены на месте старых домиков, судить не берусь.
Но рядом с комплексом отреставрированный и очень симпатичный яркий жилой дом.
Вот этот же дом с другой улицы, а его соседу пока явно не повезло.
Дошла до пересечения с улицей Семашко, обратила внимание на памятную доску о случившейся трагедии, висевшую на углу одного из домов.
Прошла далее по улице Семашко до пересечения с улицей Тельмана. На углу стоит старенький, приземистый и какой-то даже приплюснутый одноэтажный дом мещан Романченко и Яновского также с памятной доской. Наличие сразу двух памятных табличек на соседних домах удивило, вообще в Ростове я видела их очень мало, даже на объектах включенных в список культурного наследия.
Чтобы не было так грустно после просмотра последних двух слайдов, покажу другую часть улицы Семашко, ближе к Большой Садовой, она вся в праздничных гирляндах. Как же я хотела увидеть их заженными и сверкающими, но не получилось — в пять часов вечера, когда уже смеркалось, освещение еще не было включено.
За красивым зданием городской Думы по улице Семашко (бывшей Николаевской) мое внимание привлекли сразу два здания. Первое с башенкой, выкрашенное новыми владельцами в темно-серый цвет было построено в 1901 году по заказу ростовского промышленника, владельца ликероводочного завода Николая Ильича Токарева для первой в Ростове практической школы поварского искусства и домоводства.
Проект здания в неорусском стиле был разработан известным архитектором Г. Н. Васильевым и вскоре после окончания строительства владелец школы преподнес ее в дар городу. После революции школу закрыли, но функции общепита закрепились за зданием по настоящее время. Сначала это была столовая, затем кафе и наконец ресторан — клуб «Парк Культуры», принадлежащий холдингу «Ginza Projekt».
Соседнее светло-серое здание, построенное в 1893 году на частное пожертвование городского головы Андрея Байкова предназначалось для публичной библиотеки. Позднее в нем разместили музей Ростова, затем телефонную станцию.
Здание не включено в список объектов культурного наследия, а значит его можно переделывать как угодно владельцу.
Но на данный момент красивый исторический особняк выставлен на продажу, хотя городу в настоящее время крайне необходимо здание под музей Ростова-на-Дону.
Оба эти здания примыкают к городскому парку имени Горького.
Но вернемся на улицу Ульяновскую и к Панину: купец был самым известным ростовским старовером и старостой старообрядческой общины. В 1910 году на улице Ульяновской по проекту архитектора Евгения Михайловича Гулина на средства Николая Алексеевича Панина был построен дом в стиле модерн. По данным из разных источников дом был предназначен либо как богадельня для староверов, либо приходской дом для священника и служителей-старообрядцев (дом притча). А возможно в нем нашли приют все перечисленные.
Рядом с домом, на небольшом участке земли окруженном частным сектором составляя единый ансамбль в 1912–1913 годах опять же на средства Панина был построен Старообрядческий Покровский храм.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы была возведена по проекту московского академика архитектуры, зодчего, реставратора Владимира Александровича Покровского в неорусском стиле с использованием элементов древнерусского зодчества.
Дом притча после своей смерти Панин завещал храму.
В 20-е годы прошлого столетия дом Притча бы национализирован, больше информации о нем не нашла. А вот с храмом и верующими происходили жуткие дела. В 30- е годы храм закрыли и в нем разместили один из цехов радиозавода. Позднее настоятеля Савву Синельникова арестовали, сослали в лагеря где он и умер.
Во время войны в подвале храма староверы под руководством старосты прятали раненых солдат и избежавших расстрелов евреев. Но в 1942-м году об этом узнали немцы и устроили жестокую расправу над всеми причастными к этому делу: основную часть староверов, всех евреев и солдат повесили на Соборной площади, остальных староверов просто расстреляли.
Храм был закрыт и лишь в 1945 году появилась возможность открыть его. И храм и дом находятся в списке объектов культурного наследия регионального значения. Во дворе видела кучи строительного мусора и по внешнему виду обоих сооружений видно, что они совсем недавно были отреставрированы.
А вот что я подсмотрела на Ульяновской. Сначала обратила внимание на необычные арки во внутренний двор дома, а затем и на машину рядом, обошла ее вокруг не веря глазам-веселенький такой дизайн.
Следующая улица, пересекающая Ульяновскую — Газетный переулок и прежде чем идти к конкретному объекту, решила спуститься ниже к лестнице
и еще раз полюбоваться Доном. Мне повезло — мимо по темным водам реки медленно скользила груженая баржа.
До революции Газетный переулок назывался Казанским и считался престижным, здесь селились врачи, юристы. После революции комнаты во многих домах сдавались проституткам и переулок стали называть районом «красных фонарей. Но эта не приятная страничка истории переулка закончилась: в 1926 году всех девиц легкого поведения отловили и отправили в тюрьму на Соловки.
А вот такую картину можно наблюдать на улице Донской, современные высотки стройными рядами притесняют крошечные исторические домики. Но посмотрите как эта малышня держится, все яркие, симпатичные, не поддающиеся панике и натиску современности.
Но возвращаюсь на Газетный переулок и поднимаюсь к следующему объекту, отмеченному у меня на карте — зданию каменной хоральной Солдатской синагоги под № 18 построили в 1872 году для отставных солдат — евреев Екатеринославского полка. Спонсором строительства выступил купец первой гильдии И. М. Елицер, автором проекта здания в стиле модерн с элементами восточной архитектуры был старший архитектор Ростова Э.Э Шульман.
В 1881 году к синагоге было пристроено красивое трехэтажное здание из красного кирпича, предназначенное для правления. С другой стороны синагоги в 1891 году пристроили еще одно крыло служившее молитвенной школой и училищем для детей несостоятельных солдат.
Во время еврейских погромов осенью 1905 года Солдатская синагога была подожжена, к 1914 -му году ее восстановили. Национализирована синагога была гораздо позднее, чем остальные здания города — в 1935-м году. В ней разместили цеха радиозавода и химфабрики.
В современный период здание синагоги было отдано общине лишь в 1993 году. В 2005 году в ней был проведен капитальный ремонт. В здание рядом в настоящее время располагается еврейский благотворительный фонд.
Чтобы уже закончить с Газетным переулком, покажу еще один дом мне понравившийся — Дом Солодова под № 47.
Это очень красивый особняк, увиденный мною накануне в более благоприятную погоду. Я пыталась искать информацию о нем — безрезультатно. И вот, в момент написания этого материала совершенно случайно нашлась и информация.
Итак, Газетный переулок 47, это адрес Дома Солодова, хозяина мукомольной фабрики, построенный в 19 веке (точной даты нет) в стиле эклектики по проекту архитектора Николая Александровича Дорошенко. Рядом с домом в то время находилась и фабрика. Позднее в доме располагался «Дом учителя» с библиотекой.
Красивый особняк украшенный лепниной, полукруглыми оконными проемами находится в достойном состоянии и видно, что в нем и сейчас находится какое-то учреждение.
А сейчас покажу и расскажу еще про одно очень красивое здание, увиденное мною совершенно случайно на улице Социалистическая 77 -бывший Доходный дом промышленника Ивана Шапошникова, построенный по его заказу в 1890-е годы.
Главный фасад дома, возведенного в стиле неоренессанса, изобилует самым разнообразным лепным декором, детали которого хочется рассматривать не спеша, а наличие симметрично расположенных арок и пилястр напоминает об архитектуре эпохи Возрождения. После национализации с 1923 по 1928 годы на втором этаже бывшего доходного дома находилась первая районная художественная школа, организованная педагогом и родоначальником художественного образования на Дону Андреем Семеновичем Чиненовым.
Еще во времена Российской империи в сотрудничестве со своей женой Марией Михайловной, скульптором, они открыли сначала художественные классы, а затем частную художественную школу. Чиченовы для многих известных скульпторов и художников (Вучетич, Лактионов) открыли этот удивительный мир искусства и определили их дальнейшую творческую жизнь.
Позднее именно на основе художественной школы Чиненова в Ростове было создано Художественное училище имени Митрофана Борисовича Грекова, русского художника — баталиста.
Дом удивительно красивый, даже с облупившейся штукатуркой и поблекшей краской он выглядит богато. В настоящее время в доме располагаются учреждения связанные с ЖКХ. Какое-то время именно в этом здании предполагали разместить музей истории Ростова, но смета на ремонт не предполагает хранения музейных ценностей.
Следующие три особняка я разыскала целенаправленно, гуляя под дождем — альтернативы не было.
На улице Серафимовича 15 среди обычных жилых домов находится красивый двухэтажный особняк построенный в 1890-м году архитектором Дорошенко в стиле эклектики по заказу ростовского купца Семена Ивановича Великанова для своей дочери Пелагеи. Всю свою жизнь, вплоть до революции прожила она в нем со своим мужем, горным инженером и гласным городской Думы — Матвеем Кирилловичем Козловым.
На вид не очень и большой особняк, но в нем было 28 комнат, чудесный сад и фонтан во дворе. Красиво смотрится лоджия над парадным входом в здание, а главный фасад украшает лепнина.
После национализации в 1921 году здесь разместили Ростовскую государственную публичную библиотеку. С 1994 года в историческом здании, имеющем статус объекта культурного наследия, размещен художественный техникум имени Грекова. Иногда особняк называют Домом художника.
Следующий, инспектируемый мною объект — Особняк Герасимова на улице Социалистическая 13, построенный в 1890 году для семьи мещан. В 1900 году дом приобрел некто Ф. М. Горбенко, увековечив свое имя в виде монограммы «ФГ», которую можно рассмотреть на декоративных вставках над оконными проемами. В 1914-м году владельцем особняка становится купец Яков Родионович Герасимов, хозяин кожевенного магазина на Старом базаре (Центральный рынок). Имя последнего хозяина и закрепилось за особняком. Национализированный после революции дом использовали как жилой, затем в нем разместили садик. В 2020-м году к 130-летию особняка после масштабной реставрации в нем был открыт Hotel FG (инициалы Федора Горбенко)
Блуждая по улицам, перепрыгивая через лужи и пытаясь укрыться зонтом от противного дождя, я вышла к еще одному интересному дому на лице Темерницкой, названной так в честь Темерницкой таможни, давшей начало городу. Обычная провинциальная улочка с одноэтажными домиками, скорее сельскими, чем городскими и среди всей этой простоты неожиданный особнячок, кардинально отличающийся от других, мною уже увиденных. Оригинальный фасад, весьма необычный и больше смахивает на уменьшенную копию какого-нибудь дворца,
В 1888 году ростовский мещанин Георгий Трунов, владевший жестяной мастерской, купил это домовладение. В конце 19 начале 20 века он построил на участке особняк. В 1907 году Георгий Трунов передал свое имущество брату — Ивану. В 1914-м году имение было продано.
Особняк Трунова является объектом культурного наследия и прочла, что в настоящее время в нем находятся кабинеты адвокатов. Но я не увидела ни таблички, никакого-то знака о принадлежности дома какой-либо организации.
Что же это я говорю-говорю, рассказываю и рассказываю о каждом доме-особняке, а обхожу вниманием важнейший городской объект, исторический центр донской столицы — Центральный рынок! Жила я рядом, ходила ежедневно мимо раза по два, но зайти внутрь так и не удосужилась -жалко было времени.
Старый базар — именно такое называние ему дали в середине 18 веке, когда и города-то не было, но торговля уже не только зарождалась, а была весьма интенсивна. Иначе откуда в будущем Ростове столько купеческой братии?
По проекту архитектора Трофима Шаржинского в 1820 года были построены сначала деревянные Торговые ряды, но они уже тогда определили архитектурный ансамбль сегодняшнего рынка. К 1893 году на территории Старого базара было построено три каменных павильона, два из которых были разрушены во время войны.
Большие перемены произошли на рынке после 1990-х годов, это и реконструкция старых площадей, строительство новых. Был реконструирован и центральный вход в рынок с проспекта Буденного.
И еще сегодня расскажу об одной из первых улиц Ростова — Соборном переулке, обозначенном еще на карте города в 1811 году. Но тогда улица носила название Донской спуск, потому как по ней был удобный проход с рынка прямо к Дону. После возведения рядом с рынком собора Рождества Пресвятой Богородицы, переулку дали современное и на мой взгляд очень красивое название.
Переулок попал под программу реконструкции улиц и домов при подготовке города к ЧМ по футболу в 2018. Все исторические дома отреставрировали, мостовую вымостили тротуарной плиткой, установили лавочки, фонари и высадили деревья.
И самое главное — Соборный переулок теперь пешеходная прогулочная зона. Вечером зажигаются миллионы крошечных лампочек на красиво развешенных гирляндах. Гулять здесь в любое время одно удовольствие.
В начале Соборного переулка, если идти со стороны Большой Садовой в 2016- м году был установлена двухметровая бронзовая скульптура — памятник Сантехнику символу ЖКХ Ростова. Рядышком, на теплой батарее примостился кот.
Пожалуй на этом все, пока все!)) Была бы в горах — показывала бы природу и горы, но так как я была в очень красивом городе, то мне, как любительнице архитектуры, доставило огромное удовольствие снимать разный Ростов, парадный и без прекрас, а потом копаться в исторических моментах. Надеюсь мои изыскания понравятся еще кому-нибудь.
Желаю приятного просмотра.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм