История возникновения, образования любого города или населенного пункта непременно связана с каким-то определенным событием, возникшей необходимостью.
История образования города на переднем пограничном посту русско-турецкой границы началась в далеком 1713 году с установления на левом берегу реки Дон Темерницкого форпоста с небольшим гарнизоном. Название пошло от реки Темерник, в устье которой и было основано Темерницкое городище.
В середине 18 века возникла необходимость организации таможни для внешних торговых действий России с портами Черного, Азовского и Средиземного моря и Темерницкий форпост подошел для этого как нельзя лучше. В 1749 году по особому указу Елизаветы Петровны на месте Темерницкого городища и была основана Темерницкая таможня, начавшая свою работу с 1750 года.
В 1761 году была сооружена крепость, которой дали название во имя святого Дмитрия Ростовского, вскоре при крепости возникла Ростовская слобода.
Для защиты крепости от турецких набегов таможню и слободу заселяют семействами донских казаков, одетых в гусарские полукафтанья — доломаны.
В 1763 году был составлен первый план Ростовской крепости и ее окрестностей. Вдоль левого берега реки Темерник растянулась рыбацкая слобода, позднее получившая название Доломановка. В полуверсте от крепости, по горному склону образовался Темерников городок, впоследствии получивший название Купеческая слободка.
В 1796 году три образованных территории: Доломановка, Темерницкая таможня и Купеческая слободка дали начало городу Ростову. Чтобы не путать этот Ростов с древним Ростовом, несколько позже появилось название Ростов-на-Дону.
В 1811 году город получил план и герб, утвержденный императором Александром I.
Что интересно, в 1776 году таможню перевели в город Таганрог, но в 1836 вернули назад, в Ростов.
Вот предыстория возникновения города, совсем кратенько, буквально несколько основных фактов и названий, но без них нельзя. Если вы будете читать текст ниже, вы поймете и удивитесь, как основные названия сохранились, прошли через века, десятилетия и закрепились.
После принятия решения о поездке в Ростов-на-Дону в те несколько дней, что у меня были на подготовку, я прежде всего открыла список культурного наследия города и меня одновременно охватили две эмоции: ужас и радость!
При чем обе они напрямую были связаны с количеством этого наследия -огромнейший список, разбитый на три части: особняки и особнячки, купеческие домики. Т.е есть где разгуляться моей страстной натуре увлеченной архитектурой прошлого, но я в любом случае не успею осмотреть все!
По факту, размышляя каким же образом мне показать вам город, который не подвел, очаровал и заманил в свои, пусть и хмурые, пасмурные сети, я, пожалуй, начну с набережной.
Каменная набережная вдоль правого берега реки Дон была предусмотрела городским планом еще в 1811 году.
Первый проект по ее благоустройству был разработан военным строителем, полковником Шмелевым, но он не был реализован. Та же участь ожидала и второй проект, предложенный городу корпусом инженеров капитана барона Фиркса.
В 1895 — 1905 года вместо прогулочной набережной была построена грузотоварная со всеми вытекающими последствиями — пирс, огромные каменные корпуса для хранения различных товаров, зерна, железа, угля и прочие. Были построены таможня, биржи по торговле лесом и рыбой, проведен водопровод и электричество. Также была построена пристань для стоянки пассажирских пароходов.
До нашего времени на бывшей Хлебной площади в довольно плачевном состоянии сохранились пять корпусов принадлежащих крупному зернопромышленнику Элпидифору (ну и имя, никогда даже не слышала такого!) Парамонову — Парамоновские склады.
Как вы понимаете, при любом раскладе, отсутствии времени и наступлении сумерек я не могла пропустить и пройти мимо таких великолепных заброшек, вернемся к ним позднее.
А что же набережная? Ее судьба решилась в 1944 году, когда приступили к реализации проекта, предложенного академиком архитектуры В. Н. Соколовым.
Прежде всего расчистили территорию: убрали склады, ж/д пути и краны. Набережная, под руководством архитекторов В. Разумовского и Я. Ребайна постепенно стала превращаться в зону отдыха: бульвары, разбитые цветники радовали глаз.
Торжественное и такое долгожданное открытие Ростовской набережной имени легендарного командующего Черноморским флотом во времена царской России адмирала Федора Федоровича Ушакова состоялось 7 августа 1949 года.
В те времена длина набережной на правом берегу Дона едва дотягивал до одного километра. После очередной реконструкции длина ее приближается к трем километрам.
В свою крошечную поездку в Ростов-на-Дону я нашла время два раза погулять по набережной, конечно я не все увидела, что-то пропустила в спешке, мимо чего-то просто прошла, не желая тратить драгоценнейшее время, но то что успела увидеть понравилось очень! Погода, капризная дамочка, видимо не проспалась еще после ночных новогодних гуляний, поэтому категорически отказалась дарить мне солнышко, и хотя бы слегка подкрашенное голубым небо.
И если в первый раз я гуляла просто в пасмурную предвечернюю пору, то в последний день еще и сопровождаемая дождем! Все по плану и ставшей уже традиции- третий день как же можно без зонта?
Я уже говорила, что жилье выбирала себе как можно ближе к реке, поэтому спустившись с Соляного спуска, буквально через пару — тройку минут оказалась в самом начале набережной в симпатичном сквере. Даже хмурым январским днем деревья выглядели нарядными и ухоженными.
А в начале сквера стоит памятник Темерницкой таможне, помните я говорила, что знакомые названия вам еще встретятся в тексте. Открыт он в 2010 году в День города и приурочен к очередной годовщине подписания указа об основании таможни. Скульпторы Сергей Олешня и Анатолий Дементьев обращались за помощью к историкам, консультировались по поводу соответствия эпохе внешнего вида двухметровой фигуры офицера, держащего в руках Торговый Устав.
Оживленную в лучшие времена часть набережной, протянувшуюся вдоль улицы Береговая, ограждают два моста: справа Темерницкий,
Темерницкий автомобильный мост, виден на переднем плане фотографии, открыт в конце 2010 года. За мостом, на расстоянии пятьдесят метров, находится железнодорожный подъемно-разводной мост, открытый в 1952 году.
Первый мост на этом месте был построен в 1874 году в момент строительства Владикавказской железной дороги. Отслужив положенное время, в 1920-м году он был разобран, а его конструкции использовались при строительстве железной дороги Сочи-Адлер. Но прежде, в 1917-м году был построен второй вариант моста.
У набережной пришвартованы экскурсионные теплоходы, не востребованные, без суетных толп вездесущих туристов они выглядят грустно и жалко.
На набережной множество заведений для отдыха и развлечений, кафе и ресторанчики
и огромное количество памятников самой разнообразной тематики.
Некоторые из них будем смотреть их по мере появления в поле зрения.
Многие скульптуры донской тематики появились на набережной в рамках программы по улучшению и облагораживанию прогулочных зон. Одна из них, скульптурная группа «Григорий и Аксинья в лодке» установлена в 2013-м году.
Подошла к красивому автомобильному Ворошиловскому мосту на первый взгляд современному, однако это результат его масштабной реконструкции в 2013–2017 годах, а в первоначальном виде по новой для того времени технологии мост был построен в 1961–1965 годах. Длина моста 628 метров, высота — 35 метров, а свое название он получил, по названию проспекта, продолжением которого является.
Согласно задумке авторов проекта инженера Н. И. Кузнецова и архитектора Ш. А. Клеймана мост максимально вписался в окружающий ландшафт и панораму города.
С набережной на мост можно подняться на двух лифтах, построенных по обе стороны моста,
а по прогулочным лестницам подняться к началу Ворошиловского проспекта.
Я же добралась до проспекта на второй день ознакомительных прогулок по улицам города, как раз до того места, где он плавно переходит в мост и не могла не использовать возможность пройти по мосту и поснимать панорамы города и берега реки с высоты.
Ветер в тот день сам по себе был сильный, а на высоте 35 метров над землей он практически сдувал меня, вырывал из рук камеру. Да что там камера и я, от его мощи весь мост буквально вибрировал и казалось дышал, опускаясь вверх — вниз. Рисковать я не стала, не хотелось превратиться в девочку Элли и улететь в холодные воды Дона, поэтому несколько кадров и назад, на спасительную твердую почву под ногами.
Следующая скульптура «Дон-батюшка» установлена сразу за мостом в 2013-м году. С залихвацки вздернутым чубом в кресле развалился то ли казак, то ли аристократ, улыбаясь он смотрит на темные воды Дона.
На набережной и так мало гуляющих, а в этой ее части и того меньше, редкий прохожий отправиться гулять в такую хмурую, пасмурную и ветреную погоду, но у меня выбора нет.
Давно обратила внимание на другую сторону Дона, на его левый берег.
Здание лоцмейстерского поста, постройки 1894-1902 годов. Перенесено с о. Перебойный Азовского района в конце 1940-х годов. Деревянное здание, в котором проходили испытания первой радиостанции, было разобрано и перевезено в Ростов-на-Дону, где снова собрано на левом берегу Дона у железнодорожного моста. На этом же месте затем было построено это каменное здание лоцмейстерского поста.
" Левый, левый, левый берег Дона,
Пляжи, чайки, плесы у затона,
Рядом, рядом омуты и мели,
Я до них добраться не сумела»)))
Там белеет огромный новый стадион «Ростов-Арена», строительство которого было приурочено к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Помимо стадиона была оборудована и набережная, открытая для посещения в то же время. Кстати она так и называется «Левый берег Дона!»
Далее иду поближе к бывшей Хлебной пристани, на которой в связи с основным объемом товарооборота пшеницы в Англию во второй половине 19 века был построен огромной складской комплекс- Парамоновские склады.
Не переходя улицу Береговую фотографирую заброшенные в наше время сооружения, обеспечивающие работой сотни и тысячи ростовчан. Одним из таких рабочих был и молодой Алеша Пешков (Горький), описывающий в своих нескольких произведениях о тяжелейших условиях труда на складах.
Мысли перейти дорогу и подойти поближе у меня даже не возникло, если бы не молодой человек, вынырнувший из — за ограждения и, видя интерес, не пригласивший меня.
В сгущающихся сумерках я проникла на территорию и увидела, что там находятся несколько таких же любопытных.
Место для складов было выбрано очень удачно: со склона холма, находящегося за зданиями, бьют родники, температура воды которых круглый год равна + 18 градусов. Эту особенность использовали инженеры — строители, собрали воду в желоба и пропустили их через складские помещения, что позволило поддерживать в них температуру, благоприятную для хранения зерна.
Сейчас родники свободно льются, заполняя теплой водой помещения, никому до них нет дела, лишь в теплую погоду ребятишки устраивают купания.
Я бродила среди этих безмолвных развалин с пустыми проемами для окон и дверей, удивляясь человеческой безалаберности и равнодушному отношению к постройкам из добротного кирпича, которые могли бы много лет приносить пользу. Сложно представить и поверить, что в начале прошлого века здесь кипела жизнь, а результаты труда рабочих приносили городу огромные прибыли.
Тем не менее склады не остаются не замеченными администрацией города — в конце прошлого века им присвоен статус памятника истории и культуры федерального значения и что?
Хотя нет, движения вокруг Парамоновских складов все же есть — в 2017-м году они выставлены на продажу, а до этого разрабатывались несколько проектов по переустройству, реставрации и масштабной реконструкции зданий.
Здесь уже давно должны были быть апартаменты, концертный зал, парковки, спа, бани и рестораны, и даже бассейн с использованием ключей. Но воз и ныне там, а здания меж тем стремительно разрушаются.
Не хочется заканчивать материал на такой грустной ноте, поэтому вернемся чуть назад и поднимемся по широкой лестнице, ведущей к Газетному переулку.
Ростов — на — Дону город большой, но так как в мои планы входило плотное знакомство с его купеческими районами, поэтому по некоторым улицам или участкам я умудрилась пройти не по одному разу.
О, минуточку! Ведь если есть река, порт, теплоходы, причалы, значит должен быть и Речной вокзал, как же я могла забыть рассказать о нем!